Напоминание

Работа с одарёнными детьми.


Автор: Пустохина Лариса Альбертовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 1"
Населённый пункт: город Котлас, Архангельская область
Наименование материала: Статья
Тема: Работа с одарёнными детьми.
Раздел: начальное образование





Назад




«Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и

требующий к себе огромного внимания.

Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и

дал обильный плод».

В. А. Сухомлинский

Работа с одаренными детьми (из опыта работы учителя)

Современное общество отличает повышенное внимание к внутреннему миру и уникальным

возможностям отдельно взятой личности. Современный ритм жизни требует от человека не только

высокой активности, но и его умений, способности к нестандартному мышлению и поведению.

Поэтому на первый план выходит проблема выявления и развития внутреннего потенциала личности

человека, степени его одаренности, начиная с самого раннего возраста. Ведь именно

высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества, найти своё

место в постоянно развивающемся мире, не довольствоваться малым, а создать себе благоприятные

условия для жизни.

В педагогической практике существуют две точки зрения на одаренность. Одни считают, что

одаренным является каждый нормальный ребенок и нужно только вовремя заметить конкретный вид

способностей и развить их. Другие считают, что одаренность это редкое явление, присущее лишь

незначительному проценту людей.

Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно

понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои

дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной.

Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности,

способности большинства.

С сентября

2011 года во всех образовательных учреждениях нашей страны введен

Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС). В основе ФГОС лежит

системно - деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов,

предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного

общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение

роста творческого потенциала и познавательных мотивов.

Среди ключевых направлений развития образования в рамках национальной образовательной

инициативы

особое

место

занимает

развитие

системы

поддержки

одарённых

детей,

совершенствование развития творческой среды для выявления одарённых детей.

Сегодня

существует

социальный

заказ

на

творческую

личность,

поэтому

в

своей

педагогической деятельности я, как и все учителя, уделяю большое внимание этой проблеме, тем

более, каждому педагогу известно, что важным периодом в развитии и становлении личности

является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и

развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты,

восприимчивы и любопытны.

Перед учителями начальных классов стоит основная задача –

способствовать развитию каждой личности.

Все маленькие дети наделены с рождения определѐнными способностями. Однако не все они

вовремя выявляются и развиваются. Нераскрытые возможности ребѐнка постепенно угасают из-за

невостребованности.

Организацию работы с одарёнными детьми в начальной школе можно разделить на несколько

этапов:

1 этап - Работа с одарёнными детьми в период предшкольной подготовки ребят.

Наша школа сотрудничает с дошкольными образовательными учреждениями. Мы, учителя

начальных классов, проводим занятия с дошкольниками по подготовке к школе. В этот период и

начинается первое знакомство с будущими первоклассниками. Часто присутствуем на занятиях,

проводимых воспитателями детского сада, ведём наблюдения за дошкольниками, общаемся с ними.

Главным показателем одарённости малыша в детском саду, на мой взгляд, является его

любознательность. Любознательность, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах

продолжает оставаться важнейшей отличительной чертой талантливого человека. Очень важно, чтобы

любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - любознательность, а затем в познавательную

потребность.

2 этап – Приём в 1 класс.

При приеме в 1 класс провожу собеседование, психологом школы ведётся наблюдение за

поведением ребёнка. Наряду со «знаниевыми» показателями выделяю основные признаки, которые

проявляет одарённый ребёнок:

познавательная самодеятельность; (Максим Г. – каждое утро пытался удивить меня. Я

ВЧЕРА УЗНАЛ, А ЗНАЕТЕ ВЫ, ЧТО…)

высокий уровень развития логического мышления;

оригинальность и гибкость мышления;

высокая концентрация внимания;

отличная память;

самостоятельность;

лидерство (не всегда).

На первых собраниях прошу родителей будущих первоклассников заполнить анкету, поделиться

увлечениями детей.

Опыт работы показывает, что чаще всего одарённые дети вырастают в интеллигентных семьях. И

дело тут вовсе не в особых генах гениальности. Дело в семейной атмосфере, в системе семейных

ценностей.

Не секрет, что многие родители поощряют и желали бы развивать в своем ребенке познавательные

потребности и различные способности. Но только делают они это, естественно, по-разному и, к

сожалению, не все.

3 этап – Процесс обучения в начальной школе.

Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний. Успеху этого

процесса способствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение

авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому

из того, с чем они сталкиваются.

Практика показывает, что дети с ранним расцветом интеллекта встречают трудности в первые

учебные дни. А причиной является то, что учение начинается, зачастую, с того, что ему уже «не

интересно». Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе после первых

же уроков. Уже умеющие читать и считать, им приходится пребывать в безделье, пока другие

осваивают азбуку и начальные арифметические действия.

Ученые в вопросе работы с одарёнными детьми выявили, что наиболее эффективной формой работы

с одарёнными являются творческие проекты. Наиболее интересные, оригинальные проекты

получаются у детей, имеющих творческие задатки. Работа над проектом даёт возможность развивать

общие интеллектуальные способности, творческие, художественно – изобразительные.

Я работаю по «Школе России». Во всех учебниках предусмотрены проекты. В 1 классе работа над

проектами пугает, возмущает родителей, но детям нравится. Презентации своих проектов ребята

начинают неуверенно. Со временем «наши докладчики» (так шутливо мы называем) так увлекаются,

что приходится ограничивать по времени.

Обучение одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. На

уроках методы и формы работы с одарёнными обучающимися, прежде всего, должны органически

сочетаться с методами и формами работы со всеми обучающимися класса и в то же время

отличаться. Говоря о формах работы с одарёнными детьми, необходимо сразу отметить следующее:

работа с такими обучающимися распадается на две формы - урочную и внеурочную.

Мои задачи в этом направлении следующие:

1.

эффективное обучение одарённого ребёнка, не удаляя его из круга одноклассников;

2.

изменение содержания образования в сторону углубления;

3.

подбор продуктивных форм и методов обучения при подготовке к конкурсам, олимпиадам,

соревнованиям.

Урок – это та учебная ситуация, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются

и реализуются личностные особенности учащихся.

На уроках литературного чтения я веду диалог с учащимися, подталкивая их к размышлению. Дети

не боятся высказывать своё собственное мнение, так как ни одно из них я не называю ошибочным.

Нравится ребятам задание – придумать свои вопросы к произведению. У кого-то вопросы очень

простые, но вопросы некоторых ребят заставляют задуматься над произведением, дать оценку

происходящего.

Очень любят дети читать по ролям (такая работа идёт в группе). Готовясь дома, учащиеся

выбирают себе роли в соответствии с уровнем сложности текста. Требование к чтецам одно:

стараться передать голосом чувства и настроение героев произведения. Нравится моим ученикам, и

инсценировать произведения. В этом году второклашки попробовали придумать продолжение

истории (рассказ «Маффин и паук»), придумывали свои сказки с заданными персонажами.

Для привития интереса к математике использую задачи повышенной сложности, готовимся и

проводим олимпиады, знакомимся с историей математики, решаем задачи повышенной сложности,

головоломки. Учу детей правильно выходить из нестандартных ситуаций и критически мыслить. Во

внеурочной деятельности замечаю, отслеживаю детей математического склада ума. Многие ребята

ходят на кружки «Умники и умницы», «Эрудит». Большую роль в развитии играют составление и

расшифровка логических цепочек, решение креативных

задач, когда ребята помимо вопроса

получают новую информацию.

1)

Путалка, Забывалка и Загадалка обменялись рукопожатиями. Сколько всего вышло

рукопожатий? Если бы пять гномов пожали друг другу руки, сколько рукопожатий

получилось бы в этом случае?

2)

При проверке знания таблицы умножения использую такие задания:

- разгадай зашифрованное слово

Для этого необходимо решить пример. Каждой букве алфавита соответствует число. Первый

прочитает слово тот, кто внимателен и лучше знает таблицу.

Авторы курса русского языка по этой программе также предусмотрели множество заданий для

реализации личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к обучению младших

школьников. Детям предоставлена возможность самостоятельно делать «открытия» в результате

специально организованных проблемных ситуаций, групповой работы и наблюдений. Секрет успеха

в том, что такие ситуации привносят разнообразие в традиционную форму общения на уроке

«учитель - ученик» и помогают детям повысить собственную самооценку, «научив» своего

сверстника. Большой интерес вызывает работа в поиске ошибок в тексте, приготовленном учителем,

в работе одноклассника. Нередко на уроке использую и такие задания:

1) Расставь буквы в алфавитном порядке и запиши получившееся слово:

щ, о, р, б ________________________________

е, л, о, д _________________________________

н, ы, о, т________________________________

2)В каждом слове зачеркни одну букву, чтобы получилось слово:

шарф ____________________ тигр ____________________

шутка ___________________ спорт ___________________

удача _____________________ гроза ____________________

3) Преврати слово РЕКА в слово ЩУКА в два хода, меняя по одной букве.

«Переходное» слово должно иметь смысл.

РЕКА - _____________________ - ______________________ - ЩУКА

На уроках русского языка я использую дифференцированные задания трёх разных уровней

сложности. Например:

1группа: находят в предложении только главные члены;

2 группа: задание найти в предложении и главные и второстепенные члены;

3 группа: задание не только найти главные и второстепенные члены в предложении, но и определить

части речи.

Используя дифференцированный подход на уроке, я предлагаю таким детям творческие задания,

быть консультантами, готовить и выступать с дополнительной информацией, решать задания

повышенного уровня, быть организатором учебного действия и т.д.

Дети с удовольствием участвуют в предметных олимпиадах, интеллектуальном марафоне, различных

конкурсах и викторинах, играх, проектах, выполняют индивидуальные творческие задания.

Следуя заданиям учебника, работаем над проектами в группах, индивидуально. Дети умеют

работать с разными источниками, добывать нужную информацию. Пробуем писать сочинения

«Путешествия тряпки и мелка по классной доске» (что такое испарение и как оно происходит),

«Как живут домашние тапочки» (как важно содержать свои вещи в порядке)

На уроках окружающего мира мои ученики всегда раскованны и активны, стремятся поделиться

своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников.

В стремлении создать условия для успешного познания окружающего мира учащимся с разным

типом восприятия, я предоставляю им возможность более самостоятельно «открывать» новые

знания, новые способы взаимодействия с учебным материалом. Большую роль в реализации такого

подхода играют практические работы, экскурсии и организованные наблюдения. По результатам

собственных наблюдений и с помощью дополнительной литературы дети составляют проекты,

пишут рефераты и сообщения, проводят мини - исследования, рисуют знаки, плакаты.

Развитию творческой индивидуальности учащихся способствуют уроки технологии. Дети увлеченно

работают над созданием поделок, применяют свои творческие способности на практике, помогают

товарищам справиться с трудностями . Дети с удовольствием принимают участие в конкурсах, в том

числе и дистанционных: «Край родной, где я живу», «Волшебный мир цветов», «Животные вокруг

нас», « Портрет моего питомца».

Мне очень помогают в работе с одаренными детьми их собственные интересы и склонности . Это

можно реализовать через занятия по собственному выбору ребенка в рамках дополнительного

образования. Музыкальная школа, художественная школа, занятия танцами, спортивные секции.

Особая роль принадлежит родителям.

Ребёнок не аморфная масса, а существо, таящее в себе силы, равных которым не сыскать на

всей планете. Эта затаённая в ребёнке сила духа, разума и сердца, если её довести до совершенства,

станет сверхсилой, способной преобразовывать, обогащать, украшать всё вокруг - и в нём самом.

Но суть в том и заключается, что какие бы силы не таились в ребёнке, сам он ничего не сможет

в себе развить, не сможет даже встать на ноги, не говоря уже о возвышении до человека.

Сделать, воспитать, создать из него человека - серьёзная задача для мудрых взрослых, любящих

взрослых.

Троица образования и воспитания: учитель-ученик-родитель. Эта связка как

социальное

партнёрство, в сотрудничестве проживающее жизнь вместе с детьми. А сотрудничество возможно,

если выстраивать его общими усилиями, соблюдая при этом несколько принципиальных условий,

используя современные педагогические технологии, при которых шансы на взаимопонимание

учителей, детей и родителей возрастают.

Родители первые воспитатели и учителя ребёнка, поэтому их роль в формировании его

личности огромна.

В рамках работы с одарёнными детьми провожу работу с родителями, которые являются

союзниками и помощниками учителя в работе с детьми.

Содержание работы с родителями состоит в следующем:

повышение психолого- педагогических знаний родителей;

включение родителей в учебно- воспитательный процесс;

взаимодействие школы и родителей в развитии способностей ребёнка

Работа с одарёнными детьми в начальной школе разделила родителей на несколько типов:

«Активисты»

Эти родители постоянно предлагают детям какие-то развивающие игры, дела, интересы. При

определенной настойчивости и последовательности такая стратегия приносит результаты. Но нередко

у ребенка возникает внутренний протест, даже при внешней покорности. Иногда это выражается в

повышенной утомляемости ребенка от любых интеллектуальных занятий.

«Созерцатели»

Родители препоручают определение способностей и развитие их в ребенке специально

подготовленным людям. Услуг такого рода предлагается сейчас очень много.

«Наблюдатели»

Родители не проявляют активности в развитии своего ребёнка. Они считают, что если дан

человеку дар, то никуда он не денется, не исчезнет и обязательно где-то проявится. Опыт работы с

этой категорией родителей показывает, что ребёнок, воспитывающийся в такой семье, даже будучи от

природы одарённым, растеряет свои уникальные способности. (К сожалению, в моём классе есть такие

родители).

«Практики»

Родители не стремятся тотально контролировать развитие способностей ребенка, зато

предоставляют ему возможности для выбора и стараются подобрать хорошую школу. Самое главное в

таких семьях - атмосфера ярких познавательных интересов самих родителей. Они сами постоянно

увлечены каким-то делом, много читают, в телепрограммах выбирают познавательные передачи,

стараются посетить новую выставку, не навязывая все это ребенку, но предоставляя ему возможность

самому найти подходящее занятие. Как оказалось, такая стратегия саморазвития - самая эффективная.

Одаренный, талантливый ребенок - это, прежде всего ребенок. Как и другим детям, ему нужны

ласка, любовь, внимание и помощь близких. Создать среду, которая обеспечит успешное развитие

ребенка, уважение его точки зрения, любопытства, поощрение его интересов, даже если эти

интересы не всегда понятны взрослым, - задача педагогов и родителей. Всегда важно найти время

радоваться ребенку. Не стоит забывать о том, что одаренному ребенку нужен тот же опыт в общении

и деятельности, что и всем, но только в большей мере.

Большую роль для развития творческих способностей учащихся играет введение в ОУ внеурочной

деятельности обучающихся, которая предоставляет возможность учёта индивидуальных интересов,

особенностей, способностей младших школьников и позволяет реально учителю с пользой для

ребёнка распределять нагрузку, что обеспечивает здоровье сберегающие функции образования.

С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активными,

проявляют уверенность в своих силах. Работа на занятиях по внеурочной деятельности позволяет

детям другими глазами взглянуть на окружающий мир.

Но все-таки большую часть времени обучающиеся проводят на уроках, и большая работа с

одаренными проводится именно на уроке. Именно на уроке одаренные дети проявляют свои

способности, быстрее и оригинальнее других решают задачи, отвечают на вопросы и сами задают

нестандартные вопросы.

Обязательным условием общего развития детей является использование дополнительной

информации, которую не обязательно усваивать, запоминать, повторять в классе и дома. Она должна

дать возможность развивать общую культуру и эрудицию ребенка. С этой целью использую на

своих уроках такие элементы, как «Это интересно», «А вы знаете?», «Удивись», и др. Хочется

заинтересовать учеников в познании. Важно направить одарённого ребёнка не на получение

определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить

самостоятельно, на основе полученного материала.

Заключение

Современному

обществу

требуются

люди,

интеллектуально

и

творчески

развитые,

обладающие коммуникативными навыками, умеющие нестандартно мыслить, уверенные в своих

силах и способностях, физически и психически здоровые. Школа, выполняя социальный заказ,

должна также содействовать развитию ребенка ради самого ребенка, особенно если он «выделяется

яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности».

Литература:

1. Банникова И.Ю., Марков С.В. Социально–образовательная среда как главный фактор развития

исследовательского мышления детей // Исследовательская работа школьников. – 2003. №3. – С. 8-17.

1.

2. Белова, Е. С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать [Текст]: пособие для

воспитателей и родителей.- 3 –е изд. / Е. С. Белова. – М.: Московский психолого – социальный

институт: Флинта, 2004. - 144 с.

3.Воронцов А. Б. Проектные задачи в начальной школе / А. Б. Воронцов и др.; по ред.

А. Б. Воронцова. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 176 с.

4. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской

научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. – М.: Арманов-центр,

2010.

5. Опыт работы с одаренными детьми в современной России: материалы Всероссийской научно-

практической конференции. Москва, 6-8 февраля 2009 года/ Научный редактор Л.П. Дуганова

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / ред.

И. Сафронова. — М.: Просвещение, 2011. — 32 с.



В раздел образования