Автор: Бусарова Галина Федоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 28
Населённый пункт: Пятигорск
Наименование материала: технологическая карта урока русского языка в 3 классе
Тема: "Еще немного из истории слов"
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 3 классе на тему
«Еще немного из истории слов»
Тип урока:
Урок ознакомления с новым материалом.
Авторы УМК:
УМК «Гармония» (М.С. Соловейчик «Русский язык»)
Цели урока:
решение орфографических задач;
пополнение знаний учащихся о возникновении слов, знакомство с наукой этимологией;
умение определять значения незнакомых слов;
устанавливать значения с помощью контекста и толкового словаря;
правильно употреблять слова с однозначными и многозначными значениями;
расширять культурный кругозор учащихся и словарный запас.
Оборудование:
Компьютер, проектор, интерактивная доска
Образовательные ресурсы:
Презентация к уроку
Учебник русского языка
Толковый словарь
Планируемые
результаты
Предметные умения
УУД
Сформировать умение внимательно относиться к слову как к
средству общения и выражения отношения к окружающему.
Обогащение словарного запаса учащихся.
Учащиеся должны знать:
- правила пользования словарями
- правила написания предложений
- историю слова «столица»
- правила написания синквейна
Учащиеся должны уметь:
- составлять и записывать предложения
- составлять синквейн
- пользоваться словарями
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме
Личностные результаты
Личностные УУД:
- проявление устойчивого познавательного интереса к русскому языку
- проявление позитивного отношения к правильной устной и
письменной речи
- проявление национальной гордости (гражданской позиции) на основе
представлений о многообразии русского языка при изучении понятий
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определение цели учебной деятельности самостоятельно или
совместно с одноклассниками и учителем
- составление плана (алгоритма) решения учебной задачи
самостоятельно или совместно с одноклассниками
- осуществление контроля и коррекции способа и результата решения
учебной задачи по ранее составленному плану ( алгоритму)
- оценивание успешности решения учебной задачи по критериям
определенным совместно с одноклассниками и учителем
Познавательные УУД:
Общеучебные УУД:
- использование знаково - символических средств
- поиск и выделение необходимой информации в учебнике, в словаре
при работе с текстом
- умение структурировать знания
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в
устной форме
Логические УУД:
- анализ, синтез, сравнение, классификация
- выстраивание логической цепи рассуждений
Коммуникативные УУД:
- построение учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем
и одноклассниками (принятие различных точек зрения, умение
формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к
общему решению, задавать вопросы, контролировать собственные
действия и действия партнера)
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Мотивация к
учебной
деятельности.
Цель: включение в
учебную деятельность
на личностно –
значимом уровне
Приветствие учащихся.
-Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс
И для меня уже награда,
Внимание ваших умных глаз.
- Садитесь, проверьте свою готовность к
уроку.
(Проверить посадку, готовность к уроку)
Личностные: положительное
отношение друг к другу
Метапредметные: положительное
отношение к знаниям, учебной
деятельности
2.Актуализация
знаний и пробное
учебное действие.
Цель: готовность
мышления и
осознание
потребности к
построению нового
способа действия.
- Начинаем работу. Интересные задания
помогут нам настроиться на работу и
подготовиться к изучению нового.
1)Расшифруйте запись (вверх тормашками
(Смекалка во всяком деле поможет.)
2)Найдите лишнее слово (устно)
Учащиеся записывают предложение, объясняют
известные орфограммы.
Самопроверка, у слабых учащихся –
взаимопроверка с сильными учащимися.
Познавательная: анализ объектов
с целью выделения признаков,
подведение под понятие.
Регулятивные: фиксация
затруднения, саморегуляция в
ситуации затруднения.
Коммуникативные: выражение
своих мыслей, аргументация
своего мнения, учет разных
мнений.
Лоб, рот,пень,кот
Посуда, береза,поляна,тополя
3) Работа с фразеологизмом и пословицей
(зрительный диктант)
- Прочитайте фразеологический оборот.
Ни к селу, ни к городу.
Когда так говорят?
- Прочитайте пословицу.
Москва – всем городам мать.
- Почему так говорят? Что объединяет эти
два предложения.
- Запишите по памяти эти два
предложения.
- Записывают по памяти предложения.
Самопроверка.
3.Погружение в тему
1)Знакомство с темой урока
- Прочитайте тему урока в учебнике на
с.99
2) Знакомство с разделами «Лексика и
«Этимология»
- Что вы знаете о словах?
- Какой раздел русского языка изучает
значения слов?
- Лексика – наука о словах, точнее об их
значениях. Слово - строительный
материал для нашей речи, но самое
главное нужно помнить, что у каждого
слова есть свое значение. Но есть группа
слов, у которых есть несколько значений.
- Как называются такие слова?
(многозначные)
- Приведите примеры.
- Что нужно, чтобы определить какое
именно значение у слова?
- Сколько здесь разных слов?
(норка, завод, град, коса, скат)
- Запишите 2 предложения с одним из
слов, чтобы получилось разное значение.
Учащиеся читают тему урока
Учащиеся отвечают на вопросы, слушают
учителя.
Сильные учащиеся помогают слабым
учащимся вспомнить правильный ответ и
придумать вопрос.
Приводят примеры многозначных слов
(хвост - животного, поезда,очереди, ключ)
Учащиеся определяют у каких слов есть
несколько значений.
Записывают 2 предложения с одним словом,
используя разное его значение.
Познавательные: закрепелние
полученной ранее информации.
Регулятивные: коррекция,
контроль.
Коммуникативные: умение
ориентироваться в системе
знаний, осуществлять анализ
объектов.
4.Проблемное
задание.
- А какое значение еще есть у слова град?
(город)
Учащиеся отвечают на вопросы
Познавательные: самостоятельное
создание способа решения
Цель: активация
умственной
деятельности,
развитие умения
логически мыслить.
Целеполагание урока.
- Это слово устаревшее. Где найти
значение непонятных слов? (в словаре)
- Какие бывают словари? Как
расположена в них информация?
- Сегодня на уроке мы поговорим о
главном городе нашей страны - о Москве.
- Работа по учебнику с.99 № 567
- Вспомните, как называется главная
площадь нашей страны? (показ картинки)
- Как пишется название площади? Почему
она так названа?
Учащиеся самостоятельно записывают
предложение: Столица России – Москва.
Самопроверка и взаимопроверка в парах.
проблемы поискового характера.
Коммуникативные: выражение
своих мыслей с полнотой и
точностью, аргументация своего
мнения и позиции в
коммуникации, учет разных
мнений.
Регулятивные: контроль,
коррекция, оценка.
Личностные: оценивание
усваемого содержания.
5. Динамическая
пауза (этап
физической
разрядки).
Цель: сменить вид
деятельности.
Физкультминутка : (карточки со словами)
Объясни значение слова: «косолапить»-
покажи движением
Объясни смысл фразеологизма: «водить за
нос»- покажи мимикой.
Объясни значение слова : «ковылять» —
изобрази движением.
- Изобразите вместе слово « радость»
Учащиеся выполняют упражнение.
Личностные: установка на
здоровый образ жизни и ее
реализация на уроке.
6. Получение новых
знаний
Цель: узнать историю
появления слова
1)Сегодня нам предстоит провести
исследование происхождения некоторых
слов. Этим занимается наука
«Этимология»
Вы готовы быть исследователями?
Тогда за работу.
2) Учитель предлагает выполнить
упражнение № 568,569 на с.43-44 в
рабочей тетради используя технологию
«Инсерт»
- Встретилось слово «столица». А как это
слово появилось? Прочитайте текст упр.
№ 569, отмечая значками новое,
непонятное и т.д.
- Какую цепочку из слов можно
выстроить? По каким частям речи
путешествовало слово, пока стало
«столицей»?
- А можно ли сейчас значение слова
Учащиеся выполняют упражнение, узнают
происхождение слова, отмечают в тексте
информацию (+,V, - ,?) вписывают название
текста, название частей речи.
Работа в парах. Выполняют № 569.
«Путешествие слова по разным частям речи».
Помощь друг другу.
Познавательные: анализ объектов
с целью выделения признаков.
Коммуникативные: выражение
своих мыслей с полнотой и
точностью, умение оформлять
свои мысли в письменной форме.
Регулятивные: умение
планировать свои действия в
соответствии с поставленной
задачей.
Личностные: умение работать в
парах, сопереживать другим.
«столица» объяснить словом «стол»?
Разберите слово столица по составу.
7.Самостоятельная
работа.
Цель: самопроверка
умения применять
новые знания в
типовых условиях.
1) – Что сегодня на уроке узнали новое?
2)Мы познакомились с историей слова
«столица». Не забывайте пользоваться
словарями, для пополнения своего
речевого запаса.
3)Проверьте себя, как вы усвоили знания
на уроке. Составьте синквейн к слову
«столица»
Учащиеся отвечают на вопрос.
Составляют синквейн к слову «столица»
Зачитывают полученные работы.
Познавательные: умение находить
нужную информацию.
Регулятивные: умение решать
проблемы.
Личностные: способность
самооценки своих действий.
1.
Рефлексия.
Цель: соотнесение
цели урока и его
результатов,
самооценка
работы на уроке,
осознание метода
построения нового
знания.
1)Учитель -
Родной язык
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный.
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нём есть и усмешка,
И меткость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки –
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
2) Оцените свою работу на уроке .
Нарисуйте линейку успеха.
3) Сегодня на уроке хорошо поработали и
получают оценку…….
На полях рисуюи линейку успеха и
отмечают свой уровень.
Познавательные: рефлексия
способов и условий действия;
контроль и оценка процесса и
результатов деятельности.
Личностные: самооценка,
адекватное понимание успеха или
неуспеха в УД.
Коммуникативные: уметь слушать
и понимать речь других.
Домашнее задание: упр. 570 на с.99
По желанию, дополнительно –
составить синквейн к слову «луна»