Автор: Иванова Татьяна Викторовна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБНОУ "Гимназия №70"
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: «Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий»
Тема: Использование УУД в соответствии ФГОС
Раздел: начальное образование
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ НЕТИПОВОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 70»
ДОКЛАД
«Развитие учащихся в процессе формирования
универсальных учебных действий»
Докладчик:
учитель начальных классов,
Иванова Татьяна Викторовна
г. Новокузнецк
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем.
Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, —
это ускорение темпов развития.
Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных
предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его
такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться
и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе путем
сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном
стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно
обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных
действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного
усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию
усвоения, то есть умения учиться. При этом знания, умения и навыки
рассматриваются как производные от соответствующих видов
целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и
сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Универсальные учебные действия – способность субъекта к саморазвитию и
самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового
социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его
культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность,
способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая
организацию этого процесса.
Концепция универсальных учебных действий рассматривает компетентность
как “знание в действии”, способность использовать на практике полученные
знания и навыки. Таким образом, предлагаемое понятие универсальных
учебных действий относится к общему содержанию образования и является
метапонятием.
Актуальность формирования УДД обусловлена:
–
новыми социальным запросам, отражающим трансформацию России из
индустриального в постиндустриальное информационное общество, основанное
на знаниях и высоком инновационном потенциале;
–
требованиями общества в повышенной профессиональной мобильности и
непрерывном образовании;
–
социальные запросы определяют цели образования как общекультурное,
личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую
ключевую компетенцию образования как “научить учиться
Универсализация содержания общего образования позволяет реализовать
основные требования общества к образовательной системе:
–
Формирование культурной идентичности учащихся как граждан России.
–
Сохранение единства образовательного пространства, преемственности
ступеней образовательной системы.
–
Обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых
возможностях.
–
Достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста
социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего
общества на основе формирования культурной идентичности и общности всех
граждан и народов России.
–
Формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и
определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству,
освоению и преобразованию окружающего мира.
Функции универсальных учебных действий включают:
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять
деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать
необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать
процесс и результаты деятельности;
создание условий для развития личности и ее самореализации на основе
готовности к непрерывному образованию, компетентности “научить учиться”,
толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и
профессиональной мобильности;
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование
картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Универсальный характер УУД проявляется том, что они:
носят надпредметный, метапредметный характер;
обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного
развития и саморазвития личности;
обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса;
лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося
независимо от ее специально-предметного содержания;
обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования
психологических способностей учащегося.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе
определяется тремя взаимодополняющими положениями:
Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного
процесса определяет его содержание и организацию.
Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте
усвоения разных предметных дисциплин.
Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют
эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и
умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося,
в том числе социальной и личностной компетентности.
Универсальные учебные действия выделяются на основе анализа характеристик
учебной деятельности и процесса усвоения, а именно, в соответствии:
со структурными компонентами целенаправленной учебной деятельности;
с этапами процесса усвоения;
с формой реализации учебной деятельности – в совместной деятельности и
учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками или самостоятельно.
В составе основных видов универсальных учебных действий можно
выделить пять блоков:
–
личностный;
–
регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
–
познавательный;
–
знаково-символический;
–
коммуникативный
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-
смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с
принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение
выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и
межличностных отношениях. Это действия смыслообразования, т. е.
установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее
мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает
деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться
вопросом о том, “какое значение, смысл имеет для меня учение”, и уметь
находить ответ на него; действие нравственно-этического оценивания
усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей,
обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные универсальные учебные действия:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что
уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с
учетом конечного результата; составление плана и последовательности
действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его
временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ
действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
Познавательные универсальные учебные действия:
–
общеучебные универсальные учебные действия;
–
логические универсальные учебные действия.
Общеучебные универсальные действия включают:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов
информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в
зависимости от цели;
Общеучебные универсальные действия включают:
умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в
устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью
и соблюдая нормы построения текста
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
действие со знаково-символическими средствами.
Универсальные логические действия:
сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств
/ различия, определения общих признаков и составления классификации);
опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в
тот или иной класс);
анализ – выделение элементов и “единиц” из целого; расчленение целого на
части;
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая,
восполняя недостающие компоненты;
сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию.
Универсальные логические действия:
классификация – отнесение предмета к группе на основе заданного признака;
обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса
единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
доказательство – установление причинно-следственных связей, построение
логической цепи рассуждений, доказательство;
Знаково-символические универсальные учебные действия:
обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала,
представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения
учебного материала;
выделения существенного;
отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных
знаний.
Знаково-символические универсальные учебные действия:
моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где
выделены существенные характеристики объекта (пространственно-
графическую или знаково-символическую);
преобразование модели – изменение модели с целью выявления общих законов,
определяющих данную предметную область.
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную
компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других
людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать
и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие
и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Критерия оценки сформированности универсальных учебных действий
соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.
сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень
развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления
познавательной деятельностью учащихся.
Свойства действий подлежащие оценке, включают:
уровень (форму) выполнения действия;
полноту (развернутость);
разумность;
сознательность (осознанность);
обобщенность;
критичность;
освоенность.
Уровень действия может выступать в трех основных формах действия:
в форме реального преобразования вещей и их материальных заместителей,
материальная (материализованная – с заместителями – символами, знаками,
моделями) форма действия;
действие в словесной, или речевой, форме;
действие в уме – умственная форма действия.
Модель оценки уровня сформированности учебной деятельности включает
оценку сформированности всех ее компонентов:
мотивов,
особенностей целеполагания,
учебных действий,
контроля и оценки.
Нам, учителям, предстоит научиться организовывать учебный процесс таким
образом, чтобы освоение учащимся основных понятий происходило
одновременно с накоплением опытов действий, обеспечивая развитие умения
учиться, самостоятельно искать, находить и усваивать знания.
Таким образом, развитие учащихся в процессе формирования УУД, может
оказаться полезным только в случае создания благоприятной атмосферы в
классе – атмосферы поддержки и заинтересованности в каждом ребенке. Я
считаю, что основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить
все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять
самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя
бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Решающая роль в
этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать к чему он
стремиться в воспитании и обучении детей.