Автор: Тарасова Елена Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №29
Населённый пункт: г. Сызрани Самарской области
Наименование материала: разработка урока по русскому языку в 3 классе
Тема: Правописание слов с удвоенными согласными. Перенос слов с удвоенными согласными.
Раздел: начальное образование
РУССКИЙ ЯЗЫК
3 класс
Тема:
Правописание слов с удвоенными согласными. Перенос слов с удвоенными согласными
Цель: формировать умение правильно писать слова с удвоенными согласными.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: становление внутренней позиции школьника на уровне положительного
отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения; развитие интереса
к познанию русского языка, осознание ответственности за произнесенную в общении речь;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД: принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем
ставить новые учебные задачи; планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно ) свои
действия для решения задачи; оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать
причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей; адекватно воспринимать оценку
своей работы учителями, товарищами.
Познавательные УДД: осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или
самостоятельно); воспринимать смысл читаемых текстов, осознанно строить речевые высказывания
в устной и письменной форме; находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых
понятий;
Коммуникативные УУД: выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме,
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; оценивать мысли, советы,
предложениями других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей
деятельности;
Предметные результаты:
Обучающийся научится: применять ранее изученные правила правописания, а также правописание
слов с удвоенными согласными; подбирать примеры с определённой орфограммой; обнаруживать
орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах; применять
разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова подбор однокоренных слов,
разбор слов по составу, использование орфографического словаря,
Оборудование: карточки.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Минута каллиграфии
чкчн ночка ночной
III. Актуализация знаний
1).
Повторение о правописании слов с непроизносимой согласной
- фронтальная работа
— К данным словам подберите однокоренные слова с непроизносимыми согласными, отвечающие
на вопрос какой? Запишите по образцу. Выделите в словах корень, подчеркните непроизносимые
согласные.
Образец: радость — радостный.
Тягость, грусть, ярость, злость, кость, доблесть, жалость, капуста, пост,
уста.
IV. Самоопределение к деятельности
1). Слушание сказки
— Послушайте сказку про девочку Аллу.
Жила-была девочка Алла. Училась она в третьем классе.
Как-то на дом было задано написать слова с удвоенными согласными. Алла
получила двойку.
Ночью ей приснился сон. Гнались за девочкой удвоенные согласные и возмущённо
кричали:
— Ты не знаешь правила! Ты не можешь правильно написать слова с
удвоенными согласными! В наказание мы исчезнем из твоего имени.
И Алла разучилась писать своё имя...
Когда на уроке русского языка дети писали «Алла», девочка не смогла этого
сделать и заплакала.
— Почему ты плачешь? — спросила её учительница.
— Я не знаю, как пишется моё имя.
Учительница с улыбкой посмотрела на девочку и сказала:
— Ты не запомнила ни одного слова с удвоенными согласными. Но это ещё не
поздно сделать. Выучи их, и твоё имя вернётся к тебе.
Девочка обрадовалась, выучила правило и с тех пор знает, как пишется её имя,
а заодно и такие слова, как ванна, касса, класс, коллектив, аллея, коллекция.
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1). Упр. 233
(с.
121).
— Прочитайте. Найдите слова, которые одинаково произносятся, но имеют разное значение.
— Объясните лексическое значение каждого слова.
(Бал— большой танцевальный вечер, балл— цифровая отметка успехов;
сор— мелкие сухие отбросы, ссора— состояние взаимной вражды,
взаимная перебранка.)
— Выполните письменное задание к упражнению.
(Взаимопроверка.)
2). Сведения о языке (с.121)
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Как проверить написание слов с удвоенными согласными в корне?
3). Упр. 234
(с.
122).
— Прочитайте. Объясните лексическое значение данных слов.
— Запишите слова в алфавитном порядке, разделив их для переноса.
(Ан-тен-на, ап-пе-тит, бас-сейн, грам-ма-ти-ка, дрож-жи, кол-ледж, кол-лек-тив,
кол-лек-ция, кросс, крос-сворд, пас-са-жир, суб-бо-та, тен-нис, тер-ра-са, трол-лей-бус, хок-кей.)
-В какой части слова находятся удвоенные согласные?
— Образуйте от выделенных слов однокоренные слова.
(Теннисист, хоккеист.)
— С помощью какой части слова образованы однокоренные слова?
(С помощью суффикса -ист.)
Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
1). .
Работа со словами из словаря
– с.122.
— Объясните значение слов коллектив и коллекция.
(
Коллектив
— группа лиц, объединённых общей работой, учёбой,
общими интересами.
Коллекция
— систематизированное собрание каких-нибудь
предметов: монет, марок, картин и др.)
— Найдите слова коллектив и коллекция в орфографическом словаре.
— Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.
— Составьте предложения со словами коллектив и коллекция, запишите.
— Запомните написание этих слов.
2). Упр.235 (с.122)
-Почему в данных словах пишется удвоенная –нн-?
(корень заканчивается на –н- + суффикс –н-)
3). Самостоятельная работа
(карточка №76)
-Найди и исправь ошибки:
Первые халада.
Выпал первый снек. Звёзныминачями всё затехало. Холат прикрыл речькузиркалнымлдом..
Тёмный лес на биригу был похож на стражу из великанов.
(15 ошибок)
VII. Рефлексия
— Прочитайте. Назовите слова с удвоенными согласными в корне.
Спросите, не повысив тона:
Что больше - центнер или тонна?
Необходимы соль и крупы,
Чтоб кашу наварить для группы.
Радиоволна идёт сквозь стену.
Мы её поймаем на антенну.
— Как проверить написание слов с удвоенными согласными?
— Оцените свою работу на уроке.
VIII.Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?