Автор: Николаев Сергей Викторович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО Валдайская ДШИ
Населённый пункт: г.Валдай
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Работа над посадкой и постановкой рук в классе аккордеона
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВАЛДАЙСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
РАБОТА НАД ПОСАДКОЙ И ПОСТАНОВКОЙ РУК
В КЛАССЕ АККОРДЕОНА
Методическая работа
преподавателя Николаева С.В.
2020г.
Посадка и постановка рук.
С самого начала обучения нужно следить, чтобы учащийся не делал
резких толчков, чтобы в посадке не было скованности, не нарушалось
дыхание. Смотреть на клавиатуру не рекомендуется с самых первых
занятий и вплоть до овладения сложных пассажей и больших скачков.
Если учащийся смотрит на клавиатуру, то при этом искажается его
посадка. На левую клавиатуру во время игры никто не смотрит, однако
учащийся сравнительно легко попадает на любую кнопку, хотя их
больше, чем клавиш.
Основные принципы аппликатуры в игре на аккордеоне.
С самого начала обучения педагог должен уделять большое
внимание точному соблюдению аппликатуры. Только это приводит
учащегося к приобретению навыков, необходимых для самостоятельной
расстановки
аппликатуры
в
нотах,
к
естественному
удобному
положению кисти и пальцев на клавиатуре при читке с листа. Правая
клавиатура
имеет
сходство
с
клавиатурой
фортепиано,
однако
положение кисти руки разное. На аккордеоне клавиатура не видна, кисть
висит в воздухе, поэтому при больших интервалах, в пассажах, подбор
аппликатуры нужно производить таким образом, чтобы использовалась,
где это возможно, растяжка кисти, а не свободный перенос её.
Существенным
при
игре
на
аккордеоне
является
приём
подкладывания большого пальца правой руки, особенно при перемене
положения кисти. При этом подкладывание большого пальца и
перекидывание через него кисти должно быть быстрым, но плавным, без
толчков и остановок.
Второй и третий пальцы более подвижны от природы и развитие их
происходит
значительно
быстрее
и
легче.
Четвёртый
наименее
подвижен, однако применятся в игре очень часто. Развитие четвёртого
пальца на правой руке нужно производить в специальных упражнениях,
например, в игре терциями. Как правило, нужно избегать применения
первого и пятого пальцев на чёрных клавишах, так как в этом случае
кисть теряет устойчивость на клавиатуре. Однако в отдельных случаях
могут быть применены на чёрных клавишах первый и пятый пальцы,
если в этом есть необходимость. Например, при игре аккордов и гаммы
фа-диез минор.
При исполнении повторяющейся несколько раз одной и той же ноты
в подвижном теме необходима подмена пальцев. Если мелодический
оборот повторяется несколько раз, то надо сохранять одну и ту же
аппликатуру,
иначе
разная
аппликатура
затрудняет
техническое
освоение пьесы и её запоминание.
Работа над гаммами и арпеджио.
С самого начала обучения нужно следить за тем, чтобы пальцы не
прогибались в первом суставе, ибо такая постановка пальца не может
дать чёткой и упругой техники. Пальцы должны быть активными, а
движения их целеустремлёнными. Вялые движения или бросание
пальцев на клавиши недопустимы. Пальцы, не занятые в игре, должны
спокойно лежать на клавиатуре.
Не стоит увлекаться развитием техники пальцев в начальной стадии
обучения, так как внимание учащегося должно сосредоточиться пока
только на том пальце, который берёт в данный момент клавишу, а не
движение кисти вообще. Развивать технику следует тогда, когда
закреплена постановка рук, кисти и пальцев.
Прежде всего, необходимо играть гаммы, арпеджио. Именно гамма
является удобной и лёгкой спокойной формой, которая облегчает в
начальном периоде занятий работу, связанную с правильной посадкой,
постановкой рук, правильным владением меха, удобной аппликатурой и
т.п.
Начинать учить гаммы следует в очень ровном, медленном темпе,
так как при ровном последовательном сокращении мышц пальцев
происходит более быстрое их развитие и укрепление.
Исполнение
гамм
в
первом
периоде
занятий
не
следует
рассматривать как техническое средство для развития одной лишь
беглости или мелкой техники. Проигрывание гамм имеет значение для
развития певучего красивого звука, для выработки легато и стаккато, для
осознания тональностей. Кроме того, на игре гамм можно освоить
соотношение
длительностей
музыкальных
звуков
и
разнообразия
темпов. Гаммы нужно играть в трёх темпах: медленно, подвижно и
быстро. Игра гамм в быстром темпе хорошо развивает пальцевую
технику при условии, что увеличение темпа не влияет на ровность и
лёгкость исполнения. Если в быстром темпе игра становится не ровной,
а в руке ощущается усталость, нужно вернуться к медленной чёткоё
игре.
Главная задача при игре арпеджио: растяжение пальцев, выработка
способности
ощущать
расположение
нот
в
аккордах
различных
тональностей, хорошая ориентация на клавиатуре. Начиная примерно с
третьего класса нужно, чтобы учащиеся параллельно с арпеджио
осваивал игру тонических аккордов и их обращения в каждой
пройденной гамме, а игра четырёхзвучными аккордами и октавами
является завершением изучения аккордовой техники.