Автор: Пригорская Наталья Юрьевна
Должность: Преподаватель по классу баян-аккордеон
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ
Населённый пункт: г.Ясный Оренбургская обл.
Наименование материала: Методическая разработка доклада
Тема: Оркестр в классе баяна и аккордеона
Раздел: дополнительное образование
МБУ ДО ДШИ Ясненский городской округ
Оренбургская область
Методическая разработка доклада на тему:
« Оркестр в классе баяна и аккордеона»
Преподаватель по классу баян
МБУ ДО ДШИ г.Ясный : Пригорская Н.Ю.
Коллективные формы детского музыкального творчества: оркестр баянов и
аккордеонов, различные ансамбли, оркестр русских народных инструментов,
хор, в детской школе искусств занимают важнейшее место.
Занятия в оркестре развивают музыкальный кругозор учащихся, чувство ритма,
эмоциональность исполнения, эстетический вкус, предоставляют возможность
исполнять сложные произведения, чем те, которые они играют в классе на
уроках специальности.
Это коллективное творчество, где каждая партия имеет свои выразительные
задачи, и только соединив их все вместе, ученики слышат полное звучание
произведения.
Дети учатся играть партии, выделять главные, слышать объем звучания всего
оркестра. Каждый ученик понимает, что от его исполнения зависит звучание
произведения, что нет второстепенных партий, и у него развивается забота об
общем деле, творческая ответственность.
Ребята любят играть в оркестре. Им нравится принимать участие в концертах.
Для многих из них – это единственная возможность выступить перед большой
аудиторией, так как не все ученики могут быть солистами.
Занимаясь в оркестре, учащиеся проникаются уважением к труду музыкантов, у
них появляется желание услышать настоящие профессиональные оркестры.
Впоследствии эти учащиеся становятся активными слушателями и
пропагандистами музыки.
Создание и организация оркестра баянов, аккордеонов.
Очень важные условия при создании оркестра баянов, аккордеонов – это
количество и качество инструментов, наличие помещения для репетиций,
наличие репертуара, адаптированного для учащихся школ искусств.
Все баяны подразделяются на три разновидности: готовые, у которых в левом
корпусе нажиму одной клавиши соответствует «готовый аккорд», или
удвоенный октавами бас; выборные, имеющие в левой клавиатуре
хроматический звукоряд; готово-выборные--- в их левой клавиатуре совмещены
две системы: готовые аккорды и басы обычного ряда с хроматическим
звукорядом выборного.
Баяны различаются конструкцией левой клавиатуры. Их правая клавиатура в
основном одинакова, но она постоянно обогащается новыми регистрами,
позволяющими видоизменять тембр звука.
Часто в оркестрах используются баяны оркестровые баяны, но можно успешно
использовать готовые и готово - выборные инструменты и аккордеоны.
В отличие от камерного ансамбля, оркестром русских народных инструментов
принято называть объединение исполнителей на различных инструментах при
наличии в нем групп играющих одну и ту же партию в унисон. В оркестре
баянов, аккордеонов нет контрастирующих тембровых групп, как, например, в
симфоническом оркестре или оркестре русских народных инструментов. Его
можно сравнить с такими составами, которые включают лишь однородные или
родственные инструменты. Оркестр баянов, аккордеонов делится на четыре,
пять партий, обозначаемых в партитуре: баяны 1, баяны 2, баяны 3, баян альт,
баян тенор, баян бас, в игре используется главным образом правая клавиатура
(левая применяется эпизодически).
Партия баса поручается баянам, имеющим низкие звуки: баянам бас и баянам
контрабас. В случае, когда оркестр не укомплектован полностью этими
инструментами, возникает необходимость усилить эту партию гитарой бас,
синтезатором.
В составе оркестра баянов и аккордеонов широко используется аккордеон. Став
неотъемлемой частью многих коллективов, он вносит некоторое тембровое
разнообразие и повышает динамические возможности оркестра. Аккордеоны
принято делить на две партии: аккордеоны 1, аккордеоны 2,аккордеон 3. Для тех
же целей в оркестр вводится электронный баян, синтезатор, ударные, духовые
инструменты, фортепиано.
На каждую партию исполнители должны быть распределены таким образом,
чтобы не нарушилось звуковое равновесие всех групп оркестра . Если условно
разделить оркестры баянов, аккордеонов по числу учащихся на малый, средний
и большой составы, то количество учащихся каждой партии распределяются в
них пропорционально следующим образом:
Увеличение количества человек какой- либо группы партии влечет
соответствующее увеличение других партий. Количество участников оркестра
может изменяться в зависимости от требований инструментовки, количества
инструментов и т.д.
Число исполнителей на таких инструментах, как фортепиано, синтезатор,
ударники, гитара бас, духовые инструменты не зависит от общего состава и не
дублируется.
Слаженности в звучании всего оркестра трудно достичь, если репетиции и
выступления проводятся в неприспособленных для этой цели помещениях.
Оркестровый класс должен иметь достаточную площадь для размещения всего
коллектива и отвечать необходимым акустическим условиям. Учащиеся
должны слышать друг друга.
Репетиции нужно проводить в условиях, сходных с концертными, а перед
выступлением необходимы репетиции на сцене. Чтобы приспособиться к
новым акустическим условиям и скорректировать звучание.
Оркестровой игре свойственны черты особой соподчиненности,
взаимозависимости, динамической сбалансированности. Чему в огромной
степени способствует рациональное размещение оркестра. Исполнители одной
партии объединяются в группу, положение которой по отношению к другим
группам оркестра постоянно и определяется наилучшим по звучанию с
другими группами соотношением, а так же звучанием, функцией дирижера при
работе с партитурой.
Подбор репертуара
Для успешной работы оркестра очень важен репертуар. Развитие у юных
музыкантов зависит во многом от исполняемого репертуара. При выборе
произведений нельзя не учитывать общей музыкальной и технической
подготовленности учащихся.
Необходимо стремиться к выбору разнообразных произведений классиков,
советских композиторов, обработок народных песен, танцев
Недостаточное внимание к репертуару , ведет к стихийному
нецеленаправленному воспитанию художественных вкусов и интересов. Всегда
надо иметь в виду основную задачу, стоящую перед руководителем- прививать
чувство прекрасного у детей и всемерно способствовать его развитию у
слушателей.
Очень трудно найти подходящий репертуар для детского оркестра баянов и
аккордеонов. Каждый год меняется состав оркестра , уходят выпускники.
Меняется качественный состав оркестра , то подбирается более сильный состав,
то более слабый. Практически ежегодно надо менять сложность произведений,
учитывая возможности детей. Руководитель должен уметь делать переложения,
и приспосабливать готовые партитуры для данного состава оркестра . В этой
работе поможет книга В. Зиновьева «Инструментовка для оркестра баянов» под
редакцией Ю. Шишкина.
При подборе репертуара очень важно учитывать уровень музыкального
развития детей, можно брать только те произведения, которые обучающиеся
смогут освоить не только технически, но и исполнять осмысленно,
выразительно и уверенно. При подборе репертуара необходимо ставит цель
эстетического и музыкального развития детей.
Репетиции оркестра.
Репетиции оркестра являются необычайно важной ступенью в деятельности
руководителя оркестра. Относиться к репетиции надо с величайшей
ответственностью и обдуманностью. Здесь важно все, вплоть до отношения к
участникам коллектива. Проведение репетиции требует от руководителя
наличие педагогических способностей, умения работать с коллективом,
определенного такта, умения воздействовать на психику детей. От руководителя
требуется, чтобы он проявлял заботу о своих маленьких музыкантах, умело
делал замечания в форме, не затрагивающей самолюбия, помнил, что нужно
экономить силы детей.
Очень важно создать на репетиции творческую атмосферу, вовлечь детей в
творческий процесс, заставив их совместно работать над произведением.
Творческая атмосфера, без которой трудно добиться хорошего результата на
репетиции, зависит целиком от умения, опыта и личных качеств руководителя.
Создать такую атмосферу – его первейшая задача. Работа на репетиции не
должна превращаться в будничное ремесло.
Успех репетиции зависит не только от знания руководителем партитуры
исполняемого произведения, но и от предварительной подготовки репетиции.
Продуктивность репетиции в известной мере определяется степенью
подготовки руководителем оркестрового материала.
Нотный материал, раскладываемый на пульты, должен быть хорошо известен
руководителю. Он должен обозначить в партиях штрихи, которые
соответствуют его замыслу. Все динамические оттенки, которые он находит
нужным дополнительно сообщить исполнителям, могут так же быть внесены в
партии. Этим руководитель экономит драгоценное время на репетиции. Цифры
рекомендуется ставить чаще.
Речь руководителя должна быть лаконична. Это первейшее требование.
Руководитель должен учиться выражать свою мысль кратко, сжато и
обязательно ярко, образно.
Нужно обращаться не только к разуму, но и к чувству исполнителей. Хорошо,
когда, говоря об оттенке, руководитель подскажет хотя бы одно слово, которое
образно дополнит представление о данном форте или пиано ( например:
таинственно, утомленно, безжизненно и т. д.) Такие замечания конкретизируют
задачу, так как являются как бы подтекстом музыки.
В разных конкретных случаях замечания могут занимать большее или меньшее
место. Характер их целиком зависит от конкретных условий работы
Руководитель может пояснить свою мысль не только словесно, но и при
помощи игры на инструменте. В практике репетиций приходится, как правило,
осуществлять исполнительский показ не на инструменте, а голосом, пением.
Совсем не обязательно иметь для этого красивый, поставленный голос.
Руководитель оркестра должен быть организатором репетиционной работы. От
того, насколько умело, быстро и продуктивно пойдет работа на репетиции,
зависит успех. Время репетиции ограничено. Руководителю оркестра всегда не
хватает еще одной репетиции. Важно время использовать рационально.
Поведение руководителя во время репетиции должно быть примером для
учеников, побуждать их с большим рвением выполнять свою задачу. Следует
быть подтянутым, организованным, собранным. Обучающиеся не должны
видеть в нем проявления человеческих слабостей, утомления,
раздражительности.
Отношение руководителя к коллективу должно быть корректным, лишенным
грубости. Он не имеет права показывать своей досады, встречаясь с
непониманием. Не следует также нервничать, когда какое-то место в партитуре
долго не получается в оркестре. Надо передавать детям свою уверенность в
скором достижении хорошего результата.
Руководитель должен хвалить усилия учеников, даже в том случае, если они
еще не привели к желаемому результату. Лучше отложить трудное место до
следующей репетиции и поучить трудные места с детьми индивидуально.
Делая замечания, нельзя затрагивать самолюбия учеников. Следует избегать
шаржирования и высмеивания действий ребенка. Простительна любая строгость
и требовательность, но не насмешка.
Руководитель должен учитывать, что каждая остановка вызывает значительную
потерю времени. Большое количество остановок приводит к потере тонуса
работы. Остановившись, руководитель должен обязательно дождаться полной
тишины и лишь после этого обратиться к оркестру . Останавливая коллектив,
руководитель должен точно знать причину остановки, какое замечание
необходимо сделать, по какому поводу, и с какого места начать повторение. Не
всегда указание сразу реализуется детьми. Иногда они недостаточно поняли или
не сумели выполнить требование из-за технической трудности. Поэтому надо
повторить то же место. При чем столько раз, сколько необходимо для овладения
им. Однако, если руководитель видит, что это место так и не получается,
необходима индивидуальная работа с учеником, он должен прекратить
повторения и, сделав соответствующие замечания продолжить работу над
произведением. Так же нельзя допускать неисполнимых указаний, сохранять
последовательность в отношении преодоления трудности.
Руководитель должен точно соблюдать регламент репетиции, начинать и
заканчивать вовремя, чтобы не утомлять учащихся.
Конкретные условия работы требуют от руководителя разного внимания и
разного слушания произведения.
Необходимо охватить все происходящее во время исполнения, распределить
внимание на все группы оркестра . Направив внимание на одну сторону
исполнения, можно упустить другие. Иногда руководитель не замечает важных
погрешностей исполнения только потому, что в этот момент его внимание
отвлечено.
Руководитель должен направлять внимание на ту или иную сторону исполнения
в зависимости от непосредственных задач, выдвигаемых данным этапом
работы. При разучивании нового произведения ,внимание его должно быть
обращено на корректирование нотного текста.
Далее условно можно установить такую последовательность: точность
интонационной стороны нотного текста и точность ритма, неправильность
которых ведут к искажению музыки; точность динамики, штрихов,
артикуляции.
Уравновешенность отдельных элементов произведения, мелодии,
аккомпанемента, подголосков, орнамента , точность фразировки, качество
звучания экспрессию, образность.
Направленность внимания отражает и последовательность шлифовки
исполнения в процессе репетиции от простого к сложному.
Внимание на один объект не говорит о том, что остальные должны быть
выключены из поля зрения руководителя.
Отрабатывая точность нотного текста, необходимо обращать внимание на
динамику и качество звука, на точность штрихов. Слушая одну группу надо
обращать внимание и на исполнение других групп. Замечать даже случайную
ошибку в нотном тексте или неточность ансамбля. Важно, чтобы в фокусе
внимания находилась главная цель.
Руководитель не только должен заметить недостаток в исполнении, обнаружить
ошибку, но и выяснить- почему эта ошибка возникла и какими способами её
можно устранить.
Групповые репетиции и индивидуальные занятия с детьми особенно важны при
подготовке нового произведения. Примечание групповых репетиций даёт
возможность удвоить часы работы без увеличения часов занятости оркестра .
Уже одно это говорит в пользу применения метода групповых репетиций.
Групповые репетиции важны не только для корректировки нотного текста и
проработки трудных мест партии. Они дают возможность более
целенаправленно и плодотворно проводить работу над художественной
стороной произведения.
При освоении нового произведения, дети могут не вполне ясно осознавать свое
место в общем звучании, роль своей партии. Объясняется это различным их
местоположением в оркестре .Во время групповых репетиций учащиеся.
изолированные от других групп, лучше слышат и понимают то, что они играют
сами, либо остальные голоса той же группы. Работая по группам, руководитель
сам лучше вникает в исполняемое, слышит все тонкости. Преподаватель
частично пользуется приемом изолирования одной группы оркестра от других
и во время общей репетиции. Но применение этого приёма не может быть
продолжительным.
Работа по группам проводится и в технических целях , для освоения каких- либо
трудных мест, чтобы напрасно не утомлять обучающихся, голоса партий
которых в данный момент не играют существенной роли.
Примерный план первых репетиций оркестра баянов, аккордеонов.
На первой репетиции оркестра происходит знакомство руководителя и
учащихся.При первой встрече очень важно произвести на детей благоприятное
впечатление. Сразу установить личный контакт с каждым учеником. Учащиеся
плохо представляют, что такое оркестр и придут в следующий раз лично к вам,
если вы для них интересны.
На первой репетиции учеников нужно распределить по партиям. Первое занятие
очень важное, нельзя ограничиваться только беседой об оркестре , надо сразу
начинать играть. Но дети не знают партий, многие плохо читают с листа нотный
текст, не знакомы с особенностями записи оркестровых партий. Поэтому на
первой репетиции надо познакомить детей с простейшими схемами
тактирования. Подбирать нужно такие упражнения, которые не вызовут у
учеников сложности исполнения, чтобы все внимание они могли сосредоточить
на руке дирижера.
Каждой партии надо предложить сыграть звук мажорного или минорного
аккорда. Объяснить, как по руке нужно начать играть, затем показать окончание
звука, добиться одновременного начала игры и окончания, научить детей
слышать се звуки аккорда. Далее предложить играть звуки аккорда по руке
целыми, половинными, четвертными и восьмыми длительностями. Следующий
этап работы - объяснение и показ простейших схем тактирования. После этого
можно предложить ученикам сыграть звуки мажорного или минорного аккордов
четвертными длительностями в этих размерах.
На первом занятии важно добиться синхронного исполнения четвертных
длительностей всеми группами оркестра , одновременного начала и завершения
аккорда всем оркестром .
На втором занятии оркестра необходимо приступить к разучиванию партий
по группам. Во время разучивания партий, выявляются учащиеся, с которыми
нужно работать индивидуально. На втором занятии, как правило, дети ещё не
могут играть все вместе, поэтому после работы по группам на общей репетиции
оркестра можно провести работу над динамическими оттенками. На звуках
мажорного или минорного аккордов надо научить оркестр играть пиано.
Ученики должны понять и твердо усвоить, как нужно повести мех, чтобы в
оркестре звучало пиано и не было звукового «провала».
Чтобы было интересно детям и они услышали ярче контрастность звучания
динамических оттенков надо объяснить, как сыграть форте, фортиссимо. При
игре фортиссимо очень важно не допустить резкого, кричащего звука, когда
инструменты звучат с надрывом, научить учеников правильно вести мех, чтобы
звук был мощным, сочным, глубоким. Дети должны прислушаться к своим
инструментам, усвоить звуковые пределы инструмента, чтобы не испортить
звучание произведения. Затем можно перейти к исполнению пиано и форте,
меццо пиано и меццо форте. Одновременно с отработкой исполнения
динамических оттенков, повторяются и закрепляются навыки, приобретенные
на первом занятии.
Крещендо и диминуэндо так же можно учиться играть на звуках аккордов. Так
же можно предложить ученикам исполнить мажорную гамму в восходящем
движении крещендо, в нисходящем – диминуэндо. При исполнении гаммы сразу
надо обратить внимание учащихся на то, что нельзя ускорять темп при
исполнении крещендо и замедлять при диминуэндо. Как правило, эти
упражнения учащиеся осваивают легко, им доставляет удовольствие играть
вместе, слышать полное звучание оркестра , у них появляется стимул к
продолжению работы.
На третьем занятии нужно продолжить работу по группам над текстовыми и
техническими сложностями партий и если ученики еще не готовы к совместной
игре, на общей репетиции заняться с оркестром работой над штрихами на
примере гаммы – стаккато, легато.
На первых порах слаженного исполнения по руке не получается, так как кто-то
отстает, а кто-то вообще не умеет играть по руке. Руководитель должен
запастись терпением, так как научить синхронному исполнению стаккато,
ученический оркестр сложно. Необходимо научить учеников слышать паузу
между звуками стаккато. Когда ученики начинают слышать паузы между
звуками стаккато, исполнение значительно улучшается.
При исполнении легато важно, чтобы ученики слышали и осуществляли
переход одного звука в другой строго по руке, иначе при одновременном начале
и окончании звука оркестр будет звучать фальшиво.
Портаменто можно объяснить математически, при исполнении гаммы этим
штрихом тоже важно, чтобы ученики услышали паузы между звуками. При
исполнении этих несложных упражнений руководитель может добиться
хороших результатов, если будет настойчив и терпелив, и тем самым облегчит
работу над штрихами и динамическими оттенками себе и ученикам при
разучивании произведений.
Акценты учащихся нужно учить играть индивидуально, и только после этого
переходить к исполнению всем оркестром.
Затем необходимо перейти к исполнению оркестром гаммы легато, стаккато,
портаменто, добиваясь качественного исполнения штрихов, чтобы ученики
усвоили разницу в звучании штрихов и их исполнении.
На четвертом занятии можно приступить к разучиванию произведения. К
этому времени ученики должны освоить свои партии. Далее работа строится
применительно к каждому произведению. И здесь можно дать только общие
рекомендации:
соблюдать принцип--от простого к сложному;
не требовать от учеников всего сразу (точности штрихов, оттенков,
фразировки);
планировать работу над произведением;
использовать показ сложных мест произведения;
научить учеников слышать тему, аккомпанемент, подголоски, бас и свою
партию в звучании оркестра;
развивать у учащихся творческую ответственность;
добиваться качественного звучания произведения (точного исполнения
нотного текста, штрихов, оттенков, выразительности исполнения).
Эта работа дает лишь общие направления и рекомендации, так как в работе с
музыкальным коллективом не может быть шаблона, неизменных и заранее
предусмотренных приемов. То, что хорошо для одного коллектива, не годится
для другого, что возможно при работе над одним произведением, то
недопустимо при работе над другим.
Успешность работы оркестра в классе баяна и аккордеона зависит целиком и
полностью от личностных и профессиональных качеств руководителя.
Исп. литература:
Блюм Е. Краткий курс инструментоведения
Зряковский А. Общий курс инструментоведения
Карс А.. История оркестровки
Пистон Д. Оркестровка
Римский-Корсаков Н. Основы оркестровки
Берлиоз Г. - Трактат об инструментовке и оркестровке
Абрамова Е.В. Статья «Учите детей музыке. Почему музыкальное
воспитание важно»
Брызгалин В. С. Радостное музицирование. Антология ансамблевой
музыки в четырех томах. – Челябинск, 2007.
Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2002.
Подуровский В.М., Суслова Н.В. «Психологическая коррекция музыкально
– педагогической деятельности» Москва «Владос»2001г.
Ризоль Н. Очерки о работе в ансамбле баяниста. М.Советский композитор
1986г.
Шрамко В. И. Класс ансамбля баянов (аккордеонов). – СПб. :
“Композитор”, 2008.