Автор: Кириллина Ангелина Валериановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Вилючанский лицей-интернат им. В.Г. Акимова"
Населённый пункт: с.Хордогой, Сунтарский улус, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Проектно-исследовательская деятельность
Раздел: начальное образование
МБОУ «Вилючанский лицей-интернат им. В.Г. Акимова»
МР «Сунтарский улус (район)»
Тема: «Проектно–исследовательская деятельность»
Учитель начальных классов
Кириллина Ангелина Валериановна
с. Хордогой
2021 г
Тема: «Проектно-исследовательская деятельность».
Основная цель: включение младших школьников в проектно-исследовательскую
деятельность.
Задачи:
Углубление своих знаний о проектно-исследовательской деятельности.
Развивать
творческие
способности
и
исследовательские
навыки
младших
школьников.
Воспитывать активность, интерес к проектно-исследовательской деятельности.
Воспитывать коммуникативные качества.
Актуальность: Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное
и непознанное.
Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где, и как я могу эти знания применить.
Я хочу представить вам опыт своей работы по применению технологии проектной
деятельности в начальной школе. В классе веду внеурочную деятельность «Мои
проекты».
Использую метод проектно-исследовательской деятельности во внеурочное время,
так как считаю, что этот метод положительно влияет на развитие творческих
способностей детей и их коммуникативных навыков.
Проектная деятельность воспитывает и развивает самостоятельность учащихся в
проявлении себя. Дети с большим интересом участвуют в различных исследовательских
делах. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать
желание найти ответы. При этом, нужно читать дополнительную литературу, учиться
ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению. При
проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы.
Проектно-исследовательские
работы
делю
на
3 этапа:
1 этап — подготовительный.
2 этап — технологический. 3 этап — заключительный.
Первый этап (подготовительный) включает в себя исследовательскую деятельность.
Начало любого исследования — это тема работы. Выбрать тему для исследования может,
как ребенок, так и учитель. На втором этапе (технологическом) - дети выбирают
инструменты, оборудование и материалы. Затем выполняют технологические операции,
производят создаваемый продукт: аппликации, модели, поделки.
На третьем этапе (заключительном) детьми оформляется работа и происходит защита
проекта в форме представления проектов или изделий, которые дети создали.
Включать школьников в проектную деятельность я начала постепенно, с первого
класса. Сначала это были небольшие творческие проекты: книжки – малышки, выставки
рисунков и поделок, сборники загадок,
стенгазеты и фотогазеты к различным
мероприятиям, датам и т.д. Это краткосрочные проекты продолжительностью от одного
занятия до недели. Постепенно уровень сложности повышался. Дети выполняют уже
довольно сложные работы. Теперь мы перешли к долгосрочным проектам, рассчитанным
на неделю, месяц и более.
В 1-ом и 2-ом классах к работе над проектами обязательно привлекаются родители,
которые, после консультации с учителем, помогают маленьким ученикам правильно
подобрать нужный материал и направить его в определённое русло.
Темы детских
проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к
ним областей.
Например, в 1 классе моими учениками были созданы следующие проекты: 1. «Мои
домашние животные», «Что значит моё имя», «Оживление букв».
Во 2 классе проведен конкурс проекта «Домик для птиц». По этому проекту
выступал Глухарев Жора. Занял 3 место. Проект был приурочен ко дню земли. Цель
деятельности: активизировать трудовую деятельность учеников, объединить школу, детей
и
родителей
в
совместной
деятельности,
способствовать
развитию
творческих
способностей детей. Аммосов Ариан на НПК выступал по проекту «Польза и вред
шоколада». Цель работы: изучить литературу по теме, узнать всё о производстве
шоколада, встретиться с врачом и узнать о пользе и вреде шоколада.
Во 2 классе учащиеся моего класса коллективно составили и защитили проект
«Цветочные фантазии». Цель работы: создание условий для экологического и трудового
воспитания и образования, повышения социальной активности через включение в
практическую деятельность по декоративному оформлению пришкольной территории. На
школьном НПК заняли 2 место, а Корякина Юлиана выступала по проекту «Цыпленок из
бисера» и заняла 1 место.
Все новые технологии, применяемые во внеурочное время, дают возможность
ребенку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают
активность, приносят радость.
Вывод: Проектные формы работы способствуют формированию коммуникативных
навыков и навыков коллективной работы, усвоению социальных знаний и культурных
норм, грамотному и выразительному выполнению работ. А так же позволяют получать
удовольствие от результата своей деятельности.
В 3- 4 классе проектная деятельность выходит на более высокий уровень, больше
самостоятельности,
ответственности,
присутствие
в
работах
исследований,
экспериментов, научных фактов. Моими учениками было создано множество проектов,
некоторые из них были представлены на конкурс исследовательских работ среди
учащихся начальной школы муниципального и межмуниципального уровня.
Морозова Дарина, на занятиях по внеурочной деятельности, составила с родителями и
мною проект «Игрушки наших предков». Возникло много вопросов: как появились эти
«игрушки», какую роль они играли в жизни наших предков? Из чего их делали? Были ли
тряпичные куклы в моей семье? Также была выполнена коллективная проектная работа
«Воздушный шар» и заняла 3 место на кустовой НПК. Цель проекта: освоить технику
выполнения аппликации из пуговиц.
Подготовка к участию в каждом из общешкольных мероприятий обязательно
содержит элементы проектной деятельности. Так, например, готовясь к юбилейному
празднованию Дня Победы, моими учениками 4 класса создан проект «Кыайыы
суолунан». Успешно выступила Никифорова Надя на конкурсе «Лучший ученик-2020».
Мои ученики активные участники различных творческих конкурсов. Среди них
призёры на кустовых научно-практических конференций: Морозова Дарина, Сидорова
Ариадна, Никифорова Надя. Призовые места на школьных научно-практических
конференций: Максимова Айта, Морозова Дарина, Аммосов Ариан.
Исходя из выше сказанного, я делаю вывод, что методы работы, которые я применяю
во
внеурочной
деятельности
раскрепощают
ребёнка,
повышают
уровень
его
познавательной
активности,
учебной
мотивации,
способствуют
эмоциональной
уравновешенности и уверенности в собственных возможностях.
В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети овладевают
такими качествами, как трудолюбие, ответственность, самостоятельность. Выполняя
исследования в группах, дети учились помогать друг другу, радовались общим успехам.
Этот вид деятельности интересен как мне, так и учащимся. Поэтому работа в
данном направлении будет вестись и дальше.