Напоминание

Использование УУД в соответствии ФГОС


Автор: Иванова Татьяна Викторовна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБНОУ "Гимназия №70"
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: «Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий»
Тема: Использование УУД в соответствии ФГОС
Раздел: начальное образование





Назад




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ НЕТИПОВОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 70»

ДОКЛАД

«Развитие учащихся в процессе формирования

универсальных учебных действий»

Докладчик:

учитель начальных классов,

Иванова Татьяна Викторовна

г. Новокузнецк

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем.

Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, —

это ускорение темпов развития.

Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных

предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его

такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться

и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе путем

сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном

стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно

обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных

действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного

усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию

усвоения, то есть умения учиться. При этом знания, умения и навыки

рассматриваются как производные от соответствующих видов

целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и

сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Универсальные учебные действия – способность субъекта к саморазвитию и

самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового

социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его

культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность,

способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая

организацию этого процесса.

Концепция универсальных учебных действий рассматривает компетентность

как “знание в действии”, способность использовать на практике полученные

знания и навыки. Таким образом, предлагаемое понятие универсальных

учебных действий относится к общему содержанию образования и является

метапонятием.

Актуальность формирования УДД обусловлена:

новыми социальным запросам, отражающим трансформацию России из

индустриального в постиндустриальное информационное общество, основанное

на знаниях и высоком инновационном потенциале;

требованиями общества в повышенной профессиональной мобильности и

непрерывном образовании;

социальные запросы определяют цели образования как общекультурное,

личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую

ключевую компетенцию образования как “научить учиться

Универсализация содержания общего образования позволяет реализовать

основные требования общества к образовательной системе:

Формирование культурной идентичности учащихся как граждан России.

Сохранение единства образовательного пространства, преемственности

ступеней образовательной системы.

Обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых

возможностях.

Достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста

социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего

общества на основе формирования культурной идентичности и общности всех

граждан и народов России.

Формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и

определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству,

освоению и преобразованию окружающего мира.

Функции универсальных учебных действий включают:

обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять

деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать

необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать

процесс и результаты деятельности;

создание условий для развития личности и ее самореализации на основе

готовности к непрерывному образованию, компетентности “научить учиться”,

толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и

профессиональной мобильности;

обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование

картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Универсальный характер УУД проявляется том, что они:

носят надпредметный, метапредметный характер;

обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного

развития и саморазвития личности;

обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса;

лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося

независимо от ее специально-предметного содержания;

обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования

психологических способностей учащегося.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе

определяется тремя взаимодополняющими положениями:

Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного

процесса определяет его содержание и организацию.

Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте

усвоения разных предметных дисциплин.

Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют

эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и

умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося,

в том числе социальной и личностной компетентности.

Универсальные учебные действия выделяются на основе анализа характеристик

учебной деятельности и процесса усвоения, а именно, в соответствии:

со структурными компонентами целенаправленной учебной деятельности;

с этапами процесса усвоения;

с формой реализации учебной деятельности – в совместной деятельности и

учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками или самостоятельно.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно

выделить пять блоков:

личностный;

регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

познавательный;

знаково-символический;

коммуникативный

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-

смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с

принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение

выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и

межличностных отношениях. Это действия смыслообразования, т. е.

установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее

мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает

деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться

вопросом о том, “какое значение, смысл имеет для меня учение”, и уметь

находить ответ на него; действие нравственно-этического оценивания

усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей,

обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что

уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование – определение последовательности промежуточных целей с

учетом конечного результата; составление плана и последовательности

действий;

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его

временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным

эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ

действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

Познавательные универсальные учебные действия:

общеучебные универсальные учебные действия;

логические универсальные учебные действия.

Общеучебные универсальные действия включают:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов

информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

структурирование знаний;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от

конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и

результатов деятельности;

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в

зависимости от цели;

Общеучебные универсальные действия включают:

умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в

устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью

и соблюдая нормы построения текста

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов

деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

действие со знаково-символическими средствами.

Универсальные логические действия:

сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств

/ различия, определения общих признаков и составления классификации);

опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в

тот или иной класс);

анализ – выделение элементов и “единиц” из целого; расчленение целого на

части;

синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая,

восполняя недостающие компоненты;

сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию.

Универсальные логические действия:

классификация – отнесение предмета к группе на основе заданного признака;

обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса

единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

доказательство – установление причинно-следственных связей, построение

логической цепи рассуждений, доказательство;

Знаково-символические универсальные учебные действия:

обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала,

представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения

учебного материала;

выделения существенного;

отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных

знаний.

Знаково-символические универсальные учебные действия:

моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где

выделены существенные характеристики объекта (пространственно-

графическую или знаково-символическую);

преобразование модели – изменение модели с целью выявления общих законов,

определяющих данную предметную область.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную

компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других

людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать

и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,

интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие

и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Критерия оценки сформированности универсальных учебных действий

соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.

сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень

развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления

познавательной деятельностью учащихся.

Свойства действий подлежащие оценке, включают:

уровень (форму) выполнения действия;

полноту (развернутость);

разумность;

сознательность (осознанность);

обобщенность;

критичность;

освоенность.

Уровень действия может выступать в трех основных формах действия:

в форме реального преобразования вещей и их материальных заместителей,

материальная (материализованная – с заместителями – символами, знаками,

моделями) форма действия;

действие в словесной, или речевой, форме;

действие в уме – умственная форма действия.

Модель оценки уровня сформированности учебной деятельности включает

оценку сформированности всех ее компонентов:

мотивов,

особенностей целеполагания,

учебных действий,

контроля и оценки.

Нам, учителям, предстоит научиться организовывать учебный процесс таким

образом, чтобы освоение учащимся основных понятий происходило

одновременно с накоплением опытов действий, обеспечивая развитие умения

учиться, самостоятельно искать, находить и усваивать знания.

Таким образом, развитие учащихся в процессе формирования УУД, может

оказаться полезным только в случае создания благоприятной атмосферы в

классе – атмосферы поддержки и заинтересованности в каждом ребенке. Я

считаю, что основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить

все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять

самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя

бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Решающая роль в

этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать к чему он

стремиться в воспитании и обучении детей.



В раздел образования