Напоминание

«Основа исполнительских навыков начинающих в классах гитары»


Автор: Абдуллина Ольга Владимировна
Должность: преподаватель по классу "Гитара"
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств №1"
Населённый пункт: г.о. г. Октябрьский, Республики Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока
Тема: «Основа исполнительских навыков начинающих в классах гитары»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

детей «Детская школа искусств № 1» городского округа город

Октябрьский Республики Башкортостан

Открытый урок на тему:

«Основа исполнительских навыков начинающих в

классах гитары»

Выполнила: преподаватель

по классу гитары О.В. Абдуллина

г. Октябрьский

2021 г.

Разработка открытого урока

«Основа исполнительских навыков начинающих в классах гитары»

Цель урока: развитие приемов игры на гитаре, необходимых для

художественного исполнения музыкальных произведений.

Задачи урока:

1.

Формирование технических приемов на основе упражнений.

2.

Применение сформировавшихся умений в художественных

произведениях.

3.

Воспитание творчески мыслить и умение образно исполнять.

4.

Воспитание усидчивости для преодоления технических трудностей

(запоминании).

Методы: словесный, сравнения, наглядный, повторения, слуховой.

Реализующие технологии:

- мотивационная

- художественно – эстетическая

- утрированная

- здоровьесберегающая

Оборудование:

гитара, подставка, штатив, ноты.

Планируемый результат: сформировать технические приемы и исполнять с

использованием этих приемов в художественных произведениях.

План урока:

I.

Позитивный настрой. Организационный момент. Сообщение темы:

введение (2 мин.)

II. Основная часть – (35 мин.)

- игра упражнений на формирование приемов: 1. апояндо

2. тирандо

3. баррэ ( 8 мин).

- работа над «вариацией на испанскую тему» Х. Паркенинга (12 мин).

- работа над пьесой «Маленькая арфистка» В. Козлова (15 мин).

III. Заключение – (3 мин.)

Домашнее задание. Подведение итогов

Введение:

Просьба

сесть удобно на треть, найти 4 точки опоры, гитару

поставить на левое колено правильно: вертикально полу, головкой выше

плеча, правое вниз. Тема урока - работа над исполнительскими: апояндо,

тирандо, баррэ - приемами.

Навыки,

как

задачи

исполнения

и

применения

этих

умений

в

художественных произведениях. Мелодические линии в пьесах исполнять

апояндо; пассажи, басовые ноты, тирандо, фигурация.

Исполнительское двигательное развитие – автоматизация приемов гитарного

исполнения. Выработанный навык (аппликатура)

и применения его в

дальнейшем дает экономию времени. Умение образуется в процессе частых

повторений, закрепляется пунктиром. Это повышает интерес учащегося к

исполнительскому

искусству.

Воспитание

музыкально

образного

мышления – это значимая часть обучения.

Исполнительские навыки:

Апояндо

Тирандо

Баррэ

Упражнения:

1.

Упражнения по открытым струнам.

Шаги исполнять пальцами, чередуя на каждый звук. Соскальзывание с

дисконтных струн по направлению к нижним (басовым), с опорой на

последующую струну. Оно названо – апояндо. Задачей ребенка ставлю:

следить, чтобы пальцы «шагали» по направлению в ладонь.

2.

Тирандо - удары пальцами струн, не касаясь остальных. Кисть теперь

не параллельно ладам, опирается только на большой палец.

Гамма Е-минор - медленно, с ускорением, септолями.

3.

Баррэ – положение кисти левой руки, при котором указательный палец

прижимает 2 и более струны, бывает «большим» и «малым» пальцами.

Попробуем весом руки только указательным и большим, со стороны

грифа,

посильнее

прижать.

Дадим

руке

отдохнуть.

Повторяем

несколько раз.

Х. Паркенинг «Вариация на испанскую тему»

Вариация – это такая музыкальная форма, состоящая их изложения темы и

нескольких ее повторений в измененном виде.

Действие учителя активизируется исполнением похожей пьесы. Так нужно

ударять басовые струны, чтобы бас был непрерывным. Упражнения

бассо остинато существовали еще в царское время, идет от певческого

искусства. Можно назвать образно «архибас». Легко скользить вниз,

мелодично. Сначала поиграем линию баса, послушаем в басу испанские

мелодические изгибы, стараясь услышать, что основная мелодическая линия

басовая. Далее присоединим верхний голос, где он является фигурацией. На

первый план выводим линию баса, верхнюю «си» прячем и играем тише, не

акцентируем. Проигрываем ровно, без напряжения. Сравниваем с похожей

пьесой. Контрольное проигрывание.

Работа над «Маленькой арфисткой» В. Козлова

Ученик целиком исполняет «Маленькую арфистку». Вместе анализируем

форму.

В.Козлов предлагает формулу арпеджио в правой руке -рim- . Этот

инструмент похож на лютню, которую нес Орфей, когда шел за Эвридикой

через путь человеческих душ в царстве Аид. Звуки арфы исполняем на

гитаре подушечками пальцев, не ногтевым способом.

В восходящем

арпеджио контролируем каждую ноту. Ученик старается с репризой сыграть

и навеять нам образ арфистки, играющей на инструменте. Педагог пропевает

мелодию. Просит отдельно проработать тот такт, где сложно взять баррэ.

Проигрываем несколько раз всю пьесу, останавливаясь на связке к репризе.

Она играется способом апояндо. В других тактах лучше слушать тирандо,

включается образ струнно – щипкового исполнения.

Проработав единую темповую, метро ритмическую схему, музыкальную

форму, закрепляем прием тирандо.

Заключительный этап.

Подводим итоги

работы. Делаю анализ: правильно мы исполнили,

эмоционально, сформировали в упражнениях приемы: баррэ, тирандо,

аппояндо, а что не закрепили в классном уроке. Отмечаем оценкой работу.

Домашнее задание:

В «вариациях» работать теми же способами, что работали на уроке. В

«Маленькой арфистке» закрепить умения и навык баррэ.

Сегодня на уроке мы слушали и учились, как исполнять художественные

произведения:

- сравнили исполнение баса с басом «остенато».

- закрепили двигательные ощущения и терпения в поджатиях.

- пополнили знания словом фигурация.

- слушали себя

- выполнили воспитательные задачи.



В раздел образования