Автор: Лавринова Галина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Филиал МБОУ СОШ с. Тербуны в д. Васильевка
Населённый пункт: Липецкая область Тербунский район д. Васильевка
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Рекомендации к написанию исследовательской работы
Раздел: начальное образование
Рекомендации по написанию исследовательской работы: экспериментальной или
теоретической.
1. Структура и логика исследовательской работы.
Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной
основе. Учебные исследования могут разворачиваться вне уроков и обычной учебной работы как
дополнительная, внеклассная, внеурочная работа.
Основными этапами исследовательской работы являются следующие положения:
Найти проблему – что надо изучать.
Тема – как это назвать.
Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.
Цель исследования – какой результат предполагается получить.
Гипотеза – что не очевидно в объекте.
Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.
Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.
Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.
Методика исследования – как и что исследовали.
Результаты исследования – собственные данные.
Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.
Значимость – как влияют результаты на практику.
Рассмотрим перечисленные этапы подробнее.
Структура исследовательской работы стандартна, и от стандартов нельзя отступать. В разработке, с
которой начинается исследование, выделяют две основные части: методологическую и процедурную. Во-
первых, необходимо выделить то, что надо изучить – проблему.
Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам
исследования. Затем это надо назвать – тема.
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна
быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать – это актуальность.
В исследовательской работе должна быть сформулирована цель – какой результат предполагается
получить, каким, в общих чертах, видится этот результат еще до его получения. Обычно цель заключается
в изучении определенных явлений.
В исследовании важно выделить гипотезу и защищаемые положения. Гипотеза – это предвидение
событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не лож – она просто
не доказана .
Защищаемые положения это то, что исследователь видит, а другие не замечают. Положение в процессе
работы либо подтверждается, либо отвергается. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться
литературными данными и логическими соображениями.
После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования. Задачи и цели – не одно и то
же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы
собираетесь делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования. Причем, отдельные
задачи могут быть поставлены для теоретической части и для экспериментальной.
В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об
исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы
должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую
задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас.
Затем описывается методика исследования. Её подробное описание должно присутствовать в тексте
работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости
выдвинутой гипотезы.
Далее представляются результаты исследования. Собственные данные, полученные в результате
исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных
источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе
исследования.
Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие
результаты получены впервые. Какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в
ходе исследования результатов.
Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными, и данными, представленными в тексте
работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел, которые в тексте представлять
не нужно. Поэтому рабочие данные обрабатывают и представляют только самые необходимые. Однако,
нужно помнить, что кто-то может захотеть познакомиться с первичным материалом исследования. Чтобы
не перегружать основную часть работы, первичный материал может выноситься в приложение.
Наиболее выигрышной формой представления данных является графическая, которая максимально
облегчает читателю восприятие текста. Всегда ставьте себя на место читателя.
И завершается работа выводами. В которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты
исследования. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские
задачи.
Цель может быть достигнута даже в том случае, если первичная гипотеза оказывается несостоятельной.
2. Процедура защиты.
Следующий этап – доклад как закономерный итог выполнения исследовательской работы. Результаты
работы представляются на конференции, публично.
Задача докладчика: точно и эмоционально изложить саму суть исследования. В ходе доклада недопустимо
зачитывание работы, а кратко отразить основное содержание всех глав и разделов работы. Надо иметь
ввиду, что допускаемая регламентом продолжительность выступления 10-15 минут. Поэтому при
подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное. Иногда приходится “жертвовать” и
некоторыми важными моментами, если без них можно обойтись . При изложении материала следует
придерживаться отдельного плана, соответствующего структуре и логике выполнения самой
исследовательской работы.
Все остальное, если у аудитории возник интерес излагается в ответах на вопросы.
Написанная работа и доклад по ней – совершенно разные жанры научного творчества.
II. Общие требования и правила оформления текстов исследовательских работ.
Для оформления текстов исследовательских работ и рефератов существуют общие требования и правила.
Объем реферата колеблется от 20 до 25 страниц печатного текста (без приложений), доклада – 1-5 страниц
(в зависимости от номера класса и степени готовности ученика к такого рода деятельности).
Для текста, выполненного на компьютере, - размер шрифта 12-14, Times New Roman, обычный; интервал
между строк – 1,5-2; размер полей: левого – 30 мм., правого – 10 мм., верхнего – 20 мм., нижнего – 20 мм.
(при изменении размеров полей необходимо учитывать, что правое и левое, а так же верхнее и нижнее
поля должны составлять в сумме 40 мм.). При правильно выбранных параметрах на странице должно
умещаться в среднем 30 строк, а в строке – в среднем 60 печатных знаков, включая знаки препинания и
пробелы между словами.
Текст печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания печатаются на той же странице, к
которой они относятся (через 1 интервал, более мелким шрифтом, чем текст).
Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру
страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел (введение, главы,
параграфы, заключение, список источников, приложения) начинается с новой страницы.
Расстояние между названием раздела (заголовками главы или параграфа) и последующим текстом должно
быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не
ставят.
Титульный лист является первой страницей рукописи и заполняется по определенным правилам.
В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения, отделенное от остальной площади
титульного листа сплошной чертой.
В среднем поле указывается название темы реферата без слова “тема”. Это название пишется без кавычек.
Название реферата должно отражать проблему, заявленную в нем, и соответствовать основному
содержанию работы. При формулировке темы следует придерживаться правила: чем уже тема, тем больше
слов содержится в заголовке. Одно-два слова свидетельствуют о расплывчатости, отсутствии
конкретности в содержании, о том, что работа “обо всем и ни о чем”.
Ниже, по центру заголовка, указывается вид работы и учебный предмет (например, экзаменационный
реферат по биологии).
Ещё ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается фамилия, имя, отчество ученика, класс.
Ещё ниже – фамилия, имя, отчество и должность руководителя и, если таковые были, консультантов.
В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова “год”). Выбор размера и вида
шрифта титульного листа не имеет принципиального значения. После титульного листа помещается
оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они
начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Далее следует введение,
основной текст (согласно делению на разделы и с краткими выводами в конце каждого раздела) и
заключение. Основной текст может сопровождаться иллюстративным материалом (рисунки, фотографии,
диаграммы, схемы, таблицы). Если в основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания,
необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или
ссылки.
Например:
Древняя мудрость гласит: “Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать
самому – и я научусь” . После заключения принято помещать список источников (не менее 3-5), который,
как отмечалось выше, может включать самые разные их виды. При оформлении списка источников
сначала перечисляется литература (автор, название книги, город, издательство, год, количество страниц), а
затем другие источники. Список выстраивается и нумеруется по алфавиту фамилий авторов. Если в
источнике не указан его автор, то в списке такой источник занимает место согласно своему названию .
Конечно, речь идет об учебных исследованиях, результатами которых часто являются известные обществу
знания. Но эта работа, как никакая другая, создает мотивацию к обучению и творческой деятельности,
формирует профессиональные качества.
Исследовательская работа может выполняться одним учеником или группой. Уровень трудностей и
содержания должны превышать уровень учебного материала не менее чем на один класс. Ученик может и
не интересоваться данным предметом, но исследовательской деятельностью занимается и она приносит
определенную пользу. На ученика ложатся задачи наблюдения, описания и обобщения результатов
работы, т.е. первичные действия. Материал должен быть доступен для исследования, и выполнение
работы относительно простое.
Коснусь роли учителя в исследовательской деятельности. Учитель выполняет роль консультанта,
подсказывает направления, редактирует текст. Привожу некоторые алгоритмы деятельности учителя по
организации исследовательской деятельности:
1.
Создать положительную мотивацию к работе через постановку интересной проблемы.
2.
Совместное участие учителя и ученика в анализе проблемы.
3.
Ознакомление с методами исследования.
4.
Составление плана работы.
5.
Поиск противоречий.
6.
Промежуточный контроль и коррекция выполняемой работы.
7.
Предзащита работы.
8.
Окончательное оформление и защита работы.
Список литературы:
1.
Журнал “Завуч” №1, 2001, М. Просвещение.
2.
Савенков А.И. “Учебное исследование”, Москва, 2003
3.
Журнал “Биология в школе” №1, 2003, “Школа-Пресс – 1”
4.
Ланина И.Я. “Не уроком единым”, М. Просвещение, 1991