Напоминание

Доклад на тему: "Игра в социальной реабилитации детей с ОВЗ"


Автор: Русских Наталья Михайловна
Должность: Инструктор по труду
Учебное заведение: ГКУСО РО Новочеркасский центр помощи детям №1
Населённый пункт: г. Новочеркасск, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Доклад на тему: "Игра в социальной реабилитации детей с ОВЗ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Доклад на тему: "Игра в социальной реабилитации детей с ОВЗ"

Как

было

сказано

уже

неоднократно

проблема

включения

в

повседневную жизнь людей с ограниченными возможностями здоровья

является актуальной и требует к себе повышенного внимания и заботы.

На данный момент в нашем учреждении 50% воспитанников,

которые имеют разные отклонения в развитии и здоровье.

Какую роль игра имеет в реабилитации детей с ОВЗ? (Слайды 1-2)

Вот какое определение дают психологи игре (слайд 3)

Игра, в развитии и воспитании любого ребенка, играет

важнейшую роль. Во многом краски и звуки мира, его формы и

ароматы познаются им через игру, которая понятна и близка каждому

ребенку. В игре легко выверить симпатии и антипатии детей. Игры

раскрывают их организаторские, творческие, интеллектуальные и

физические способности. Они делают любые детские мероприятие

более интересным, придают ему эмоциональную окраску. Методически

правильно организованная игра может стать средством профилактики

бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узости,

школой поддержки, одобрения и ободрения любого ребенка.

Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными

ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно

считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного

мышления.

Это

обстоятельство

имеет,

принципиально

важное,

значение, если принять во внимание, что будущее ребенка связано с

общественно-полезным трудом, главнейшее качество которого –

совместное,

коллективное

решение

задач,

направленных

на

достижение общей цели.

Ребенку нужна активная деятельность, способствующая

повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы,

социальные потребности. Игры необходимы для здоровья ребенка, они

делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в

своих силах. Недаром известный советский педагог и врач Е.А. Аркин

называл их психологическим витамином.

Игры бывают разные, их классифицируют следующим образом:

(слайд 4)

Игры,

инициаторами

которых

являются

сами

дети

(сюжетно-

отобразительные,

сюжетно-ролевые,

режиссерские

постановки,

театрализованные импровизации);

Игры, инициаторами которых являются взрослые, с ярко выраженным

обучающим характером (дидактические игры с сюжетом, игры-

эксперименты с поисковыми элементами, подвижные разного уровня

интенсивности, дидактические с музыкальным сопровождением и т.д.);

Игры для отдыха или смены деятельности (развлекающие игры,

интеллектуальные

головоломки,

календарные

и

тематические

праздники, представления, театрально-костюмированные, народные

игры).

Игра преследует ряд целей: (слайд 5)

·

дидактические: расширение кругозора, развитие учебных умений

и навыков;

·

воспитывающие:

воспитание

самостоятельности,

воли,

сотрудничества, коллективизма, общительности;

·

развивающие:

развитие

внимания,

памяти,

речи,

умение

сравнивать,

сопоставлять,

развитие

мотивации

учебной

деятельности;

·

социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества.

(слайд 6)

В настоящее время мы сталкиваемся с тем, что в наше учреждение

поступают дети с ОВЗ.

Дети с ОВЗ, в отличии от нормально развивающихся сверстников,

не способны понять смысл человеческих отношений в полном объеме в

силу того, что у них нет средств и способов построения отношений с

окружающим миром.

(слайд 7)

У детей с ОВЗ (с легкой умственной отсталостью и с

расстройствами

аутистического

спектра)

наиболее

ярко,

видны

проблемы в психическом и физическом развитии.

У детей с легкой умственной отсталостью, как правило, происходит

позднее овладение основными видами движений (ходьба, бег, прыжки,

ползание, лазание, метание), отсутствует гибкость и плавность

движений (скованность движений, их неритмичность), замедленный

темп

движений,

отмечается

моторная

неловкость,

недостаточно

сформирована мышечная сила и др. Для многих из них характерны

либо очень низкая, либо очень высокая хаотичная двигательная

активность. этим детям трудно перемещаться в пространстве из-за

неумения держать дистанцию относительно друг друга и окружающих

предметов, поэтому столкновения и падения неизбежны. У этих детей

вследствие слабо развитых и неточных движений ладоней и пальцев

рук,

происходит

несогласованность

движений

обеих

рук,

что

затрудняет процесс овладения дошкольниками с ОВЗ всеми видами

деятельности.

Несамостоятельность и безынициативность характерны для детей с

нарушением интеллекта. Для них трудно найти для себя занятие; они

редко вступают во взаимодействие с другими детьми; они проявляют

безразличие ко всему происходящему; не организованны. Их не

интересуют игрушки (может привлечь на короткое яркий внешний

вид); используют их без учета функционального назначения; могут

многократно повторять одни и те же движения, не выражая при этом

никаких эмоций.

(слайд 8)

Дети с РДА (ранний детский аутизм) отгорожены от внешнего мира,

они слабо эмоционально реагируют по отношению к близким, даже к

матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада), у

них отсутствует потребность в контактах с окружающими людьми,

очень боятся всего нового (неофобия), привыкают к месту жительства,

к своей комнате, к своим вещам, склонны к однообразному поведению

и к стереотипным, примитивным движениям, имеются речевые

отклонения, а так же различные интеллектуальные нарушения (чаще

это умственная отсталость).

В связи с этим детям с ОВЗ нужно целенаправленное обучающее

воздействие взрослого, задача взрослого развить у детей интерес к

окружающему миру и здесь неоценимую помощь могут оказать игры.

Игра оказывает большое влияние на весь ход психического развития и

с ее помощью решаются многие коррекционно-воспитательные задачи.

(слайд 9)

Одним из условий формирования игровой деятельности

воспитанников с ОВЗ в каждой воспитательной группе - является

создание

современного

пространства,

в

котором

происходит

воспитание ребенка и которое соответствует его игровому опыту. В нем

находятся

тематические

наборы

игрушек,

игровые

пособия,

схематические картины-панно и др. В игровом поле может быть

подиум, магнитная доска, настенное панно.

В каждой воспитательной группе должно быть игровое

пространство, которое предусматривает наличие игротеки, которая

должна постоянно пополняться, в которой сосредоточены игры для

детей разного возраста и разных игровых предпочтений; передвижную

мебель, которая дает возможность расширить игровое пространство.

Комплектуя фонд игр и игрушек надо помнить о том, что игрушки,

во-первых, должны быть безопасны для ребенка и должны влиять на

его эмоциональное благополучие; а, во-вторых, обеспечивать развитие

ребенка

(приобретение

знаний,

формирование

художественного

восприятия, развивать творчество).

(слайд 10)

Игра у детей с ОВЗ не может оказать существенное воздействие на

его психическое развитие и занять ведущее место без специального

обучения: только педагоги могут наполнить игровое пространство

групп психолого-педагогическим содержанием и стать источником

социального опыта.

Следует помнить, что педагог должен занять равноправную

позицию с ребенком: устанавливать контакт "глаза в глаза"; играть с

ребенком на полу, на диване, то есть там, где ребенку удобнее.

Учитывая

особенность

детей

с

ОВЗ,

педагог

должен

уметь

договариваться с ребенком (система поощрений, четкие инструкции);

делать перерывы, так как этим детям трудно находится в одной позе;

использовать для игр наиболее продуктивное время; не перегружать

(они быстро устают).

Высшей формой развития игры ребенка-дошкольника является

сюжетно-ролевая игра. В ней ребенок берет на себя разные роли, и они

проживают различные ситуации из социальной жизни. Полноценная

сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте - основа будущей

социализации. В процессе сюжетно-ролевой игры ребенку приходится

договариваться,

отстаивать свои интересы,

приспосабливаться

к

другим людям, а это значит, что он усваивает очень важный для себя

социальный

опыт;

у

ребенка

воспитывается

активность,

самостоятельность, инициативность.

Дети с умственной отсталостью характеризуются низким уровнем

игровой активности, интерес к играм кратковременный, они следуют

более

простым правилам,

действуют

с предметами

на

уровне

манипуляции, спонтанно игра у них не возникает.

Педагогу следует настроить детей на игру, создать у них

эмоциональное отношение к роли. Причем делать это надо постепенно,

дать возможность понаблюдать за игрой со стороны; ни в коем случае

нельзя принуждать ребенка к участию в игре. Чтобы не было у детей

пресыщения игрой, ее необходимо вовремя свернуть, но в момент

эмоционального подъема игру останавливать нельзя.

Важно, чтобы ребенок использовал в игре не только те навыки,

которые получил от педагога, но и находил необходимый материал из

окружающей жизни. Заметим, что в силу недостаточного развития

воображения и эмоционально-волевой сферы, слабого интереса к

повседневной жизни дети с нарушением интеллекта не могут

самостоятельно,

увиденные

ими

явления

окружающего

мира,

переносить в игру.

При выборе игры следует учитывать силу переживания ребенка, его

желание и потребность использовать в игре события, связанные с

близкими людьми, правильно управлять игрой можно только в том

случае, если создан интерес к сюжету игры.

Многократное повторение, постепенное видоизменение, введение

новых предметов, персонажей, новых элементов взаимоотношений,

постоянное поощрение приведет в дальнейшем к самостоятельному

поиску игры ребенком.

В отличие от детей с нарушением интеллекта, у аутичных детей

связь с миром нарушена; усвоение социального опыта затруднено и

поэтому развитие сюжетно-ролевой игры, выбор роли без помощи

педагога невозможно.

Неумение такого ребенка договариваться с другими делает его

совершенно беспомощным в ситуации, когда надо распределить роли

или обсудить правила игры.

Со стороны такой ребенок выглядит странным и неадекватным; не

проявляющим интереса к происходящему вокруг, И тем не менее, мир

людей для него интересен. Только люди, хорошо знающие его, могут

уловить то, что скрыто: и любопытство, и интерес, и желание

присоединиться к игре.

Без специальной организации такая сюжетно-ролевая игра не

возникает; развивается очень постепенно; вначале с ребенком играет

взрослый лишь после долгого и кропотливого труда можно подключать

ребенка к играм других детей (в знакомой обстановке, со знакомыми

детьми).

(слайд 11)

При подготовке к игре и во время ее нужно помнить:

·

Прежде чем провести игру, надо выработать ее правила и

критерии.

·

Заранее позаботиться о месте проведения. Оно должно быть

обустроено так, что бы каждому было комфортно.

·

Основа игры – добровольность.

·

Нельзя ни торопить. Ни замедлять игровой процесс.

·

В любой игре детям должна предоставляться возможность для

импровизации.

·

Конец игр должен быть результативным (победа, поражение,

ничья), а так же ярким, эмоциональным и содержательным.

Очень важно, чтобы организатор помнил о том, что состязательность в

игре

это

не

самоцель,

а

лишь

средство

индивидуального

самовыражения каждого ребенка.

Итак, игра является не только средством коррекции дефектов

развития детей с ОВЗ, но служит почвой для успешного овладения

детьми неигровой деятельностью (учебной, трудовой и т.д.) и

вхождением его в социум.

(слайд 12)

Вывод:

- в игре активно обогащается и развивается словарь воспитанника с

ОВЗ. формирует правильное отношение к явлениям общественной

жизни, природе, предметах, окружающего мира;

- систематизирует и углубляет знания о людях разных профессий и

национальностей, представление о трудовой деятельности;

-

игра помогает детям

приспособиться к окружающему

миру,

сформировать потребность ребенка воздействовать на мир, стать

«хозяином» своей деятельности.

- Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам

процесс переживаний, связанный с игровыми действиями.

Игра имеет колоссальный развивающий потенциал при условии, если

остается самостоятельной деятельностью детей, в игре нет места

педагогической директиве, но есть место для партнерства, основанного

на глубоком и искреннем уважении к внутреннему миру другого, пусть

и маленького, человека. И в этом поможет игра.

(слайд 13)



В раздел образования