Автор: Чугалаева Ирина Шарифулловна
Должность: преподаватель изобразительного искусства
Учебное заведение: Нолинская школа искусств им.Н.П.Жуйкова
Населённый пункт: город Нолинск Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: Арт - терапия для пожилых людей
Раздел: дополнительное образование
Жизнь в радость! – Рисование с людьми старшего возраста.
Почему взрослым людям рисовать полезно? Можно ли освоить рисование
когда тебе за...
Как построить уроки рисования с людьми пожилого возраста?
Третий год в Нолинской школе искусств им.Н.П.Жуйкова работает хобби -
класс. Его посещают женщины 55+ желающие научиться рисовать.
Рисование - отличный способ борьбы со стрессом и нервным напряжением.
Происходит тренировка памяти, мелкой моторики, развивается кругозор.
Рисуя человек получает возможность саморазвития - особенно когда
занимается тем, что он раньше никогда не делал.
Третий год в нашей школе реализуется программа «Рисование с пожилыми
людьми ». Возраст моих учениц - от 55 до 70 лет. Самой старшей 85!
Передо мной стояла задача - подарить моим новым ученицам радость
творчества, увлечь процессом рисования, научить получать удовольствие от
процесса. Многие пришли просто так, посмотреть, попробовать.
Большинство из них со школы не брали в руки карандаш и кисти, только
двое в прошлом занимались рисованием.
- наполняемость группы - 12 человек
- занятия - два раза в неделю
- продолжительность занятий - два учебных часа по 45 мин.(1.5 ч.)
- техника рисования – гуашь.
- поэтапное рисование. Каждый урок проходит в форме мастер класса – я у
доски показываю поэтапное выполнение работы.
- в WhatsApp организована группа «Девчата»
В группе мы обсуждаем будущую работу, выкладываем фото готовых работ,
делимся новостями. Так как мои ученицы все преклонного возраста и не
очень разбираются в современных гаджетах, доступ для многих из них, в эту
группу был закрыт. Они пошли на курсы и освоили сенсорный телефон!
( Это в 70 с лишним лет!). Теперь общаемся в полном составе.
Для начала решила с моими девчатами поработать гуашью. Так как
рисование красками замечательно расслабляет нервную систему,
успокаивает, быстро виден результат.
Уже к концу первого года обучения стали много рисовать дома.
Я очень полюбила эти уроки. Просто удовольствие работать с такими
учениками. В классе стоит напряженная тишина, глаза широко раскрыты,
брови нахмурены, полное сосредоточение. В процессе, когда начинает что-
то получаться – лица расцветают улыбками. Полная самоотдача, работе
отдают себя полностью, не думая больше ни о чем. Когда что то не
получается, начинает чаще биться сердце, подрагивать пальцы, но все это –
приятное волнение. Уже с первых уроков мои девчата стали признаваться,
что здесь на занятии у них ничего не болит – пропадает головная боль,
нормализуется давление, проходят боли в сердце, поднимается настроение.
Очень быстро наши уроки стали чем- то большим, чем просто уроки
рисования – они превратились в клуб по интересам. Городок у нас
небольшой, почти все друг друга знают всю жизнь, и от этого на занятиях
царит очень теплая, дружественная атмосфера. Все они люди с большим
жизненным опытом, есть что рассказать. Увлечемся разговором, а потом
спохватываемся – рисовать же надо! Есть у нас одна любительница
пошутить, такое завернет, что хохот долго стоит, а смех, как известно лучшее
лекарство. Так и работаем с веселыми подковырками друг над другом, часто
ведь у кого то не получается с первого раза. Но и успехам радуемся дружно.
Мои девочки безнадежно заболели рисованием. (И это меня несказанно
радует). Рассказывают, что бросают дома все дела и спешат в класс. Бывает,
что им приходится отвоевывать свое право прийти на урок. В основном их
увлечение рисованием поддерживают дома все, но бывает, что взрослые
дети относятся с непониманием – тебе что важнее, рисование или внуки?!
Обидно. Ведь наши уроки стали для них огромным жизненным стимулом.
Появилось забота, важное для них дело, - дело которое приносит им
РАДОСТЬ, удовлетворение, гордость собой и своими достижениями.
Занятия держат их в тонусе – собираясь, приводят себя в порядок – делают
прическу, макияж (не все конечно), одевают красивую одежду.
В начале второго года обучения мы рисовали золотую осень – березки в
золотой листве. Деревья рисовать вообще трудно, а тут еще листва,
множество оттенков. Придя на следующее занятие, девчата рассказывают,
что во время прогулки рассматривали березки – как идет ствол, как
расположены веточки, какой цвет листвы, какой формы по небу плывут
облака. Хотя раньше НИКОГДА не обращали на это внимания. Уроки
рисования расширили их горизонты, мир вокруг заиграл новыми
красками.
Рассказывает Людмила Анатольевна Бадикова (всю жизнь проработала
воспитателем в детском саду) – Муж, когда я только начала заниматься
рисованием, относился к этому очень скептически, он сам неплохо рисует.
Больше критиковал, чем хвалил. Спустя два года – восхищается моими
работами.
В конце второго года обучения решили попробовать себя в новой технике –
выбрали новый для них материал ПАСТЕЛЬ. Заказали через интернет
пастель и пастельную бумагу, и понеслось… все, пропали мои девчата – это
была любовь с первого взгляда!
Пастель – удивительный материал. Контактное рисование. Мы работали
сухой пастелью. Эти наборы девчата преподнесли себе на праздник 8 марта и
нарисовали чудные бархатные тюльпаны.
После цветов рисовали животных. Что интересно, они получились похожи на
своих хозяек.
Рисуйте! Рисование приносит в нашу жизнь радость, душевный покой.
Рисованию все возрасты покорны. Начать рисовать никогда не поздно!
Мы можем многое, мы можем все, доказательство – чудесные работы моих
учениц, представленные на многочисленных выставках.
Посмотрите, как светятся их лица! Это значит все не зря, время потрачено
недаром.
Их работы стали желанным подарком родным и знакомым. Их работам
поражаются дети и внуки. Девчата приобрели необычайную популярность в
нашем городе и соц.сетях – ими восхищаются!