Автор: Пяткина Яна Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ДДТ Петроградского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Построение занятия по ритмопластике с учетом психофизических особенностей развития детей в 3-5лет
Раздел: дополнительное образование
«Построение занятия по ритмопластике с
учетом психофизических особенностей развития
детей в 3-5лет»
Пяткина Я. А.
педагог дополнительного образования
ГБУ ДО ДДТ Петроградского р-на Санкт-Петербурга
2021г
Возраст 3-5 лет справедливо называют средним дошкольным.
Неустойчивость настроения, эмоциональная ранимость, конкретность и
образность
мышления,
увлеченность
игрой
и
игровыми
ситуациями
сближают этих детей с младшими дошкольниками, уже складываются
многие познавательные способности и личностные особенности ребенка.
Большую роль в восприятии детей в дошкольном детстве, продолжает играть
подражание, особенно при овладении новым движением, операциям,
действиям. Они легче воспринимают образы реальных предметов и
материализованные действия, чем слова.
Как и дети в возрасте от года до 3 лет, дошкольники среднего возраста
эгоцентричны: они ещё не понимают, что у других людей могут быть свои
представления о чем-либо, отличные от их представлений, что вообще
возможно существование разных точек зрения на один и тот же предмет. Как
правило, в этом возрасте дети и не умеют взглянуть на объект с позиций
другого человека.
Дошкольники среднего возраста не способны уследить за тем, как меняется
объект и как он переходит в другое состояние. Они прекрасно фиксируют в
памяти лишь устойчивые ситуации, состояния– исходные и конечные, но от
них ускользает сам процесс преобразования.
В этом возрасте ребенок усваивает язык чувств – принятые в обществе
формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов,
улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т.д. Дети все еще
остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они
испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем
поведении. Для преподавателя поведение ребенка, выражение им чувств –
важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека,
свидетельствующий
о
его
психическом
состоянии
и
возможных
перспективах развития. Эмоциональный фон на занятии может быть
положительным или отрицательным. Например, жалоба ребенка педагогу —
это проявление, в своеобразной форме, его стремления к общению с ним,
острое желание рассказать о себе, чаще всего о каких-то своих трудностях и
невзгодах, прежде всего в сфере отношений с окружающими людьми.
Жалуясь взрослому, ребенок ищет у него сочувствия, сопереживания и
помощи. Оставлять все это без внимания просто нельзя. В одних случаях
достаточно приласкать ребенка, чтобы он перестал хныкать, жалуясь на
несуществующие боли, чтобы увильнуть от выполнения определенных
упражнений или части занятия. В других — следует удовлетворить его
потребность в положительной оценке, в уважительном к себе отношении.
В-третьих
—
помочь
организовать
взаимодействие
со
сверстниками,
предварительно объяснив образцы поведения и исключив тем самым
тенденцию к ябедничеству. Во всех случаях участие преподавателя поможет
ребенку овладевать нормами взаимоотношений с окружающими людьми. Но
так как содержание жалоб детей различно, то и отношение педагога к ним
должно варьироваться в соответствии с их характером.
Большую роль на формирование отношения детей друг с другом может
оказать игра, которая является для маленького ребенка не только школой
познания окружающего мира взрослых, но и школой взаимоотношения
людей. В дошкольном возрасте игра является одной из основных форм
организации детской жизни, в процессе которой дети как-то влияют друг на
друга, приобретают для себя жизненные привычки. Игровая деятельность
влияет на формирование всех психических процессов: произвольности,
воображения, образного мышления и др. Именно эта деятельность в
дошкольном возрасте является ведущей и определяет дальнейший путь
психического развития ребенка.
Опираясь на знания психологии детей возраста 3-5лет, педагог-хореограф
должен уметь правильно
выстроить
план урока по хореографии,
ритмопластике. Таким образом, при изучении рисунка в танцклассе,
приобретению
танцевальных
навыков,
музыкального
восприятия,
ритмических особенностей и взаимодействию с другими обучающимися в
группе нужно использовать игру, как основную особенность данного
возраста, для достижения поставленных задач в каждой отдельной группе.
В своих уроках для малышей я стараюсь находить связь между
отдельными подвижными играми и образами с движениями, упражнениями и
танцевальными заданиями, чтобы получить от обучаемых детей нужных
результатов. Каждую часть практического урока нужно комментировать или
называть понятными детям словами (образами, предметами, персонажами), а
зачастую дети и сами подсказывают то или иное определение своим
действиям на занятии ритмопластикой (ранней хореографией).
Музыкально-танцевальное занятие для малышей в игровой форме длится
всего 30-50 минут. На занятии дети учатся выражать эмоции посредством
движения, развивают образное мышление и фантазию, чувство ритма и
музыкальность, концентрацию внимания, память. Но бывает и так, что
общий эмоциональный настрой детей не находит отражения, желаемому
педагогом, дети начинают отвлекаться и внимание группы буквально
рассеивается на глазах. При определенном опыте может стать выходом
отдельные предметы, находящиеся в танцклассе или же подготовленные на
такой случай преподавателем. Либо же это может стать часть одежды
(например, снятый при занятии на коврике носок или балетка - под
предлогом душного помещения) и выполнения всех привычных упражнений
с использованием данного предмета, что вновь вовлекает детей в игру и
концентрирует внимание как на нечто новое.
Кроме игр и упражнений существует трудовая деятельность, пока еще
чаще совместная с педагогом, которые выступают не только в качестве лица,
организующего и направляющего детей, но и в качестве непосредственного
участника процесса, дисциплинирующего занимающихся в танцклассе.
Например,
в
танцевально-игровой
форме
собирать
предметы
после
окончания занятия. Участие преподавателя предупреждает нежелательное
поведение детей, фиксируя и поощряя их промежуточные успехи, подводя их
к достижению конечной цели.
Известно, что дети указанного возраста оценивают своих сверстников,
ориентируясь на мнение взрослых (родителей и преподавателей). Именно
мальчики чаще оцениваются взрослыми негативно как непослушные,
драчливые и пр. Девочки же больше соответствуют требованиям взрослых,
они добры, послушны, спокойны и прочее. В силу этого девочки чаще
заслуживают похвал и позитивных оценок. Относительно же мальчиков, в
силу особенностей возраста 3- 5лет, внимание на словах педагога держится
не более 2минут и похвала или замечание должны быть более конкретной
(факт - за что). У мальчиков на занятии больше проявляется особенность
возраста «Я ХОЧУ!», и задача детского хореографа заставить поверить его в
свои силы и умение двигаться в нужное педагогу русло. Очень важно
разделить с ребенком неудачу или если что-то не получается, поддерживать
его во время выполнения движений, опираясь и на такие знания психологии
возраста 3-5лет ( кризисного перехода к «Я САМ!» «Я УЖЕ БОЛЬШОЙ!»).
В целом дошкольники – кинестетики, т.е. им нужно пробовать, а не
слушать или смотреть, поэтому занятия хореографией как нельзя лучше
соответствуют данному требованию в развитии малышей. При ведении урока
с данным возрастом педагогу нужно учитывать, что дошкольники остаются
старательны лишь в течении приблизительно 12минут, и им необходима
частая смена деятельности, переключение внимания. Усталость одних и
активность других детей можно вылить в форму короткого концерта в
рамках занятия, что способствует развитию творческого исполнительского
мастерства, актерских данных, запоминанию пройденного материала и
демонстрации навыков, полученных на ритмопластике. Стоит при этом
помнить, что любая импровизация должна основываться на подготовке, не
стоит применять данный прием, если в целом дети еще мало чему обучены.
Так же можно давать домашнее задание «показать пройденное или концерт
родителям».
Отдельным моментом концентрирования детей является образ педагога на
занятии. Опрятность во внешнем виде, соответствие формы одежды
хореографа должны подкрепляться чистотой, ясностью и грамотностью
произношения слов, активностью в ведении занятия, а так же участие в
игровых моментах в качестве ведущих образов/персонажей возможно с
конкретными отличающими предметами, фокусирующими внимание детей
на педагоге.
Ритмопластика –это начальная форма обучения, элементарное познание
танцевальных форм движения, первый раздел обучения хореографии . Это во
многом определяет подбор музыкальных произведений. Как правило,
музыкальные отрывки еще не требуют на уроках углубленного подхода к
хореографическим формам, поэтому они не должны быть чересчур сложным
по звучанию, размеру и характеру. Это несложные марши с легкой фактурой
для хорошего усваивания учащимися ритма. Для упражнений по кругу
используются несложные польки с ярко выраженным ритмом, например,
чешская полька или белорусская полька “Янка”. В упражнениях по кругу
хореографом часто применяется изменение темпа в музыке, которое служит
более точному восприятию музыки учащимися, приучает реагировать на
увеличение темпа или замедление, либо на внезапный переход к быстрому
или медленному движению. Воспитывая эстетическое восприятие музыки,
ритма, нужно подбирать музыкальные отрывки, согласованные с
движениями, с характером танца, яркие по звучанию. Роль концертмейстера
незаменима. Его работу следует рассматривать как неотъемлемую часть
процесса обучения искусству танца. Подбор осуществляется в специальном
музыкальном материале, который, к сожалению, является редкостью в
музыкальных библиотеках и задача концертмейстера не только найти
соответствующие ноты, но и выбрать из них именно то, что пригодится на
уроке хореографии. Иногда стоит обратиться к современным детским
музыкальным произведениям, которые придется подбирать на слух, но в
итоге они всегда будут приводить детей в восторг и хорошее настроение,
благоприятствующее усвоению материала на уроке. Существует такое
понятие у хореографов как “квадрат”. Это ни что иное, как период,
состоящий из восьми или шестнадцати тактов, на логической законченности
которого строится движения танца. Не все выбранные вальсы, польки, марши
могут быть одобрены хореографом. Музыкальный репертуар необходимо
постоянно пополнять. Действительно, частое звучание на уроке одного и
того же марша или вальса ведет к механическому, не эмоциональному
выполнению упражнений учащимися. Однако слишком частая смена
сопровождения рассеивает внимание, не способствует усвоению и
запоминанию движений. Давая определенный темп, метр и ритмический
рисунок, музыка выявляет и подчеркивает характерные особенности
движения, помогает его выполнению и одновременно приучает детей
понимать соответствие между характером музыки и характер движения
Музыка, движение и слово – эти “три кита” лежат в основе урока
ритмопластики. Для понимания ритма и запоминания многих упражнений на
занятиях используется стихотворная форма-сопровождение. Примеры таких
коротких четверостиший можно легко найти в интернете и книгах по
воспитанию и подвижным играм, подбирая под тему своих занятий и
используя для разнообразия образных движений. Например:
Сядем ниже и подскочим,
Ручки шире и в замочек,
Ручки шире и в замочек,
Посмотрите, как мы можем!
Вправо-вправо повернемся
И растяжкой мы займемся…
Задача первых двух лет обучения танцам – согласовать речь с движением и
музыкой, научить ориентироваться в пространстве и освоить основные
танцевальные элементы.
Для 3-леток в уроке сконцентрировано гораздо
больше
танцевальных
игр,
причем
с
минимальным
содержанием
хореографии -- хлопки, притопы, повороты. В этом возрасте не стоит задачи
научить ребенка танцевать. Важно научить в первую очередь, чтобы дети
повторяли
за
педагогом,
ориентировались
в
пространстве,
взаимодействовали с другими детьми. Также с раннего возраста для танцора
важно развитие музыкального слуха и чувства ритма.
Игры помогают
развить реакцию, быстро запоминать танцевальные движения и комбинации.
В 3х-летнем возрасте с детьми разучиваются простые танцы-этюды,
хороводы с повторениями для лучшего запоминания, где дети могут
выполнять движения по рисунку танца, повторяя за педагогом. А уже с 4-
5лет детей можно
приучать самостоятельно выполнять движения и
запоминать порядок танца, дети в 5 лет легко могут приспособиться к
делению на группы в танце (по образам, половому признаку, задачам). Но все
же в данном возрасте и для постановки танцев для детей вообще следует
учитывать, что детям проще запоминать и понимать танец сюжетный и с
конкретными образами. В постановках и разучивании этюдов выявляются
одаренные дети и лидеры группы, что помогает хореографу координировать
свои действия в течении цикла занятий. Для улучшения продуктивности
занятий преподаватель должен вести активную работу с родителями,
проводить тесты и диагностику своей работы, анализировать результаты всей
группы и каждого ребенка.
Примерный план урока хореографии/ ритмопластики:
дети 3-4 года:
- поклон в образе принцев и принцесс,
- пальчиковые игры: «Раз цветочек» «Сороконожка», «Этот пальчик», «Раз,
два, три»;
- ритмические игры на мелкую моторику: «Мы капусту режем», «Дятел»,
«Зайчики», «Черепашка», «Правая и левая», «Рева-корова»;
- вводные игры на освоение пространства;
- танцы-игры по кругу: «Серединка», «Пузырь», «Дай ладошку»;
- вводные игры на знакомство;
- танцы-игры «Хая-мая», «Карнавал» (бег по кругу), «Котик»;
- марш по кругу «Солдаты» «Гномы и Великаны»;
- постановка рук и ног;
- пальчиковая игра: «Паучина», «Ножки да рожки»;
- работа по кругу на выносливость «Крокодил»
- растяжка (складка) «Книжка», «Бульдозер»;
- упражнение «Пли»;
- танцы-игры: «Гусеницы», «Жук», «Лампочки», «Ваше величество»,
«Трещалки»;
- растяжка – складка («Бутерброд»), прогиб («Корзиночка»);
- танцы-игры «Веселые щенки», «Кошечка», «Гуси-лебеди»; «Львы и утки»;
«Страус»;
- растяжка - поперечный шпагат («Корни», «Куколки»);
- театральная игра со звуками, «Тра-та-та», «Шатун-ревун»;
- Дыхательные упражнения («Шарик», «Свечка»);
- танец-игра «Задаваки» на финал урока.
Данная работа написана мной на основании приобретенных знаний на
курсах повышения квалификации «Совершенствование профессионального
мастерства педагога по хореографии» , а так же общения с коллегами и
участниками курсов повышения квалификации, он-лайн курсов и вебинаров
и собственном опыте работы с детьми данного возраста в бюджетных и
коммерческих учреждениях.
Полезная литература по данной теме:
Баренбойм Л.А. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. –
Ленинград: Музыка, 1970.
Белопольская Н.Л. Экспресс-методика для диагностики детей 3-4лет. м//
Когито-Центр, 2008г
Бондаренко А.К., Матусин А.И. Воспитание детей в игре. М.: Просвещение.
1983
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии
ребенка//Вопросы психологии. – 1998. - №6
Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет. М.//
Вопросы психологии.1992.
Домогацкая И.Е. Методика диагностики эстетических способностей детей 3-
5 лет. М.// Классика-XXI, 2004г
Дубровицкая С. Подвижные игры для детей от 3 до 7лет. // Мой Малыш
Жак-Далькроз Э. Ритм. – М.: Классика, 2001
Затямина Т.А. Музыкальная ритмика. – М.: Глобус, 2009
Карташова Л. О самоорганизации детей в подвижной игре. //Дошкольное
воспитание. 1981, №11.
Кацер О.В., Коротаева С.А. Музыка. Дети. Здоровье. Игровая методика
развития музыкальных способностей детей. Часть 1, 2 (+2 CD) // Композитор,
2008г
Коломинский Я.А. О взаимоотношениях в группе детей. //Дошкольное
воспитание. 1986, №1.
Мантессори М. Методика раннего развития от 6месяцев до 6 лет. //
Руднева С. Д. Ритмика. – М.: Просвещение, 1972
Репина Т.А. Группа детского сада и процесс социализации мальчиков и
девочек. //Дошкольное воспитание. 1984, №4
Субботина Л. Ю. Учимся играя. Обучающие игры 5-10лет. // Практикум
Таджиабаева Л. Формирование навыков коллективной деятельности на
занятиях. //Дошкольное воспитание. 1983, №2.
Эльконин Д. Б. Психология игры М. Просвещение 1987
Юсупов Г. Воспитание самостоятельности у детей 3-5 - ти лет жизни//
«Дошкольное воспитание», №8, 2002г., стр.28
Полезные сайты по данной тем
e
:
http
://
oks
120184.
narod
.
ru
- сайт психолога, подвижные игры
http
://
psixologiya
.
org
http
://
moi
-
mir
.
kz
http
://
nauka
-
pedagogika
.
com
http
://
www
.
horeograf
.
com
http
://
dancehelp
.
ru
обучающие он-лайн курсы
http
://
www
.
youtube
.
com