Напоминание

Формирование нравственных качеств подростков, их творческой и социальной активности средствами музыкального искусства


Автор: Мельникова Ольга Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦИ "Эдельвейс" Приморского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование нравственных качеств подростков, их творческой и социальной активности средствами музыкального искусства
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр детского и юношеского музыкально-хореографического искусства «Эдельвейс»

Приморского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

«Формирование нравственных качеств подростков,

их творческой и социальной активности

средствами музыкального искусства

»

Автор:

Мельникова Ольга Владимировна,

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2021

В современных условиях особое значение приобретает освоение и

формирование нравственных ценностей у подростков в сфере организации

свободного времени. Среди воспитанников старшего подросткового возраста

остро стоит вопрос личностного самоопределения, реализации собственных

интересов, признания ценности своей личности.

Природа создала каждого человека уникальным и каждый от рождения

имеет свои достоинства и недостатки, которые друг друга взаимно

компенсируют.

Подростковый период - это самый трудный и сложный из всех детских

возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с

тем это самый ответственный период социализации, поскольку здесь

складываются основы нравственности, формируются социальные установки,

отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте

стабилизируются черты характера и основные формы межличностного

поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода,

связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию,

- это самопознание, самовыражение и самоутверждение подростка.

На протяжении всей жизни происходит формирование личности

человека, которое включает в себя последовательное изменение системы

отношений к окружающему миру, природе, другим людям и к себе в том

числе.

Непоследняя

роль

в

процессе

становление

подростка

активным

субъектом социальной жизни отводится педагогу. Учитывая особенности

подросткового

возраста,

следует

отметить,

что

вовремя

оказанная

педагогическая помощь в возникших проблемных ситуациях может оказать

непосредственное

влияние

на

решение

проблем,

связанных

с

физиологическими и психологическими особенностями детей данного

возраста.

Ниже приведем методические рекомендации, направленные на создание

условий, способствующих преобразованию личностных качеств подростка, а

2

также влияющих на приобретение воспитанником необходимого опыта взаи-

модействия, участия и рефлексии.

Индивидуальная педагогическая помощь выстраивается в определенной

последовательности и имеет несколько этапов.

I. Этап диагностический связан:

1) с фиксированием ситуации, требующей оказания индивидуальной

педагогической помощи воспитаннику;

2) с определением характеристики ситуации, особенностей ребенка, его

отношением к ситуации.

На данном этапе основным методом в фиксировании проблемной

ситуации

подростка

является

педагогическое

наблюдение.

Для

подтверждения результатов наблюдения могут быть использованы метод

экспертных оценок, анализ продуктов практической деятельности детей,

тестирование.

Педагогам дополнительного образования,

как правило,

хорошо известны особенности развития воспитанников, ситуации в их

семьях.

Педагогу важно определить не только суть затруднения, но и

определить позицию воспитанника по отношению к сложившейся проблеме.

II. Этап оказания индивидуальной педагогической помощи состоит в

организации

условий

для

осознания

воспитанником

собственной

проблемной ситуации и содействии подростку в ее преодолении.

Взаимодействие

педагога

и

воспитанника

на

этапе

оказания

индивидуальной педагогической помощи разворачивается в следующей

последовательности:

-

определение у педагога имеющихся возможностей для оказания

помощи в данной ситуации;

- установление контакта между педагогом и воспитанником;

-

совместное

прояснение

проблемной

ситуации

и

определение

необходимой помощи педагога;

- предъявление, соотнесение интересов и позиций сторон;

3

-

заключение

договоренности

о

помощи

педагога

воспитаннику

в

разрешении проблемной ситуации;

- реализация договора.

Необходимо отметить, что работа по разрешению проблемы должна

проходить в том же пространстве, в котором она проявляется. Реальная

ситуация

жизнедеятельности

ребенка

не

должна

подменяться

искусственной.

Таким образом, педагог относительно деятельности воспитанника

может выступать в следующих ролях: «регулятор» — «помощник» —

«сотрудник» — «консультант» — «эксперт». Роли представлены в логике

движения позиции подростка от инфантильной позиции к субъектной.

Соответственно,

выполняя

функции

регулятора,

педагог

контролирует состояние и деятельность ребенка, своевременно оказывает

ему практическую помощь, направляет воспитанника к достижению цели,

обеспечивает наличие желаемого результата.

Задача помощника состоит в том, чтобы оказать ребенку конкретную

практическую помощь в ситуации, когда воспитанник не в состоянии

выполнить необходимое действие самостоятельно. В данном случае педагог

подключается к разрешению данной проблемы по непосредственной

просьбе подростка.

Педагог-сотрудник

действует

в

соответствии

со

своими

обязанностями, оговоренными с сотрудником-воспитанником, выполняет

свою часть работы, несет за нее ответственность перед другой стороной и в

свою очередь предъявляет требования к качеству работы партнера.

Педагог становится консультантом и экспертом в случаях, когда

воспитанник самостоятельно и осознанно осуществляет собственную

деятельность.

Педагог-консультант

является

для

него

источником

информации о способах деятельности и взаимодействия, которая может

быть получена в любой момент по запросу. Педагог-эксперт анализирует и

оценивает, как результат, так и процесс осуществления воспитанником

4

деятельности, может давать рекомендации, как действовать в той или иной

ситуации более эффективно.

Возможны варианты, когда в центре внимания педагога и воспитанника

находится не успешность в деятельности, а характеристика ребенка как

субъекта

деятельности,

его

индивидуальные

способы

осуществления

деятельности. Тогда позиция педагога может быть обозначена как «зеркало».

Другими словами, основной задачей педагога становится предоставление

воспитаннику

целостной

информации

о

нем

самом

как

субъекте

деятельности и взаимодействия.

В процессе коммуникации педагог должен быть готов исполнять роль

«слушателя», а для эмоциональных детей — роль человека, которому можно

рассказать о своих переживаниях и проблемах.

Роль с точки зрения межличностных отношений может быть выбрана

педагогом, исходя из собственных индивидуальных особенностей и стиля

педагогического взаимодействия: «друг», «взрослый», «специалист» и т.д.

Основным требованием здесь является не дружественность отношений, а

неравнодушие педагога, его способность и готовность обеспечить ребенку

психологическую поддержку.

III.

Этап подведения итогов имеет разное содержание для педагога и

воспитанника.

Для

педагога

анализ

результатов

работы,

для

воспитанника — осознание личностных ощущений, получение опыта

самостоятельной деятельности.

Основными методами осуществления индивидуальной педагогической

помощи

являются

психолого-педагогическое

консультирование

и

организация развивающих ситуаций.

Позиция педагога — субъекта индивидуальной помощи предусматривает,

во-первых, принятие и понимание подростка, проявление интереса к нему,

желание помочь; во-вторых, формирование определенных личностных

качеств — толерантности, эмпатии, доверительности, заботливости, а также

5

мотивов педагогической деятельности, направленных на процесс и результат,

личностный рост и самоактуализацию.

Круг предлагаемых ниже умений и навыков не является полным,

скорее здесь указаны наиболее важные среди них.

Рефлексивные умения.

Педагогу — субъекту индивидуальной помощи необходимо, во-первых,

целостно и всесторонне увидеть воспитанника в его проблемной ситуации;

во-вторых, видеть «со стороны» процесс собственного взаимодействия с

воспитанником; в-третьих, осознавать себя в собственной деятельности и

поведении.

Навыки эффективного слушания.

Слышать — это стремление понять и запомнить услышанное. Целью

процесса выслушивания могут быть понимание, запоминание, анализ и

оценка содержания информации, сообщаемой воспитанником, а также

установление

доверительных

отношений.

Педагог

в

рассматриваемой

деятельности должен соединять рефлексивное и эмпатическое слушание.

Цель рефлексивного слушания — осознание сообщения говорящего,

значение его мыслей, понимание переживаемых чувств. В этом случае

педагог

будет

использовать

вопросы

уточняющего

характера,

перефразирование слов воспитанника, резюмирующие высказывания для

соединения фрагментов разговора.

Цель эмпатического слушания — уловить эмоциональную окраску

высказываемых идей, их значение для другого человека. Такое слушание

предполагает безоценочные реакции со стороны слушателя, использование

фраз, допускающих коррекцию сказанного («Если я не ошибаюсь...»,

«Возможно...» и др.).

Умение наблюдать.

Предметом рефлексии являются не только прозвучавшие мысли —

вербальные

интеракции,

но

и

невербальные

реакции

подростка.

Невербальный

язык

может

отражать

состояние

воспитанника,

его

6

отношение к происходящему, интерпретацию ситуации педагогического

общения самим воспитанником и т.д. Это проявляется в изменениях

интонации, громкости и темпа речи, изменении наклона туловища, жестах,

контакте глаз или его отсутствии в определенные моменты, то есть

педагог должен быть внимателен ко всем проявлениям воспитанника.

И, подводя итог, хочется отметить, что процесс социализации

старших

подростков

средствами

музыкального

искусства

будет

эффективным, если будут созданы необходимые социально-педагогические

условия:

старшие подростки являются субъектами деятельности;

совместная деятельность планируется на основе изучения интересов и

потребностей подростков;

реализуется право на выбор форм и способов участия подростков в

совместной деятельности;

взаимодействие осуществляется на основе диалога;

осуществляется

рефлексия

индивидуальных

и

коллективных

результатов деятельности.

Список литературы:

1. Алиев

Ю.Б.

Особенности

подросткового

возраста//Алиев

Ю.Б.

Настольная книга школьного учителя-музыканта.– М., 2000. – С.114–

119.

2. Воспитание искусством. – СПб, 2006.– 133с.

3. Кравченко

А.И.

Социализация

и

образование.

Фундаментальная

социология в 15тт. Т. 8. – М.: Инфра, 2005. – 1040 с.

4. Личность и ее становление в процессе социализации. – Саратов, 2000. –

240с.

7

5. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас

человека / Под ред. Реана А.А. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2007. –

651с.

8



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники