Автор: Шабалина Ольга Анатольевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: Нолинская школа искусств им. Н.П. Жуйкова
Населённый пункт: г. Нолинск, Кировской области
Наименование материала: Статья
Тема: «Организация умственной деятельности»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Школа искусств»
Нолинского района Кировской области
Статья
«Организация умственной
деятельности»
Подготовила преподаватель Шабалина Ольга Анатольевна
Нолинск 2021 г.
Начнем с того, что поколение молодых людей, идущих нам на смену, должно
быть носителем и творцом высших достижений современной науки и
культуры.
Каждый знает, что есть люди, которые за свою жизнь успевают сделать очень
многое, а есть такие, которые ничего не успевают. Великий русский писатель
Л. Н. Толстой оставил нам огромное литературное наследие. А кроме того, он
участвовал в Крымской войне, учил ребят в Яснополянской школе, совершал
длительные путешествия.
Возможности человека исключительно велики. Ученые утверждают, что из
всех нейронов головного мозга человек в своей жизни использует в среднем
всего 4 процента. Если бы мы умели заставлять наш мозг работать хотя бы в
половину его возможностей, то для нас никакого труда не составило бы
выучить десятка четыре языков, запомнить «от корки до корки» Большую
Советскую Энциклопедию, пройти курс десятков высших учебных заведений.
Наши школьные программы представляют собой только крохи того, что
может усвоить средний человек.
Как нужно организовать учебу, труд школьника, чтобы юношеские годы не
прошли даром, а явились хорошим трамплином во взрослую жизнь?
1. Прежде всего – это постановка цели. Целенаправленность в работе
помогает мобилизовать волю, сосредоточиться на определенной
деятельности и тем самым добиться высоких результатов. Цели могут быть
близкими и дальними. Близкие цели являются ступенью для достижения
дальних.
2. Когда цели определены, необходимо найти время и силы на их
осуществление, исключив случайные и побочные дела. Для этого нужно
прежде всего научиться беречь время. Многие школьники считают 15-20
минут пустяками и не тужат, когда они тратятся в пустую, но обязательным
для всякого работника является умение экономить время.
Можно сберечь многие часы, если избавиться от привычки мешкать с
делами и быть разборчивее в выборе телепередач и рабате с компьютером.
Детям, которые медленно входят в работу, лучше начинать занятия с легких
пьес. А тем, у кого период врабатываемости небольшой, можно начинать с
выполнения работы с трудными произведениями.
Одним из важных условий правильной организации труда является
3. Планирование. Сначала надо научиться правильно планировать свое
время хотя бы 1 день. Приступая к делу, следует определить задание и
приблизительное время для его исполнения. Тогда постепенно появится
опыт четкого распределения времени. Затем планировать работу на неделю,
месяц, триместр.
Организовать результативную работу помогает отчет, отдаваемый себе за
день, неделю или другой срок. Иногда дети жалуются на недостаток
времени. Когда начинаешь разбираться, то обнаруживается, что ребенок
много времени тратит на разговоры по телефону, игру на компьютере и
другие ненужные дела. Чтобы исправить эту ситуацию – нужен
самоконтроль.
Каждый человек должен воспитать у себя работоспособность. Она зависит от
здоровья, силы воли, систематичности занятия умственным трудом.
Постоянный систематический труд приведет к образованию устойчивой к
нему привычки. Не следует дожидаться какого-то особого настроения. П. И.
Чайковский часто повторял, что вдохновение – это гость, который не любит
посещать ленивых.
Учение становится трудом, когда в нем есть признаки всякого труда – цель,
план, усилия, результат. В преодолении трудностей, напряжении всех сил
развиваются способности, укрепляется характер.
Таким образом, результативность умственного труда во многом зависит от
выработки умений и навыков правильной его организации.
Что нужно, чтобы жить с умом?
Понять свою планиду:
Найти себя в себе самом
И не терять из виду.
А. Твардовский