Напоминание

Проектно-исследовательская деятельность


Автор: Кириллина Ангелина Валериановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Вилючанский лицей-интернат им. В.Г. Акимова"
Населённый пункт: с.Хордогой, Сунтарский улус, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Проектно-исследовательская деятельность
Раздел: начальное образование





Назад




МБОУ «Вилючанский лицей-интернат им. В.Г. Акимова»

МР «Сунтарский улус (район)»

Тема: «Проектно–исследовательская деятельность»

Учитель начальных классов

Кириллина Ангелина Валериановна

с. Хордогой

2021 г

Тема: «Проектно-исследовательская деятельность».

Основная цель: включение младших школьников в проектно-исследовательскую

деятельность.

Задачи:

Углубление своих знаний о проектно-исследовательской деятельности.

Развивать

творческие

способности

и

исследовательские

навыки

младших

школьников.

Воспитывать активность, интерес к проектно-исследовательской деятельности.

Воспитывать коммуникативные качества.

Актуальность: Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное

и непознанное.

Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где, и как я могу эти знания применить.

Я хочу представить вам опыт своей работы по применению технологии проектной

деятельности в начальной школе. В классе веду внеурочную деятельность «Мои

проекты».

Использую метод проектно-исследовательской деятельности во внеурочное время,

так как считаю, что этот метод положительно влияет на развитие творческих

способностей детей и их коммуникативных навыков.

Проектная деятельность воспитывает и развивает самостоятельность учащихся в

проявлении себя. Дети с большим интересом участвуют в различных исследовательских

делах. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать

желание найти ответы. При этом, нужно читать дополнительную литературу, учиться

ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению. При

проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы.

Проектно-исследовательские

работы

делю

на

3 этапа:

1 этап — подготовительный.

2 этап — технологический. 3 этап — заключительный.

Первый этап (подготовительный) включает в себя исследовательскую деятельность.

Начало любого исследования — это тема работы. Выбрать тему для исследования может,

как ребенок, так и учитель. На втором этапе (технологическом) - дети выбирают

инструменты, оборудование и материалы. Затем выполняют технологические операции,

производят создаваемый продукт: аппликации, модели, поделки.

На третьем этапе (заключительном) детьми оформляется работа и происходит защита

проекта в форме представления проектов или изделий, которые дети создали.

Включать школьников в проектную деятельность я начала постепенно, с первого

класса. Сначала это были небольшие творческие проекты: книжки – малышки, выставки

рисунков и поделок, сборники загадок,

стенгазеты и фотогазеты к различным

мероприятиям, датам и т.д. Это краткосрочные проекты продолжительностью от одного

занятия до недели. Постепенно уровень сложности повышался. Дети выполняют уже

довольно сложные работы. Теперь мы перешли к долгосрочным проектам, рассчитанным

на неделю, месяц и более.

В 1-ом и 2-ом классах к работе над проектами обязательно привлекаются родители,

которые, после консультации с учителем, помогают маленьким ученикам правильно

подобрать нужный материал и направить его в определённое русло.

Темы детских

проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к

ним областей.

Например, в 1 классе моими учениками были созданы следующие проекты: 1. «Мои

домашние животные», «Что значит моё имя», «Оживление букв».

Во 2 классе проведен конкурс проекта «Домик для птиц». По этому проекту

выступал Глухарев Жора. Занял 3 место. Проект был приурочен ко дню земли. Цель

деятельности: активизировать трудовую деятельность учеников, объединить школу, детей

и

родителей

в

совместной

деятельности,

способствовать

развитию

творческих

способностей детей. Аммосов Ариан на НПК выступал по проекту «Польза и вред

шоколада». Цель работы: изучить литературу по теме, узнать всё о производстве

шоколада, встретиться с врачом и узнать о пользе и вреде шоколада.

Во 2 классе учащиеся моего класса коллективно составили и защитили проект

«Цветочные фантазии». Цель работы: создание условий для экологического и трудового

воспитания и образования, повышения социальной активности через включение в

практическую деятельность по декоративному оформлению пришкольной территории. На

школьном НПК заняли 2 место, а Корякина Юлиана выступала по проекту «Цыпленок из

бисера» и заняла 1 место.

Все новые технологии, применяемые во внеурочное время, дают возможность

ребенку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают

активность, приносят радость.

Вывод: Проектные формы работы способствуют формированию коммуникативных

навыков и навыков коллективной работы, усвоению социальных знаний и культурных

норм, грамотному и выразительному выполнению работ. А так же позволяют получать

удовольствие от результата своей деятельности.

В 3- 4 классе проектная деятельность выходит на более высокий уровень, больше

самостоятельности,

ответственности,

присутствие

в

работах

исследований,

экспериментов, научных фактов. Моими учениками было создано множество проектов,

некоторые из них были представлены на конкурс исследовательских работ среди

учащихся начальной школы муниципального и межмуниципального уровня.

Морозова Дарина, на занятиях по внеурочной деятельности, составила с родителями и

мною проект «Игрушки наших предков». Возникло много вопросов: как появились эти

«игрушки», какую роль они играли в жизни наших предков? Из чего их делали? Были ли

тряпичные куклы в моей семье? Также была выполнена коллективная проектная работа

«Воздушный шар» и заняла 3 место на кустовой НПК. Цель проекта: освоить технику

выполнения аппликации из пуговиц.

Подготовка к участию в каждом из общешкольных мероприятий обязательно

содержит элементы проектной деятельности. Так, например, готовясь к юбилейному

празднованию Дня Победы, моими учениками 4 класса создан проект «Кыайыы

суолунан». Успешно выступила Никифорова Надя на конкурсе «Лучший ученик-2020».

Мои ученики активные участники различных творческих конкурсов. Среди них

призёры на кустовых научно-практических конференций: Морозова Дарина, Сидорова

Ариадна, Никифорова Надя. Призовые места на школьных научно-практических

конференций: Максимова Айта, Морозова Дарина, Аммосов Ариан.

Исходя из выше сказанного, я делаю вывод, что методы работы, которые я применяю

во

внеурочной

деятельности

раскрепощают

ребёнка,

повышают

уровень

его

познавательной

активности,

учебной

мотивации,

способствуют

эмоциональной

уравновешенности и уверенности в собственных возможностях.

В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети овладевают

такими качествами, как трудолюбие, ответственность, самостоятельность. Выполняя

исследования в группах, дети учились помогать друг другу, радовались общим успехам.

Этот вид деятельности интересен как мне, так и учащимся. Поэтому работа в

данном направлении будет вестись и дальше.



В раздел образования