Автор: Абдуллина Ольга Владимировна
Должность: преподаватель по классу "Гитара"
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств №1"
Населённый пункт: г.о. г. Октябрьский, Республики Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока
Тема: «Основа исполнительских навыков начинающих в классах гитары»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
детей «Детская школа искусств № 1» городского округа город
Октябрьский Республики Башкортостан
Открытый урок на тему:
«Основа исполнительских навыков начинающих в
классах гитары»
Выполнила: преподаватель
по классу гитары О.В. Абдуллина
г. Октябрьский
2021 г.
Разработка открытого урока
«Основа исполнительских навыков начинающих в классах гитары»
Цель урока: развитие приемов игры на гитаре, необходимых для
художественного исполнения музыкальных произведений.
Задачи урока:
1.
Формирование технических приемов на основе упражнений.
2.
Применение сформировавшихся умений в художественных
произведениях.
3.
Воспитание творчески мыслить и умение образно исполнять.
4.
Воспитание усидчивости для преодоления технических трудностей
(запоминании).
Методы: словесный, сравнения, наглядный, повторения, слуховой.
Реализующие технологии:
- мотивационная
- художественно – эстетическая
- утрированная
- здоровьесберегающая
Оборудование:
гитара, подставка, штатив, ноты.
Планируемый результат: сформировать технические приемы и исполнять с
использованием этих приемов в художественных произведениях.
План урока:
I.
Позитивный настрой. Организационный момент. Сообщение темы:
введение (2 мин.)
II. Основная часть – (35 мин.)
- игра упражнений на формирование приемов: 1. апояндо
2. тирандо
3. баррэ ( 8 мин).
- работа над «вариацией на испанскую тему» Х. Паркенинга (12 мин).
- работа над пьесой «Маленькая арфистка» В. Козлова (15 мин).
III. Заключение – (3 мин.)
Домашнее задание. Подведение итогов
Введение:
Просьба
сесть удобно на треть, найти 4 точки опоры, гитару
поставить на левое колено правильно: вертикально полу, головкой выше
плеча, правое вниз. Тема урока - работа над исполнительскими: апояндо,
тирандо, баррэ - приемами.
Навыки,
как
задачи
исполнения
и
применения
этих
умений
в
художественных произведениях. Мелодические линии в пьесах исполнять
апояндо; пассажи, басовые ноты, тирандо, фигурация.
Исполнительское двигательное развитие – автоматизация приемов гитарного
исполнения. Выработанный навык (аппликатура)
и применения его в
дальнейшем дает экономию времени. Умение образуется в процессе частых
повторений, закрепляется пунктиром. Это повышает интерес учащегося к
исполнительскому
искусству.
Воспитание
музыкально
–
образного
мышления – это значимая часть обучения.
Исполнительские навыки:
Апояндо
Тирандо
Баррэ
Упражнения:
1.
Упражнения по открытым струнам.
Шаги исполнять пальцами, чередуя на каждый звук. Соскальзывание с
дисконтных струн по направлению к нижним (басовым), с опорой на
последующую струну. Оно названо – апояндо. Задачей ребенка ставлю:
следить, чтобы пальцы «шагали» по направлению в ладонь.
2.
Тирандо - удары пальцами струн, не касаясь остальных. Кисть теперь
не параллельно ладам, опирается только на большой палец.
Гамма Е-минор - медленно, с ускорением, септолями.
3.
Баррэ – положение кисти левой руки, при котором указательный палец
прижимает 2 и более струны, бывает «большим» и «малым» пальцами.
Попробуем весом руки только указательным и большим, со стороны
грифа,
посильнее
прижать.
Дадим
руке
отдохнуть.
Повторяем
несколько раз.
Х. Паркенинг «Вариация на испанскую тему»
Вариация – это такая музыкальная форма, состоящая их изложения темы и
нескольких ее повторений в измененном виде.
Действие учителя активизируется исполнением похожей пьесы. Так нужно
ударять басовые струны, чтобы бас был непрерывным. Упражнения
бассо остинато существовали еще в царское время, идет от певческого
искусства. Можно назвать образно «архибас». Легко скользить вниз,
мелодично. Сначала поиграем линию баса, послушаем в басу испанские
мелодические изгибы, стараясь услышать, что основная мелодическая линия
басовая. Далее присоединим верхний голос, где он является фигурацией. На
первый план выводим линию баса, верхнюю «си» прячем и играем тише, не
акцентируем. Проигрываем ровно, без напряжения. Сравниваем с похожей
пьесой. Контрольное проигрывание.
Работа над «Маленькой арфисткой» В. Козлова
Ученик целиком исполняет «Маленькую арфистку». Вместе анализируем
форму.
В.Козлов предлагает формулу арпеджио в правой руке -рim- . Этот
инструмент похож на лютню, которую нес Орфей, когда шел за Эвридикой
через путь человеческих душ в царстве Аид. Звуки арфы исполняем на
гитаре подушечками пальцев, не ногтевым способом.
В восходящем
арпеджио контролируем каждую ноту. Ученик старается с репризой сыграть
и навеять нам образ арфистки, играющей на инструменте. Педагог пропевает
мелодию. Просит отдельно проработать тот такт, где сложно взять баррэ.
Проигрываем несколько раз всю пьесу, останавливаясь на связке к репризе.
Она играется способом апояндо. В других тактах лучше слушать тирандо,
включается образ струнно – щипкового исполнения.
Проработав единую темповую, метро ритмическую схему, музыкальную
форму, закрепляем прием тирандо.
Заключительный этап.
Подводим итоги
работы. Делаю анализ: правильно мы исполнили,
эмоционально, сформировали в упражнениях приемы: баррэ, тирандо,
аппояндо, а что не закрепили в классном уроке. Отмечаем оценкой работу.
Домашнее задание:
В «вариациях» работать теми же способами, что работали на уроке. В
«Маленькой арфистке» закрепить умения и навык баррэ.
Сегодня на уроке мы слушали и учились, как исполнять художественные
произведения:
- сравнили исполнение баса с басом «остенато».
- закрепили двигательные ощущения и терпения в поджатиях.
- пополнили знания словом фигурация.
- слушали себя
- выполнили воспитательные задачи.