Напоминание

«Исполнительские приемы игры на гитаре. Развитие музыкального мышления»


Автор: Носкова Надежда Ростиславовна
Должность: преподаватель по классу гитары
Учебное заведение: МБУДО "Светогорская школа искусств"
Населённый пункт: Светогорск
Наименование материала: Открытый урок
Тема: «Исполнительские приемы игры на гитаре. Развитие музыкального мышления»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Ленинградская область

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Светогорская школа искусств»

План-конспект открытого урока

«Исполнительские приемы игры на гитаре. Развитие

музыкального мышления»

Преподаватель МБУДО

«Светогорская школа искусств»

Носкова Н.Р.

учащийся 3 класса

Плаксин Валерий

Светогорск

2021-2022 уч. г.

Открытый урок по учебному предмету «Народные инструменты. Гитара»

Учащийся: Плаксин Валерий.

Возраст: 10 лет.

Класс: 3.

Преподаватель: Носкова Надежда Ростиславовна.

Тема урока: Исполнительские приемы игры на гитаре. Развитие музыкального

мышления.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков.

Вид урока: урок с углубленной проработкой учебного материала.

Цель урока: освоение приемов игры на текущем учебном материале программы.

Задачи урока:

1.

Работа над основными приемами игры правой рукой (тирандо, апояндо, арпеджио),

уметь, использовать их в гаммах, этюдах, пьесах.

2.

Освоение игры в позициях на текущем учебном материале программы. Развитие

беглости и укрепление пальцев левой руки.

3.

Образовательные:

закрепление позиций: пятая, седьмая, девятая, двенадцатая.

Смена позиций, позиционное мышление.

4.

Развивающие: развитие слуха, координация движений.

5.

Воспитывающие: воспитывать усидчивость, трудолюбие, собранность.

Методы обучения:

1) Перспективный: словесная передача и слуховое восприятие. Преподаватель

сообщает готовую информацию с использованием демонстраций. Учащийся

осмысливает и запоминает.

2)

Репродуктивный:

запоминание

учащимся

сообщенной

преподавателем

информации. Способствует формированию знаний, умений и навыков через

систему упражнений.

3) Практический: формирование позиционного мышления, освоение приемов игры:

тирандо, апояндо, арпеджио.

Методические приемы:

- словесный, наглядный, практический

- активация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика

- развитие мышления, творческой инициативы

- приемы контроля и самоконтроля: при исполнении слушать воспроизводимый звук.

Психологические условия на уроке:

Мобилизация внимания, познавательная активность, оптимальный темп урока, гибкость,

умение

композиционно

перестроить

урок

с

учетом

складывающей

ситуации,

психологический микроклимат на уроке.

Оборудование: 2 гитары, пульт, ноты, стол для преподавателя, 2 стула, подставки для

ног, планшет, тюнер.

Структура урока:

1.

Организация начала занятия.

2.

Мотивация урока. Постановка цели.

3.

Проверка выполнения домашнего задания.

4.

Усвоение новых знаний.

5.

Первичная проверка понимания.

6.

Обобщение и систематизация знаний.

7.

Контроль и самоконтроль знаний.

8.

Подведение итогов занятия.

9.

Информация о домашнем задании.

Применение педагогических технологий:

1. Здоровьесберегающая:

- развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память. Музыкальные

занятия учат рациональнее использовать свой рабочий день, он будет более

организован.

- рациональная организация урока: динамическая пауза, включение игровых моментов,

упражнения.

- чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм, упражнений

сменяется разбором нотного материала, повторением выученных пьес и слушание

музыки).

- на уроке важен психологический комфорт, стиль общения преподавателя с учеником,

заряд позитивных эмоций, проявление доброжелательности.

2. Технология личностно-ориентированного обучения:

Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса

есть личностно-ориентированная педагогика. В основе этой технологии лежит

признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие, прежде

всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом. На

уроке создаются условия для самореализации ученика, развитие индивидуальных

познавательных способностей, творческого воображения.

3. Технология проблемного обучения:

Эта технология подразумевает последовательное и целенаправленное выдвижение

учебных проблем перед обучающимся. Ученик включается в активную мыслительную

деятельность, высказывает собственное мнение и активно усваивает знания.

Содержание урока:

Организационный момент. Учащемуся сообщается тема, цели и задачи урока.

Настройка инструмента.

Идет работа над гаммой До мажор в аппликатуре в две октавы А. Сеговии в две

октавы, штрихи легато, нон-легато.

Преподаватель объяснила учащемуся особенности аппликатуры Андреса Сеговии.

Было рассказано о том, что именно гаммы такой аппликатуры помогают тщательно

распределить и дозировать нагрузку на каждый палец, что ведет к их физическому

развитию и дает быстрый технический рост. Аппликатурные формулы, разработанные

выдающимся испанским композитором А. Сеговией, считаются образцовыми и приняты в

большинстве учебных заведений мира.

Игра гамм в аппликатуре Сеговии преследует важные цели:

1.

Постановка рук и качество извлечения.

2.

Достижение свободы исполнительского аппарата.

3.

Развитие беглости, ровности, стабильности и выносливости.

4.

Активное включение в игру слабых пальцев.

5.

Формирование позиционного мышления.

6.

Интенсивная отработка приемов и смены позиций.

7.

Оптимальность количества аппликатурной формы.

Учащемуся было понятно значение и смысл игры гаммы таким образом: гамма была

тщательно разобрана на грифе гитары по нужным позициям.

Далее шла работа над этюдом Э. Пухоля. Работа над этюдом находится в

завершающей стадии. Учащийся хорошо знает текст этюда и играет его с удовольствием.

В этюде велась работа над темпом, звуком, динамикой, приемом игры апояндо,

аппликатурой.

Этюд очень красив по своей мелодике, и дети, увлекаясь красотой этого этюда,

успешно справляются с поставленными задачами.

Далее определены дальнейшие задачи, поставленные в работе над этюдом:

- ускорение темпа,

- чистота звука в басах (точное прижатие пальцев левой руки на ладах),

- прием игры апояндо.

Заключительным этапом урока была работа над пьесой В.Калинина «Маленький

испанец». Пьесы находится в завершающей стадии работы над текстом.

В этой пьесе т0щательно прорабатывались приемы игры тирандо и апояндо,

правильное и точное их чередование в нотном тексте.

Особое внимание обращалось на:

- аппликатуру левой и правой руки,

- экономию движения пальцев,

- точность, легкость исполнения (прием игры тирандо),

- работа над темпом, динамикой, артикуляцией,

- выразительность звучания,

- создание художественного образа в музыкальном произведении.

Для того, чтобы представить себе образ исполняемого произведения, учащийся

сделал рисунок, нарисовав на нем веселого, танцующего мальчика, дав «маленькому

испанцу» имя Хосе.

Создание музыкально-художественного образа соответствует теме урока, где

отрабатываются основные приемы игры и идет работа над развитием игрового аппарата, а

также музыкально-слуховыми навыками, представлениями, развитием музыкального

мышления.

Итог урока:

Постановленные в начале урока цели и задачи выполнялись преподаватель

посредством проверки домашнего задания, объяснения нотного материала, возникающих

необходимых поправок, повтором, закреплений, необходимых по теме данного урока. Во

время объяснения и закрепления преподаватель активно пользовался показом игры на

инструменте.

Далее были прослушаны две лучшие видеозаписи этой пьесы по Ютубу.

Учащийся правильно понимает и исполняет конкретный нотный материал. Хорошо

представляет себе дальнейшую работу в этом направлении и ее смысл.

За хорошее качество подготовки домашнего задания и активную работу на уроке

была поставлена оценка «5».

Исходя из итогов урока, сделана запись домашнего задания на следующий урок.



В раздел образования