Напоминание

Большая буква в именах собственных


Автор: Сенетова Людмила Ревовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ "ОЦ" пос. Серноводск
Населённый пункт: пос. Серноводск Сергиевского района Самарской области
Наименование материала: Урок русского языка в 1 классе
Тема: Большая буква в именах собственных
Раздел: начальное образование





Назад




государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр»

имени Героя Советского Союза В. В. Субботина пос. Серноводск

муниципального района Сергиевский Самарской области

Открытый урок

по русскому языку в 1 классе

«Большая буква в именах собственных»

Автор:

Сенетова Людмила Ревовна

учитель начальных классов

Технологическая карта урока по русскому языку в 1 а классе.

Учитель

Сенетова Л.Р. (ГБОУ СОШ «ОЦ» п.Серноводск)

Тема урока

«Большая буква в именах собственных»

Цель урока:

Научить применять правила правописания большой (заглавной)

буквы в именах собственных.

Задачи:

Образовательная:

- формирование навыка правописания большой буквы.

Воспитательная:

- развивать внимание, находчивость, логическое мышление.

Развивающая:

- развитие у учащихся мыслительных операций: сравнения и

обобщения;

- развивать орфографическую зоркость;

- расширять кругозор, словарный запас учащихся.

Планируемые ОР

Ученик по окончанию изучения темы урока научится

- различать, сравнивать слово и предложение;

- писать большую букву в начале предложения и именах

собственных;

- ставить точку в конце предложения;

- использовать алгоритм порядка действий при списывании;

- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.

Ученик

по

окончанию

изучения

темы

урока

получит

возможность научиться:

- выбирать языковые средства в соответствии с целями и

условиями

общения

для

эффективного

решения

коммуникативных задач;

-

проявлять

познавательную

активность в ходе

изучения

учебного материала;

- планировать предстоящую деятельность под руководством

учителя;

- осуществляет оценку и рефлексию собственной деятельности.

Планируемые

метапредметные

результаты

Познавательные:

- усвоение знаний о собственных именах существительных и их

правописании;

- проведение анализа алгоритма порядка действий при

списывании и использовании его при решении практических

задач;

- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать

новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания через информацию, представленную в

разных формах;

- наблюдать и делать самостоятельные выводы;

- развивать познавательный интерес.

Регулятивные:

- умение принимать и сохранять учебную задачу;

- с помощью учителя планировать действия в соответствии с

поставленной задачей и условиями её реализации;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

- высказывать своё предположение.

Коммуникативные:

- участвовать в обсуждении проблемных вопросов;

- обосновывать высказанное суждение;

- излагать представленное мнение последовательно, четко и

ясно;

- использовать в речи языковые средства общения;

- задавать вопросы;

- слушать и понимать других.

Личностные:

- формирование внутреннюю позицию школьника на уровне

положительного отношения к занятиям по предмету;

- сравнивают различные точки зрения;

- считаются с мнением другого человека;

- проявляют доброжелательность;

- выражают интерес к освоению новой учебной информации.

Программное

содержание

Раздел «Орфография»

План

изучения

нового материала

1.Большая буква в названии области

2.Большая буква в названии города

3. Большая буква в названии района

4.Большая буква в названии села, поселка.

Основные понятия

Большая (заглавная, прописная) буква, потонимика

Тип урока

Изучение нового материала.

Форма урока

Урок–путешествие по родному краю.

Технология

Проблемная, здоровьесберегающая, игровая

Мизансцена урока

Работа в парах.

Оборудование урока

Учебник: С. В. Иванов «Русский язык» 1 класс, карточки для

индивидуальной и групповой работы, наглядный материал, карта

Самарской области, картинка автобуса, опорные схемы.

Домашнее задание

Выучить название

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

I.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2 мин)

I.Организационный

момент

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Руки? – НА МЕСТЕ

Ноги? – НА МЕСТЕ

Локти? – У КРАЯ

Спина? – ПРЯМАЯ.

На уроке будь старательным

Будь спокойным и внимательным.

Ответы учеников

Ученики садятся на

свои места и

проговаривают слова

II. ВВОДНЫЙ ЭТАП (4 мин.)

II.Актуализация

Ребята, вы любите путешествовать? Я

знаний

приглашаю

вас

в

путешествие.

И

совершим мы его, не сходя со своего

места.

Такое

путешествие

называется

заочное.

Сегодня мы совершим путешествие в

мир топонимики -

науки,

которая

занимается географическими названиями.

Отправляясь в путь, нам необходимо

захватить терпение, усердие и багаж

нужных знаний.

Чтобы

отправиться

в

заочное

путешествие

нам

надо

выбрать

вид

транспорт. На каком виде транспорта

можно путешествовать?

Вам надо догадайтесь на каком виде

транспорта мы отправимся в

путешествие.

Странный дом мчит по дороге –

Круглые в резине ноги.

Пассажирами заполнен,

И бензином бак наполнен…(Автобус)

(Картинка с изображением автобуса)

В каждом автобусе есть «Путевой

журнал», где экскурсовод записывает всё

самое важное. Нашим «Путевым

журналом» будет ваша тетрадь. Здесь мы

будем записывать всё самое интересное,

всё, что мы узнаем.

Во время урока мы с вами

Будем «Внимательны»,

Будем «Старательны».

На первой страницев своем путевом

журнале (тетради) мы сделаем первую

запись. Запишите на первой строчке

сегодняшнее число.

Ответы учеников.

Отгадывают загадку.

Ученики

проговаривают:

Будем «Внимательны»,

будем «Старательны».

Работа в тетрадях.

III.

ОБУЧАЮЩИЙ ЭТАП (20 мин.)

Минутка

чистописания.

Чтобы отправиться в путешествие надо

подготовить автобус. Запишите буквы,

которые имеют элемент - длинную

наклонную палочку с петелькой внизу?

Самостоятельная

работа в тетрадях с

проверкой на уроке.

Постановка

проблемы

Изучение нового

материала

Постановка

проблемы

Исследовательская

деятельность

На это задание вам дается минута.

Автобус готов к отправлению.

Возьмите листочек №1. (Работа в парах)

Прочитайте внимательно слова, найдите

ошибки, исправьте их (мороз, оля, зима,

иван, петров). Какие допущены

ошибки? Какое правило вы применяли в

этом задании? (имена и фамилии пишутся

с большой буквы). Когда еще пишется

большая (заглавная) буква? Назовите

тему урока «Правописание слов с

большой буквы». Карточку на

доску.Подумайте и ответьте: «Чему мы с

вами должны научиться на этом уроке?»

Как называется наша страна? Назовите

столицу России. Посмотрите на карту

нашей страны.За один урок мы с вами не

сможем совершить путешествие по

огромным просторам нашей Родины. И

поэтому мы отправляемся в путешествие

по нашему краю.Сделаем запись в нашем

путевом журнале. «Наш край». А теперь

посмотрите на карту нашего края. Как он

называется? Самарская область-

живописный край.С большой высоты

наша область выглядит так. (Раздать

ученикам по карте: Самарская область.)

Сделаем запись в нашем путевом

журнале. «Самарская область». Сделаем

вывод.

Мы отправимся в исследовательскую

экспедицию. Как вы думаете, что мы

будем искать на карте? Верно, мы будем

искать слова, которые пишутся с большой

буквы.

Посмотрите на карту и найдите слова,

которые пишутся с большой буквы.

Подчеркните эти слова.Слова с большой

буквы обозначают название городов и

районных центров Самарской области. В

центре области располагается областной

центр – это город … (Самара). Найдите

его. Сделаем запись в нашем путевом

журнале. «Областной центр-город …»

Какое слово мы с вами запишем вместо

Работа в парах

Работа с картой.

Индивидуальная

работа в тетрадях.

Делают вывод:

названиеобласти

пишется с большой

буквы.

Работа с картой.

Слова с большой

буквы подчеркивают

ручкой с зеленой

пастой.

Делают вывод:

название города

пишется с большой

буквы

Физминутка

Исследовательская

деятельность

Физминутка

точек? С какой буквы мы будем писать

это слово? Почему? Сделаем вывод.

Запишите предложение с новой строки.

Разотру ладошки сильно, каждый пальчик

покручу,

Поздороваюсь с ним сильно, и

вытягивать начну.

Руки я затем помою, пальчик в пальчик я

вложу,

На замочек их закрою и тепло поберегу.

Выпущу я пальчики, пусть бегут как

зайчики. Продолжаем наше путешествие.

Посчитайте сколько городов в Самарской

области. В Самарской области -

10городов.Работа с

листочком№2(названия городов).

Прочитайте, какие города есть в нашей

области. С какой буквы записаны

города? Почему? Сделаем вывод.

Спишите названия трех любых городов

области.

В состав нашего Самарского края входят

27 районов – это села и поселки. В нашей

области много поселков и сел. В каком

районе проживаем мы с вами? Найдите

Сергиевский район на карте. Сделаем

запись в нашем путевом журнале. «Я

живу в … районе» Какое слово мы

вставим вместо точек? С какой буквы

будем записывать? Почему? Сделаем

вывод.Какая орфограмма встретилась

нам? Подчеркните ее ручкой с зеленой

пастой.

«Глазкам нужно отдохнуть».

«Нужно глубоко вздохнуть»

«Глаза по кругу побегут»,

«Много-много раз моргнут»

«Глазкам стало хорошо».

«Увидят мои глазки все»!

В нашем районе 17 населенных пунктов.

Но нам с вами милее и дороже наша

малая Родина. Как вы понимаете

выражение «Моя малая Родина?» Это –

Чтение вслух по

цепочке.

Работа в паре с картой.

название города

пишется с большой

буквы

.

Делают вывод:

названиерайона

пишется с большой

буквы

Ребята закрывают

глаза.Глубокий вдох.

Глаза все так же

закрыты. Глаза

открыты. Движение

зрачками по часовой и

против часовой

стрелки. Частое

моргание глазами.

Легкое касание

Физминутка

место, где мы родились, где учимся в

школе.Этонаш поселок. Как называется

наш поселок? Как мы будем записывать

слово Серноводск? Почему? Сделаем

вывод. Сделаем запись в нашем бортовом

журнале. «Поселок Серноводск - моя

малая родина».

Руки ставим мы вразлет:

Появился самолет.

Мах крылом туда-сюда

Делай «раз» и делай «два»

Раз и два, раз и два!

Руки в стороны держите,

Друг на друга посмотрите.

Раз и два, раз и два!

Опустили руки вниз,

И на место все садись.

кончиками пальцев

закрытых глаз. Глаза

распахнуты. На лице

широкая улыбка.

Фронтальный опрос.

Делают вывод:

названиесел и поселков

пишутся с большой

буквы

Работа в тетрадях

IV.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (3 мин.)

Включение в

систему знаний и

повторение.

Вот и заканчивается наше путешествие

.

Прежде

чем

остановить

автобус,

мы

должны выполнить задание на листочках

№3

.

(Соединить слова двух столбиков)

Что нового узнали сегодня на уроке?

Давайте подведем итоги, вспомним, когда

пишется большая буква в словах?

На доске карточки со словами «В начале

предложения», «В именах, фамилиях,

отчествах», «В названиях сел, поселков,

городов, районов» размещаются под

темой урока.

Индивидуальная

работа.

Большая буква

пишется: в начале

предложения; в

именах, фамилиях,

отчествах; в названиях

городов, областей,

районов, сел, поселков.

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3 мин.)

Рефлексия

учебной

деятельности

На уроке окружающего мира мы с вами

продолжим работу с картой, но это будет

уже карта нашей страны.

«Вот и кончился урок, и подводим мы

итог».

Работали вы хорошо. Спасибо вам за

урок.

Рефлексия

деятельности на уроке.

Оценивание работы на

уроке.Ученики на

магнитиках

прикрепляют к доске

смайлики разных

цветов.



В раздел образования