Напоминание

Разделительные твердый (Ъ) и мягкий (ь) знаки.


Автор: Воропаева Елена Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Свердловская СОШ
Населённый пункт: Московская область г.о.Лосино-Петровский р.п. Свердловский
Наименование материала: Урок русского языка
Тема: Разделительные твердый (Ъ) и мягкий (ь) знаки.
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Свердловская средняя общеобразовательная школа №2

городского округа Лосино-Петровский Московской области

Тема урока: «Разделительные твердый (Ъ) и мягкий (ь)

знаки».

Учитель начальных классов:

Воропаева Елена Анатольевна

2021 год

План конспект урока по русскому языку 4 - Г класс

Тема: Разделительные твердый (Ъ) и мягкий (ь) знаки.

Цель: повторить правила написания разделительного твердого знака и

разделительного мягкого знака.

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать слова с

разделительным твердым знаком и разделительным мягким знаком; составят

алгоритм проверки написания разделительного твердого знака и

разделительного мягкого знака.

Оборудование: карточки с заданиями, таблицы со словами, схемы-правила,

учебник Русский язык для 4 класса, карточки для самооценки.

Ход урока

I.Организационный момент.

Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Урок русского языка.

- Посмотрите на парту, все ли на месте, в порядке? Улыбнитесь друг

другу. Откройте тетради, запишите дату.

II. Минутка чистописания.

1.

Прочитайте слова на доске: печка, отъезд, вьюга, теплица, семья,

поезд. Назовите букву, которая не обозначает звука.

2.

Ъ, Ь – пропишите строчку ъ и ь знаков, чередуя их. Обратите внимание

на высоту, ширину и наклон букв.

Спишите слова с твёрдым и мягким знаком.

Ребята, вы уже догадались о теме нашего урока?

- Тема нашего урока: «Разделительные твердый (Ъ) и мягкий (Ь) знаки».

ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ

Что общего в этих словах?

III. Актуализация знаний.

Жители страны Грамматика очень сильно поспорили. Хотите услышать о

чём их спор? Вот послушайте:

Не чересчур ли ты добряк? –

Так знаку мягкому промолвил твёрдый знак.

- Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.

Нет, в алфавит ты не годишься!

- Кто б говорил, но ты б уж помолчал! –

Знак Ь твёрдому на это отвечал.

- Ты твёрд и груб, как суковатый дуб.

Давным-давно пора, как букву ять, тебя из азбуки изъять!..

- Друзья! Никчёмные слова - ваш разговор –

Незнайка им сказал, услышав этот спор,

- Вы оба хороши, достойны чести,

Когда стоите в нужном месте.

- Ай, ай, ай! Это не дело когда друзья ругаются! Что же делать? Может быть

мы вместе постараемся помирить друзей? Ребята вы готовы? Для этого

необходимо вспомнить всё, что их объединяет и связывает, и чем они

отличаются друг от друга.

- Девизом урока нам послужат следующие слова: “Друзья, ученье нас

объединяет!”. Как вы понимаете смысл этого девиза?

Что вы знаете о написании ъ и ь знаков?

IV. Самоопределение к деятельности.

Прочитаем правило из учебника. Все ли правила вы вспомнили?

- На уроке будем учиться писать слова с разделительным твердым знаком и

разделительным мягким знаком.

V. Работа по теме урока.

- А теперь “расшифруем” (презентация)схему-правило для разделительного Ь

и Ъ знака.

Умная сова приготовила для вас задания, в которых нужно применить

полученное правило.

1) “Найди пропажу”.

- Работа по вариантам.

стуля

подёмник

сёмка

сёжился

лиси

вюнок

обездил

ателе

- Перед какими же буквами пишется разделительный мягкий знак?

Разделительный твердый знак?

2) Работа с учебником.

- Упр. 107 стр. 65 (письменно). Найти в предложениях слова с

разделительным твердым знаком и с разделительным мягким знаком и

запишите их в тетрадь.

- Перед какими буквами пишется разделительный твердый знак?

- упр.108.стр.65

Записать в тетрадь три словосочетания.

Забавная обезьянка, железнодорожный разъезд, птичьи следы, въехал в гору,

подъёмный кран, серьёзный разговор, съедобный гриб, необъятные

просторы, взъерошенный воробей, объявление об экскурсии, съёмка фильма,

вкусное варенье, дружная семья, съёжился от холода.

VI. Физкультминутка.

- Отдохнём и подумаем.

(Я называю слова. Дети хлопают, если слово с разделительным твёрдым

знаком).

Вьюн, объявление, свинья, разъярённый, ненастье, объезд, семья,

соловьи, съёмка, предъявить, ручьи, подъем, воробьи, объясение.

VII. Продолжение работы по теме урока.

Презентация.

Работа в парах

Карточка

Образуй от данных слов однокоренные слова, заменив в них приставки

указанными в скобках.

Поехал (под-), приезд (под-), заявил (об-), выяснил (об-), соединил (раз-),

приём (под-), приехал (от-).

Запиши образованные однокоренные слова. Подчеркни ъ. выдели приставки.

Самопроверка. Запишите слова: первый ряд – с разделительным Ъ,

второй ряд – с разделительным Ь, третий ряд – слова , в которых не

пишется ни Ъ, ни Ь.

Об…явление, от…езд, гост…я, в…ход, угощен…е, об…ём, раз…яснил,

в…езд, мыт..ё, варен...е, в…зял, мал…чик, в…юга, с…прыгнул.

VIII. Обобщение изученного.

Призадумались тут знаки

И друг другу говорят:

Каждый в слове пригодится

И в нужном месте должен появиться.

Важен – ты и важен – я.

Мы с тобой навек – друзья!

Ну а вы, ученики

Правила не забывайте,

Разделительные знаки

Правильно употребляйте.

Запомните! Проще простого!

Пишите меня в корне слова.

Пишите без опаски,

Но только лишь после согласной.

И перед гласными, друзья:

Е, Ё, а также И, Ю, Я

С приставкой на согласную

Дружу я с давних пор,

После меня лишь гласные

Стоят как на подбор.

Вот эти гласные, друзья: Е, Ё, Ю, Я.

IX. Рефлексия урока.

- Проанализируйте свою работу на уроке, воспользовавшись фразами:

Сегодня на уроке я:

научился...

было интересно...

было трудно...

больше всего понравились задания...

мне показалось важным...

я понял, что...

X. Оценивание работы на уроке.

(Самооценка).

- Если вы очень хорошо поработали – поднимите красную карточку

- Если поработали хорошо, но могли бы лучше – поднимите зелёную

карточку

- Если вы испытывали затруднения – поднимите синюю карточку.

XI. Итог урока.

- Вспомните девиз сегодняшнего урока. Почему именно этот девиз

предложила нам Умная Сова?

Таблицы –памятки

XII. Домашнее задание.

Работа по карточкам. (разно уровневая работа)

Ъ

Ь



В раздел образования