Автор: Хангилдян Ольга Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГОКУ СКШ № 2 г. Черемхово
Населённый пункт: город Черемхово, Иркутская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Пути и способы формирования читательских интересов у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Раздел: начальное образование
Государственное общеобразовательное казённое учреждение Иркутской области
«Специальная (коррекционная) школа № 2 г. Черемхово»
Доклад
Пути и способы формирования читательских интересов у
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
в условиях коррекционной школы
Составитель: Хангилдян Ольга Сергеевна,
учитель начальных классов
Черемхово, 2021 г.
Пути и способы формирования читательских интересов у
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
в условиях коррекционной школы
Освоение учaщимися умений полноценного чтения – однa
из зaдaч
школы, без решения которой не может быть достигнут кaчественный
предметный и личностный результат обрaзования. Умения полноценного
чтения связaны прежде всего с восприятием и пониманием
текста,
обеспечивaют готовность к его интерпретaции и комментировaнию, поиску
конкретной информации, сaмоконтролю.
Во-первых, чтение – средство
повышения уровня общего развития учащегося. Сочетая непосредственное
восприятие
изучаемых
объектов
реальной
действительности
с
чтением
относящихся к ним текстов, учитель добивается перевода мышления учащихся
со ступени чувственного опыта на более высокую ступень обобщенного
познания. Это особенно важно для детей с нарушением интеллекта, т.к. они с
большим трудом овладевают словесной системой мышления. Во-вторых,
чтение влияет и на развитие речи учащихся: они обогащают свой лексический
запас новыми словами и оборотами речи, познают многообразие значений
слова, многообразие его оттенков, чтение способствует развитию навыка
монологической речи обогащению ее элементами литературного языка. Кроме
того, чтение оказывает и воспитательное воздействие: при чтении специально
подобранной литературы у детей развиваются положительные нравственные
качества, психика обогащается сильными и глубокими переживаниями.
Известно, что дети с нарушением интеллекта очень поздно начинают
интересоваться книгами, поэтому не всегда правильно умеют обращаться с
ними. С большим трудом дети воспринимают прочитанное на слух, не всегда
умеют адекватно воспринять картинки к книжным сюжетам. Дети с раннего
возраста не проявляют интереса ни к слушанию, ни к чтению, ни к
рассматриванию картинок.
Характерным при формировании интереса к книге у умственно отсталых
детей является пристрастие к стереотипному воспроизведению отдельных
аффективно заряженных вербальных образов, которые могут будоражить,
смешить или пугать таких детей. Эти образы могут быть достаточно
неожиданны, и в большей степени связаны с чувственными ассоциациями.
Характерно, что и сосредоточение на сюжетной картинке в книжке
возможно для такого ребенка лишь на короткое время. Оно тоже фрагментарно,
выхватываются
отдельные
значимые
для
ребенка
детали,
и
плохо
воспринимается общий смысл. Проблемы пересказа по картинке остаются
устойчивой трудностью таких детей и в более старшем возрасте. Характерно
при этом, что представление сюжета серией картинок, как правило, не
облегчает ему задачу.
Таким образом, трудности восприятия смысла, прочитанного имеют
множественные основания. Во-первых, малый собственный опыт активного
контакта с миром и с другим человеком, недифференцированность картины
мира, представлений о себе. Во-вторых, даже там, где ребенок отзывается на
содержание прочитанного, он крайне фрагментарен в восприятии смысла. И
внимание его неустойчиво, и аффективные детали могут слишком захватывать
его и мешать восприятию целого. Он стереотипно возвращается к переживанию
одного и того же впечатления. Далее, даже там, где он воспринимает сюжетную
линию, он часто не может следить за художественным контекстом, подтекстом
произведения, что, безусловно, обедняет для него впечатление от чтения.
Поэтому самостоятельное развитие интереса к чтению художественной
литературы у таких детей практически невозможно. Но родители, как правило,
перестают это делать, когда начитает проявлять интерес к книге, родители
часто предполагают, что теперь он должен научиться читать сам. И с этого
момента, когда родители перестают активизировать интерес ребенка к книгам,
ребенок перестает интересоваться художественной литературой.
Дети с нарушением интеллекта овладевают навыками чтения с огромным
трудом.
Чтение
таких
детей
ограничивается
просматриванием
иллюстрированных журналов, чтением смешных рассказов и чтением по заказу.
В процессе работы над содержанием прочитанного бытовые детали
замечаются
умственно
отсталыми
детьми
чаще,
чем
психологические.
Читательские интересы детей различны. Дети, которые плохо читают, имеют
сниженный интерес, и наоборот. Для всех детей будет обязательным что-то
общее: дети любят яркие остросюжетные произведения с увлекательным
сюжетом.
Вызывают интерес сказки, произведения о школьной жизни и жизни
детей
их
возраста
(они
должны
быть
с
ярким
сюжетом
и
хорошо
заканчиваться). Также очень откликаются умственно отсталые учащиеся на
произведения о детях-героях, принимавших участие в ВОВ, о разведчиках, а
также на произведения о животных. Наибольший интерес дети проявляют к
детской литературе, классические писатели почти недоступны и не производят
впечатления на детей с нарушением интеллекта; читать их, конечно,
приходится из педагогических соображений и требований. Специальная
детская литература более доступна; при этом надо отметить литературу для
детей младшего возраста: она наиболее подходит к таким детям и слушается
ими с удовольствием, даже с большим, чем сказки, из которых есть много
непонятных. Сказки при подходящем выборе нравятся; научно-популярная
детская литература совсем не пользуется успехом.
Переходя к мотивам и типам чтения у детей с интеллектуальной
недостаточностью,
надо
сказать,
что
главный
мотив
их
склонности
пользоваться книгой - количество труда и внимания, требующегося при этом.
Чтение для детей с интеллектуальной недостаточностью трудное, во-первых,
потому, что при этом требуется напряжение, во-вторых, потому, что при
небогатом запасе слов и знаний им многое непонятно, в-третьих, потому, что
интеллектуальные, моральные и эстетические чувства, руководящие чтением, у
них слабы. Вот почему они больше любят слушать и число между ними таких,
которые
доходят
до
самостоятельного
пользования
книгой,
очень
незначительно.
Таким образом, формирование читательских интересов у детей с
нарушением интеллекта в условиях коррекционной школы характеризуется
значительными трудностями, связанными с такими особенностями, как
сниженная любознательность, медленный темп чтения, недопонимание смысла
прочитанного, более поздний интерес к книгам, неумение выбрать книгу
исходя из своих возможностей. Степень читательского интереса зависит от
уровня овладения чтением вообще (дети, которые плохо читают, имеют
сниженный интерес, и наоборот). Для всех умственно отсталых детей являются
интересными яркие остросюжетные произведения с увлекательным сюжетом.
Наибольший интерес дети проявляют к детской литературе, классические
писатели почти недоступны и не производят впечатления на детей с
нарушением интеллекта. Главным мотивом чтения является количество труда и
внимания, требующегося при этом. Причинами низкого уровня читательской
активности
могут
быть
особенности
семейного
воспитания,
тяжесть
врожденного
интеллектуального
дефекта,
гендерные
особенности.
Самостоятельное развитие интереса к чтению художественной литературы у
таких детей практически невозможно, поэтому важную роль в этом процессе
занимает организация работы школьной библиотеки и системы работы учителя
по формированию интереса к чтению у детей.
Вопрос о создании системы работы по формированию читательских
интересов у детей с нарушением интеллекта в условиях коррекционной школы
остается
нерешенным.
Такая
система
должна
определять
круг
чтения
(рекомендованные
для
литературного
произведения),
типы
уроков
внеклассного чтения, их структуру, а также преемственность в работе над
данной темой между школьной и городской библиотеками, воспитателем и
учителем класса (группы), родителями школьников.
Как сделать чтение интересной и желанной для детей деятельностью; как
обеспечить школьнику эффективное восприятие и сознание прочитанного.
В работе по формированию интереса к книге, привитию читательской
активности,
развитию
читательской
компетентности
в
классе
учителя,
воспитатели и работники библиотеки (школьной и городской). Также к этой
работе привлекаем родителей учащихся. В целом направления работы
по
формированию
читательских
интересов
у
школьников
с
нарушением
интеллекта в условиях школы могут выглядеть следующим образом:
1. Развитие читательской компетентности на уроках внеклассного чтения.
2. Формированию интереса к книге на специальных библиотечных часах.
3. Привитие читательской активности в процессе уроков и внеурочной
деятельности.
4. Обеспечение условий для чтения в семье ребенка.
5. Организация и оформление предметно-развивающей среды для
повышения читательского интереса в школе.
Кратко
охарактеризую
содержание
деятельности
по
каждому
направлению
Развитие
читательской
компетентности
на
уроках
внеклассного
чтения. В задачи уроков внеклассного чтения входит:
познакомить
учащихся
с
лучшими,
доступными
их
пониманию
произведениями детской литературы;
формировать у них интерес к чтению, к книге как к источнику знания;
способствовать развитию умения самостоятельно выбирать книги по
интересу;
совершенствовать навык самостоятельного чтения;
воспитывать
личностные
особенности,
содействовать
становлению
мировоззрения детей;
развивать познавательную активность, расширять и обогащать общий
кругозор.
При формировании читательских интересов на уроках чтения, занятиях
по внеклассному чтению и уроках по развитию речи мы придерживаемся
следующих общих методических правил:
1.
Каждый шаг в усложнении предлагаемого для чтения материала,
требующий
изменения
содержания
и
структуры
читательской
деятельности ребенка, должен быть сначала подготовлен на уроках
чтения
на
простом
и
уже
отработанном
лексико-грамматическом
материале;
2.
Как только ребенком будут освоены необходимые для понимания текстов
нового типа приемы умственной деятельности, мы обеспечиваем условия
для их закрепления и реализации в чтении по свободному выбору, в
чтении «с удовольствием»;
3.
По мере того, как ребенок осваивает новый круг доступного ему чтения и
проявит в нем определенный уровень читательской самостоятельности, я
перехожу работе по «эксплуатации» чтения текстов данного типа для
решения образовательных, воспитательных и коррекционных задач.
Во время чтения, так же как в игре и в рисовании, важным является
подкрепление моментов сосредоточения на содержании книги привычными
удовольствиями, например, ритмом стиха или воспоминанием собственного
подобного впечатления. Поэтому чтение у нас идет параллельно с моими
комментариями, когда мы постоянно обращаемся к собственному приятному
опыту ребенка. Для усиления впечатления используем рисунок, лепка. Цель
всего этого - дать ребенку опыт сопереживания содержанию книги, сначала
бытовому,
уютному,
созвучному
привычным
и
приятным
домашним
впечатлениям.
В процессе работы по повышению читательского интереса у учащихся
коррекционной школы мною были определены наиболее эффективные формы и
виды работы:
1. Коллективное чтение сказок и рассказов, содержание которых
доступно для детей.
2. Пересказ сказок по иллюстрациям.
3. Оформление книжных стендов.
4. Рассматривание книжек-малюток.
5. Работа в классе с материалами уголка внеклассного чтения.
6. Самостоятельное чтение книги с захватывающим сюжетом, отрывок из
которого был прочитан педагогом.
7. Конкурсы, праздники, посвященные прочитанным книгам.
8. Подборка хорошо проиллюстрированных и небольших по объему книг
для детей с низким уровнем читательского интереса.
9. Подборка книг более серьезного содержания для детей с более высоким
уровнем развития читательского интереса.
10. Оказание индивидуальной помощи в выборе книги с учетом техники
чтения.
11. Подведение итогов по количеству прочитанных в четверти книг.
12. Поощрение при подведении итогов.
13. Контроль за чтением книг по внеклассному чтению.
14. Пересказ текстов.
15. Коллективное чтение статей из детских газет, журналов.
16. Коллективное чтение с последующим обсуждением содержания.
17. Беседы о прочитанном.
18. Ведение учетных листков (дневников чтения).
Таким
образом,
система
работы
по
формированию
читательских
интересов у детей с нарушением интеллекта в условиях коррекционной школы
должна
определять
содержание
чтения,
формы
работы,
а
также
преемственность в работе над данной темой между школьной и городской
библиотеками,
воспитателем
и
учителем
класса
(группы),
родителями
школьников. Основными направления работы по формированию читательских
интересов у школьников с нарушением интеллекта – это развитие читательской
компетентности на уроках внеклассного чтения, формированию интереса к
книге на специальных библиотечных часах, привитие читательской активности
в процессе уроков и внеурочной деятельности, обеспечение условий для чтения
в семье ребенка, организация и оформление предметно-развивающей среды для
повышения читательского интереса в школе. Наиболее эффективные формы и
виды
работы
по
повышению
читательского
интереса
у
учащихся
коррекционной школы - коллективное чтение сказок и рассказов, пересказ
сказок по иллюстрациям, оформление книжных стендов, рассматривание
книжек-малюток, работа в классе с материалами уголка внеклассного чтения,
самостоятельное чтение книги с захватывающим сюжетом, отрывок из
которого был прочитан педагогом,
конкурсы,
праздники,
посвященные
прочитанным книгам.