Напоминание

«Система духовно-нравственного воспитания детей в условиях центра помощи детям»


Автор: Русских Наталья Михайловна
Должность: Инструктор по труду
Учебное заведение: ГКУСО РО Новочеркасский центр помощи детям №1
Населённый пункт: г. Новочеркасск, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: «Система духовно-нравственного воспитания детей в условиях центра помощи детям»
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Система духовно-нравственного воспитания детей в

условиях центра помощи детям»

Подготовила: инструктор по труду

Русских Н. М.

2020 г.

Настоящее время – это эпоха крайних противоречий. С одной стороны, во

многих областях человеческое общество достигло поистине фантастических

успехов, с другой – успехи превращаются в бедствие. И самое страшное

сегодня – это потеря нравственно-духовных устоев ребенка: его отношения к

труду, его мышления, веры, совести, этики и эстетики.

Из СМИ известно (да мы это видим на практике), что во всех регионах

Российской Федерации зафиксирован рост числа детей-инвалидов, детей с ОВЗ.

Доступ к образованию распространяется и на людей с ограниченными

возможностями здоровья, среди которых основную долю обучающихся

представляют дети. Численность детей с ограниченными возможностями

здоровья составляет 1,6 млн. человек (4,5% от общего количества детей), из них

593 тыс. имеют инвалидность. (слайд 2)

Нравственное воспитание и обучение воспитанников с ОВЗ в

благоприятных

социальных

условиях

дает

возможность

не

только

сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно

устойчивым. Воспитание необычных детей «требует» применения особых

технологий, методов в работе педагога. (слайд 3)

Трудность

проблемы

духовно-

нравственного

воспитания

детей

с

ограниченными возможностями здоровья определяется:

1) недостаточностью исследования темы нравственного воспитания детей с

ограниченными

возможностями

здоровья,

поскольку

нет

специальных

программ в заданном направлении (именно для детей с ограниченными

возможностями здоровья); (слайд 4)

2) дети, воспитанники ЦПД, отличаются весьма разнообразными глубокими

нарушениями

в

психофизиологическом

развитии.

У

ребенка

в

силу

перенесенных

заболеваний

нарушается

нормальное

развитие

процессов

восприятия, процессов запоминания и воспроизведения, особенно в их

активных произвольных формах: существенно нарушаются в своем развитии

процессы отвлечения и обобщения, т.е. то, чем характеризуется словесно-

логическое мышление.

Для

многих воспитанников

характерно наличие

серьезных нарушений в сфере возбудимости, неуравновешенности в поведении.

Ненормальное функционирование указанных процессов не позволяет ребенку

усваивать сложную систему знаний о мире; (слайд 5)

3)

дети с ОВЗ, поступающие в ЦПД, зачастую, относятся к категориям

малообеспеченных,

неблагополучных.

К

сожалению,

количество

семей,

злоупотребляющих алкоголем и психоактивными веществами не уменьшается.

Отмечается низкий образовательный статус родителей, и как следствие –

низкий

процент

трудоустроенных

родителей.

Все

эти

обстоятельства

указывают

на

крайне

низкий

педагогический

потенциал

семей.

Дети,

проживающие

в

подобных

семьях,

с

детства

запечатлели

в

своей

эмоциональной памяти отрицательный жизненный опыт, увидели жизнь с

«черного хода». Для формирования личности данного контингента детей

необходимо внесение педагогических корректив в условия жизни, быта,

содержания и формы воспитательной работы; (слайд 6)

4)

стихийное

воспитание

(«уличное»,

не

целенаправленное,

чаще

безнравственное) детей с ограниченными возможностями здоровья может

оказать

серьезное

негативное

воздействие

на

формирование

личности,

усугубляя проблемы состояния здоровья, превращая их в «социально-опасную»

группу населения.

(слайд 7)

ЦПД ставят перед собой задачу коррекции недостатков развития детей с

ограниченными

возможностями

здоровья

с

учетом

их

возможностей,

реабилитации и социализации их в общество. Эта задача решается путем

проведения системы коррекционных мероприятий, направленных на смягчение

недостатков развития детей с ОВЗ, на формирование их личности в социальную

адаптацию на основе специальных педагогических приемов.

(слайд 8)

Актуальность проблемы нравственного воспитания связана, по

крайней мере, с четырьмя положениями:

• Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных,

высоко

нравственных

людей,

обладающих

не

только

знаниями,

но

и

прекрасными чертами личности.

• Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается,

окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на

него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно

обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только

формирующуюся сферу нравственности.(слайд 9)

• В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня

нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности,

определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим

людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что

они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в

современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения

норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

(слайд 10)

Система духовно - нравственного воспитания включает в себя:

• Во-первых, понимание и учёт в работе всех источников нравственного

опыта

воспитанников.

Такими

источниками

являются:

деятельность

(учебная, общественно полезная), отношения между детьми в коллективе,

отношения воспитанников с педагогами, эстетика быта, мир природы,

искусства.

Во-вторых, правильное соотношение форм деятельности на разных

возрастных этапах.(слайд(11)

В-третьих, включение нравственных критериев в оценку всех без

исключения видов деятельности и проявлений личности детей. Все дело в том,

что воспитание - это всего лишь побочный эффект взаимодействия,

глубинного общения людей, только это дает эффект воспитания, все

остальное - самоадаптация ребенка и его самоопределение. Не педагоги

воспитывают ребенка, а ребенок адаптируется к поведению взрослых и

также адаптируется к жизненным ситуациям, из которых складывается его

жизненный путь.

Основные источники духовно - нравственного опыта

Это,

прежде

всего,

учебная

деятельность.

Нравственное

развитие

воспитанников

осуществляется

через

содержание

программного

и

дидактического

материала,

самой

организацией

занятия.

Колоссальные

потенциальные возможности для нравственного влияния на воспитанников

имеет учебный материал, особенно по чтению и истории. В нём содержится

большое количество морально-этических суждений. Духовное воспитание

ребенка может происходить на любом занятии.

Сильное влияние на

нравственное развитие воспитанников в процессе обучения оказывает личность

педагога.

В сознании ребенка откладываются поведение педагога, его жесты, манера

одеваться, разговаривать; характер общения с ним, с другими учащимися, при

различных обстоятельствах; как он держится с коллегами, как реагирует на

удачи и неудачи воспитанников. Воспитатель, требует от воспитанников

аккуратности, дисциплины, выполнения ими своих обязанностей. И от того,

насколько

требовательным,

последовательным

окажется

педагог,

будет

зависеть и результат. При умелой организации вне учебной деятельности у

воспитанников формируются основы нравственного поведения, духовной

культуры. (слайд 12)

Выделяется

группа

качеств

личности

педагога,

влияющих

на

нравственное воспитание:

Социальные и общие личностные (идейность, гражданственность,

нравственность, педагогическая направленность и эстетическая

культура)

Профессионально-педагогические

Индивидуальные

особенности

познавательных

процессов

и

их

педагогическая направленность (педагогическая наблюдательность,

мышление, память и т.д.)

Эмоциональная отзывчивость

Волевые качества

Особенности темперамента

Состояние здоровья

Творческое мышление

Диалоговое общение

«Преобразовательные» способности

Педагогическая рефлексия

Положительные этические качества (добродетели)

Высокие ценностные установки (патриотизм, гражданственность,

любовь к детям)

Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к

своей работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Примеры

увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности,

чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в

подростках веру в торжество морали. И, напротив, если учащиеся были

свидетелями равнодушного или бестактного отношения педагога к кому-то,

нравственному развитию подростков наносится существенный урон. Особенно

важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с

его делами, поступками.

(слайд13)

Педагога отличают следующие качества:

яркая индивидуальность;

любовь к детям;

внутренняя сила, целеустремленность;

широта и глубина интересов;

уверенность в правильности избранного им пути;

творческое отношение к детям.

В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников

приведена

система

базовых

национальных

ценностей.

Критерием

их

систематизации,

разделения

по

определенным

группам

были

выбраны

источники

нравственности

и

человечности,

т.е.

области

общественных

отношений, деятельности, сознания. (слайд 14)

Традиционными источниками нравственности являются:

1. Патриотизм, включающий в себя ценности: Любовь к России. Любовь к

своему народу. Любовь к своей "малой Родине". Служение Отечеству.

2. Социальная солидарность — Свобода личная и национальная. Доверие к

людям. Справедливость. Милосердие. Доброта. Честь. Честность. Достоинство.

3. Гражданственность — Правовое государство. Гражданское общество. Долг

перед Отечеством, старшими поколениями, семьей. Закон и правопорядок.

Свобода совести и вероисповедания.

4. Семья — Любовь и верность. Здоровье. Достаток. Почитание родителей.

Забота о старших и младших. Продолжение рода. (слайд 15)

5. Труд и творчество — Творчество и созидание; Целеустремленность и

настойчивость; Трудолюбие; Бережливость.

6. Наука — Познание. Истина. Научная картина мира. Экологическое

сознание.

7. Искусство и литература включает ценности: Красота. Гармония. Духовный

мир человека. Нравственный выбор. Смысл жизни. Эстетическое развитие.

8. Природа — Жизнь. Родная земля. Заповедная природа. Планета Земля.

9. Человечество — Мир во всем мире. Многообразие культур и народов;

Прогресс человечества; Международное сотрудничество.

Важно, чтобы воспитанники получали представление о всей системе

национальных ценностей, могли видеть, понимать и принимать духовно-

нравственную культуру российского общества во всем ее многообразии и

национальном единстве. А для этого необходимо, чтобы каждая из выше

обозначенных групп базовых ценностей составляла целевую программу

воспитания.

Как показывает жизненный опыт, воспитание дает высокие результаты там, где

есть для этого добротная почва. (слайд 16)

Воспитание – это посев зерна: чем лучше природная почва, тем богаче

урожай.

Можно сколько угодно придумывать и организовывать для детей

грандиозные мероприятия, полагая, что они несут воспитательный эффект, но

так и не добиться этого эффекта, потому что ребёнок не научился «видеть» и

«слышать» то доброе, что ему предлагают другие.

Включение воспитанников в определенный вид деятельности всегда имеет

конкретную цель. Озеленяя и благоустраивая территорию двора, подростки

приобретают трудовой опыт. Участвуя в различных акциях, воспитанники

учатся оценивать явления общественной жизни, у них развивается способность

видеть смысл в общественно значимых делах, поступать в соответствии с

целями и интересами нашего общества.

Участвуя в делах центра, они приучаются оценивать поведение товарищей

и свое собственное в соответствии с нравственными критериями.

Другим важным

источником

нравственного

опыта детей

является разнообразная внеклассная работа. В ней создаются особенно

благоприятные условия для включения воспитанников в систему реальных

нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной

требовательности. Индивидуальные склонности, творческие способности в

более полной мере развиваются именно в этой деятельности. Известно, что

такие

нравственные

черты

личности,

как

мужество,

ответственность,

гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в

рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы

жизненные

ситуации,

требующие

непосредственного

проявления

ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще

возникают во вне учебной деятельности.

Существовала некогда пословица (слайд17)

Что «Дети не живут, а жить готовятся. Но вряд ли в жизни пригодится тот,

кто жить готовясь, в детстве не живет»

Важнейшим

источником

жизненного

опыта

воспитанников

являются

внутрисемейные отношения, отражающие нравственные установки, духовные

ценности родителей. В нашей ситуации, когда дети оторваны от семей, в силу

важных причин, возможности педагогов в перестройке неблагоприятных

внутрисемейных

отношений

ограничены.

Однако

воспитатель

может

восполнить

таким

детям

недостаток

эмоционального

комфорта

особой

теплотой, вниманием, заботой в группе. В каждой семье свои устои, своя

религия. В каждой семье по-своему понимают мир, жизнь, людей, вечные

ценности. И важно не сравнивать, кто правильнее живёт. Педагог должен

помочь ребёнку осознавать своё место в группе, в школе, в мире.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную

радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться

жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем

детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им

нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать

других,

проявлять

сочувствие,

честно

признавать

свои

ошибки,

быть

трудолюбивыми,

удивляться

красоте

окружающей

природы,

бережно

относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества

человека

будущего

общества,

но

главное,

что

эти

качества

должны

закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было

счастливым. На детских рисунках всегда нарисовано большое оранжевое

солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. (слайд 18)

Формы работы с детьми:

Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.

Проведение совместных праздников ЦПД и общественности.

Использование аудиозаписей и ИКТ для обучения на занятиях.

Экскурсии, целевые прогулки (району, в областной центр).

Детская

благотворительность

(Акция

«посылка

солдату»,

акция

Милосердия)

Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка,

поэзия).

Организация выставок (совместная деятельность детей и педагогов).

Организация совместного переживания событий взрослыми и детьми.



В раздел образования