Напоминание

"Великие композиторы эпохи Барокко"


Автор: Трунина Наталья Ильинична
Должность: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "ДМШ №2"
Населённый пункт: г.о. Саранск, Республика Мордовия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Великие композиторы эпохи Барокко"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Великие композиторы эпохи Барокко»

Методическая разработка по музыкальной литературе

прпеподавателя «ДМШ №2» г. Саранска Труниной Натальи Ильиничны

В конце XVI века в Риме начинается новая культурная эпоха Барокко.

Охватывает период конца XVI − начала XVIII века. Эпоха барокко внесла

свой

штрих

в

развитие

музыкального

искусства.

На

сцену

выходит

гомофония с её разделением на главный голос и сопровождающие. В то же

время процветала и полифония. Важным шагом в развитии музыкального

языка стало принятие темперированного строя и становление тональности.

Чётко определились два главных лада – мажор и минор. Наиболее яркими

представителями эпохи Барокко были немецкие композиторы И.С. Бах и Г.Ф.

Гендель.

Иоганн Себастьян Бах - величайший немецкий композитор эпохи

барокко. Трудно назвать другого композитора, который на протяжении более

300

лет

оказывал

на

развитие

музыкального искусства столь глубокое и

разностороннее влияние. Родился И.С.Бах

в

1685 году, любопытно, в этот же год

родились

ещё

два

крупных

барочных

композитора

немец

Г.Ф.

Гендель

и

итальянец

Д.

Скарлатти.

За

свою

жизнь

И.С. Бах много раз переселялся из одного

немецкого города в другой, причём ни разу не выезжал за пределы страны.

Основные вехи творческого пути композитора связаны с 3 городами: Веймар,

Лейпциг и Кётен. У И.С. Баха была большая семья. Четверо его сыновей

стали известными композиторами. Композиторское наследие Баха – около

1000

сочинений

в

разных

жанрах.

Это

крупные

духовные,

светские

произведения, вокально-инструментальные сочинения.

Среди

них

«Высокая

месса»,

«Страсти»,

оратории

и

кантаты,

произведения

для

органа,

пьесы

для

клавира

«Инвенции»,

«Хорошо

темперированный клавир», «Французские сюиты» и «Английские сюиты»,

«Партиты», оркестровые сюиты, концерты для солирующих инструментов с

оркестром.

В

музыке

Баха

запечатлены

образы

безмерного

страдания

и

скорби,

философски

углубленные настроения. А наряду

с

этим

образы

радости

и

ликования, неуемного жизнелюбия,

светлого торжества жизни. Одна из

главных особенностей музыки Баха

глубокая

человечность,

беззаветная любовь композитора к людям. По его мнению, «музыка должна

будить мысль человеческую, помогать очищению людскому».

При

жизни

Иоганн

Себастьян

Бах

пользовался

известностью,

но после

смерти композитора его имя и музыка были забыты. Интерес к творчеству

Баха

возник

лишь

в конце

1820-х

годов.

В 1829

году

композитором

Феликсом

Мендельсоном-Бартольди,

в Берлине,

было

организовано

исполнение «Страстей по Матфею». В 1850 году было создано Баховское

общество, стремившееся выявить и опубликовать все рукописи композитора

– за полвека было издано 46 томов.

Георг

Фридрих

Гендель

великий

немецкий

композитор и органист, родился 23 февраля 1685 в

Галле

(Саксония).

Около

полувека

работал

в

Лондоне.

Мастер

монументальной

оратории,

главным образом на библейские сюжеты. Написал

более 40 опер, органные концерты, кончерто гроссо

для

оркестра,

сонаты

и

сюиты.

Отец,

уже

немолодой

врач-хирург,

был

сначала

против

музыкальных

занятий

сына,

но

когда

мальчику

исполнилось восемь лет, он разрешил ему в течение

трех лет изучать игру на органе под руководством местного органиста. В

январе

1702,

после

смерти

отца,

Гендель

поступил

на

юридический

факультет университета родного города, но уже через месяц был назначен

органистом в кафедральный собор. В следующем году он распростился с

Галле

и

отправился

в

Гамбург,

где

стал

сначала

скрипачом,

а

затем

клавесинистом

в

Гамбургской опере,

в

то

время

единственном оперном

театре Германии. Работал во Флоренции, Риме, Неаполе, Венеции. Более

полувека Г.Гендель провел в Англии. Там получил английское подданство и

удостоен звания композитора Королевской капеллы.

В 1710 г. Гендель решил

изменить свою жизнь. Он отправился в английскую столицу, где занялся

изучением хорового искусства. На тот момент в Лондоне было очень мало

композиторов, музыка претерпевала кризис. Всего за 14 дней Георг смог

сочинить оперу «Ринальдо» по заказу местного театра.

Самой известной ее частью стала ария «Оставь меня

плакать».

Также

создал

12

псалмов

на

библейские

тексты, написал три оркестровые сюиты под названием

«Музыка на воде».

Ни один композитор эпохи барокко

не был так вознесён при жизни, как Гендель. Он был

официально

признан

«великим»,

очень

высоко

оплачивался,

имел

возможность

прочитать

свою

опубликованную биографию и созерцать в городском

парке Лондона памятник себе самому.

Творчество

Георга

Фридриха

Генделя,

наряду

с творчеством И.С. Баха, явилось кульминацией в развитии музыкальной

культуры

первой

половины

XVIII

века.

Многое

объединяет

этих

двух

художников, которые, к тому же, были ровесниками и соотечественниками:

оба

синтезировали

творческий

опыт

различных

национальных

школ,

их

творчество – это своеобразное подведение итогов в развитии многовековых

традиций;

И Бах, и Гендель явились крупнейшими в истории музыки полифонистами;

оба композитора тяготели к жанрам хоровой музыки. Однако в сравнении с

Бахом творческая судьба Генделя сложилась совершенно иначе, с самого

рождения он воспитывался в других условиях, а впоследствии жил и работал

в иной общественной обстановке:

Бах был потомственным музыкантом. Гендель же родился в семье довольно

богатого цирюльника-хирурга и его ранние музыкальные наклонности не

вызвали никакого восторга у его отца, который мечтал видеть сына юристом;

если биография Баха небогата внешними событиями, то Гендель прожил

жизнь

очень

бурную, изведав

и

блестящие

победы, и

катастрофические

срывы;

уже при жизни Гендель добился всеобщего признания, был на виду у всей

музыкальной Европы, тогда как творчество Баха было мало известно его

современникам;

Бах почти всю свою жизнь служил при церкви, огромную часть музыки

написал

для

церкви,

сам

был

очень

набожным

человеком,

прекрасно

знающим Священное Писание.

Гендель

же

был

исключительно светским композитором,

сочиняющим,

прежде всего, для театра и концертной эстрады. Чисто церковные жанры у

него

занимают

небольшое

место

и

сосредоточены

в

раннем

периоде

творчества.

Показательно,

что

духовенство

при

жизни

Генделя

препятствовало попыткам трактовать его оратории как культовую музыку.

Еще одно его отличие Генделя от Баха заключается в том, что Гендель всю

жизнь тяготел к оперному жанру, а Бах к этому жанру не обращался совсем.

Генделю

опера

была

нужна.

Она

воспитала

его,

определила

светский

характер

его

искусства.

Гендель

отшлифовал

в

ней

свой

стиль,

усовершенствовал оркестр, арию, речитатив, форму, голосоведение. В опере

он обрел язык драматического художника. И все-таки в опере ему не удалось

выразить главные свои идеи. Высшим смыслом, высшей целесообразностью

его творчества были оратории.

Гендель чрезвычайно чутко улавливал сам

процесс

сиюминутной

культурно-общественной

жизни,

запечатлевая

его

в привычных эпохе звуках. Музыка Генделя глубока, радостна и здорова; она

пережила своё время и свою эстетическую среду и сделалась драгоценным

достоянием всех времён и всех народов.

Многие произведения композитора

очень популярны и часто звучат в современном кино.

Итальянский композитор Доменико Скарлатти – современник Баха и

Генделя прославился небольшими сонатами

для

клавесина.

Его

сонаты

повлияли

на

становление

фортепианного

стиля

венских

классиков Гайдна, Моцарта и Бетховена, его

музыкой

восхищались

композиторы

романтики

и

современные

пианисты.

Доменико

Скарлатти

представитель

музыкальной династии, глава которой

был

отец

Алессандро

Скарлатти,

крупнейший

оперный

композитор

Италии,

основатель

Неаполитанской оперной школы.

Родился Доменико Скарлатти в Неаполе, но чтобы найти свое истинное

призвание, композитору пишлось покинуть родину и полжизни работать за

ее пределами.

«Я заставил его уехать из Неаполя, где вполне достаточно было места для его

таланта, но талант его не для такого места. Мой сын – орел, у которого

выросли крылья» - так говорил отец Скарлатти по отъезду сына. Доменико

учился

в

Венеции,

совершенствовал

свое

мастерство

в

Риме,

вторую

половину жизни провел в Испании, в Мадриде.

Д.Скарлатти был концертирующим виртуозом-клавесинистом, его знала Вся

Европа: Неаполь, Флоренция, Венеция, Рим, Лондон, Лиссабон, Дублин,

Мадрид. Скарлатти очень любил свой инструмент – клавесин. В его доме

было много клавесинов, сделанных в разных странах, которые он называл

разными

именами.

Любимым

инструментом

был

клавесин

«Рафаэль

из

Урбино»

За

свою

жизнь

Доменико

Скарлатти

сочинил

для

клавесина

можество миниатюр, пьес – экзерсисов и около 550 одночастных сонат,

поражающих мастерством и лаконичностью изложения, богатством чувств,

настроений и образов. При жизни композитора была опубликована лишь

небольшая часть сонат, но, несмотря на это, музыка Доменико Скарлатти во

все времена привлекала выдающихся музыкантов и исполнителей. В ХХ веке

его гениальные мини-шедевры обрели свое второе рождение. В настоящее

время произведения Д.Скарлатти звучат на всех концертных сценах, входят в

програмы Международных конкурсов и используются в кинофильмах.



В раздел образования