Автор: Гребенникова Валентина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУСО РО "Новочеркасский центр помощи детям №1"
Населённый пункт: город Новочеркасск
Наименование материала: статья
Тема: "Актуальность проблемы нравственного воспитания"
Раздел: дополнительное образование
Актуальность проблемы нравственного воспитания
В.А. Сухомлинский писал: «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто,
духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга,
единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего
воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на
молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру
воспитанников
как
раз
и
зависит
создание
обстановки,
побуждающей
к
нравственному поведению, нравственным поступкам».
Проблема, о которой мы сегодня будем говорить, актуальна и своевременна,
она является стержневой в развитии и становлении личности, определяет
гуманистическую направленность всего воспитательного процесса. В настоящее
время налицо утрата духовной ориентации в обществе. И от этого страдает в
первую очередь молодое поколение, дети.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических
периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, -
не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении
личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей
искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости,
гражданственности и патриотизме. Сегодня школа переживает драму воспитания.
Рассыпались на глазах многие идеалы и ценности. Ушли в прошлое октябрятско -
пионерско-комсомольские традиции. Сегодня подрастающее поколение часто
обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема духовно-
нравственного воспитания так актуальна.
Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности
и жестокости в обществе.
Несколько статистических фактов:
- в России рождается 17% детей с психическими отклонениями.
-15млн. наркоманов, 35 млн. алкоголиков.
-На одного человека России приходится более 25 л алкоголя в год, тогда как
при 8 л алкоголя в год начинается вырождение нации.
-Могут быть признаны здоровыми лишь 15-19% детей и подростков.
-По данным экспертов ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения,
при коэффициенте жизнеспособности по шестибалльной шкале в России он
составляет всего 1,4 балла. Это, по сути, смертный приговор нации.
Поэтому, несомненно, вопросы нравственного воспитания подрастающего
поколения выходят в нашем обществе на первый план.
Время
поставило
педагогический
коллектив
перед
необходимостью
скорректировать, а в чём – то пересмотреть свои педагогические позиции, внести
изменения в содержание и формы работы с детьми в связи с обострением духовно
– нравственной атмосферы в обществе.
Сегодня на первое место встаёт вопрос
гуманизации воспитательного
процесса. Конечной целью гуманистического воспитания является человек,
обладающий следующими качествами: это свободная,
гуманная, духовная,
творческая и практическая личность.
Чтобы воспитать такую личность, следует соблюдать основные принципы, идеи
гуманистического воспитания:
1.
Личностный подход – признание личности ребёнка высшей социальной
ценностью, принятие его таким, каким он есть, отсутствие попытки переделать
его, умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о
человеке вообще и о данном человеке в частности.
2.
Гуманизация межличностных отношений предполагает терпимое отношение к
мнению ребёнка, доброту и понимание. Авторитарность, грубость, насилие над
ребёнком губят воспитательный процесс и ребёнка как личность. Должно быть
как меньше страха. Страх, чувство вины, чувство незаслуженного стыда – всё
это тормозит развитие ребёнка.
3.
Опора на чувство ребёнка, а не только на его сознание и поведение. Только
через
чувства
жизненные
ценности,
нравственные
нормы
могут
стать
собственными ценностями и нормами.
4.
Деятельный подход в воспитании: ребёнок не готовится к будущей жизни – он
уже живёт реальной, сегодняшней жизнью. И ему нужна интересная,
отвечающая
его
способностям
и
особенностям
деятельность:
здоровая,
трудовая, благотворительная, творческая, досуговая.
5.
Средовый подход – учреждение не может оградить детей от негативных
влияний среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и
проблемы социума, ближайшего окружения.
6.
Культурологический
подход
обеспечивает
режим
наибольшего
благоприятствования
воспитанникам
в
приобщении
к
культуре,
в
формировании
эстетического
вкуса,
иммунитета
против
низкопробной
духовной продукции.
7.
Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов
воспитания, учёт специфических позиций детей и взрослых в воспитательном
процессе, учёт их этнических, религиозных, исторических, культурологических
условий, признание уникальной неповторимости участников воспитательного
процесса.
8.
Целостный подход: воспитание и обучение являются равноправными и
взаимодействующими компонентами.
9.
Комплексный подход предполагает воспитание и развитие каких – либо качеств
ребёнка в комплексе, а не по очереди. Нужно так организовать деятельность
воспитанника, чтобы в ней человек раскрывался с разных сторон и развивал все
свои личностные качества.
И так, сегодня мы будем говорить о духовно - нравственном воспитании детей.
Начнем с понятия «Воспитание».
Воспитание – одна из основных функций общества, это общественное явление,
определяющее вид человеческой деятельности, который имеет осмысленный
целенаправленный характер.
Главной целью воспитательной деятельности детей является формирование
личности, а личность и культура, как каждый из нас понимает, неразрывны. Ни
для кого не секрет, что культурный человек — это человек, не только и не столько
успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и
развить в себе нравственные ценности семьи,
общества и человечества,
демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением и т.д.
Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук,
которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как
можно меньше зла и как можно больше добра».
О задачах нравственного воспитания мы много слышали и читали.
Оказание
помощи
ребенку
в
его
мировоззренческом
гражданском
самоопределении
Необходимость
вооружить
растущего
человека
средствами
самоорганизации, уважения человеческого достоинства, самоутверждения
личности
Постановка ребенка в ситуацию нравственного выбора, усвоения им
нравственных категорий в реальных жизненных обстоятельствах
Часто наблюдая за поведением детей в школе, дома, на улице, транспорте мы
приходим к размышлениям об их недостойных поступках. Мучаем себя
вопросами:
Ну
почему
они
такие?
Чего
им
не
хватает?
Почему
они
безнравственны?
Как
воспитывать
таких
детей?
Назрела
необходимость
пересмотра основ духовно-нравственного воспитания. Нужен новый взгляд на
саму сущность этого воспитания.
Педагоги призваны формировать у подростков морально-нравственные
критерии и принципы повседневной жизни. В этом и заключается сущность
нравственного воспитания несовершеннолетних, которое осуществляется через
процессы воспитания, обучения, саморазвития детей с использованием комплекса
воспитательных,
образовательных,
развивающих,
психологических,
физиологических, социальных мер и факторов.
Нравственное воспитание молодежи - неоспоримая и важнейшая опора
всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят
обществу
непоправимый
урон.
Интеллектуальное
развитие
молодежи
не
представляет сегодня такой проблемы, как ее нравственное, духовное становление.
Это обуславливается тем, что обучение основам наук в наше время происходит
достаточно четко, планово и в обязательном порядке. Однако нравственное
воспитание молодого поколения сильно отстает. А ведь именно нравственность
должна стоять впереди и за собой вести интеллект.
Таким образом, целью духовно - нравственного воспитания является
формирование нравственности, морали, чему соответствуют критерии
добра,
милосердия,
заботы,
образованности,
порядочности,
честности
и общечеловеческие ценности:
Любовь к матери
Патриотизм.
Любовь к Родине
Добро и зло
Самовоспитание
Добродетель
Совесть
Надежда
Подводя итог выше сказанному, хочется отметить, что
актуальность проблемы
нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
• Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных,
высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными
чертами личности.
• Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается,
окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него
как
позитивного,
так
и
негативного
характера,
которые
ежедневно
обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только
формирующуюся сферу нравственности.
• В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня
нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности,
определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на
основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
• В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что
они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в
современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм
или последствиях данного поступка для окружающих людей.