Напоминание

"Актуальность проблемы нравственного воспитания"


Автор: Гребенникова Валентина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУСО РО "Новочеркасский центр помощи детям №1"
Населённый пункт: город Новочеркасск
Наименование материала: статья
Тема: "Актуальность проблемы нравственного воспитания"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Актуальность проблемы нравственного воспитания

В.А. Сухомлинский писал: «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто,

духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга,

единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего

воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на

молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру

воспитанников

как

раз

и

зависит

создание

обстановки,

побуждающей

к

нравственному поведению, нравственным поступкам».

Проблема, о которой мы сегодня будем говорить, актуальна и своевременна,

она является стержневой в развитии и становлении личности, определяет

гуманистическую направленность всего воспитательного процесса. В настоящее

время налицо утрата духовной ориентации в обществе. И от этого страдает в

первую очередь молодое поколение, дети.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических

периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, -

не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении

личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей

искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости,

гражданственности и патриотизме. Сегодня школа переживает драму воспитания.

Рассыпались на глазах многие идеалы и ценности. Ушли в прошлое октябрятско -

пионерско-комсомольские традиции. Сегодня подрастающее поколение часто

обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема духовно-

нравственного воспитания так актуальна.

Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности

и жестокости в обществе.

Несколько статистических фактов:

- в России рождается 17% детей с психическими отклонениями.

-15млн. наркоманов, 35 млн. алкоголиков.

-На одного человека России приходится более 25 л алкоголя в год, тогда как

при 8 л алкоголя в год начинается вырождение нации.

-Могут быть признаны здоровыми лишь 15-19% детей и подростков.

-По данным экспертов ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения,

при коэффициенте жизнеспособности по шестибалльной шкале в России он

составляет всего 1,4 балла. Это, по сути, смертный приговор нации.

Поэтому, несомненно, вопросы нравственного воспитания подрастающего

поколения выходят в нашем обществе на первый план.

Время

поставило

педагогический

коллектив

перед

необходимостью

скорректировать, а в чём – то пересмотреть свои педагогические позиции, внести

изменения в содержание и формы работы с детьми в связи с обострением духовно

– нравственной атмосферы в обществе.

Сегодня на первое место встаёт вопрос

гуманизации воспитательного

процесса. Конечной целью гуманистического воспитания является человек,

обладающий следующими качествами: это свободная,

гуманная, духовная,

творческая и практическая личность.

Чтобы воспитать такую личность, следует соблюдать основные принципы, идеи

гуманистического воспитания:

1.

Личностный подход – признание личности ребёнка высшей социальной

ценностью, принятие его таким, каким он есть, отсутствие попытки переделать

его, умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о

человеке вообще и о данном человеке в частности.

2.

Гуманизация межличностных отношений предполагает терпимое отношение к

мнению ребёнка, доброту и понимание. Авторитарность, грубость, насилие над

ребёнком губят воспитательный процесс и ребёнка как личность. Должно быть

как меньше страха. Страх, чувство вины, чувство незаслуженного стыда – всё

это тормозит развитие ребёнка.

3.

Опора на чувство ребёнка, а не только на его сознание и поведение. Только

через

чувства

жизненные

ценности,

нравственные

нормы

могут

стать

собственными ценностями и нормами.

4.

Деятельный подход в воспитании: ребёнок не готовится к будущей жизни – он

уже живёт реальной, сегодняшней жизнью. И ему нужна интересная,

отвечающая

его

способностям

и

особенностям

деятельность:

здоровая,

трудовая, благотворительная, творческая, досуговая.

5.

Средовый подход – учреждение не может оградить детей от негативных

влияний среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и

проблемы социума, ближайшего окружения.

6.

Культурологический

подход

обеспечивает

режим

наибольшего

благоприятствования

воспитанникам

в

приобщении

к

культуре,

в

формировании

эстетического

вкуса,

иммунитета

против

низкопробной

духовной продукции.

7.

Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов

воспитания, учёт специфических позиций детей и взрослых в воспитательном

процессе, учёт их этнических, религиозных, исторических, культурологических

условий, признание уникальной неповторимости участников воспитательного

процесса.

8.

Целостный подход: воспитание и обучение являются равноправными и

взаимодействующими компонентами.

9.

Комплексный подход предполагает воспитание и развитие каких – либо качеств

ребёнка в комплексе, а не по очереди. Нужно так организовать деятельность

воспитанника, чтобы в ней человек раскрывался с разных сторон и развивал все

свои личностные качества.

И так, сегодня мы будем говорить о духовно - нравственном воспитании детей.

Начнем с понятия «Воспитание».

Воспитание – одна из основных функций общества, это общественное явление,

определяющее вид человеческой деятельности, который имеет осмысленный

целенаправленный характер.

Главной целью воспитательной деятельности детей является формирование

личности, а личность и культура, как каждый из нас понимает, неразрывны. Ни

для кого не секрет, что культурный человек — это человек, не только и не столько

успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и

развить в себе нравственные ценности семьи,

общества и человечества,

демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением и т.д.

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук,

которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как

можно меньше зла и как можно больше добра».

О задачах нравственного воспитания мы много слышали и читали.

Оказание

помощи

ребенку

в

его

мировоззренческом

гражданском

самоопределении

Необходимость

вооружить

растущего

человека

средствами

самоорганизации, уважения человеческого достоинства, самоутверждения

личности

Постановка ребенка в ситуацию нравственного выбора, усвоения им

нравственных категорий в реальных жизненных обстоятельствах

Часто наблюдая за поведением детей в школе, дома, на улице, транспорте мы

приходим к размышлениям об их недостойных поступках. Мучаем себя

вопросами:

Ну

почему

они

такие?

Чего

им

не

хватает?

Почему

они

безнравственны?

Как

воспитывать

таких

детей?

Назрела

необходимость

пересмотра основ духовно-нравственного воспитания. Нужен новый взгляд на

саму сущность этого воспитания.

Педагоги призваны формировать у подростков морально-нравственные

критерии и принципы повседневной жизни. В этом и заключается сущность

нравственного воспитания несовершеннолетних, которое осуществляется через

процессы воспитания, обучения, саморазвития детей с использованием комплекса

воспитательных,

образовательных,

развивающих,

психологических,

физиологических, социальных мер и факторов.

Нравственное воспитание молодежи - неоспоримая и важнейшая опора

всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят

обществу

непоправимый

урон.

Интеллектуальное

развитие

молодежи

не

представляет сегодня такой проблемы, как ее нравственное, духовное становление.

Это обуславливается тем, что обучение основам наук в наше время происходит

достаточно четко, планово и в обязательном порядке. Однако нравственное

воспитание молодого поколения сильно отстает. А ведь именно нравственность

должна стоять впереди и за собой вести интеллект.

Таким образом, целью духовно - нравственного воспитания является

формирование нравственности, морали, чему соответствуют критерии

добра,

милосердия,

заботы,

образованности,

порядочности,

честности

и общечеловеческие ценности:

Любовь к матери

Патриотизм.

Любовь к Родине

Добро и зло

Самовоспитание

Добродетель

Совесть

Надежда

Подводя итог выше сказанному, хочется отметить, что

актуальность проблемы

нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

• Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных,

высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными

чертами личности.

• Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается,

окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него

как

позитивного,

так

и

негативного

характера,

которые

ежедневно

обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только

формирующуюся сферу нравственности.

• В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня

нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности,

определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на

основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что

они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в

современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм

или последствиях данного поступка для окружающих людей.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники