Автор: Воропаева Елена Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Свердловская СОШ
Населённый пункт: Московская область г.о.Лосино-Петровский р.п. Свердловский
Наименование материала: Урок русского языка
Тема: Разделительные твердый (Ъ) и мягкий (ь) знаки.
Раздел: начальное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Свердловская средняя общеобразовательная школа №2
городского округа Лосино-Петровский Московской области
Тема урока: «Разделительные твердый (Ъ) и мягкий (ь)
знаки».
Учитель начальных классов:
Воропаева Елена Анатольевна
2021 год
План конспект урока по русскому языку 4 - Г класс
Тема: Разделительные твердый (Ъ) и мягкий (ь) знаки.
Цель: повторить правила написания разделительного твердого знака и
разделительного мягкого знака.
Планируемые результаты: учащиеся научатся писать слова с
разделительным твердым знаком и разделительным мягким знаком; составят
алгоритм проверки написания разделительного твердого знака и
разделительного мягкого знака.
Оборудование: карточки с заданиями, таблицы со словами, схемы-правила,
учебник Русский язык для 4 класса, карточки для самооценки.
Ход урока
I.Организационный момент.
Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Урок русского языка.
- Посмотрите на парту, все ли на месте, в порядке? Улыбнитесь друг
другу. Откройте тетради, запишите дату.
II. Минутка чистописания.
1.
Прочитайте слова на доске: печка, отъезд, вьюга, теплица, семья,
поезд. Назовите букву, которая не обозначает звука.
2.
Ъ, Ь – пропишите строчку ъ и ь знаков, чередуя их. Обратите внимание
на высоту, ширину и наклон букв.
Спишите слова с твёрдым и мягким знаком.
Ребята, вы уже догадались о теме нашего урока?
- Тема нашего урока: «Разделительные твердый (Ъ) и мягкий (Ь) знаки».
ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Что общего в этих словах?
III. Актуализация знаний.
Жители страны Грамматика очень сильно поспорили. Хотите услышать о
чём их спор? Вот послушайте:
Не чересчур ли ты добряк? –
Так знаку мягкому промолвил твёрдый знак.
- Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
- Кто б говорил, но ты б уж помолчал! –
Знак Ь твёрдому на это отвечал.
- Ты твёрд и груб, как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву ять, тебя из азбуки изъять!..
- Друзья! Никчёмные слова - ваш разговор –
Незнайка им сказал, услышав этот спор,
- Вы оба хороши, достойны чести,
Когда стоите в нужном месте.
- Ай, ай, ай! Это не дело когда друзья ругаются! Что же делать? Может быть
мы вместе постараемся помирить друзей? Ребята вы готовы? Для этого
необходимо вспомнить всё, что их объединяет и связывает, и чем они
отличаются друг от друга.
- Девизом урока нам послужат следующие слова: “Друзья, ученье нас
объединяет!”. Как вы понимаете смысл этого девиза?
Что вы знаете о написании ъ и ь знаков?
IV. Самоопределение к деятельности.
Прочитаем правило из учебника. Все ли правила вы вспомнили?
- На уроке будем учиться писать слова с разделительным твердым знаком и
разделительным мягким знаком.
V. Работа по теме урока.
- А теперь “расшифруем” (презентация)схему-правило для разделительного Ь
и Ъ знака.
Умная сова приготовила для вас задания, в которых нужно применить
полученное правило.
1) “Найди пропажу”.
- Работа по вариантам.
стуля
подёмник
сёмка
сёжился
лиси
вюнок
обездил
ателе
- Перед какими же буквами пишется разделительный мягкий знак?
Разделительный твердый знак?
2) Работа с учебником.
- Упр. 107 стр. 65 (письменно). Найти в предложениях слова с
разделительным твердым знаком и с разделительным мягким знаком и
запишите их в тетрадь.
- Перед какими буквами пишется разделительный твердый знак?
- упр.108.стр.65
Записать в тетрадь три словосочетания.
Забавная обезьянка, железнодорожный разъезд, птичьи следы, въехал в гору,
подъёмный кран, серьёзный разговор, съедобный гриб, необъятные
просторы, взъерошенный воробей, объявление об экскурсии, съёмка фильма,
вкусное варенье, дружная семья, съёжился от холода.
VI. Физкультминутка.
- Отдохнём и подумаем.
(Я называю слова. Дети хлопают, если слово с разделительным твёрдым
знаком).
Вьюн, объявление, свинья, разъярённый, ненастье, объезд, семья,
соловьи, съёмка, предъявить, ручьи, подъем, воробьи, объясение.
VII. Продолжение работы по теме урока.
Презентация.
Работа в парах
Карточка
Образуй от данных слов однокоренные слова, заменив в них приставки
указанными в скобках.
Поехал (под-), приезд (под-), заявил (об-), выяснил (об-), соединил (раз-),
приём (под-), приехал (от-).
Запиши образованные однокоренные слова. Подчеркни ъ. выдели приставки.
Самопроверка. Запишите слова: первый ряд – с разделительным Ъ,
второй ряд – с разделительным Ь, третий ряд – слова , в которых не
пишется ни Ъ, ни Ь.
Об…явление, от…езд, гост…я, в…ход, угощен…е, об…ём, раз…яснил,
в…езд, мыт..ё, варен...е, в…зял, мал…чик, в…юга, с…прыгнул.
VIII. Обобщение изученного.
Призадумались тут знаки
И друг другу говорят:
Каждый в слове пригодится
И в нужном месте должен появиться.
Важен – ты и важен – я.
Мы с тобой навек – друзья!
Ну а вы, ученики
Правила не забывайте,
Разделительные знаки
Правильно употребляйте.
Запомните! Проще простого!
Пишите меня в корне слова.
Пишите без опаски,
Но только лишь после согласной.
И перед гласными, друзья:
Е, Ё, а также И, Ю, Я
С приставкой на согласную
Дружу я с давних пор,
После меня лишь гласные
Стоят как на подбор.
Вот эти гласные, друзья: Е, Ё, Ю, Я.
IX. Рефлексия урока.
- Проанализируйте свою работу на уроке, воспользовавшись фразами:
Сегодня на уроке я:
научился...
было интересно...
было трудно...
больше всего понравились задания...
мне показалось важным...
я понял, что...
X. Оценивание работы на уроке.
(Самооценка).
- Если вы очень хорошо поработали – поднимите красную карточку
- Если поработали хорошо, но могли бы лучше – поднимите зелёную
карточку
- Если вы испытывали затруднения – поднимите синюю карточку.
XI. Итог урока.
- Вспомните девиз сегодняшнего урока. Почему именно этот девиз
предложила нам Умная Сова?
Таблицы –памятки
XII. Домашнее задание.
Работа по карточкам. (разно уровневая работа)
Ъ
Ь