Напоминание

Рабочая программа воспитания и социализации воспитанников


Автор: Чкалина Екатерина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГКУ Детский дом №8
Населённый пункт: г.Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа воспитания и социализации воспитанников
Раздел: дополнительное образование





Назад





Краевое государственное казенное образовательное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Детский дом 8
«Рассмотрена» Утверждена и введена На методическом совете в действие приказом №___ Протокол №___________ от «____»__________2014г. От «____»_________2014г. Принята на педагогическом совете Протокол №______ От «_____» _______________2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ

ВОСПИТАННИКОВ ГРУППЫ №4

КГКОУ ДЕТСКИЙ ДОМ 8

На 2015-2016 учебный год.
Составила: воспитатель Чкалина Е.Г. г. Комсомольск-на-Амуре 2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Основания разработки рабочей программы. 1. Миссия детского дома. 2. Цель образовательной программы детского дома. 3. Педагогические принципы. 4. Уклад детского дома. 5. Традиции, календарные дела детского дома. Раздел II. Контингент воспитанников. 1. Описание контингента воспитанников. 2. Особенности социального опыта воспитанников. 3. Особенности воспитанников в учебной деятельности. 4. Особенности опыта трудовой деятельности воспитанников. 5. Опыт взаимодействия воспитанников. 6. Достижения воспитанников. Раздел III. Цели рабочей программы. Раздел IV. Задачи рабочей программы. Раздел V . Направления и содержание деятельности. Раздел VI. Пояснительная записка. Раздел VII. Список методической литературы.
Миссия детского дома:
«Создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному,
эмоциональному и физическому развитию личности. Обеспечение социокультурного опыта освоения общечеловеческих способов социального взаимодействия в процессе выполнения различных видов деятельности(игровой, учебной, трудовой), общения , опосредованного целью совместной деятельности и общения, опосредованно жизненным ценностям (интимно-личностного общения), а также освоение общечеловеческих способов выбора (в том числе и профессионального), принятие на себя ответственности и решения.
Цель:
Обеспечить готовность воспитанников к самостоятельному жизнеустройству, самореализации в профессиональной, семейной, гражданской жизни, интеграции в общество и культуру, к укреплению и сохранению своего здоровья и ведению здорового образа жизни. Коллектив детского дома в своей деятельности решает следующие
задачи
:  Создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности воспитанников;  Обеспечение социальной защиты, психолого -медико-педагогической реабилитации и социально-бытовой адаптации воспитанников;  Обеспечение охраны и укрепление здоровья воспитанников;  Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни;  Охрана прав и интересов воспитанников;  Во сстановление и поддержание родственных отношений воспитанников, работа с родителями и родственниками по социальной реабилитации и возвращению детей в семью. С целью реализации поставленных задач выделены основные направления деятельности педагогического коллектива, работающего на данной группе.
Направления

Цель

Задачи
Создание благоприятных условий проживания детей, максимально приближенных к домашним Обеспечить готовность воспитанников к самостоятельному жизнеустройству. 1.Формирование навыков самообслуживания; 2. Формирования навыков ведения домашнего хозяйства; 3. Формирование навыков потребительской культуры. Обеспечение Обеспечить готовность Формирование умения делать
социальной зашиты воспитанников, охраны их законных прав и интересов в соответствии с действующим законодательством; Организация учебно – воспитательного процесса, способствующего умственному, эмоциональному и физическому развитию воспитанников к самореализации в профессиональной, семейной, гражданской жизни. выбор, принимать решения; Формирование навыков действующим законодательством; Организация учебно – воспитательного процесса, способствующего умственному, эмоциональному и физическому развитию личности воспитанника; Обеспечение педагогического сопровождения выбора профессии, построения жизненных планов; Обеспечение педагогического сопровождения взаимодействия воспитанников с родственниками в целях укрепления позитивных родственных связей и возможного дальнейшего совместного проживания Создание условий для самореализации, самовыражения и проявления творческих способностей воспитанника; Обеспечение педагогического сопровождения в получении дополнительного образования. Обеспечить готовность воспитанников к интеграции в общество и культуру Формирование: Коммуникативных навыков; Умения выполнять общепринятые в социуме нормы поведения в различных жизненных ситуациях, Общеокультурных навыков, позволяющих взаимодействовать в обществе, интегрироваться в современную культуру; Навыков, способствующих творческому самовыражению Обеспечение охраны Обеспечить готовность Формирование :представления
жизни и укреплению здоровья воспитанников, медико- психолого- педагогической реабилитации и коррекции их здоровья; Организация учебно- воспитательного процесса, способствующего умственному и физическому развитию личности воспитанника воспитанников к укреплению и сохранению своего здоровья. о здоровом образе жизни; Умения по укреплению и сохранению своего здоровья
Педагогические принципы.
 Принцип ориентации на ценностные отношения и положительные качества личности воспитанника;  Связи воспитания с жизнью;  Принятия воспитанника таким, каков он есть;  Воспитания в коллективе;  Единства, целостности и преемственности в воспитании.
Уклад образовательного учреждения.
С прошлого учебного года воспитанники детского дома стали проживать в новых условиях: создано две группы , воспитание в которых приближено к семейным. В связи с преобразованием, у детей появились личные комнаты, в которых они проживают по одному человеку или вдвоем. В каждой комнате есть шкаф, кровать и письменный стол. Дети самостоятельно занимались оформлением интерьера своих комнат, что способствовало проявлению индивидуальности. Также в группе появилась кухонная зона, на которой дети учатся самостоятельно готовить. Столовая зона, где проходят все групповые чаепития и собрания, отмечаются групповые праздники и дружеские вечера. Уклад жизни, приближенный к семейному, играет важную роль в разрушении у детей психологического стереотипа общежития, где все общее, «ничейное». И это задает стиль, дух, атмосферу всей жизни детского дома.
Традиции, календарные дела детского дома.


В детском доме сложились определенные традиции: совместная организация и празднование календарных праздников, отмечаются дни рождения всех воспитанников и педагогов. Организуются совместные выезды
на природу, спортивные мероприятия, а также дети с большим удовольствием принимают участие в творческих конкурсах, олимпиадах различных уровней.
Описание контингента воспитанников группы.
В группе воспитывается 10 воспитанников старшего школьного возраста. Их них 3 девушки и 7 юношей.
№ Ф.И.

воспитанника

возраст

Состояние

здоровья

Социальны

й статус

Опыт

нахождения в

биологической

семье

Наличие

братьев и

сестер,

отношения с

родственниками
1. Прозоров Виктор 13.06. 1998. 3 гр.зд. Мать - л.р.п., отец - ф25. Не имеет. Б р а т – Аджибеков Александр Александрович 29.08.1999, ул.Летчиков д . 1 0 / 2 к в . 2 , Аджибеков Максим Александрович 10.01.1991, ул.Летчиков д.10/2 кв.2 2. Яковлев Андрей 18.06.1998 . 2 гр.зд. сирота Не имеет. Брат – Яковлев Александр, ПУ № 18 3. Шанин Рустам 06.05.1998 . 3 гр.зд. Мать - л.р.п., отец - ф25 Парамонова ОА - пребывание в семье в каникулярное время. Брат Гайнешев Р.И. п. Дружба 4. Черепанов Анатолий 06.01.2000 . 2 гр.зд. сирота Не имеет. Сестра -Смирнова Анастасия (дд 8); бабушка Елсукова ЛВ 1951 гр 5. Серенков Виктор 23.06.2001 . 2 гр.зд. сирота До 2011г находился в каникулярное время в семье бабушки Дымченко КГ Дядя Серенков Д.Н.1979 , брат Серенков А. 1999гр 6. Егоров Данил 20.04.1999 . 3 гр.зд. Отец - инвалид, мать - умерла Не имеет. Отец Егоров Ю.Г. 1977 гр 7. Чуносова Александра 23.06.2001 . 3 гр.зд. Мать - л.р.п., отец - ф25 С 02.03.2011- 15.04.2011 опека Кошель Савченко Клавдия Савельевна, 1929
ВГ; Козьмина АВ тетя - пребывание в семь в каникулярное время. г Ул.Сидоренко д.28 кв.14; тетя Козьмина А.В. воспитатель МОУ ДОУ 8. Альпина Светлана 09.10.1998 . 2 гр.зд. сирота Воробьева НЮ - временное пребывание Брат - Альпин Л (дд8) 9. Середкин Сергей 14.07.2001 . 2 гр.зд. сирота Не имеет. Брат - Середкин А.Д. 1997 гр, сестра - Середкина Д.В. 2008 гр, бабушка Мезенцева О.И. 1965 гр. 10 Смирнова Анастасия 10.12.2013 . 2 гр.зд. сирота Не имеет. Брат - Черепанов Анатолий (дд 8) Семь воспитанников обучаются в речевой школе, два воспитанника в коррекционной, одна воспитанница в общеобразовательной школе по программе ЗПР. Все воспитанники группы охвачены дополнительным образованием как в объединениях дополнительного образования детского дома, так и внешкольных учреждений города.


Ф.И.воспитанника

Кружки детского дома

Внешкольные учреждения города
1. Прозоров Виктор Столярная мастерская. Спортивный час. Компьютерный час. Час психолога. Час соцпедагога. Брейк-данс. Клуб "Энерджи" Настольный теннис. Цвр «Юность» 2. Яковлев Андрей Столярная мастерская. Спортивный час. Компьютерный час. Час психолога. Час соцпедагога. Настольный теннис. Цвр «Юность». Футбол СДЮШ №2 3. Шанин Рустам Столярная мастерская. Спортивный час. Компьютерный час. Час психолога. Час соцпедагога. Тяжелая атлетика. Цвр «Юность» 4. Черепанов Анатолий Столярная мастерская. Спортивный час. Компьютерный час. Час психолога. Час соцпедагога. Брейк-данс. Клуб "Энерджи". Настольный теннис. Цвр «Юность». Футбол СДЮШ №2 5. Серенков Виктор Столярная мастерская. Спортивный час. Компьютерный час. Час психолога. Настольный теннис. Цвр «Юность»
Час соцпедагога. 6. Егоров Данил Столярная мастерская. Спортивный час. Компьютерный час. Час психолога. Час соцпедагога. Мягкая игрушка Цвр «Юность». 7. Чуносова Александра Швейная мастерская. Спортивный час. Компьютерный час. Час психолога. Час соцпедагога. Школа танцев. Клуб "Энерджи". Парикмахерское искусство. Цвр «Юность». 8. Альпина Светлана Швейная мастерская. Спортивный час. Компьютерный час. Час психолога. Час соцпедагога. Школа танцев. Клуб "Энерджи" 9 Середкин Сергей Столярная мастерская. Спортивный час. Компьютерный час. Час психолога. Час соцпедагога. Футбол СДЮШ №2 10. Смирнова Анастасия Швейная мастерская. Музыкальный час. Спортивный час. Компьютерный час. Час психолога. Час соцпедагога. Мягкая игрушка Цвр «Юность». Парикмахерское искусство. Цвр «Юность».
Особенности социального опыта воспитанников:

№ Ф.И.воспитанни

ка

Опыт

против

оправн

ых

действ

ий

Наличие и

сроки

зависимости

(табачной,

алкогольной,

ПВА)

Опыт

самовол

ьных

уходов

Интересы,

увлечения,

лидерский

потенциал

Предпроф.

опыт
1. Прозоров Виктор нет Табачная зависимость 1 год. нет Художественно- эстетическое творчество, спортивные танцы (брейк-данс). Благоустройст во города. 2. Яковлев Андрей нет Табачная зависимость 1 год. нет Спорт (настольный теннис, футбол), музыка. Благоустройст во города. 3. Шанин Рустам нет нет нет Литература, спорт (тяжелая атлетика), естественные науки. нет 4. Черепанов Анатолий нет нет нет Спорт(настольный теннис, футбол),, Благоустройст во города.
музыка, танцы. 5. Серенков Виктор нет нет нет Спорт(настольный теннис, футбол),,интернет. нет 6. Егоров Данил нет Табачная зависимость 1 год. нет Литература нет 7. Чуносова Александра нет нет нет Хореография, музыка, швейное дело. Благоустройст во города. 8. Альпина Светлана нет Табачная зависимость 2 года. нет Музыка, швейное дело. нет 9. Середкин Сергей Табачная зависимость 2 года. нет спорт нет 10 . Смирнова Анастасия нет нет нет Музыка, пение, швейное дело. нет
Особенности воспитанников в учебной деятельности:

№ Ф.И.

воспитанн

ика

Подготовка

домашних

уроков,

использование

интернет-

ресурсов,

библиотеки

Посещение

школы,

пропуски

уроков,

участие в

делах школы

Активность

на уроках

Улучшени

е

школьных

отметок

Педагогические

задачи по

указанному

направлению
1. Прозоров Виктор Ежедневно с использование м интернет- ресурсов и библиотеки. Ежедневное посещение без пропусков. Активное участие в жизни школы. высокая Отмечается стабильнос ть в учебе, успехи по определенн ым предметам. Коррекционная работа по развитию познавательной активности. 2. Яковлев Андрей Ежедневно с использование м интернет- ресурсов и библиотеки. Ежедневное посещение без пропусков. Активное участие в жизни школы. средняя Отмечается стабильнос ть в учебе, успехи по определенн ым предметам. Повышение учебной мотивации. Коррекционная работа по развитию познавательной активности. 3. Шанин Рустам Ежедневно с использование м интернет- ресурсов и библиотеки. Ежедневное посещение без пропусков. Участие в жизни школы не активно. средняя Отмечается стабильнос ть в учебе, успехи по определенн ым предметам. Повышение учебной мотивации. Коррекционная работа по развитию познавательной активности. 4. Черепанов Ежедневно с Ежедневное высокая Отмечается Коррекционная
Анатолий использование м интернет- ресурсов и библиотеки. посещение без пропусков. Активное участие в жизни школы. улучшение результатов по всем предметам школьной программы . работа по развитию познавательной активности. Коррекция речевого развития. 5. Серенков Виктор Ежедневно с использование м интернет- ресурсов и библиотеки. Ежедневное посещение без пропусков. Активное участие в жизни школы. средняя Отмечается стабильнос ть в учебе, успехи по определенн ым предметам. Повышение учебной мотивации. Коррекционная работа по развитию познавательной активности. 6. Егоров Данил Нет д.з. Ежедневное посещение без пропусков. Участие в жизни школы не активное. средняя Отмечается улучшение школьных оценок, успехи по определенн ым предметам. Повышение учебной мотивации. Коррекционная работа по развитию познавательной активности. 7. Чуносова Александра Ежедневно с использование м интернет- ресурсов и библиотеки. Ежедневное посещение без пропусков. Активное участие в жизни школы. высокая Отмечается улучшение результатов по гуманитарн ым предметам. Коррекционная работа по развитию познавательной активности. Коррекция речевого развития. 8. Альпина Светлана Ежедневно с использование м интернет- ресурсов и библиотеки. Ежедневное посещение без пропусков. Активное участие в жизни уч. зав. высокая Отмечается положител ьная стабильнос ть в учебе. Коррекционная работа по развитию познавательной активности. 9. Середкин Сергей Нет д.з. Школу посещает не охотно, есть пропуски. низкая Низкая успеваемос ь по предметам школьной программы . Повышение учебной мотивации. Коррекционная работа по развитию познавательной активности. 10 . Смирнова Анастасия Ежедневно с использование м интернет- ресурсов и библиотеки. Ежедневное посещение без пропусков. Активное участие в жизни школы. высокая Отмечается положител ьная стабильнос ть в учебе. Коррекционная работа по развитию познавательной активности.

Особенности опыта трудовой деятельности:


№ Ф.И.

воспитанника

Навыки

самообслужи

вания,

контроль и

качество их

выполнения

Эмоц.

состояние

при

трудовых

операциях,

благодарност

ь за чужой

труд

Безопаснос

ть при

работе

Умение

видеть

работу,

распределять

,

договаривать

ся

Педагогичес

кие задачи

по этому

направлени

ю
1. Прозоров Виктор среднее Поручения выполняет, испытывает благодарность за чужой труд. соблюдает Умеет видеть работу, распределять, договариватьс я. Продолжать развивать трудовые навыки. Воспитание выносливост и, усидчивости. 2. Яковлев Андрей высокое Поручения выполняет, испытывает благодарность за чужой труд. соблюдает Умеет видеть работу, но не всегда может распределять время, отвлекается. Договариватьс я может. Продолжать развивать трудовые навыки. Воспитание выносливост и, усидчивости. 3. Шанин Рустам среднее Поручения выполняет, испытывает благодарность за чужой труд. соблюдает Умеет видеть работу, распределять, договариватьс я, но делает без желания. Продолжать развивать трудовые навыки. Воспитание выносливост и, усидчивости. 4. Черепанов Анатолий высокое Поручения выполняет, испытывает благодарность за чужой труд. соблюдает Умеет видеть работу, распределять, договариватьс я. Продолжать развивать трудовые навыки. Воспитание выносливост и, усидчивости. 5. Серенков Виктор среднее Поручения выполняет, испытывает благодарность за чужой труд. соблюдает Умеет видеть работу, но не может ее распределять и договариватьс я. Часто доделывает начатое до конца Развитие трудовых навыков. Учить распределять трудовую нагрузку. Воспитание выносливост и, усидчивости. 6 . Егоров Данил сред нее Поручения выполняет не охотно соб людает Умеет видеть работу, но не может ее распределять и договариватьс я Развитие трудовых навыков. Учить распределять трудовую нагрузку. Воспитание выносливост и,

Опыт взаимодействия воспитанников:

№ Ф.И.воспитанник

а

«воспитанник

-

воспитанник»

«воспитанник-

воспитатель»

«Воспитанник

-учащиеся

класса»

«воспитанник

-педагоги

школы»

1
Прозоров Виктор Стремиться общаться с ограниченным кругом людей, товарищам помогает. Доброжелателен, часто обращается за помощью к воспитателю. Пользуется симпатией у одноклассников. Уважительные.
2
Яковлев Андрей В детском коллективе пользуется уважением. Доброжелателен, искренен, всегда помогает воспитателю, поддерживаются отношения сотрудничества. В классе отношения дружеские, есть друзья по интересам. Уважительные.
3
Шанин Рустам Предпочитает индивидуальны е формы отдыха и работы. Доброжелателен, отзывчив, обращается за помощью, а также помогает воспитателю. Пользуется симпатией у одноклассников. Уважительные.
4
Черепанов Анатолий В детском коллективе пользуется уважением. Уважительное отношение. Доброжелателен, искренен, поддерживаются отношения сотрудничества. В классе отношения дружеские, есть друзья по интересам. Уважительные.
5
Серенков Виктор В детском коллективе дружелюбен, предпочитает проявлять индивидуально сть. Доброжелателен, часто обращается за помощью к воспитателю. В классе отношения дружеские, есть друзья по интересам Уважительные.
6
Егоров Данил Стремиться общаться с ограниченным кругом людей, товарищам помогает. Доброжелателен, часто обращается за помощью к воспитателю. В классе дружит только с девочками
.
Уважительные.
7
Чуносова Александра В детском коллективе дружелюбна, первая предлагает Доброжелательна, отзывчива, искренна, поддерживаются отношения В классе отношения дружеские, есть друзья по интересам. Уважительные.
свою помощь сотрудничества.
8
Альпина Светлана В детском коллективе дружелюбна, пользуется уважением. Доброжелательна, поддерживаются отношения сотрудничества. В классе отношения дружеские, есть друзья по интересам. Уважительные.
9
Середкин Сергей Стремиться общаться с ограниченным кругом людей. Проходит период адаптации. Доброжелателен, за помощью обращается. Имеет одного друга в классе, остальных детей сторонится. Уважительные.
10
Смирнова Анастасия В детском коллективе дружелюбна, предпочитает общение с братом. Доброжелательна, отзывчива, искренна, всегда помогает воспитателю. В классе отношения дружеские, есть друзья по интересам. Уважительные.
Достижения воспитанников:



Ф.И.воспитанни

ка

городской

краевой

Всероссийский

Международ

ный
1. Прозоров Виктор Конкурс газет «Сказка Рождества». Конкурс осенних поделок. Конкурс боевых листков. Конкурс открыток к Дню рождения города. Соревнования по хоккею «Теплый лед» 2. Яковлев Андрей Ко н к у р с о с е н н и х поделок. Соревнования Настольный теннис. Соревнования по футболу. Соревнования по хоккею. «Лыжня России». Конкурс боевых листков. Соревнования по хоккею «Теплый лед» 3. Шанин Рустам Конкурс осенних поделок. Конкурс боевых листков 4. Черепанов Анатолий «Ученик года». Конкурс осенних поделок. Соревнования по хоккею «Теплый лед».
Соревнования по футболу. Соревнования по хоккею. Конкурс боевых листков. «Лыжня России». 5. Серенков Виктор Конкурс открыток к Дню рождения города. Конкурс чтецов "Победа". Конкурс о с е н н и х п о д е л о к. Соревнования Настольный теннис. 6. Егоров Данил Конкурс открыток к Дню рождения города. Конкурс осенних поделок. Конкурс боевых листков. 7. Чуносова Александра Конкурс чтецов "Победа". Конкурс осенних поделок. Конкурс боевых листков. Краевой конкурс творчества и самодеятельност и. Олимпиада по русскому языку. «Видеоурок» 2 место 8. Альпина Светлана Конкурс чтецов "Победа". Конкурс осенних поделок. Конкурс боевых листков. Краевой конкурс творчества и самодеятельност и. 9. Середкин Сергей 10. Смирнова Анастасия Конкурс осенних поделок. Конкурс боевых листков.
Актуальность программы


Изменения в обществе создали период переоценки ценностей: предавались забвению старые постулаты, формулировались новые - вся совокупность воспитательных средств должна направляться на выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Сегодня уже мало воспитывать традиционные ценностные отношения. Воспитанник должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор. Теперь речь идет о личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. С учетом такого подхода вырисовывается ряд общих положений, являющихся основой организации воспитательной работы в детском доме. Наиболее актуальным является понятие о социализации. Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни – важнейшее направление образовательной деятельности детского дома. Актуальность
проблемы признается первыми лицами страны : « Проблема в том, что у детей детских домов очень слабы социальные навыки, многие испытывают трудности ориентации в городе, в поиске друзей, при обращениях в государственные структуры. Поэтому необходимо сосредоточить максимальное внимание именно на выпускниках, поскольку это самый критический период в их жизни». Любое учреждение общественного воспитания представляет собой ограниченную социальную среду. Такие характеристики, как закрытость и ограниченность пространства, четкая регламентация жизни, отсутствие приобретения полноценного жизненного опыта, постоянный контакт с ограниченным числом лиц и предметов накладывает отпечаток на формирование личности воспитанника детского дома. Несмотря на усилия педагогов, результаты не всегда соответствуют ожиданиям и затраченным силам и средствам. После выхода из детского дома любой выпускник любой выпускник детского дома нуждается в сопровождении своего дальнейшего развития. Вступая во взрослую самостоятельную жизнь, выпускник теряет педагогическую, психологическую и материальную поддержку , которую ему так долго оказывали в детском доме. Причинами социальной и психологической незащищенности воспитанников детского дома является наличие в их социально-психологическом статусе таких внутренних установок, как иждивенчество, низкий уровень практического интеллекта, низкая трудовая мотивация, неумение планировать будущую жизнь, принимать на себя ответственность за свои поступки. Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни является задачей деятельности каждого учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Конечная цель деятельности и основной критерий ее эффективности – успешная интеграция выпускника в социум. Этим и объясняется актуальность разработки и реализации рабочей программы подготовки воспитанников к самостоятельной жизни. Для воспитанников старшего школьного возраста формирование навыков самостоятельного успешного взаимодействия в социуме имеет свои особенности, усвоение знаний и формирование умений на определенном, соответствующем возрасту и развитию, уровне. С учетом этих факторов и разработана рабочая программа. Таким образом, данная образовательная программа подготовки воспитанников к самостоятельной жизни в обществе актуальна тем, что, охватывая все основные направления воспитательной работы с детским коллективом, программа стратегически подчинена одной цели – повышение социальной компетентности выпускников детского дома.
Цели программы:
Становление и развитие системы социальной идентичности, осознание своего места в обществе, формирование «чувства взрослости».
Основные задачи программы:
 Формирование адекватного отношения к своему возрасту; , взрослости, самостоятельности;
 Воспитание убежденности воспитанника в будущей его востребованности обществом, построение временной перспективы будущего;  Формирование основ деловитости профессиональной деятельности, содействие в профессиональном ориентировании каждого воспитанника.  Формирование основ нравственно-правового поведения.
Целевые установки воспитательной работы с подростками 15-17 лет.
Возраст подростка — это период завершения процесса восхождения к социальной зрелости, который характеризуется новой социальной ситуацией развития. Подросток стоит на пороге взрослой жизни, он обращен в будущее, и эта обращенность составляет «аффективный центр» всей его внутренней жизни. Он смотрит на взрослого и решает копировать его, быть похожим на него. Только эта похожесть лишь внешняя: что лежит внутри взрослого, ему еще недоступно. Поэтому вслед за получившим внутренний импульс желанием только что родившегося «Я» перевернуть весь мир появляется неуверенность в собственных возможностях, силах, способностях. «Исчезает состояние душевного равновесия, душевного комфорта, рождается ощущение беспомощности. Возникает так называемый подростковый кризис, который нередко сопровождается состоянием агрессивности, злобы, жестокости или апатии и депрессии. Основными мотивами деятельности подростка являются желание занять свое место в мире взрослых, утвердиться в компании сверстников, быть уверенным в своей компании и т.п. Ведущей деятельностью становится интимно-личное общение (общение с другом, с друзьями через позицию своих настроений и желаний); учебно-профессиональная деятельность большой степени ориентирована на помощь подростку в его профессиональном самоопределении. Большое значение для этого возраста приобретает молодежная культура, под которой подразумевается «торопливое» подражание подростка взрослому. Они мгновенно реагируют на все новое, но стремятся создать свое социальное пространство, в котором они будут самими собой. Пространство это очень разнородно, т.к. сами подростки тоже очень различны. Объединяет их лишь одно — ярко выраженное стремление к самостоятельности. Поэтому «жанр» каждодневной, ежечасной и ежеминутной опеки должен быть, по всей видимости, сменен принципиально новой стратегией: оказание помощи в создании молодежью своей культуры. Становление личности подростка сопряжено с проблемами будущего, его ролью во взрослом обществе. Именно поэтому работа по профессиональному
самоопределению, развитию общечеловеческих ценностей, личного счастья (любви, здоровья, семьи), освоение навыков построения перспектив становятся наиболее значимыми для подростка. Учитывая депрессивные настроения воспитанников, низкий уровень мотивационной сферы, инерционность рефлексий и т.п., необходимо создавать псевдореальные проблемные ситуациями, в ходе решения которых подростки будут усваивать социально одобряемые нормы и ценности, и выстраивать свою систему ценностей. Монотонные пересказывания статей, скучные выступления подростков, примитивные операции с картинками и т.п. — все это должно уступить место диспутам, работе по установлению причинно-следственных связей и отношений. Таким образом, к моменту выхода воспитанника из стен учреждения он должен овладеть следующими умениями:  заботиться о своем здоровье;  адекватно реагировать на собственные эмоции;  грамотно отстаивать свои права и интересы;  ориентироваться в мире профессий и в своих профессиональных возможностях;  действовать в ситуации угрозы личной безопасности;  эффективно и безопасно пользоваться общественным транспортом;  ориентироваться в районе проживания, в своём городе, посёлке и т. д.;  руководствоваться правилами и нормами поведения в обществе;  заниматься самотворчеством, выражая свои личностные интересы и стремления (сфера досуга);  освоить бытовые навыки и умения, необходимые для обыденной жизни.
В своей деятельности КГКОУ Детский дом № 8 руководствуется
: 1. Конституцией РФ 2. Конвенцией о правах ребенка 3. Законом РФ «Об образовании» 4. Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка» 5. Федеральным законом № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
6. Типовым положением об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 01.07.1995 г., № 676).
Основные мероприятия Программы:
 достижение высокого уровня системного взаимодействия в воспитании и социализации воспитанников;  содействие семейным формам воспитания;  обеспечение комплексной профилактики негативных явлений в детской среде: безнадзорности, наркомании, алкоголизма и т.д.;  развитие научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности;  внедрение в учебно-во спит ательный проце сс э ф ф е к т и в н ы х здоровьесберегающих воспитательных технологий;
Реализация намеченных мероприятий Программы позволит:
 существенно повысить уровень развития воспитания детей;  сократить количество правонарушений воспитанников;  повысить социальный статус воспитания;
Ожидаемый результат:
1. Рост уровня общей социализированности воспитанников. 2. Адекватная полоролевая самоидентификация подростков, освоение ими социальных ролей в семье. 3. Развитие гуманных коллективистских отношений в группе, приближенных к семейным. 4. Установление прочных дружеских отношений с членами своей группы. 5. Знание воспитанниками культуры российской семьи. 6. Преобладание личностной направленности воспитанников на здоровый образ жизни. 7. Готовность молодых людей к семейной жизнедеятельности. 8. Знание детьми и подростками норм и правил семейного общежития, общения и взаимодействия с соседями. 9. Повысится уровень знаний воспитанников о семейных ролях, функциях семьи и ее ценностях, уровень информированности по вопросам репродуктивного здоровья. 10.Произойдут позитивные изменения в отношении воспитанников к семье, улучшится морально-нравственный климат в семье и детском доме.
11.Сформируется умение управлять своим эмоциональным состоянием.
Критерии оценки результативности программы
С целью определения результативности программы были выделены следующие критерии: 1. Уровень готовности к самостоятельной жизни и деятельности (измеряется при помощи метода экспертных оценок) 2. Уровень личностной готовности дополнительно измеряется при помощи следующих методик:  Уровень личностной и ситуативной тревожности (по методике Спилберегера)  Уровень самооценки (по методике Л.Д. Столяренко)  Уровень агрессивности и враждебности (по методике А.Басса-А.Дарки)  Социометрического статуса в коллективе (по методике Морено)
Направления и содержание деятельности:



направление

Содержание деятельности

1.
Личностное развитие  Построение временной перспективы будущего, перспектив личности;  Формирование стрессоустойчивого поведения;  Адекватное использование способов самовыражения
2.
Охрана здоровья и физическое развитие  Профилактика здорового образа жизни;  Профилактика вредных привычек;  Владение навыками интимной гигиены
3.
Основы профессионального самоопределения и трудовое воспитание  Помощь в профессиональном самоопределении(формирование личностного отношения к профессионально-трудовой сфере и способа ее самореализации), развитие способности конструировать возможные варианты будущего;  Закладывание основ производственных отношений;  Осмысление необходимости трудовой деятельности
4.
Основы гражданского самосознания  Закладывание основ правового воспитания, экономического просвещения;  Ознакомление с истоками национальной
культуры;  Осмысление статуса гражданина
5.
Эстетическое воспитание  Эстетическое освоение окружающего пространства;  Формирование эстетического вкуса;  Развитие способности ориентироваться в различных направлениях искусства
6.
Основы безопасности и жизнеобеспечения  Развитие умений: А) ориентироваться в чрезвычайных ситуациях; Б) оценивать опасность вредных привычек; Пользоваться доступными(разрешенными) средствами самозащиты
7.
Межличностные отношения Развитие умений строить свои отношения:  Со сверстниками  Со взрослыми  С незнакомыми людьми

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ

СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Направления работы:

понедельник

Личностное развитие

вторник

Охрана здоровья. Физическое развитие.

среда

Основы профессионального

самоопределения и экономического

просвещения

четверг

Трудовое воспитание, жизнеобеспечение

пятница

Основы гражданского и патриотического

воспитания

суббота

Знакомство с истоками национальна

культуры

Воскресенье

Эстетическое воспитание


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники