Автор: Шеломенцев Борис Николаевич
Должность: преподаватель музыкального отделения (гитара)
Учебное заведение: Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Ордынского района Новосибирской области "Ордынская детская школа искусств"
Населённый пункт: р.п. Ордынское Новосибирской области
Наименование материала: рабочая программа по учебному предмету
Тема: "Музыкальный инструмент. Гитара"
Раздел: дополнительное образование
Администрация Ордынского района Новосибирской области
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Ордынского района Новосибирской области
«Ордынская детская школа искусств»
Рассмотрена на заседании УТВЕРЖДЕНА
Педагогического совета Приказ от _____2020 г. №_______
от «09» сентября 2020 г Директор МБУДО «ОДШИ»
Протокол № 1 _________________ А.В. Аносова
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
Рабочая программа по учебному предмету
«Музыкальный инструмент. Гитара»
Возраст обучающихся: 7-17 лет.
Срок реализации программы: 5 лет
Автор-составитель программы:
преподаватель музыкального отделения
МБУДО «ОДШИ»
Шеломенцев Борис Николаевич
р. п. Ордынское 2020 г
Структура программы учебного предмета
I.
Пояснительная записка………………………………………………....2
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
- Срок реализации учебного предмета
-
Объем
учебного
времени,
предусмотренный
учебным
планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цель и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
II.
Содержание учебного предмета………………………………………..4
- Учебно-тематический план
- Годовые требования
III.
Формы и методы контроля, система оценок………………………...17
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки
IV.
Список литературы…………………………………………...........…..19
- Список используемой литература
- Литература по педагогике и психологии
1
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В системе образовательных программ дополнительная образовательная
программа
по
предмету
«Музыкальный
инструмент.
Гитара»
имеет
художественную направленность.
В данной программе «Музыкальный инструмент. Гитара» имеет место
включение в образовательный процесс направленной учебной работы:
«Краткой истории исполнительства» и прохождения инструмента гитары,
постановки игрового аппарата; введение в репертуар новых музыкальных
произведений
тематического
характера
регионального,
культурно-
национального
компонента,
предусмотрено
посещение
концертов,
фестивалей ведущих исполнителей на гитаре и других инструментах,
просмотр видео- и аудиозаписей с их выступлениями. Это составляет
новизну программы «Музыкальный инструмент. Гитара».
Актуальность реализации программы определяется, с одной стороны,
востребованностью и достаточным набором контингента, соответствием
уставных задач школы, запросов учащихся и их родителей. С другой
стороны,
решением
задач
формирования
общей
культуры
личности,
адаптации личности к жизни в обществе, созданием основы для осознанного
выбора и освоения профессиональных программ, решением духовно-
нравственных и эстетических задач, определенных в Федеральном Законе РФ
«Об
Образовании»,
Концепции
художественного
образования
в
РФ,
федеральных и региональных программах.
В соответствии с ФЗ РФ «Об Образовании» содержание программы
направлено на: создание условий для развития личности ребенка, ее
мотивации
к
познанию
и
творчеству;
обеспечение
эмоционального
благополучия, приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям,
формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте с
духовно-нравственными
и
эстетическими
идеалами,
формирование
художественно-практической компетентности, подразумевающей овладение
средствами музыкальной выразительности, воспитание у подрастающего
поколения интереса к культуре и искусству.
Педагогическая
целесообразность
образовательной
программы
«Музыкальный инструмент. Гитара» имеет развивающий характер обучения,
воспитания и реализации личности в творческой деятельности.
Цель программы заключается в общем развитии учащихся;
ознакомлении и получении навыков исполнения на народных инструментах
произведений различных стилей, жанров и форм музыкального искусства.
Программа направлена на решение следующих задач:
1.
Обучение игре на гитаре, развитие технических и художественных
навыков учащихся, подчиняя работу над техникой правдивому
раскрытию художественного замысла изучаемого музыкального
произведения; внимательного и точного проигрывания учащимися
2
авторского текста, вслушивания в свое исполнение, повышения
требовательности к качеству звукоизвлечения, анализирования
технических трудностей;
2.
Приобщить к шедеврам отечественной и зарубежной
художественной культуры, лучшим образцам народного творчества,
классического и современного искусства, реализовать нравственный
потенциал искусства как средство формирования эстетических
ценностей и идеалов личности и общества;
3.
Выявить и поддержать одаренных детей, обеспечив условия для их
образования и творческого развития. Расширить кругозор учащихся.
В реализации программы «Музыкальный инструмент. Гитара»
участвуют учащиеся 7-17 лет.
Данная программа рассчитана на 5 лет обучения и предполагает занятия
по 2 часа в неделю на протяжении всего периода обучения.
Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование
индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий.
Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют
преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами
дифференцированного и индивидуального подходов. Учитывая
неблагоприятные погодные условия, что особенно касается тех детей,
которые живут далеко от места учёбы, учитывая также и
эпидемиологическую обстановку, возможно проведение занятий удалённо.
Для этого можно проводить урок в режиме видеоконференции. Но, к
сожалению, качество связи у нас в районе оставляет желать лучшего,
трансляция подтормаживает или вообще останавливается, картинка
видеоизображения «виснет». Да ещё, к тому же, не все ученики и их
родители обладают необходимыми гаджетами для устойчивого видео-
контакта с педагогом. Для выхода из ситуации возможно записывать на
видео игру ребёнка и присылать преподавателю. Преподаватель
просматривает ролики и в ответном сообщении даёт подробные советы,
делает замечания. Необходимо отметить, что для такой формы общения
вовсе не обязательно придерживаться установленного расписания, как при
«очном» контакте. Ребёнок записывает и присылает отснятый материал,
когда ему удобно. И частота общений с педагогом может осуществляться не
два раза в неделю, а чаще, как только у ребёнка возникнут вопросы. Таким
образом, ученик будет ощущать постоянную поддержку педагога, его «руку
помощи».
Основной формой учебной и воспитательной работы является
индивидуальный урок в классе на инструменте, где в процессе регулярной
работы учащемуся прививается любовь к музыке, воспитывается
музыкальный вкус, происходит приобщение к музыкальной культуре,
формирование художественной индивидуальности учащегося.
Используются различные методы работы, стимулирующие интерес,
внимание и активность учащегося: - объяснительно-иллюстративный
3
(сочетание показа на инструменте со словесным объяснением);
репродуктивный метод, проблемно-поисковый, метод творчества и
сотворчества, интегрированное обучение, личностно-ориентированный,
гуманистический подходы.
Основным средством обучения и воспитания учащегося является
учебный и концертный репертуар, который основан на лучших образцах
народной музыки, произведениях русских и зарубежных классиков,
произведениях современных прогрессивных отечественных и зарубежных
композиторов, произведениях, составляющих культурно- национальную
ценность.
При обучении используются педагогические технологии: педагогика
успеха, педагогика сотворчества и сотрудничества.
II. Содержание учебного предмета
1 класс
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Учебный элемент
часы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Постановка исполнительского аппарата
История исполнительства
Музыкальная грамота
Учебно-техническая работа
Художественно- музыкальная работа
Художественное воспитание
Концертная деятельность
15
5
5
20
15
10
-
Постановка исполнительского аппарата. Выявление особенностей игрового
аппарата учащегося и его соответствие инструменту. Правила посадки за
инструментом: высота стула, расположение на стуле, постановка корпуса,
головы, предплечья, плеча, рук, локтей, кистей, ладоней, пальцев, фаланг.
Мышечная свобода. Расположение инструмента. Нумерация пальцев. Работа
над организацией игровых движений, целостным видением грифа,
пониманием основных закономерностей его строения.
История исполнительства. Возникновение струнных щипковых
инструментов (XIII в. до н.э.). Семейство лютневых (саз, ситар, нефер, дутар,
кефара).
Основные понятия: пьеса, полька, этюд, танец, крупная форма, полифония.
Музыкальная грамота. Скрипичный ключ. Название нот, расположение их на
нотоносце. Устройство шестиструнной гитары, диапазон гитары.
Расположение нот на струнах и ладах грифа, изучение их записи, строй
гитары.
Такт и тактовая черта. Ритм, размер 2/4, 3/4, 4/4. Мелодия.
Аккомпанемент. Тон и полутон. Гамма, хроматизм. Тоника. Тоническое
трезвучие. Опевание. Тяготение. Разрешение неустойчивых ступеней в
4
устойчивые. Лад, мажор, минор. Мотив, фраза, предложение, период. Лига.
Реприза. Затакт. Кульминация.
Музыкальные термины: p, pp, mezzo, mp, mf, f, ff, sforzando, crescendo,
diminuendo, legato, non legato, staccato, ritenuto, riterdando, meno.
Учебно-техническая работа.
Различительные функции правой и левой руки. Применение позиционной
аппликатуры, первая позиция. Освоение метроритмического и ритмического
соотношения звуков. Работа над кистью в правой руке. Освоение основных
способов извлечения звуков.
Первоначальные действия большого пальца правой руки. Двойные ноты.
Правила смены позиций. Работа над первоначальными действиями левой
руки, используя 1, 2, 3 и 4 пальцы с применением различных аппликатурных
формул правой руки.
Художественно-музыкальная работа.
Работа над выразительностью произведений (соотношения мелодии и
аккомпанемента; мотив, фраза). Темп, как средство выразительности и
образности. Работа над осмыслением содержания музыкального текста и
характера музыки. Понятие художественного образа, музыкального образа,
музыкальных средств выразительности (информация об авторе и
произведении). Эстетические и этические категории в музыкальном
произведении: добро и зло, прекрасное и безобразное и др.
Художественное воспитание.
Беседы о музыкальном искусстве, исполнителях на народных инструментах.
Просмотр видеозаписей и аудиозаписей ведущих исполнителей гитаристов:
Н. Кошкина, А. Селютиной, А. Вещицкого, В. Козлова и др.; посещение
концертов, фестивалей, конкурсов.
В конце первого года обучения учащийся должен знать:
Основные правила постановки и посадки с инструментом, историю
возникновения струнных щипковых инструментов (XIII в. до н.э.), основные
понятия и термины, отличительные особенности песни, марша, танца,
сведения об исполняемых произведениях и их авторах.
Учащийся должен уметь: точно воспроизводить нотный текст (звуковысотно,
метроритмично, динамически и артикуляционно-правильно, с хорошим
звукоизвлечением); самостоятельно контролировать свободу мышц и
постановку рук; предвидеть и предслышать исполняемую мелодию; играть
программу без остановок; эмоционально переживать исполняемый материал.
У учащегося должны быть сформированы:
- навык организации выступления;
- правильная посадка и постановка инструмента;
- свобода игрового аппарата.
В течение учебного года учащийся должен исполнять «с листа» все
перечисленные в репертуарном списке лёгкие произведения из 4-8 тактов
(детские песни, русские и украинские народные песни, произведения
отечественных композиторов, этюды). Наизусть: Гаммы До мажор и ля
5
минор натуральный в две октавы с аппликатурой Ф. Карулли; Каденции До
мажор и ля минор облегченные; р.н.п. «Картошка», «Во саду ли, в огороде»,
В. Калинин «Этюд»; выбранные по силам и возможностям произведения в
качестве концертно-экзаменационного репертуара. Хроматическую гамму на
каждой струне в первой позиции. На академический концерт в конце года
выносятся два разнохарактерных произведения, исполняемые наизусть.
Примерный репертуарный список художественной и технической
литературы, рекомендованной для учащихся 1 класса:
Этюды: Калинин В. Этюд ля минор, Маленький этюд; Рак Ш. Этюд.
Русские народные песни: «Василек»; «У кота»; «Листопад»; «Картошка»;
«Теремок»;
«Дождик»;
«Загадка»;
«Травушка»;
«Андрей-воробей»;
«Частушка»; «Во саду ли, в огороде»; «Лепешки»; «Пароходик-пароход»;
«Сорока»; «Ладушки»; «Во поле береза стояла»; «Патока с имбирем»; «Ах,
по морю»; «Я гуляю»; «Прилетели к нам грачи»; «Блины»; «Серенький
козлик»; «Я на горку шла»; «Соловьем залетным»; «Всю-то мы ночь»; «Как
пошли наши подружки»; «Не летай, соловей»; «Скок-скок»; «Уж мы сеяли,
сеяли ленок»; «Да во городе»; «Эй, кузнец, молодец»; «Маки»; «За
речушкой»
Украинские народные песни:
«Щедрик»; «По дорозi
жук»; Украинская
народная песня; «Веснянка»; «Голубь-голубок»; «Дударик»; «Ой, джигуне-
джигуне»; «I
шумить,
i
гуде»; «Ой, ти, дiвчино зарученая»; «Нiчь яка
мiсячна»; «Ой, нумо»; «Ой, знати, знати»; «Девка в сенях стояла»;
«Засвистали козаченьки»; «В кiнцi греблi шумлять верби»
Произведения
отечественных
композиторов:
Калинин
В.
«Простая
песенка»; Беркович И. «Осенняя песенка»; Логинов А. «Осенняя песенка»,
«Качели»; Агафонов О. «Пьеса на три ноты»; Гуркин В. «Грустная песенка»;
Блага В. «Чудак»; Захарьина Т. «Колыбельная»; Токарев В. «Песня»;
Калинин В. «Мяч»; Березняк А. «Ручеек»; Тиличеева Е. «Восьмое марта»,
«Праздничная елочка»; Быканова
Е. «Воробей купается»; Калинин В.
«Полька», «Заинька», «Часы», «Вальс»;
Рубец М. «Вот лягушка по
дорожке»; Соловьев Ю. «Марш»; Николаев С. «Маленькая девочка»,
«Игорек», «Мы играем хорошо», «Я люблю маму», «Красная ленточка»,
«Варенька-Варюшенька», «Едет, едет наш паром», «Расскажи, как дела»;
Александров А. «Стрижка»; Магдалевич М. «Колокольчики»
Произведения зарубежных композиторов: Шнейдер С. Немецкая детская
песенка; Шитте Л. «Любопытная курочка»; Шальбаум Г. «Садовод».
2 класс
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН
№
Учебный элемент
часы
1.
2.
3.
4.
История исполнительства
Музыкальная грамота
Учебно-техническая работа
Художественно- музыкальная работа
15
10
20
20
6
5.
6.
Чтение с листа
Концертная деятельность
5
-
История исполнительства.
История возникновения гитары. Мавританская и латинская гитары.
Распространение латинской гитары в европейских странах: Франции,
Англии, Германии.
Музыкальная грамота.
Лад. Пунктирный ритм. Минор (три вида минора). Параллельные
тональности. Дубль диез, дубль бемоль. Интервал. Определение ключевых
знаков в мажорных и минорных тональностях. Переменный лад. Тоническое
трезвучие и его обращения. Субдоминанта, доминанта.
Жанры: инструментальный, вокальный, синтетический, камерный,
концертный, бытовой.Серьезная и легкая музыка.
Музыкальные термины: andante, andantino, moderato, allegro, allegretto, subito,
poco a poco, largo, lento, grave, commodo, presto, molto.
Учебно-техническая работа.
Повторение и закрепление материала первого года обучения; расположение
пальцев на струне в одной позиции и их рациональные движения. Переходы
пальцев правой руки со струны на струну (и через струну) в различных
штриховых движениях.
Простейшие навыки настройки инструмента.
Двойные ноты и аккорды. Развитие основных штриховых навыков.
Звукоизвлечение различными приемами.
Работа над звукоизвлечением пальцами p, i, m, a на различных струнах.
Начальное исполнение баррэ. Работа над полной координацией движения
пальцев обеих рук. Аккорды и арпеджио из четырех звуков. Применение
основных штрихов (legato, non legato, staccato). Правила смены позиций.
Художественно-музыкальная работа.
Работа над глубоким проникновением в содержание произведения,
правдивым его воссозданием, эмоциональностью исполнения. Работа над
выделением главного голоса-мелодии в соотношении с подголосками.
Выявление самых существенных черт художественного образа, его
раскрытие рельефно, выпукло, заостренно. Обязательное ознакомление
учащегося с произведением в целом.
Чтение с листа.
Освоение методики чтения нот с листа: зрительный анализ нотного текста в
объеме периода; определение тональности, размере, основных
длительностей, темпа, направление движения мелодии, динамики. Чтение с
листа в медленном темпе со счетом вслух. Анализ собственного
проигрывания, определение трудностей, ошибок. Чтение с листа попевок,
пьес в размере 2/4, 3/4, 4/4 в тональности До мажор в одной позиции в
пределах октавы целыми, половинными, четвертными и восьмыми
длительностями.
7
В конце второго года обучения учащийся должен знать:
История возникновения гитары. Основы краткого анализа-выявления стиля,
жанра, лада, формы, фактуры, ритма, артикуляции.
Учащийся должен уметь: применять позиционную аппликатуру;
использовать в работе упражнения для развития мелкой техники,
подвижности игрового аппарата; уметь мыслить фразами, крупными
звуковыми комплексами.
У учащегося должны быть сформированы: навыки комплексного
восприятия звуков; единого понимания темпа, ощущения единой
метроритмической пульсации. В течение учебного года учащийся должен
исполнять: 8-10 различных музыкальных произведений: 3-4 этюда; 2
произведения с элементами полифонии; 4-5 пьес различного характера;
несложные произведения для чтения нот с листа.
На техническом зачёте в конце первой четверти ученик должен исполнить
один-два этюда на любой вид техники, гамму До мажор с аппликатурой Ф.
Карулли или А. Сеговии; гамму ля минор мелодический с аппликатурой Ф.
Карулли. Каденции к указанным гаммам. Хроматическую гамму в первой
позиции.
На академический концерт в конце учебного года выносятся два
разнохарактерных произведения.
Примерный репертуарный список художественных произведений,
рекомендованных для учащихся 2 класса:
Этюды: Карулли Ф.Этюд; Каркасси М. Этюд; Калинин В. Этюд; Рак Ш.
Этюд; Диабелли А. Этюд;Джулиани М. Этюд; Сор Ф. Этюд.
Русские: «Ах вы сени, мои сени»; «Ах, на что ж было по горам ходить»; «Ах,
реченьки»; «Ах ты, матушка»; «Во поле береза стояла»; «Во саду ли, в
огороде»; «Вьюн на воде»; «Как по морю»; «Как у наших у ворот»;
Украинские: «Баламути»; «Бандура»; «Дивка в сенях стояла»; «Дивлюсь я на
небо»; «И шумит, и гуде»
Произведения отечественных композиторов: Марышев С. «Походка
хомячка»; Линнеман И. «Брошенный замок»; Калинин В. «Прелюдия»,
«Частушка»; Марышев С. «Когда часы бьют полдень»; Рак Ш. «Романс»;
Поврозняк И. «Андантино»; Мокроусов Б. «Одинокая гармонь»; Калинин В.
«Вальс», «Полька»; Марышев С. «Молитва»; Яшнев В. «Ой ты, девица
обрученная»; Иванов-Крамской А. «Утушка луговая».
Произведения зарубежных композиторов: Фортеа Д. «Вальс»; Готц Д.
«Полька»; Кюфнер «Андантино»; Каркасси М. «Прелюдия соль мажор»; Сор
Ф. «Анданте»; Джулиани М. «Аллегретто ля минор»; Диабелли А. «Менуэт
соль мажор»; Карулли Ф. «Вальс до мажор», Контрданс, Танец; Рейфлинген
Ш. «Прелюдия».
8
3 класс
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН
№
Учебный элемент
часы
1.
2.
3.
4.
5.
8.
9.
10.
11.
История исполнительства
Музыкальная грамота
Учебно – техническая работа
Художественно- музыкальная работа
Чтение с листа
Аккомпанемент
Подбор по слуху
Ансамбль
Концертная деятельность
5
10
10
15
5
10
5
10
-
История исполнительства. Существование четырех - и пятиструнных гитар.
Итальянские и французские музыканты XVI-XVII вв. Фуэнльяна,
Вальдеррабано, Амат и Санс, Фоскарини, Корбетта и Ронкалли, де Визе,
Кампион и др.
Музыкальная грамота. Мелизмы: форшлаг, мордент, группетто. Натуральные
флажолеты. Смешанное легато. Глиссандо и портаменто. Ломанные аккорды
аккорды (или арпеджио). Свойства звукоизвлечения: высота, громкость,
тембр.
Музыкальные термины: adagio, sostenuto, con moto, giocoso, tempo di Valse,
contabile, rall, a tempo, simile, sempre, dolce, D.C. al Fine, marcato, non troppo,
Coda, S(сэньо), assai, accelerando .
Художественно – музыкальная работа.
Работа над пониманием хода мысли автора и передачей ее логики,
взаимопроникновением интуиции и сознания; средствами выразительности:
особенностями мелодии, полифонии, формы, фактуры, формированием
представлений о ладовом и гармоническом своеобразии произведения,
изучением его национальной принадлежности. Работа над достижением
нужного характера звука, фразировки, над преодолением фактурных
трудностей. Воспитание умения слушать свое выступление, запоминать,
анализировать, контролировать, определять причину делать выводы,
планировать дальнейшую работу; умения вычленять наиболее сложные
построения и работать над ними отдельно. Работа над отдельными
построениями, различными элементами ткани и голосами на протяжении
больших разделов и всего произведения в целом.
Чтение с листа.
Освоение первичных ориентировочных действий: зрительного восприятия
текста, мысленного анализа с целью определения основных структурных
компонентов сочинения, его смысловой логики с учетом фактуры гитары.
Работа над комплексным восприятием звуков, выработкой умения мыслить
фразами, крупными звуковыми комплексами. Краткий анализ – выявление
стиля, жанра, лада, формы, фактуры, ритма, артикуляции.
9
Чтение с листа нотного текста в объеме одного периода в размере 2/4,3/4, 4/4,
в тональностях до двух знаков в ключе, в пределах двух октав половинными,
четвертными и восьмыми длительностями.
Подбор по слуху.
Подбор по слуху одноголосной мелодии в тональности До мажор в объеме
периода. Определение по слуху движения мелодии (вверх, вниз,
«кругообразный» рисунок вариаций в пределах квинты). Пение по слуху
репетиций, поступенных движений звуков, простейших звуковых сочетаний,
песенок, подбор по слуху на инструменте в тональности До мажор в размере
2/4, 3/4, 4/4 в умеренном и медленном темпе.
Ансамбль.
Работа над ансамблевой техникой. Выработка единого понимания темпа,
ощущения единой метроритмической пульсации; навыков умения слышать,
чувствовать партнера, предугадывать его намерения. Игра в ансамбле с
педагогом, периодически меняясь партиями.
Аккомпанемент.
Аккомпанемент по слуху попевкам, песенкам, пьесам в объеме двух
периодов в тональностях ля, ми, ре минор с применением основных
гармонических функций Т-S-Д в медленном и умеренном темпе.
Аккомпанемент педагогу, используя буквенно-цифровое обозначение
аккордов.
В конце первой четверти на техническом зачёте ученик должен исполнить
один – два этюда на любой вид техники; Гаммы: Соль мажор в аппликатуре
А. Сеговии или Ф. Карулли; ми минор мелодический в аппликатуре Ф.
Карулли; каденции Соль мажор и ми минор способом расгеадо, арпеджио,
полька. Хроматическую гамму на каждой струне до XII лада с возвращением
в первую позицию, пользуясь четырьмя аппликатурными формулами: i-m, m-
i, a-m, m-a.
В конце третьего года обучения учащийся должен знать:
Историю гитары XVI- XVII веков; музыкальные термины и музыкальную
грамоту в соответствии с программными требованиями третьего класса;
иметь представления о ладовом и гармоническом своеобразии произведения,
особенностях его национальной принадлежности;
Учащийся должен уметь:
Добиваться нужного характера звука, фразировки, преодолевать фактурные
трудности; уметь слушать свое выступление, запоминать, контролировать,
анализировать, делать выводы, планировать дальнейшую работу. Читать с
листа нотный текст в объеме одного периода в размере 2/4, 3/4, 4/4, в
тональностях до двух знаков в ключе, в пределах двух октав половинными,
четвертными и восьмыми длительностями. Аккомпанировать по слуху
песенкам в объеме двух периодов в ля, ми, миноре, в До и Соль мажоре в
умеренном темпе; обладать выдержкой в темповом и четком ритмическом
плане.
10
У учащегося должны быть сформированы: навыки понимания хода
мысли автора и передачи ее логики, взаимопроникновения интуиции и
сознания; навыки владения средствами выразительности: особенностями
мелодии, полифонии, формы, фактуры, навыки мысленной игры
произведения – озвучивание текста «внутренним слухом», хорошая
«зрительная беглость»; музыкальные гибкость и четкость.
В течение учебного года учащийся должен исполнять: 8-10 различных
музыкальных произведений: 2 этюда; 1 произведения с элементами
полифонии; 4-6 пьес различного характера;1-2 ансамбля; гаммы в
соответствии с учебно-техническими требованиями третьего класса для
каждой группы.
На академическом концерте в конце года учащийся должен исполнить 2-
3 разно-характерных произведения наизусть.
Примерный репертуарный список художественной и технической
литературы, рекомендованной для учащихся 3 класса:
Этюды: Агуадо Д. Этюды ми минор, ре мажор; Джулиани М.
Этюды ля
минор, ми минор; Диабелли А. Этюд, Зубченко О. Этюд- упражнение.
Каркасси М. Этюды до мажор, ля мажор,
ми минор; Карулли Ф. Этюды ля
мажор, ля минор; Кост Н. Этюд ля
минор; Сор Ф. Этюды ми минор, ре
мажор, ре минор, соль мажор.
Произведения народной музыки:
Русские: «Ах ты, ноченька»; «Вдоль да по речке»; «Не белы снеги»; «Не
будите меня, молоду»; «Не корите меня, не браните»; «При долинушке
стояла»; «Ты пойди, моя коровушка, домой»;
Украинские: «Ехал казак за Дунай», обработка Вильгельми В.;
Белорусские: «Перепелочка», обработка Смаш К.
Произведения отечественных композиторов: Мясков Н. «Грустная
песенка»; Бирнов Л. «Былина»; Глинка М. «Полька»; Гречанинов А.
«Мазурка»; Ларичев Е. «Вальс»; Фиготин Б. «Воспоминание»; Рак Ш.
«Ноктюрн»; Калинин В. «Колыбельная»; Поврозняк И. «Весенний вальс»;
Пономаренко Г. «Не жалею, не зову, не плачу». Иванов-Крамской А.
Прелюдия, «Под окном черемуха колышется». Р.н.п. (Обр.); Зубченко О.
(Обр.) Мазурка. п.н.т.; Вещицкий П. (Перел.) «Кукушка». ш.н.п.; Кочетов С.
(обр.) р.н.п. «Как ходил, гулял Ванюша»
Произведения зарубежных композиторов: Джулиани М. Андантино ми
минор, Пьеса, Аллегро. Каркасси М. Аллегретто. Карулли Ф. Аллегретто,
Рондо, Танец, Анданте ля минор. Кост Н. «Меланхолия»; Лози Я.А.
Каприччио; Пресли Э. «Люби меня нежно»; Рейфлинген Ш. Прелюдия ми
минор; Сор Ф. Анданте ля минор; Фортеа Д. Вальс.
Музыка неизвестных авторов: Танец,«Малагуэнья», «Танец амазонок»,
«Танец сборщиков кофе», Колыбельная;
Польский народный танец «Мазурка»
АНСАМБЛИ.
Обр. О. Зубченко. Мазурка. п.н.т.
11
Обр. А. Иванова- Крамского. «Ты пойди, моя коровушка домой». Р.н.п.
4 класс
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН:
№
Учебный элемент
часы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
История исполнительства
Музыкальная грамота
Учебно – техническая работа
Художественно- музыкальная работа
Чтение с листа
Подбор по слуху
Ансамбль
Аккомпанемент
Концертная деятельность
5
10
10
15
5
5
10
10
-
История исполнительства.
Возвышение гитары в XIX в., выдающиеся композиторы, исполнители и
теоретики в области гитарного искусства классической эпохи: Карулли,
Каркасси, Леньяни, Джульяни, Сор и Агуадо. Франциско Таррега,
расширивший технические и художественные возможности гитары.
Народные инструменты в России IXX-XX века. Оркестр Е.Г. Блинова, А.
Цыганкова и др.
Музыкальная грамота.
Синкопа. Триоль. Пиццикато. Вибрато. Размер: переменный, смешанный,
сложный.
Музыкальные термины: vivo, espressivo, grazioso, scherzando, brilliante,
pastorale, animando, stretto, strigento, piu mosso, marcato.
Художественно-музыкальная работа.
Работа над улучшением качества исполнения, определением нужного для
работы темпа, в котором учащийся отчетливо слышит все детали своей игры
и преодолением имеющихся недостатков. Выработка умения собирать
отдельные куски в единое целое и овладение этим целым в степени
возможности свободного осуществления своих намерений. Работа над
организацией выступления, формированием выдержки путем
систематического проигрывания произведения в темпе от начала до конца.
Анализ фактуры (гомофонный или полифонический). Выявление
«формул» и стереотипов (гаммы и гамообразные пассажи, арпеджио,
хроматические фигурации) и быстрое их распознавание. Краткий анализ
текста через проблемно-поисковые задачи: распознавание знаков текста,
расшифровка интонационно-смысловых единиц. Освоение навыков
мысленной игры произведения-озвучивание текста «внутренним слухом».
Работа над развитием хорошей «зрительной беглости», способности к
предугадыванию (навыка «забегания глазами вперед») ближайших «ходов» в
развитии музыкального текста.
12
Работа над выработкой умения оценивать конечный результат, установления
причин сбоя в игре, постоянным слуховым контролем.
Чтение с листа.
Чтение с листа произведений, соответствующих программным требованиям
по специальности первого класса.
Подбор по слуху. Подбор по слуху одноголосной мелодии в тональности Ре
мажор и си минор в объеме периода в размере 2/4, 3/4, 4/4 в умеренном или
медленном темпе. Игра Т-S- Д в арпеджированном и аккордовом изложении
любой мажорной тональности до двух знаков. Определение на слух шестой
ступени гармонического мажора во всех мажорных тональностях.
Ансамбль.
Работа над ансамблевой техникой. Выработка единого понимания темпа,
ощущения единой метроритмической пульсации; навыков умения слышать,
чувствовать партнера, предугадывать его намерения. Игра в ансамбле с
педагогом или другим учеником, периодически меняясь партиями.
Аккомпанемент.
Аккомпанемент по слуху попевкам, песенкам, пьесам в объеме двух
периодов в тональностях ля, ми, си минор с применением основных
гармонических функций Т-S-Д в медленном и умеренном темпе.
Аккомпанемент педагогу по нотам с использованием буквенно-цифрового
обозначения аккордов в тональностях До, Соль и Ре мажор; ля, ми и си
минор.
В конце первой четверти на техническом зачёте ученик должен исполнить
один-два этюда на любой вид техники. Гаммы: Ре мажор и си минор
мелодический в аппликатуре А.Сеговии или Ф. Карулли в две октавы;
Каденции С. Николаева в указанных гаммах на расгеадо и арпеджио, в стиле
вальс, полька. Хроматическая гамма в три октавы, пользуясь четырьмя
аппликатурными формулами: i-m, m-i, a-m, m-a.
В конце четвертого года обучения учащийся должен знать:
Возвышение гитары в XIX в., выдающиеся композиторы, исполнители и
теоретики в области гитарного искусства классической эпохи; Народные
инструменты в России XIX-XX века. Оркестр Е.Г. Блинова, А. Цыганкова и
др.; музыкальные термины и музыкальную грамоту в соответствии с
программными требованиями четвертого класса.
Учащийся должен уметь: улучшать качество исполнения, определять
нужный для работы темп, в котором отчетливо слышны все детали игры и
преодолевать имеющиеся недостатки; уметь собирать отдельные куски в
единое целое и владеть этим целым в степени возможности свободного
осуществления своих намерений; читать с листа произведения,
соответствующим программным требованиям по специальности первого
класса; уделять особое внимание «произношению» опорных долей такта,
максимальному координированию атаке, развитию, завершению этих звуков;
аккомпанировать по слуху попевкам, песенкам, пьесам в объеме двух
13
периодов в тональностях ля, ми, ре минор с применением основных
гармонических функций.
У учащегося должны быть сформированы:
Навыки организации выступления; исполнительская выдержка; развиты
слухо-двигательные представления музыкального материала, слуховые
представления о логике развития мелодии и гармонии; мысленное видение
ключевых знаков новой тональности; тренировочные навыки зрительного и
слухового внимания. Транспонировать выученный нотный текст в объеме
одного - двух периодов, тональностях до двух знаков на интервал
увеличенной примы вниз.
В течение учебного года учащийся должен исполнять: 8 – 10 различных
музыкальных произведений: 2 этюда; 1 полифонических произведения; 1 – 2
произведения крупной формы; 2 – 3 пьесы различного характера; 1 – 2
ансамбля;
Чтение с листа произведений из репертуара первого класса; гаммы в
соответствии с учебно-техническими требованиями четвертого класса.
На академическом концерте в конце учебного года учащийся должен
исполнить два – три разнохарактерных произведения.
Примерный репертуарный список художественной и технической
литературы, рекомендованной для учащихся 4 класса:
Этюды: Назаров Этюд ля минор; Сор Ф. Этюд ля минор; Джулиани М.
Этюд ля минор, Этюд ми минор, Этюд ре мажор, Этюд ре минор; Зеленка М.
Этюд Малые секунды; Кано А. Этюд ля минор; Каркасси М. Этюды ля
минор, ре мажор, ре минор; Карулли Ф. Этюд ля мажор, ре минор; Кост Н.
Этюд соль мажор.
Произведения народной музыки:
Русские: «Ах ты, душечка»; «Белолица, круглолица»; «Вдоль по улице
метелица метет»; «Как у нас во садочке»; «Как у наших у ворот»;
«Куманечек», обработка Калинина В.; «Когда я на почте служил ямщиком»,
обработка Ларичева Е.; «Я на камушке сижу», обработка Иванова-Крамского
А.; «Вдоль да по речке», обработка Калинина В.
Произведения отечественных композиторов:
Шишкин М. (обработка
Мамон А.) «Ночь светла»; Калинин В. «Маленький испанец»; Мокроусов Б.
«Одинокая гармонь»; Поврожняк И. Вальс; Иванов-Крамской А. Маленький
вальс; Дунаевский И. Колыбельная; Соловьев-Седой В. «Подмосковные
вечера»; Зябликов Н. Прелюдия;Ларичев Е. Вариации на тему русской
народной песни «Из-под дуба, из-под вяза»; Агафошин П. (обр.) «Эх, да ты,
калинушка»; Михайленко (обр.) украинская народная песня «Вечер на
дворе»; Кисилев О. «Старинная монета»; Козлов В. Ноктюрн
Произведения зарубежных композиторов:
Агуадо Д. Полифоническая пьеса; Бах И. С. Волынка; Гомес В. Романс;
Граньяни Ф. Сонатина; Джулиани М. Аллегро, Пьеса; Каркасси М. Полька,
Анданте, Тема с вариациями;
14
Карулли Ф. Аллегретто; Сонатина; Кост Н. «Меланхолия»; Лози Я.А.
Каприччио, Сарабанда; Молино Ф. Рондо; Музыка неизвестных авторов: Та-
нец амазонок, Танец сборщиков кофе; Негри К. «Спаньолетта»; Пресли Э.
«Люби меня нежно»; Рота М. «Говорите тише» (музыка из к/ф «Крестный
отец», перелож. Шумеева Л.); Сор Ф. Менуэт; Франческо да Милано «Кан-
цона».
5 класс
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН
№
Учебный элемент
часы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
История исполнительства
Теоретический анализ
Учебно-техническая работа
Художественно- музыкальная работа
Чтение с листа
Подбор по слуху
Ансамбль
Аккомпанемент
Концертная деятельность
5
10
15
10
5
5
10
10
-
История исполнительства.
Конкурсы, фестивали, чемпионаты гитаристов. Русские народные
инструменты в ансамблях и оркестрах.
Классическая гитара с н. XIX века и до наших дней. М. Карулли, Э.Вила
Лобос, А. Иванов- Крамской, Р. де Визе и др. Ведущие исполнители и
композиторы на гитаре: В. Козлов, Н.Кошкин, А. Вещицкий и др.
Теоретический анализ.
Краткий анализ исполняемого произведения.
Музыкальные термины: risoluto, allargando, largemento, loco tranguillo, con
spirito, appassionato, meno mosso, rubato, agitato, animato, cantabile, energico,
maestoso, moderato, pesante, ad libitum.
Учебно-техническая работа.
Работа над темпом. Все пройденные мажорные и минорные гаммы в
различном ритмическом оформлении, различными штрихами, с каденциями в
быстром темпе. Гаммы терциями. Каденции ко всем пройденным гаммам.
Хроматическая гамма в три октавы.
Художественно- музыкальная работа.
Работа над избеганием «заигрывания» путем систематического возвращения
к игре в медленном темпе, сосредоточением внимания на рельефном
выявлении формы, выдвижением на первый план определенных построений,
выявлением развития музыкального полотна с учетом всех элементов
выразительности в их взаимодействии и осознанием относительного
значения каждого из них. Работа над выявлением кульминаций в отдельных
разделах и главной кульминации всего произведения.
Чтение с листа.
15
Чтение с листа произведений, соответствующих программным требованиям
по специальности второго класса.
Подбор по слуху.
Работа над развитием мелодического и гармонического слуха. Подбор по
слуху одноголосной мелодии в тональности ля минор в объеме одного – двух
периодов двумя руками в размере 2/4, 3/4/,4/4 в умеренном темпе.
Ансамбль.
Работа над средствами выразительности: динамикой (в двух аспектах:
горизонтальном - чередование сменяющих друг друга динамических уровней
и вертикальном - сочетание различных по силе фактурных линий и пластов).
Играть с листа с педагогом, с другим учеником, периодически меняясь
партиями.
Аккомпанемент.
Аккомпанемент по слуху песенкам в объеме одного куплета в любой
тональности первой позиции. Работа над выдержкой в темповом и четком
ритмическом плане, формированием ансамблевых навыков, умением
помогать и дополнять сольное исполнение, не выбиваясь на первый план.
Работа над музыкальной гибкостью и чуткостью.
Игра аккомпанемента по буквенно-цифровым обозначениям в 1 – 2 позиции
на расгеадо, арпеджио, в стиле вальс, полька, босса-нова, шаффл, румба.
В конце пятого года обучения учащийся должен знать:
Информацию о конкурсах, фестивалях, чемпионатах народных
инструментов, ансамблей, оркестров. Музыкальные термины и музыкальную
грамоту в соответствии с программными требованиями пятого класса.
Учащийся должен уметь: производить анализ исполняемого произведения;
избегать «заигрывания» путем систематического возвращения к игре в
медленном темпе, сосредоточением внимания на рельефном выявлении
формы, выдвижением на первый план определенных построений,
выявлением развития музыкального полотна с учетом всех элементов
выразительности в их взаимодействии и осознанием относительного
значения каждого из них. Выявлять кульминации в отдельных разделах и
главную кульминацию всего произведения; подбирать по слуху (для группы
одаренных и успешных детей) одноголосную мелодию в тональностях Ре, Ля
мажор, ми, ре минор в объеме двух трех периодов в размере 2/4, 3/4, 4/4 в
умеренном темпе;
Транспонировать однострочный нотный текст в объеме периода, в
тональностях до одного знака на малую терцию вверх.
Исполнять аккомпанемент по нотам двух – трех строчного произведения для
домры (балалайки) в тональностях до двух знаков.
У учащегося должны быть сформированы:
Композиторские навыки, импровизационное чутье.
В течение учебного года учащийся должен исполнять: 8 – 12 различных
музыкальных произведений: 2 этюда; 1 – 2 полифонических произведения;
16
1– 2 произведения крупной формы; 3 – 4 пьесы различного характера; 1– 2
ансамбля;
На итоговом прослушивании выпускник должен исполнить четыре
разнохарактерных произведения, из которых одно полифоническое, одно
крупной формы, обработка народной песни и оригинальная гитарная пьеса.
Примерный репертуарный список художественной и технической
литературы, рекомендованной для учащихся 5 класса:
Произведения народной музыки:
Русские: «Как у месяца» (вариации А.Иванова-Крамского); «У ворот, ворот»
(вариации А.Иванова-Крамского); «Тонкая рябина» (Ларичев Е.); «А
Х
ВЫ
сени, мои сени» (В.Калинин); «Зачем тебя я милый мой узнала» (В.Калинин);
«Зеленая рощица», «Вот мчится тройка почтовая» (обр. В.Лебедев); русская
народная песня «Пойду ль я, выйду ль я»; Ларичев Е. русская народная песня
«Вдоль по улице метелица метет»;
У.н.п. «Ой, не ходи, Грицю» Дитель В. (обр.)
Кубинский народный танец;
Аргентинская народная песня, обработка М.Льобета;
Мексиканская народная песня, обработка М.Л.Анидо.
Произведения отечественных композиторов: Добронравов А. «Как
упоительны в России вечера» (аранжировка В.Колосова); Гладков Г.
«Песенка Черепахи» (обработка В.Колосова); Мухатдинов Ш. «Наигрыш»;
Саульский Ю. «Черный кот» (обработка Л.Шумеева); Богословский Н.
«Темная ночь»; Соловьев-Седой В. «Подмосковные вечера»; Козлов В.
«Шарманка», полька «Топ-топ-топ»; Калинин В. «Прелюдия». Панин П.
Татарский танец; Кошкин Н. «Пилигрим» из сюиты «Шесть струн»
Иванов - Крамской А.
Ивановичи И. «Дунайские волны»
Произведения зарубежных композиторов:
Аблениц М. Милонга; Беккер В. «Лесная сказка»; Гендель Г. Сарабанда ми
минор; Глассфилд Крис, «Масштаб»; Гомес А. «Романс»; Джулиани М.
«Скерцо» из сюиты D- dur ор 71 № 3; Дюбюк А. Песня; Кано А. «Скерцо»;
Каркасси М. «Анданте»; Каркасси М. Вариации на тему швейцарской песни;
Кост Н. Баркарола; Минисетти «Вечер в Венеции»; Моццани Л. Старинная
итальянская песня; Ромберг К. «Тихо, как при восходе солнца» (обработка
В.Колосова); Рота Н. «Говорите тише» (музыка из к/ф «Крестный отец»,
перелож. Шумеева Л.); Фулич С. Прелюд; Фурман Г. Буре.
III. Формы и методы контроля, система оценок
В процессе обучения используются следующие формы контроля:
текущий контроль на уроке и промежуточный контроль в форме:
контрольного урока, проводимых один раз в четверть. Итоговая аттестация
проводится в форме академического концерта в конце каждого полугодия, на
котором представлена программа из 2-3 произведений. Технические зачёты
17
проводятся в конце первой четверти. На зачёте ученики исполняют гаммы,
технические упражнения и этюды.
Ожидаемые результаты:
На выпуске учащийся должен знать: основы правильной посадки и
постановки рук, правильного и качественного звукоизвлечения, иметь
теоретическую систему знаний, комплекс духовно-нравственных и
эстетических ценностей.
Учащийся должен уметь концентрировать свое внимание,
анализировать музыкальное произведение, владеть различными видами и
способами туше, артикуляционными средствами, различными штриховыми
приемами. Осознавать цели и задачи своей работы, технически осваивать
произведение в тесной взаимосвязи с его художественно – содержательной
стороной. Исполнять программу с «минимальными потерями», подчиняя
эмоциональную возбудимость подвижности психики, быстроте реакции,
находчивости, самообладанию, воле и гибкости навыков.
У учащегося должны быть сформированы: навыки целостного видения
грифа гитары, правильного выбора аппликатуры, чтении нот с листа, подборе
по слуху; развит гармонический, мелодический, полифонический и тембро-
динамический слух; навыки слухо-двигательных представлений,
самостоятельной работы, способности к анализу собственных действий;
воспитаны воля, трудолюбие; развиты масштабность и глубина мышления,
художественный вкус.
18
IV. Список литературы
Список используемой литературы
1.
Агафошин П. «Школа игры на шестиструнной гитаре», Москва, 1987 г
2.
Александрова М. «Репертуар гитариста», Москва, 2000 г
3.
Гатман А. «Для дуэта шестиструнной гитары», Москва, 2000 г
4.
Зырянов Ю. «Играем вместе», сборник дуэтов, Новосибирск,
НОККиИ, 2002
5.
Иванов- Крамской А. «Школа игры на шестиструнной гитаре». М.,
1952.
6.
Иванов- Крамской А. «Школа- самоучитель на шестиструнной гитаре».
М., 1957
7.
Иванов-Крамской А. «Альбом начинающего гитариста», Москва, 1976
8.
Калинин В. «Юный гитарист», 1,2,3 части, Москва, 2001 г
9.
Каркасси М. «Школа игры на шестиструнной гитаре», Москва,1970
10. Карулли Ф. «Хрестоматия для шестиструнной гитары». М., 1958.
11. Карулли Ф. «Этюды для шестиструнной гитары», ред. В. Гетце, 4.2.М.,
1961.
12.Козлов Н. «Маленькие танцы сеньориты гитары», Челябинск, 2001 г
13.Кузин Ю. «Азбука гитариста», Новосибирск, 1999 г
14.Кузин Ю. «Азбука гитариста». Доинструментальный период. Инст-
рументальный период.
15.Кузин Ю. «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре», Москва,
издательство «Музыка», 1974 г
16.Кузнецов И. «Техника игры на шестиструнной гитаре», Киев, 1972 г
17.Ларичев Е. «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре», Москва,
издательство «Музыка», 1974 г
18.Марышев С. «Стань виртуозом», Новосибирск, 2000 г
19. Народные песни, обр. А. Иванова- Крамского. М., 1963.
20. Педагогический репертуар гитариста для ДМШ», выпуск 1. М.,
21. Первые шаги гитариста, выпуск 3, составитель Н. Иванова-Крамская
22. Пухоль Э. «Школа игры на шестиструнной гитаре». М., 1983.
23. Роч П. «Школа игры на шестиструнной гитаре». М., 1962.
24.Торлакссон Е. «Норвежская школа гитариста» в 4 частях, 2002 г
25.Фетисов Г. «Хрестоматия гитариста», Москва, 2001 г
26.Хухро Л. «Малыш играет на гитаре», Новосибирск, 1998 г
27.Шестиструнная гитара 1кл, 2кл,3кл, Киев, 1988 г
Литература по педагогике и психологии
1.
Кабалевский Д. «Воспитание ума и сердца», Москва, 1984 г
2.
Кнебель М. «Поэзия педагогики», Москва, 1976 г
19