Напоминание

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста через музыкальные игры и упражнения


Автор: Хафизова Альбина Динировна
Должность: заведующий отделом
Учебное заведение: МАОУ ДО "Салям"
Населённый пункт: г Уфа
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста через музыкальные игры и упражнения
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного

образования «Детско-юношеский центр «Салям»

«Развитие творческих способностей

у детей старшего дошкольного и младшего школьного

возраста через

музыкальные игры и упражнения»

Уфа-2018

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного и младшего школьного

возраста через музыкальные игры и упражнения»: методические рекомендации. –

Уфа, 2018.

Авторы–составители:

Хафизова

А.Д.,

заведующий

музыкально-сценическим

отделом МАОУ ДО «Салям»/

Техническая редакция:

В методических рекомендациях представлены музыкальные упражнения и игры,

применяемые в качестве физминуток на занятиях или в свободное время с детьми

старшего дошкольного и младшего школьного возраста для развития у них памяти,

внимания и воображения. Пособие предназначено для педагогов ДО, учителей и

родителей.

Введение

Известно, что дети больше всего любят учиться, «даже больше, чем есть

конфеты». Но учение - это игра, которую нужно прекращать, прежде чем ребенок

устанет от нее. Главное, чтоб ребенок был «недокормлен» и вставал из-за «стола

знаний» с ощущением постоянного «голода», чтобы ему все время хотелось «есть».

Игра является частью общечеловеческой культуры, ее истоком и вершиной.

Она развивает, воспитывает, социализирует, развлекает... (Шмаков С.А., 1994). Игру

можно рассматривать как первую ступень познания мира. Играя дети постигают

нормы

поведения.

Овладевая

определенными

навыками,

они

учатся

взаимодействовать со взрослыми и с детьми, разрешать трудные жизненные

ситуации.

Музыкально-игровая деятельность, как никакая другая, помогает общению

детей не только с музыкой, но и друг с другом. Она учит детей видеть движения

других, оценивать их в соответствии с восприятием музыкально-двигательных

образов. При этом у детей воспитывается способность не только содействовать, но и

сопереживать действиям друг друга, коллективному действию.

Ни к какой деятельности ребёнок не проявляет столько интереса, сколько к

игровой. Ему интересно, а значит, познание происходит легко, с удовольствием. В

этом секрет воспитательных и обучающих возможностей игры. Психологи считают:

«Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой

личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от

проявления физических и духовных сил». Игра только внешне кажется беззаботной

и легкой. А на самом деле она требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей

энергии, ума, выдержки, самостоятельности.

«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», -

считал В. П. Сухомлинский. Овладевая игровыми умениями,

дети

участвуют в

создании

игровой

ситуации,

выполнении

игровых

правил

и

действий,

способствующих решению поставленных в игре задач.

В своей работе с детьми мы предлагаем использовать методику немецкого

педагога - музыканта К. Орфа, предложившего развивать певческий голос детей

речевыми играми, упражнениями. Так как с помощью речи ребенку намного легче

прочувствовать, понять и повторить средства музыкальной выразительности:

регистры голоса, динамику, темп и т. д.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА УРОКАХ ВОКАЛА

Развивать певческие навыки у детей нужно постоянно и планомерно, от простого

к более сложному. Эта работа проводится с помощью упражнений, которые

используются на каждом занятии.

Перед пением детям необходимо дать правильную установку.

Певческая

установка – это положение корпуса перед началом пения. Чтобы голос звучал

свободно, необходимо сесть или встать прямо, ноги поставить ровно. Дети часто

забывают о правильной осанке – можно напомнить им о правильном положении

корпуса с помощью следующих игр-упражнений:

1. Сидит дед, ему сто лет!

А мы детки маленькие,

У нас спинки пряменькие!

2. Сидит баба Яга, очень страшная она!

Быть такими не хотим, очень ровно мы сидим!

3. Если хочешь сидя петь – не садись ты как медведь!

Спину выпрями скорей, ноги в пол упри смелей!

Раз! Вдох! И запел, птицей звук полетел!

Руки, плечи – всё свободно, петь приятно и удобно!

4. Если хочешь стоя петь, головою не вертеть!

Встань красиво, подтянись, и спокойно улыбнись!

Раз! Вдох! И запел, птицей звук полетел!

Руки, плечи – всё свободно, петь приятно и удобно!

Необходимо постоянно и планомерно развивать чувство ритма у детей. Эта

работа осуществляется во всех видах музыкальной деятельности и, конечно же, в

работе над песней. В этом помогают упражнения «Прохлопай ритм», «Узнай

попевку

по

графическому

изображению

ритма»,

«Пение

по

ритмическим

картинкам», «Узнай песню по ритму».

Например, ритмическая игра «Оркестр»

Ложки застучали: тук – тук – тук! Тук – тук – тук!

Детки заиграли: тук – тук – тук! Тук – тук – тук!

(Дети отстукивают ритм на коленках)

Пляшет погремушка: динь – динь – динь! Динь – динь – динь!

Звонкая игрушка: динь – динь – динь! Динь – динь – динь!

(Дети играют на ладошках)

Бубен веселится: там – там – там! Там – там – там!

Не надо торопиться: там – там – там! Там – там – там!

(Дети играют на пяточках)

Вместе мы играем: тра – ля – ля! Тра – ля – ля!

Дружно подпеваем: тра – ля – ля! Тра – ля – ля!

(Дети играют по разному)

Ритмическая игра «Белочка» (М. Ю. Картушина)

Я весёлый зверёк – цок, цок, цок, цок, цок, цок!

(Дети хлопают в ладоши перед грудью)

Я пушистый зверёк – цок, цок, цок, цок, цок, цок!

(Легко хлопают себя по щёчкам)

Я красивый зверёк – цок, цок, цок, цок, цок, цок!

(«Тарелочки»)

Очень ловкий зверёк – цок, цок, цок, цок, цок, цок!

(Ударяют указательными пальчиками друг о друга)

«Хочешь, Белочка, орешков?» – цок, цок, цок, цок, цок, цок!

(Ритмично сжимают и разжимают пальцы)

«Хочешь беленький грибок?» – цок, цок, цок, цок, цок, цок!

(Ударяют кулачками друг о друга)

«По деревьям прыгать любишь? – цок, цок, цок, цок, цок, цок!

(Хлопают ладонями по коленям)

«А охотников боишься? – цок, цок, цок, цок, цок, цок!

(Легко встряхивают опущенными кистями)

Упражнение «Музыкальные молоточки»

Дятел сядет на сучок: Тук- тук- тук, тук- тук- тук!

Дятел смотрит, где жучок: Тук- тук- тук, тук- тук- тук!

Над дубравой сильный град: Туки- туки-тук, туки-туки-тук!

С дуба желуди летят: Туки- туки-тук, туки-туки-тук!

Строят хату два бобра: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!

Без гвоздей, без топора: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!

Ритмические упражнения позволяют развивать слуховое и зрительное внимание,

работать

над

эмоциями,

воспитывать

у

детей

творческие

способности

и

воображение, а также развивать волевые качества.

Ритмодекламация – это синтез поэзии и музыки. В современной музыкальной

методике обучения ритмодекламациия рассматривается как одна из перспективных

форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма и выразительного

речевого интонирования у детей. До тех пор, пока ребёнок не научится

контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и

выразительно петь. На занятиях даже плохо поющие дети с большим удовольствием

участвуют в ритмодекламации. Почему так происходит? Во-первых, это интересное

соединение красивой, современной, эмоционально-образной музыки и ярких

самобытных

поэтических

текстов.

Опора

на

речевое

интонирование

даёт

возможность равноценного участия в процессе музицирования всех детей, несмотря

на певческий диапазон голоса и уровень развития вокально-слуховой координации.

Таким образом, ритмодекламация развивает у детей чувство уверенности в себе,

осознание своей значимости в коллективе.

Пример: Посмотрите-ка, ребята, как мы в лес шагали?

Вот так, вот так, весело шагали. (Шагаем )

Налетели комары, мы их отгоняли.

Вот так, вот так, мы их отгоняли. (Отгоняем руками комаров)

Рассердились, и потом шишки в них кидали,

Вот так, вот так, шишки в них кидали! (Кидаем «шишки»)

Вдруг полил из тучи дождь, мы все испугались,

Позабыли мы про шишки, и домой помчались! (Побежали)

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ.

Изучая опыт вокальных методик Г. Панофке, К. Орфа, Д. Огороднова, Г. Струве,

В. Емельянова, Л. Семиной, В. Забияки, В. Морозова, Н. Княжинской, А.

Стрельниковой, Л. Дмитриева, Н. Самолдиной напрашивается вывод о том, что

авторы единодушно говорят о важном этапе занятия по вокалу. Это постановка

дыхания. Еще Ф. Шаляпин говорил, будучи тяжело больным «Хочется петь, а

дыхание исчезло». Дыханию необходимо уделять особое внимание. Именно с него

начинается формирование звука.

Цель дыхательных упражнений - способствовать выработке правильного

диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности.

Развитие дыхания: работа над силой и продолжительностью выдоха, темпом и

ритмом дыхания, осуществляется в процессе упражнений сначала без речи

(формируется физиологическое дыхание), а затем с речью (воспитывается речевое

дыхание).

«Повтори за мной».

Цель: развитие речевого дыхания, выработка умения произносить фразы с

нарастающим количеством слов, отработка мягкой атаки голоса, работа над

слитностью произнесения слов во фразе, автоматизация звука С во фразе. Например,

читаю детям стихотворение С.Я. Маршака, произнося его построчно, а дети вслед за

мной повторяют на одном дыхании каждую фразу:

Солнце.

Солнце светит.

Солнце светит ярко.

Солнце светит очень ярко.

Солнце светит очень ярко - бегемоту стало жарко.

Упражнение «Мяч»

1. Петь сверху-вниз (как скачет мяч, так же голос)

2. Мяч в руках - поешь. Кинуть мяч соседу - перестаем петь.

3. Мяч катится - петь на одном звуке.

Работая

над

дыханием,

стараюсь

применять

упражнения

по

методике

А.Стрельниковой, так как они понятны вокалистам разных возрастов, наиболее

простые упражнения по системе «Йоги», а так же, дыхательные упражнения,

наработанные

мною

за

период

многолетней

работы.

Рассмотрим

наиболее

эффективные, на мой взгляд, дыхательные упражнения:

«Йога» – надуваем шарик, заполняя легкие воздухом (дыхание формируется

внизу живота), с последующим медленным выдохом и выдохом толчками;

«Каратэ» – упражнение начинается после резкого выдоха «ха», «хэй»: корпус

прямо (руки вперед), корпус согнут в поясе, медленный вдох, начиная с низа

живота, далее издаем звуки (мычание, нычание, беззвучные, медленно расходуя

дыхание, а затем отрывистые звуки только на выдохе (не брать дыхание на каждый

звук);

«Приятный аромат» – предлагается вдохнуть приятный аромат любого цветка,

это необходимо делать медленно и «со смаком», по- настоящему, спеть отрывисто,

на одном звуке «у-у-у» («о-о-о») и завершить длинным звуком крещендо и

диминуэндо, используя весь дыхательный резерв;

«Зимняя стужа» – медленный выдох со звуком «х» («ш», «ф»), затем закрыв нос

и рот набрать воздух, после этого добрать воздух и, прислонив руки к ребрам

(следить,

чтобы

ребра

расширились).

Далее

расходуем

дыхание

по

типу

предыдущих упражнений;

«Духовой оркестр» – «динь-дон»; «дан-дон-дым» с акцентом на последнюю

согласную, которую протягиваем и припеваем, словно на духовом инструменте;

«Гавайская гитара» – долго тянем звук «м», «н» на одном дыхании;

Поем звукоряд вверх и вниз, используя слоги «ми-а»;

«Море мое» (ми-я) – интонационное упражнение на дыхание.

Таким образом, постепенно вводим интонационные упражнения, сочетая их с

дыхательной гимнастикой.

Опираясь на изученный материал, мы применяем самые оптимальные

упражнения, которые, по нашему мнению, не только развивают вокальные

возможности ребенка, но и, самое главное, не способны навредить его здоровью.

Начнем

с

того,

что

вокальные

способности

бывают

врожденными

и

приобретенными. И те, и другие необходимо развивать. Упражнения, предложенные

в данной разработке позволяют одинаково эффективно это делать с обучающимися,

имеющими разный уровень подготовки.

Все

упражнения

мы

разделяем

на

фонопедические

(звуки

доречевой

коммуникации) и интонационные (богатые мелодическим разнообразием, плавные и

скачкообразные, на legato и staccato, forte и piano, с преодолением звукового порога,

дыхательные, артикуляционные и д.р.).

Известный

педагог

В.

Емельянов,

будучи

изначально

врачом-

отоларингологом,

тщательно

описал

строение

голосового

аппарата,

его

возможности и особенности певческого голоса. Мы используем лишь некоторые

упражнения его системы, не способные навредить голосу. Это звуки доречевой

коммуникации (тпру, а, у, ш, с, штробас, вибрация губами и др.). Мы рекомендуем

на начальном этапе обучения использовать их в низком регистре, а самое главное,

без напряжения. Фонопедические упражнения применяем в сказках, которые

предлагаем вам.

«Музыкальный десант» (автор - А. Б. Наумова).

Даем задачу: мы с вами все сегодня – музыкальный десант. В наше отделение

поступил вызов, о том, что нужно спасти одно существо, которое попало в беду

(какое – не называем). Садимся на машину, заводим ее (вибрация губами и

повышение звуковысотности). Завели, едем по дороге, нам на пути встречаются

повороты, кочки, ямы (вибрация губами, постоянная смена звуковысотности).

Приехали на поляну, там стоит избушка на курьих ножках. Заходим мы в избушку, а

стены начали сдвигаться, держим стены (штробасс), удержали стены, молодцы!

Теперь потолок стал опускаться на нас, держим потолок (штробасс). Тут в избушку

зашла Баба Яга, которая оказалась не злой доброй, и предложила нам попариться в

баньке с дороги. Сначала парим в баньке ручки: одна рука вперед, другая

похлопывает от плеча к ладони сверху вниз. Произносить «ой-ой-ой» из верхнего

регистра в нижний. Попарим грудку: похлопываем по груди, тянем «о-о-о» в

среднем регистре. Попарим животик: похлопываем руками по животу, тянем «о-о-

о» в нижнем регистре. Ну, и попу попарим: похлопываем по попе, тянем «о-о-о» в

высоком регистре, «жалко себя». Мы поблагодарили Бабу Ягу, и пересели на

вертолет

(вибрация губами от нижнего регистра к верхнему и обратно).

Приземлились на полянку. Там стояло большое дерево и скрипело (штробасс). На

дереве сидел Буратино, а под деревом злой Карабас. Буратино боялся его и

тоненьким голосом говорил «Ой!», а Карабас злился, что не может достать Буратино

и говорил толстым голосом «Ой!». Забрали мы Буратино с собой, пересели на

ракету и полетели (от нижнего регистра к верхнему «у-у-у» несколько раз).

Остановились на нужной нам поляне, а там, под кустом сидит маленький котенок и

говорит тонким голосом «мяу!» (несколько раз в фальцетном регистре). Пока мы

путешествовали, нас потеряла мама, она зашла в лес и звала нас «Ау!» (фальцет).

Мы подбежали к маме, на этом наше путешествие окончилось.

«Прогулка» (автор - О. Ю. Херувимова).

Педагог рассказывает историю, дети выполняют необходимые действия.

Данная игра способствует активизации речевого аппарата, развивает дикцию и

дыхание.

Жила-была маленькая Лошадка. Она очень любила бегать. Вот так. (Дети

быстро «щелкают» языком на полуулыбке (высоко).) Лошадка жила со своей мамой

— доброй и красивой Лошадью. Ходила она так. (Дети медленно «щелкают»

языком, вытянув губы (низко).) И очень часто Лошадка любила бегать с мамой

наперегонки. (Поочередно высоко - низко, быстро - медленно «щелкать» языком).

Но однажды подул сильный ветер. (Активный долгий выдох через рот 4 раза).

Лошадка подошла к своей маме и спросила: «Можно мне погулять?» («Щелкать»

высоко от нижнего звука «у» до верхнего «о» — «у — о»?). «Да куда же ты

пойдешь? — ответила мама, — на улице сильный ветер». (От верхнего «о» к

нижнему «у» «о – у».)

Но Лошадка не послушалась и побежала («Щелкать»

высоко). Вдруг она увидела на полянке красивый цветок. «Ах, какая прелесть», —

подумала Лошадка, подбежала к цветку и стала его нюхать. (Вдох через нос —

легкий, бесшумный, выдох — через рот со звуком «а», медленно 4 раза). Только это

был не цветок, а красивая бабочка. Она вспорхнула и улетела. А лошадка поскакала

дальше. («Щелкать» высоко). Вдруг Лошадка услыхала странный звук. (Долгий звук

“ш-ш-ш”). «Подойду-ка я поближе», — решила Лошадка (“Щелкать” высоко). Это

была большая змея, которая ползла по дереву, она очень напугала Лошадку (Звук

«ш» короткий по 4 раза).

Во время прогулки Лошадка слышала множество

необычных звуков. Вот пробежал ежик (звук «ф» по 4 раза), застрекотал кузнечик

(звук «ц» по 4 раза), пролетел жук (звук «ж» продолжительный), за ним — комар

(звук «з» продолжительный). А ветер дул все сильнее и сильнее (продолжительный

выдох).

Лошадка замерзла (звук «брр» 4 раза)

и побежала домой («щелкать»

высоко). Навстречу Лошадке вышла ее добрая мама («Щелкать» низко медленно),

она стала согревать Лошадку (бесшумный выдох на ладоши через открытый рот 4

раза).

«Обезьянки» (Автор неизвестен).

Проснулись утром обезьянки, потянулись, улыбнулись, зевнули, покорчили в

зеркало рожицы, помахали друг другу. Решили почистить зубы. Сорвали банан,

пожевали, и вдруг обезьянка Чи-чи отняла банан у обезьянки Чу-чу. Чи-чи стало

весело (веселые губы), а Чу-чу стало грустно (грустные губы). Затем обезьянки

стали щелкать орешки, спрятали их за щечку, потом за другую. Потом они увидели

ёжика и стали дышать как он. Ёжик подарил им по цветку, и они захотели его

понюхать. Тут подъехал крот на автомобиле и предложил им покататься. От радости

обезьянки стали целовать свой носик, щечки, подбородок, лобик и все вокруг.

Обезьянки стали пускать мыльные пузыри. Потом обезьянки стали качаться на

качелях (голосом глиссандо) и раскачали старый баобаб (покряхтеть голосом).

Следующий этап – владение голосом (правильное звукоизвлечение, развитие

диапазона, подвижность голоса).

Небольшие песенки – попевки являются прекрасным материалом для развития

певческих навыков детей, способствующих развитию слуха и голоса, выработке

чистого интонирования и лёгкого звучания, расширению диапазона.

Упражнение «Самолет» (меняем высоту звука по схеме)

К нам летит самолет

_________________________

Самолет попал в горы

Самолет попал в воздушную яму

_________

Схемы объединить. Закрыть листом

бумаги и постепенно открывать.

Поделить детей на группы,

определить каждой тип полета. По

мере появления схем начинаем пение.

Игра «Статуя из рук»

Учащиеся исполняют любую мелодию на слог «ля-ля», стоя в парах друг

перед другом, поочередно. Они выполняют произвольные движения руками. На

окончание исполнения своей мелодии рука «замирает». Второй партнер поет свою

мелодию. И так далее. В итоге пары как бы «переплетаются».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Важно понимать, что современное поколение детей растет и развивается

гораздо быстрее и качественно иначе, чем когда бы то ни было. Соответственно,

должна меняться и методика преподавания, педагоги должны идти в ногу со

временем и стремиться к качественно более высоким целям.

Выдающийся певец С. Лемешев говорил: «Выйдет на сцену человек, и

думаешь: ах, какой чудный голос! Но вот он спел два, три романса и становится

скучно! Почему? Да потому, что нет в нем внутреннего света, сам человек не

интересен, не талантлив, а только Бог вложил ему голос. А бывает наоборот: голос у

артиста вроде бы и посредственный, но вот он что-то такое произнес по-особому,

по-своему, и знакомый романс засверкал, заискрился новыми интонациями…».

Значит, самое главное, душа исполнителя. Задача педагога заглянуть в душу певца,

раскрыть

его

эмоциональные

возможности,

синтезировать

слуховые

и

эмоциональные компоненты, создать творческую атмосферу, раскрепощенную

обстановку, где песня сопровождается движением, мимикой и пластикой. В

процессе этой деятельности создавать яркие номера, непосредственно каждому

ребенку, независимо от степени его одаренности, найти соответствующий подход,

индивидуально подобрать репертуар, учитывая тот или иной тип дыхания, способ

звукоизвлечения, опираясь на возраст, пол, физиологическое устройство певческого

аппарата и многое другое, что способствует формированию голоса. Необходимо так

организовать учебный процесс, чтобы получилось осмысленное, осознанное

самовыражение, где есть и манера, и характер, и чувства в раскрытии образа.

Занятие вокалом:

1. Это занятие искусством, занятие творчеством.

2. Воспитание эмоциональной культуры.

3. Расширение кругозора в области искусства.

4. Развитие музыкальных и творческих способностей.

5. Привитие внимания.

6. Формирование исполнительской культуры.

Но педагог должен быть не только грамотным теоретиком, но и уверенным

практиком. Не всегда наличие музыкального и педагогического образования дает

право преподавать такой сложный вид искусства, как вокал. Для того, чтобы

вырасти из педагога в мастера, а из мастера – в наставника нужно пройти длинный и

тернистый путь. А еще, иметь в запасе бесконечное терпение, которое должно быть

обоюдным в паре педагог-обучающийся. Наличие этого качества и есть залог

успешного обучения. Эффективное использование различных

современных

методов развития певческого мастерства обогатит учебный процесс, сделает его

более интересным и доступным, поможет сохранить здоровье ребенка, привить

чувство коллективизма, повысит результативность образовательного процесса.

Голос – это богатство и дар Божий. Наша задача, как педагогов, сохранить его,

развить, оградить от перегрузок, стрессов и неудач, а процесс обучения сделать

радостным и трепетным. «Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте, подбадривайте, а

не подмечайте неудачи, вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить

ситуацию невозможно. Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это должны поверить

взрослые…»

Литература.

1.

Зиннурова А.С. «Веселые музыкальные разминки».

Сибай, 1997 г.

2.

Полянова Е. «Чики-брики-гав!», Челябинск 1996 г.

3.

Т.Э. Тютюнникова «Уроки музыки. Система обучения Карла Орфа»

М.»Астрель» 2000г.

4.

Г.Б. Монина,Е.В. Ларечина «Игры для детей», Санкт-Петербург 2008 г.



В раздел образования