Автор: Шеломенцев Борис Николаевич
Должность: преподаватель музыкального отделения (гитара)
Учебное заведение: Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Ордынского района Новосибирской области "Ордынская детская школа искусств"
Населённый пункт: р.п. Ордынское Новосибирской области
Наименование материала: методический доклад
Тема: Современный урок, как урок искусства, как самое совершенное методическое пособие для познавания законов красоты
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Ордынского района Новосибирской области
«Ордынская детская школа искусств»
Методический доклад
«Современный урок, как урок искусства, как самое совершенное методическое
пособие для познавания законов красоты».
Выполнил:
Шеломенцев Борис Николаевич
преподаватель МБУДО
«ОДШИ»
высшей квалификационной
категории
р.п. Ордынское 2021г.
1
«Чистое искусство – достоверное сообщение
лучезарного явления Духа.
Через искусство имеете Свет».
(Учение Живой Этики, книга «Зов»).
С чего бы мне хотелось начать размышление над данной темой?
Может быть, с самой формулировки её. Мне кажется странной подобная
формулировка, особенно «Современный урок», как будто только в наше время
нужно, чтобы урок был искусством. По-моему как раз в наше время он в
большинстве случаев не является таковым, если судить по развитию современных
тенденций во всех отраслях жизни и духовности в том числе, особенно среди
молодых, поглощённых совершенно противоположными ценностями.
Но не будем их винить, как и не будем упрекать себя за то, что мы, педагоги, не
можем в корне изменить ситуацию. Все мы тоже дети своего времени, лишённые
многих знаний, которые могли бы предотвратить сложившуюся ситуацию.
Эти знания не были претворены в жизнь людьми, судьба которых сложилась не в
пользу
последующих
поколений
из-за
чудовищного
невежества
людей
наделённых властью. Они стояли во главе многочисленных организаций, от
которых зависели и образование, и культура. Я не имею в виду музыку или
живопись, а именно как принципа отношения к труду, как средства для
формирования творческого человека вообще. Ведь только руководствуясь этим
высшим принципом можно раскрыть в себе потенциальные способности,
утончить своё восприятие мира, расширить понимание, как себя, так и других.
Ещё в 1916 году великий физиолог И.П. Павлов написал работу «Рефлекс цели», в
которой доказал, что подопытные животные теряют жизнеспособность и энергию
деятельности даже в отыскании пищи, как только утрачивают рефлекс цели. Что
уж говорить о человеке, который выделился из животного мира не только как
существо, наделённое мыслью /Homo
Sapiens
/, и силой производительной
деятельности /Homo Faber/, но прежде всего как духовное создание, тяготеющим
к высшим целям бытия.
Вся методика урока и заключается в искусстве педагога развивать этот рефлекс
цели. Собственно говоря, любой урок, при осознании педагогом этого принципа,
и жизненный в том числе, есть способ внедрить в сознание учащегося этот
рефлекс, который будет срабатывать всегда и везде при его созидательной
деятельности.
Пора понять, что само искусство это лучший методист и главный инструмент для
развития духовности и всего, что с этим связано. Тут и этика и эстетика и
нравственность, потому что искусство в высшем понимании выступает с позиции
красоты, а значит, это касается всего внутреннего мира человека.
Я не хочу тут приводить в качестве убеждения многочисленные высказывания
величайших людей всех времён и народов о роли духовного воспитания красотой
в повседневной жизни человека. Вряд ли большинство людей будет это отрицать.
Хотя на моей памяти сохранилась дискуссия о физиках и лириках в совсем
недавнем
прошлом
в
газете
«Комсомольская
Правда»,
где
некоторые
обосновывали первенство науки перед искусством. Но ещё академик Капица,
2
будучи на выставке достижений науки, утверждал, что это не тот путь, который
приведёт человечество к истинной духовности.
На эту тему можно было бы написать большой философский труд, но я думаю,
краткого изложения моих размышлений на эту тему будет достаточно, чтобы
понять суть.
Итак, урок должен быть уроком искусства. Но хорошо ли мы осознаём, что такое
искусство. Чаще всего это понятие ассоциируется с живописью, с музыкой и
вообще со всем тем, что отображает мир. Это взгляд на мир, пропущенный через
сознание творца и воплощённый в формах, отражающих мировоззрение человека
и его понимание качества. Искусством может быть и ремесло сапожника, и
деятельность политика. Но ведь искусством может быть и умение убивать и
умение воровать. Так что же такое искусство?
Если продолжить мысль традиционного понимания, то мы должны задать себе
вопрос. Чем является искусство для нас, зрителей, и чем оно является для
художника или композитора. Ясно, что не одним и тем же. Понятно, что для
творца это способ, как говорят, самовыражения. Но что заключается в этом
«само» и почему мы, зрители или потребители, должны интересоваться этим.
Какую пользу мы сможем извлечь из этих чьих-то самовыражений? Сможем ли
мы познать себя без сравнений с чем-то более высоким? Можем ли мы оценивать
себя, ограничиваясь только самонаблюдением и не соотнося своё понимание
объективного с понимание других? Сможет ли у нас сложиться в сознании
правильное мировоззрение и отношение к жизни, если мы не будем соприкасаться
с чем-то более высоким? Оно выстрадано и приобретено опытом другой души, и
преподнесено в форме своеобразного урока, воплотившегося в звуках или
красках. Ведь только от соприкосновения с чем-то у нас возникает реакция на это.
Происходит выявление каких-то качеств, о которых при самоограничении мы
можем не знать. Значит, чьё-то умение воплощать более высокие ценности жизни
при помощи различных методов, подразумевает и чьё-то понимание их. Это
может
подтолкнуть
к
желанию
следования
им
в
качестве
примера
в
самосовершенствовании
своих
свойств
восприятия
окружающей
действительности.
Где-то мне встречалось такое выражение: «Барьеры внутренних установок
личности». Говоря об уроке, как уроке искусства, наверно нужно учитывать эти
барьеры личности. Мне кажется, что современное воспитание и урок, как один из
аспектов педагогики, мало учитывает эти барьеры. Чаще всего воспитание есть
уничтожение этих барьеров и перенос или, вернее, вторжение понимания
педагогом своего восприятия вещей и явлений в учащегося.
Все педагоги понимают, что цель учения это пробудить желание самовоспитания
и самосовершенствования. Но все ли следуют этому пониманию? Это уже
искусство, искусство урока. И этому мы все должны учиться у высокого
искусства, которое есть совершенное средство воспитания, так как оно
воспринимается всегда в соответствии со структурой психики человека и теми
барьерами внутренних установок личности, о которых говорилось выше. Оно не
давит на эти барьеры, а, мягко касаясь, постепенно расставляет их в нужном
3
порядке или убирает, уменьшая их сопротивление изнутри. Разве это не пример
идеального урока.
Я прихожу к выводу, что такое явление как искусство, есть некий абсолютно
совершенный метод, благодаря которому мы всегда должны находиться на той
высоте или глубине умения чего либо, которая соответствует нашему развитию. И
это высшее умение (искусство) проявляет себя в соответствии с внутренней
установкой на принесение этого умения другим.
Выходит, что любое искусство всегда выступает в роли учителя или судьи для
тех, кто по лени или ещё по каким-то свойствам личного характера не хочет до
него дотянуться в своём труде.
Если существует искусство музыки, искусство живописи, а они, несомненно,
являются вершиной духовного развития творцов и человечества в целом, потому
что они являются как бы аккумуляторами духовных запросов человечества, то
существует и искусство всего или умение творить в соответствии с высшими
принципами, явленными нам искусством духовного плана планеты и космоса.
Мы говорим об уроке, как об уроке искусства, но прежде чем сделать свой урок
искусством, мы должны научиться понимать цель всего этого (рефлекс цели) и
искусства духовного в том числе.
Может быть цель искусства, которое является для нас образцом высшего умения,
как
раз
и
есть
откровение
высших
сил,
предназначенное
для
помощи
человечеству задуматься о своём предназначении.
В связи с этим я не могу не привести выдержку из Учения Живой Этики, данное
через семью Рерихов Великими Учителями.
«Сила творческая – огненная, и законы её проявления суть основы творения. И
каждый человек, в какой-то мере творящий, на этих же основах творит. Удел
человека – творчество. Всё, что сделано руками человеческими – продукты его
творчества. Всё, от верху донизу. В творчестве совершенствуясь, божественные
способности свои улучшает, углубляет и раскрывает. Всякое творчество
созидательное есть благо. Искусство есть высшая форма творчества, доступная
человеку. Искусство есть врата в беспредельность творческих возможностей
человека. Беспредельны эти возможности. Жизнь – великая школа. И велико
будущее человека. Стать сотворцом Пламенных Логосов – это ли не цель. С
малого начинается, но кончается великим. В сущности говоря, творчество
человека проявляется во всём: в каждой мысли, действии и поступке. Творчество
есть уявление энергий человеческих в определённую форму. Каждый творит мир
свой энергиями своими. И внутренний мир человека есть не что иное, как
результат его творческой работы. Различны эти миры, как свет и тьма
различаются, ибо творчество бывает и светлое и тёмное. Даже у тёмных оно
развито. Но не во благо творчество тёмное. Творчество требует умения соединять
и комбинировать элементы соответствующие, сочетая их гармонично. Ибо основа
истинного творчества – Красота».
Понятно, что только человек, в отличие от всего остального живого мира, может
творить по своей воле самого себя, и уроки искусства, где происходит, благодаря
искусству урока, мобилизация всех творческих задатков учащегося, помогают ему
ощутить в себе эту особенность, осознать её и пользоваться ею. То есть учащийся
4
как бы вовлекается в процесс творчества и учится пользоваться рычагами
управления своей сущности.
В этом смысле уроки искусства должны быть искусством умения педагогом, не
насилуя воли учащегося открыть для ребёнка его самого, его скрытые творческие
потенции.
Говоря другими словами, педагог, владеющий искусством урока, должен помочь
мобилизовать ученику свои возможности для проявления их и усиления.
Любой урок, методически, помимо наставлений учителя, должен содержать в себе
и элемент творчества ученика, ведь как было сказано, всё начинается с малого.
Ведь только подражая, мы учимся. И если мы подражаем тому, что сотворено с
высоким пониманием творцов, мы возвышаем себя, развиваем умение видеть,
слышать, понимать и вообще жить.
Усваивая уроки искусства, учащиеся становятся сотворцами тех духовных
запросов человечества, о которых говорилось выше. И путём вмещения законов
искусства, законов красоты, поднимают общий уровень человечества на более
высокую ступень развития. Разве это не цель уроков искусства!
Можно было развить эту тему и дальше, но одно цепляется за другое и может
получиться бог знает что. Можно углубиться настолько, что есть опасность
утонуть в этих размышлениях. Ведь урок искусства касается и эстетики и этики и
смысла жизни.
Мне кажется, если педагог стремится, чтобы его уроки были искусством, он
должен сам, в соответствии со своими внутренними барьерами, постигать всё
ведущее к этому. Ведь он тоже должен быть учеником, должен быть звеном в
иерархии учителей, название которым жизнь. Он должен извлекать пользу из всех
уроков, которые она ему преподаёт. Она самый мудрый учитель и уроки её всегда
являются искусством.
Ну а теперь в заключение моих размышлений в прозе хочу поделиться с вами
моими поэтическими взглядами на тему искусства.
*
Лишь тот увидит красоту вокруг себя,
В ком красота нашла свой дом, его любя.
*
Тебе искусство я слагаю оду.
И вам служителям его я песнь пою.
Какого б ни были вы племени иль рода,
Мы с вами все в едином творческом строю.
И единенье наше срокам не подвластно.
Искусство вечно, как и вечна красота.
А всё, что вечно, всё воистину прекрасно,
И нас влечёт душа к истокам неспроста.
И дух народов всех истоком тем питаем.
Душа без творчества народного умрёт.
Ведь душу нашу мы искусством омываем,
5
Она живёт, и будет жить, пока поёт.
*
Я верю в Бога, потому что есть искусство.
Оно питомник всех божественных начал.
Оно творит в наших сердцах шестое чувство,
Чтоб каждый семенем тем в Бога прорастал.
Я верю в Бога потому, что есть искусство.
Оно реакция души на Высший Свет.
Лишь в этом Свете колыбель шестого чувства.
Других путей к вершинам духа просто нет.
*
Мне явилась природа в звуке.
Разноцветьем своим окружила.
Протянула мудрые руки,
Чтоб даяние принято было.
В этом творчестве ей подражая,
Не устану звучать светлой нотой.
Красотой своё сердце питая,
Укрепляясь совместной работой.
Отдавать, даже если не примут.
Призывать, даже если не слышат.
Мысли блага в пространстве не сгинут,
Коли сердце огнём его дышит.
*
О, музыка, ты – неподкупный бог,
Ты свою тайну для достойнейших открыла.
Кто растворить себя в тебе трудами смог,
Ты их сердца своей любовью озарила.
О, как пленительно быть в рабстве у неё,
Повелевая в то же время этим богом,
И ощущать в себе другое бытиё,
Не отделённое от нас ничьим порогом.
Бери и властвуй, звуками молись,
И восхищайся, и страдай от уз прекрасных!
О, красота, возвысь меня, возвысь
Над тяжкой каторгой звучаний безобразных.
6
*
Нет смысла говорить о музыке в словах:
Она, как и любовь в глуби сердец сокрыта,
Но больше всех её в учительских сердцах,
И в мир прекрасный всем в них дверь всегда открыта.
Не может нищим быть, кто с музыкой живёт,
И разве важно, в чём мы музыку находим,
Ведь главное искать, кто ищет, тот найдёт,
И в мир, что мы нашли, детей, как в сказку вводим.
Пусть будет этот мир их чувствами обжит,
Чтоб их сердца нашли в нём светлую обитель.
А кто вошёл в него, тот в нём с Творцом творит,
Ведь бог, прежде всего, прекрасного учитель.
Не выразить в словах всю ценность красоты,
Её святой покров мы учим ткать для духа.
Прими, Владыка, труд, который дал нам ты,
Чтоб не дотронулась до детских душ разруха.
Так будем же щедры на выдачу красот,
Запечатлённых в нас природою звучащей,
И будем помнить тех, кто нам её даёт,
Делясь своей душой безмерно всех любящей.
2021г. Б. Шеломенцев
7