Напоминание

"Музыкальный инструмент. Общее фортепиано"


Автор: Коваль Ирина Михайловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств №6"
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа
Тема: "Музыкальный инструмент. Общее фортепиано"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств №6 Ленинского района городского округа Самара
Общеразвивающая общеобразовательная программа

«Музыкальный инструмент. Общее фортепиано»

Срок реализации – 5 лет

Возраст детей – от 7-16 лет

Автор:

Коваль И. М.
, - педагог дополнительного образования Самара

Содержание
I. Пояснительная записка………………………………………………….. 1. Актуальность, педагогическая целесообразность и отличительные особенности программы…………………………………………………….... 2. Цели и задачи программы……………………………………………………. 3. Организационно-педагогические основы обучения……………………….. 3.1. Формы и методы обучения и воспитания………………………….…. 3.2. Возрастные особенности учащихся…………………………………... 3.3. Режим занятий…………………………………………………………. 3.4. Формы контроля и критерии оценки…………………………………. II. Учебно-тематический план …………………………………………………... 1 год обучения……………………………………………………………………. 2-3 год обучения………………………………………………………………….. 4-5 год обучения………………………………………………………………….. III. Содержание программы ……………………………………………………… 1 год обучения…………………………………………………………………….. 2-3 год обучения…………………………………………………………………... 4-5 год обучения…………………………………………………………………... IV. Условия реализации программы …………………………………………… 1. Работа с родителями…………………………………………………………… 2. Воспитательная работа……………………………………………………….... 3. Здоровьесберегающие мероприятия………………………………………… . .. 4. Материально-техническое обеспечение……………………………………… V. Список использованной литературы ……………………………………… VI. Список рекомендуемой литературы.............................................................. Приложение 1 Примерный репертуарный список………………………………………………
МОУ ДОД ДШИ №6 г. Самара


I.

Пояснительная записка

1.

Актуальность,

педагогическая

целесообразность

и

отличительные особенности программы.
Новое время требует от современной педагогики, в т.ч. музыкальной, создания обновленных дополнительных образовательных программ, которые соответствовали бы как основным дидактическим принципам обучения: научности, систематичности, последовательности в их прочной связи с такими принципами воспитания как: целесообразность, природосообразность, так и отвечали бы современным требованиям к возросшему уровню интенсивности и эффективности образовательного процесса, отвечали бы потребности комплексного музыкального и художественно-эстетического образования и воспитания нового поколения. Данная адаптированная программа по курсу «Музыкальный инструмент. Общее фортепиано» для учащихся вокальных, струнных и народных отделений ДШИ в системе дополнительного образования сформирована педагогом дополнительного образования ДШИ №6 Коваль И.М. на базе: - федеральных стандартных программ для ДМШ (г. Москва, 1973 г., сост. М.Э.Фейгин, И.А.Дашкова, Е.Н.Орлова), для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ (г. Москва, 1991 г., сост. А.Д.Алексеев); - модели многоуровневого эстетического образования для ДШИ и ДХС (г.Самара, 2000 г., сост. Н.П.Макарова, М.В.Саверская); - программы «Общее фортепиано» для ДМШ (г. Москва, 1975 г., сост. Е.В.Аникиенко, Е.Г.Гасанова, В.М.Загоринская, Н.Н.Лебедева). Программа рассчитана на 5-летнее обучение – от 8-9 до 12(13) лет. Программа базируется на следующих основополагающих принципах: - комплексный подход к обучению, предполагающий формирование творческой личности как условие и результат полноценного, многокомпонентного процесса обучения; - последовательность и системность в построении и изложении содержания программы; - принцип научности (использование дидактических принципов обучения, а также различных методов и приемов развивающего обучения с использованием элементов здоровьесбережения на уроках общего фортепиано); Для более полного раскрытия содержания программы нами были использованы: - принцип уровневой дифференциации обучения в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся (что отражается в выборе соответствующего репертуара: для слабых, средних и одаренных учащихся, а также в различных формах отчетности, например, для более слабых детей – зачет в классном порядке, для подвинутых – академический зачет, концерт и т.д.); - повышение мотивации к учебе, исполнительской и творческой деятельности у учащихся (через использование в репертуаре новых современных произведений,
например, джазовых и эстрадных, оригинальных переложений для фортепиано и т.п.) и возможности участия детей в разнообразной концертно-просветительской и конкурсной деятельности; - применение поискового и исследовательского видов деятельности (написание рефератов, музыковедческих работ и т.п.).
Комплексный

подход

к

обучению
подразумевает формирование творческой личности учащегося как условие и результат полноценного, многокомпонентного процесса обучения. Программа сочетает в себе различные виды деятельности: овладение теоретическими знаниями в области нотной грамоты и музыкальной терминологии, исполнительская практика, развитие творческих навыков, таких как чтение с листа, импровизация, подбор по слуху, композиция; научно- исследовательская деятельность; концертно-просветительская деятельность. Кроме того, программа взаимодействует со смежными видами искусств: вокал, актерское мастерство, хореография, изобразительное искусство.
Принцип

последовательности
заключается в планировании содержания, развивающегося по восходящей линии, где каждое новое знание опирается на предыдущее и вытекает из него.
Принцип

системности
предполагает рассмотрение изучаемых знаний и формируемых умений в системе, построение всего учебного курса и всего содержания обучения как систем, входящих друг в друга и в общую систему человеческой культуры.
Принцип уровневой дифференциации
предполагает различные требования к объему изучаемого материала, уровню требований его сложности в соответствии с индивидуальными психофизическими особенностями ребенка, наличием природных музыкальных данных, глубиной интереса к музыкальному творчеству.
Принцип научности
проявляется в соответствии предлагаемых для изучения в образовательной программе знаний последним достижениям научного, социального и культурного прогресса. Обеспечивает развитие творческого потенциала личности, способной к успешной интеграции в современное общество, через создание позитивных социально-психологических условий и реализацию новейших педагогических технологий: а также различных методов и приемов здоровьесберегающих мероприятий.
Воспитательный аспект
программы выражается в том, что одной из наиболее значимых ее задач является формирование эмоционально-ценностного отношения личности ребенка к миру, искусству, национальной и общечеловеческой истории и культуре, формирование духовно-нравственных ценностей и мировоззрения ребенка.
Исследовательские виды деятельности:
анализ музыкальных форм, жанров, стилей конкретных исторических эпох, композиторских школ, гармонического языка, средств музыкальной выразительности, способов музыкально- драматургического развития произведений и т.д. Подготовка и участие учащихся с выступлениями в различных научно-практических конференциях.

2. Цели и задачи программы

Цель

программы
– развитие творческой индивидуальности учеников через исполнительскую деятельность:  Содействие в духовно-нравственном, эмоциональном, эстетическом, интеллектуальном развитии личности учащихся;  Развитие музыкальных художественно-творческих способностей учащихся;  Создание условий для самоопределения и самореализации личности.
Задачи программы:
Образовательные: Развитие у учащихся знаний, умений, навыков:  Научить ребенка самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять на фортепиано произведения из репертуара ДМШ и ДШИ;  Сформировать и развить навыки музицирования: чтения с листа, подбора по слуху, транспонирования, игры в ансамбле, умения петь и аккомпанировать себе;  Научить самостоятельно узнавать, сопереживать и анализировать средства музыкальной выразительности, гармонический язык, способы музыкально- драматургического развития произведений различных эпох и композиторских школ. Познакомить учащихся с различными жанрами, стилями, музыкальными формами. Воспитательные:  Воспитать музыкально-художественный вкус, чувство стиля;  Во спитать трудолюбие, аккуратно сть и ц е л еу с т р е м л е н н о с т ь , дисциплинированность и силу воли, самостоятельность и ответственность;  Сформировать эмоционально-ценностное отношение личности ребенка к миру, человеку, искусству, национальной истории и культуре;  Воспитать юного музыканта-просветителя, содействовать в формировании опыта самостоятельной творческой деятельности, социализации личности учащихся. Развивающие:  Создать оптимальные условия для музыкального и обще-эстетического развития учащихся, их творческого мышления, эмоционально-образного восприятия, развития зрительной, слуховой и двигательной памяти, внимания, творческой фантазии, художественного воображения, артистизма;  Поддержать формирование увлеченности искусством, потребности в саморазвитии и самообразовании.
3. Организационно-педагогические основы обучения


3.1. Формы и методы обучения и воспитания.
Данной образовательной программой предусматривается
индивидуальная

классно-урочная форма обучения
в сотрудничестве с педагогом.
Самостоятельная

форма

обучения.
Процесс накопления знаний, умений и навыков, необходимых для освоения и развития пианистической базы, очень длителен и сложен. Поэтому работа в классе с педагогом должна подкрепляться выполнением самостоятельных заданий в виде разбора нотного текста, отработки технически сложных частей, заучивания на память и т.д. Домашние занятия ученика способствуют закреплению изучаемого репертуара, развитию памяти воображения, формируют и развивают навыки анализа, а также воспитывают умение работать с учебной, художественной, специальной (музыкальные словари, э нцик лопед ии) и ис кус с т вовед ч е с кой лит е ратурой, р а з л и ч н ы м и информационными носителями (аудио, видеокассеты, СД, Интернет). Данная программа предусматривает сочетание индивидуального и само стоятельного творче ства учащихся с
коллективной

творческой

деятельностью
в малых группах (ансамбли с педагогом или другими учениками), уроки аккомпанемента с иллюстратором (струнником, духовиком, вокалистом), а также в
микро-группах,
когда, например, нескольким учащимся предлагается сыграть одно и то же произведение и обсудить, чье исполнение более удачно и почему. Совместная творческая деятельность воспитывает развитие гармонического слуха, чувство ритма, умение играть в коллективе (чувство ансамбля), формирует коммуникативные навыки, воспитывает чувство ответственности и коллективизма. Для реализации целей программы используются принципы и методы обучения, направленные на вовлечение учащихся в самостоятельную творческую деятельность. Работа в классе проходит в сотрудничестве с педагогом, совместном поиске наиболее удобных, оптимальных решений творческой задачи, которая ставится перед каждым конкретным ребенком в зоне его ближайшего развития (и чуть дальше). Главные и необходимые
принципы обучения:
- от простого к сложному; - систематичность и последовательность с учетом возрастных особенностей; - научность передаваемых знаний; - прочность; - интегрированный подход и т.п. На каждом уроке в соответствии с принципами единства восприятия и воспроизведения (созидания) ученик осознает, переживает каждую тему в целостности всех видов деятельности: прослушивая наглядный эмоционально- выразительный показ педагога, вникая в рассказ и объяснения, выполняя практическую работу. Диалоговый метод беседы позволяет установить обратную связь с учеником, контролировать его активность.
Учебный процесс в классе общего фортепиано неотделим от принципа постановки эмоционально-отношенческих задач, а также принципа опоры на личный слуховой, образный, эмоциональный, визуальный, бытовой опыт учащихся. Задача педагога заключается в развитии представлений учащихся об окружающем мире; красоте и многообразии реального мира и шедевров мирового искусства; в формировании эмоционально-эстетического отношения к природе, окружающему миру, к фольклору, произведениям искусства; в развитии творческой активности, инициативы; формировании умения убедительно, эмоционально донести до слушателей идею, настроение, характер исполняемого произведения. Вне уроков для учащихся отделения общего фортепиано применяется
метод

лекции и лекции-концерта.
Здесь необходимо соблюсти принципы: - доступности (в зависимости от возраста и подготовленности аудитории); - качественности уровня рассказа (наглядность: использование практического показа музыкальных произведений, демонстрации фильмов, качество звуковых носителей и т.д.); - уровня профессиональной и коммуникативной компетентности педагога- лектора) артистизм, эмоциональность, использование творческой возможности живого общения с аудиторией).
Метод

эмоциональной

драматургии.
Создание особой доверительной обстановки в классе позволяет педагогу установить положительный эмоционально-психологический контакт с учеником, завладеть его вниманием, создать атмосферу чуда «рождения звука». «Управляя вниманием, мы берем в свои руки ключ к образованию и формированию личности и характера» (Л.С.Выготский).
3.2 Режим занятий.
Год обучения I II III IV V Недельная нагрузка (час) 1 1 1 1 1 Обязательный режим занятий (уроков): 1 раз в неделю по 1 часу при индивидуальной форме обучения.
3.3 Формы контроля и критерии оценки.
Программой предусматривается следующие виды контроля: предварительный, текущий, итоговый.
Предварительный контроль
проводится в первые дни обучения и имеет своей целью выявить исходный уровень способностей и подготовки обучающихся, чтобы скорректировать учебно-тематический план, определить направления и формы работы.

Текущий контроль
проводится с целью определения степени усвоения детьми учебного материала и уровня их подготовленности к занятиям. Этот контроль должен повысить ответственность и заинтересованность обучающихся в усвоении материала.
Итоговый

контроль
проводится целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, умения применять их на практике, ориентации учащихся на дальнейшее самостоятельное обучение. Учет за результатами обучения в течение года осуществляется через накопление текущих оценок за выполнение домашних заданий, итоговых оценок за полугодие и оценок, полученных на контрольных уроках (в конце каждой четверти). Преподавателем своевременно выставляются итоговые оценки в журнал и в дневник учащегося.
Критерии

оценки.
При выставлении оценок необходимо учитывать продвижение учащегося и соотносить качественный уровень выполнения программных требований с индивидуальными способностями ученика. Выставляя оценку, разумно использовать не стандартный, а дифференцированный подход к каждому учащемуся. При вынесении годовой оценки учитываются результаты работы ученика в течение всего года по всем разделам программных требований.
II.

Учебно-тематический план


1 год обучения



Темы

Кол-во

часов всего

Кол-во часов

теория

практика

1.

Вводное занятие
1.1 Знакомство с инструментом, клавиатурой, посадка 1 0,5 0,5
2.

Освоение нотной грамоты
2.1 Нотная запись 3,5 3 0,5 2.2 Метроритм 3,5 2,5 1
3.

Работа над техникой
3.1 Постановка рук 4 0,5 3,5 3.2 Формирование первоначальных навыков игры на фортепиано: приемы звукоизвлечения, штрихи. 4,5 0,5 4 3.3 Гаммы, упражнения 3,5 1 2,5
4.

Развитие музыкальных и творческих

способностей
4,5- 4,54 .1. Интонирование, чувство ритма, гармонический слух 5 1 4
5.П

одб

ор

по

слу

ху и

тра

нсп

они

ров

ани

е

4.2

Работа над музыкальным образом
5,5 2 3,5
6.

Итоговое занятие
1 - 1
Всего:
36 11 25
2-3 год обучения



Темы

Кол-во

часов всего

Кол-во часов

теория

практика

1.

Вводное занятие
1 0,5 0,5
2.

Работа над техникой
2.1 Работа над этюдами, упражнениями 5 - 5
3.

Работа над пьесами
8 1 7
4.

Работа над полифонией
4.1 Особенности полифонической формы 4 1 3
4.2 Работа над многоголосием 6 - 6 31,5 1,55 .
Развитие аналитических и творческих

способностей
5.2 Ана лиз фор м, жан ров и сре дст в выр ази тел ьно сти 5.1 Чтение с листа 5 - 5
6.

Самостоятельная работа
3 - 3
7.

Итоговое занятие
1 - 1
Всего:
36 4 32
4-5 год обучения



Темы

Кол-во

часов всего

Кол-во часов

теория

практика

1.

Вводное занятие
1 0,5 0,5
2.

Работа над техникой
2.1 Работа над этюдами, упражнениями 4 - 4 2.2 Работа над техникой в произведениях 5 - 5
3.

Работа над пьесами
8 1 7
4.

Работа над полифонией
4.1 Анализ произведения 2 2 - 4.2 Работа над многоголосием 6 - 6
5.

Развитие аналитических и творческих

способностей
5.1 Анализ форм, жанров и средств выразительности 3 1,5 1,5 5.2 Чтение с листа 3 - 3
6.

Самостоятельная работа
3 - 3
7.

Итоговое занятие
1 - 1
Всего:
36 5 31

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения

Ожидаемые результаты:
К концу
первого
года обучения ребенок должен: Знать:  Нотную грамоту (правила записи нот в скрипичном и басовом ключах, обозначение размера, длительности нот, знаки альтерации, графическое обозначение штрихов и т.д.);  Ориентироваться на клавиатуре (знание всех октав);  Теоретические понятия, полученные на уроках сольфеджио: метр, ритм, лад, интервалы и т.п., закрепленные на уроках фортепиано;  Основные жанры музыки: песня, танец, марш. Уметь:  Определить характер прослушанного произведения, дать ему словесную характеристику;  Читать с листа ритмические партитуры, несложные песенки (петь и играть с предварительным показом направления движения мелодии – пластическим дирижированием);
 Подбирать по слуху небольшие музыкальные попевки и элементарное гармоническое сопровождение;  Объяснять значение муз. терминов и знаков, встречающихся в исполняемом произведении;  Самостоятельно разобрать несколько пьес и доучить их дома после разбора художественно-выразительных и технических средств с педагогом. Владеть:  Навыком игры различными штрихами (non legato, staccato, legato);  Разучить 15-20 пьес (соло и в ансамбле с педагогом) для решения различных учебных задач: Технических – координации рук, пальцев, наработка аппликатурных и позиционных навыков, работа над звукоизвлечением и т.д.; художественно-исполнительских – работа над фразировкой, динамикой, нюансировкой и т.д.; теоретических - знакомство с тональностью, гармоническим анализом произведения.
1.

Вводное занятие

Знакомство с инструментом, клавиатурой, посадка.
Теория. Знакомство с инструментом (устройство механики). История происхождения инструмента. Другие инструменты симфонического оркестра, их особенности, тембровое звучание. Слушание музыки (понятие мажора и минора). Определение на слух лада, регистра, настроения, характера музыки, исполняемой педагогом. Практика. Правильная посадка за инструментом. Знакомство с клавиатурой (анализ различных белых и черных клавиш). Знакомство с названием и нахождением на клавиатуре некоторых нот. Понятие ритма, «пульса» в музыке.
2.

Освоение нотной грамоты

2.1.

Нотная запись
Теория. Нотный стан, акколада, ключи, ноты в пределах первой октавы. Знаки альтерации. Реприза. Лад, тональность, тоника. Практика. Нахождение местоположения нот на нотном стане. Навык чтения с листа: сначала ноты без длительностей, показывая рукой направление движения, затем игра.
2.2.

Метроритм
Теория. Метр, такт и тактовые черточки. Пульсация. Длительности нот. Ритм. Размер. Практика. Чтение ритмических партитур. Сочинение собственных ритмических схем. Нахождение в нотном тексте тоники, определение тональности.
3.

Работа над техникой

3.1.

Постановка рук
Теория. Постановка рук. Понятие звукоряда, гаммы.
Практика. Выполнение упражнений для организации игрового аппарата (движений запястья, первого пальца, цепкости пальцев, чуткости «подушечек» и др.) и укрепления мышц спины.
3.2.

Формирование

первоначальных

навыков

игры

на

фортепиано:

приемы звукоизвлечения, штрихи.
Теория. Приемы звукоизвлечения: non legato, staccato, legato. Штрихи в музыке. Практика. Отработка первоначальных навыков игры, освоение штрихов на основе упражнений, например: 1. исполнить гамму 3 пальцем на non legato; 2. двумя пальцами (2-3 или 3-4), связывая соседние звуки на legato; 3. по позиционным группам: маленькая (1-3 пальцы) и большая (1-5 пальцы), сначала non legato, затем staccato и legato. Развитие координации движений (умение сочетать различную ритмическую пульсацию в левой и правой руках). Освоение игры аккордов, начиная с освоения игры чистой квинты (с опорой на 1 и 5 пальцы, формирование «купола» в ладони).
4.

Развитие музыкальных и творческих способностей

4.1. Интонирование, чувство ритма, гармонический слух
Тео р и я . Анализ мелодий, средств музыкальной выразительности исполняемых и слушаемых произведений. Практика. Угадывание песенки по ритму, нахождение недостающих звуков или исправление фальшивых ноток, досочинение песенки до конца и т.д. Сочинение ритмических партитур. Сочинение небольших мелодий на заданную тему (ритм, лад, размер), музыкальных сказок. При игре песенок обязательно пение, с обращением внимания на чистоту интонирования.
4.2. Подбор по слуху и транспонирование
Практика. Подбор по слуху простейших музыкальных попевок и песенок, элементарного гармонического сопровождения к ним, транспонирование в тональности до 2 знаков.
5.

Работа над музыкальным образом
Теория. Слушание музыки различных жанров, настроений, обсуждение характера муз. образов. Строение мелодии: мотив, фраза, предложение. Понятие формы муз. произведения. Практика. Развитие слуховых представлений о характере, настроении, жанре слушаемой и исполняемой музыки. Работа над звукоизвлечением, звуковедением, фразировкой и динамикой. Выразительное и грамотное исполнение.
6.

Итоговое занятие (зачет)
Практика. Репетиции. Концертное выступление и обсуждение результата с педагогом.
2-3 год обучения


Ожидаемые результаты:

К концу второго года обучения ребенок должен:
Знать:  Значение музыкальных терминов и знаков, встречающихся в изучаемом репертуаре;  Жанровые отличия исполняемых произведений;  Краткие сведения о композиторах исполняемых произведений, а также об эпохе написания этих сочинений; Уметь:  Читать с листа, подбирать по слуху мелодии и гармоническое сопровождение (опираясь на тонику, доминанту), транспонировать в ближайшие тональности;  Уметь сочинять мелодии на заданный стихотворный текст, простое украшение типа форшлаг, мордент, использование секвенций. Уметь сочинить словесную подтекстовку к трудному в ритмическом или техническом отношении музыкальному отрывку;  Анализировать на доступном уровне стиль, драматургию произведения, форму, развитие мелодии, фактурные особенности аккомпанемента. Владеть:  Приемами пальцевой техники (позиционной игры, подкладывания 1 пальца), разнообразным туше. Продолжать развитие навыков свободных кистевых движений;  Навыком самостоятельной работы (грамотный разбор произведений, умение доучить и закрепить сделанное в классе);  Выучить и подготовить для зачетных выступлений 5-6 различных по характеру пьес, 2-3 ансамбля, 2-3 этюда, 1-2 полифонических произведения.
К концу третьего года обучения ребенок должен:
Знать:  Музыкальные термины по требованию класса. Уметь:  Дать характеристику основным изученным жанрам (например, менуэт, Валь, ария, вариации);  Определять форму муз. произведения, структуру (тема, предложение, фраза, мотив);  Объяснять значение муз. терминов и обозначений штрихов, динамики в своих произведениях, уметь применять и выполнять их при исполнении в соответствии с художественным образом музыкального произведения;  Читать с листа несложные пьесы, подбирать простейшее аккордовое сопровождение к любым мелодиям (опираясь на главные ступени лада);  Играть в ансамбле. Владеть:
 Подготовить за год 1-2 полифониче ских произведения, 5 - 6 разнохарактерных пьес, 2-3 этюда, 1-2 пьесы в порядке ознакомления и самостоятельной работы.
К концу четвертого года обучения ребенок должен:
Знать:  Стиль исполняемых произведений;  Пополнить запас муз. терминологии. Уметь:  Анализировать изучаемый материал;  Осознанно интерпретировать произведение, т.е. выбрать соответствующие образу и художественному замыслу штрихи, акценты, динамику и т.п. Владеть:  Навыком чтения с листа (уровень 1-2 класса) с динамическими оттенками, штрихами, в характере произведения;  Навыком подбора по слуху с гармоническим и фактурным сопровождением;  Продолжить работу по развитию техники: беглости и ловкости пальцев на материале разнообразных упражнений с учетом индивидуальных потребностей и возможностей ученика.  Подготовить за год 1-2 полифониче ских произведения, 5 - 6 разнохарактерных пьес, 2-3 этюда, 1-2 пьесы в порядке ознакомления и самостоятельной работы.
К концу пятого года обучения ребенок должен:
Знать:  Стилистические и жанровые особенности музыкальных произведений;  Приобщить ученика к исследовательской и музыкально-просветительской деятельности (участие в классных концертах, детских научно-практических конференциях). Уметь:  Анализировать музыкальное произведение (форму, гармонию, фактуру и т.д.). Владеть:  Навыком чтения с листа (уровень 2-3 класса);  Продолжить работу по развитию приемов и навыков исполнительского мастерства).
Содержание программы

1.

Вводное занятие
Теория. Проверка готовности к учебному процессу: наличие необходимого нотного материала, уточнение расписания занятий, повторение пройденного в прошлом году. Практика. Уточнение и корректировка выбранного материала. Проверка самостоятельной работы на каникулах. Разбор нового материала.

2.

Работа над техникой

2.1 Работа над этюдами
Практика. Проработка технически трудных элементов. Упражнения на ловкость подкладывания первого пальца, гибкость, свободу кистевых движений, локтя. Работа над звукоизвлечением, динамикой, выразительностью исполнения.
3.

Работа над пьесами
Теория. Определение характера пьесы, жанровой принадлежности, лада, выразительных особенностей пьесы. Понятие «мелодии» и ее строение (мотив, фраза, предложение). Значение мелодии в музыкально-драматургическом и ладогармоническом развитии пьесы. Основные принципы педализации. Практика. Работа над дыханием, интонацией, звукоизвлечением. Решение технических и музыкально-выразительных трудностей при исполнении мелодии. Аккомпанемент и его роль в пьесе. Работа над умением услышать, добиться и передать оркестровое и жанровое звучание. Работа над педалью. Работа над музыкальным образом и выразительностью исполнения.
4.

Работа над полифонией
Теория. История создания, краткая биографическая справка композитора и эпохи создания произведения. Стиль, жанровые особенности. Основные законы формы полифонического произведения, способа развития тем. Практика. Анализ произведения, разбор формы и всех элементов произведения.
5.

Развитие аналитических и творческих способностей

5.1. Анализ форм, жанров и средств выразительности.
Теория. Приобщение ученика к пониманию необходимости анализа форм, жанров, стиля музыкальных произведений и средств музыкальной выразительности. Изучение музыкальных терминов и обозначений, грамотное прочтение нотного текста и требований композитора. Практика. Анализ форм, жанров, стиля и средств выразительности исполняемых музыкальных произведений.
5.2. Чтение с листа
Практика. Развитие навыка чтения с листа, подбора по слуху мелодий и аккомпанемента к ним, транспонирования, сочинения. Развитие навыка грамотного прочтения нотного текста: выбор удобной аппликатуры, штрихов (в зависимости от характера, стиля произведения). Описание своих впечатлений от прослушанной музыки, передача их в рассказе, рисунке, непосредственном исполнении.
6.

Самостоятельная работа
Практика. Приобщение детей к музыковедческой и исследовательской деятельности. Подготовка сообщения о творчестве композитора, истории создания произведения, о каком-либо музыкальном жанре и т.д.
7.

Итоговое занятие
Контрольный урок либо участие в классном концерте для более продвинутых учащихся.

IV. Условия реализации программы

1.

Работа с родителями
 Организационные родительские собрания в начале каждого учебного года;  Родительские собрания по итогам успеваемости в каждом полугодии;  Индивидуальные беседы с родителями по вопросам воспитания детей;  Анкетирование родителей с целью выявления их удовлетворенности качеством получаемых образовательных и досуговых услуг;  Проведение классных концертов для родителей, привлечение родителей для организации и участия в совместных праздниках (Новый год, 8 Марта, выпускной вечер и т.д.);  Организация совместных посещений концертов в Филармонии, спектаклей оперного и драматического театров. В течение года проводится множество различных детских и семейных мероприятий, на которых учащиеся имеют возможность проявить свои музыкальные способности, приобретенные в ходе работы по всем разделам программы. Большая часть этих досуговых мероприятий проводится в классе. Например, классные концерты для родителей, дни рождения учеников, где каждый может подарить друзьям свой музыкальный подарок и т.д. Это могут быть
семейные вечера, где дети выступают вместе с родителями (играют в 4 руки, аккомпанируют друг другу, поют или читают стихи. Большим успехом пользуются всевозможные конкурсы, викторины, представления, игры, которые оформляются музыкой, исполняемой самими учащимися.
2.

Воспитательная работа
Крайне важно выполнять задачи эстетического и этического воспитания детей, возложенные на учреждения дополнительного образования. Индивидуальный характер обучения игре на инструменте создает огромные возможности для непосредственного воздействия преподавателя на учащегося, для формирования качеств его личности. Семейные мероприятия приобщают детей и родителей к культурной форме проведения досуга, духовно сближают их и формируют новые интересы семьи. Именно поэтому они так важны в работе детских внешкольных учреждений. Концерты для ветеранов и инвалидов воспитывают у детей чувство патриотизма, уважения к старшим, гордости за свою Родину. Огромным стимулом к музыкальным занятиям служит осознание учеником ценности своей музыкально-творческой деятельности для окружающих. Когда он видит, что его музицирование может доставить удовольствие родным, друзьям, что благодаря своим музыкальным талантам он становится интереснее и значительнее в их глазах. Это служит формированию личностной мотивации, у него растет чувство самоуважения и желания самоутвердиться как личность в творческой музыкальной деятельности. Творческая деятельность развивает такие важные для любого вида деятельности личностные качества как воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие, активность.
3.

Здоровьесберегающие мероприятия
Основным условием в процессе усвоения всей суммы знаний является четкое функционирование всех органов и систем детского организма, в частности, центральной нервной системы, обеспечивающее процесс адаптации ребенка к социуму школы и возможность усвоения им суммы знаний. Чем выше уровень зрелости центральной нервной системы, тем выше процент усвоения. В связи с этим активно разрабатываются здоровьесберегающие технологии, которые при внедрении в педагогический процесс способствуют сохранению уровня здоровья. Главная задача – это согласование педагогического процесса с психофизической и гигиенической основой деятельности. 1. Организация рабочего места учеников с учетом эргономичности (освещенность, удобство, чистый, проветриваемый класс и т.д.). 2. Стремление создать комфортный психолого-педагогический климат на каждом занятии. 3. Ориентация учащихся на здоровый образ жизни. 4. Осуществление разумной смены видов деятельности на уроке, не допускающей перегрузки учащихся. 5. Оптимизация интенсивности учебной деятельности на уроке и при постановке домашнего задания.
6. Использование на уроках динамических пауз для повышения настроения и защитных свойств организма учащихся. 7. «Улыбкотерапия» – самый простой способ снять напряжение на уроке, улучшить настроение. 8. Арт-терапия и терапия цветом. Предложить выразить настроение от прослушанной музыки в цвете. 9. Дыхательная гимнастика повышает настроение и защитные функции организма.  Выучить считалку «Возле речки на пригорке жили 33 Егорки». На вдохе и выдохе считать Егорок.  Парадоксальная дыхательная гимнастика: на вдохе обнять плечи.  Упражнение «насос» - наклон вниз – вдох, выпрямиться – выдох.  «Собачка нюхает» - мелкие частые вдохи через нос.  Закрыв одну ноздрю пальцем, делать вдох, выдох через другую. 10. Упражнения для глаз: смотреть на точку вблизи (на окне) и вдаль (за окном); на палец перед собой (то приближая, то удаляя); 11. «Буратино». Лепим нос для Буратино. «Рисуем» носом солнышко, морковку, домик (терапевтический эффект для шейного отдела позвоночника). 12. Массаж рук – «моем» кисти рук, сильно растирая ладошки до ощущения тепла, надавливая каждый палец. 13. Методика стирания стрессовой информации из памяти. Сесть и расслабиться. Закрыть глаза. Представить перед собой чистый лист бумаги, карандаши, стирательную резинку. Мысленно нарисовать негативную ситуацию, которую необходимо забыть, и затем мысленно «стирать» ее до тех пор, пока она не исчезнет.
4.

Материально – техническое обеспечение
Организация рабочего места:  хорошо проветриваемый чистый класс;  достаточное освещение с учетом эргономичности (свет на инструмент должен падать слева). Оборудование:  фортепиано;  стол;  стулья;  подставка под ноги и на стул;  книжный шкаф для хранения нот, книг, аудиокассет, документации;  магнитофон (муз. центр) для прослушивания музыкальных записей.

V. Список использованной литературы
1. Абросимова Т.Н., Саморукова С. Статьи и материалы НПК «Новые компетентности преподавателей ДШИ. – Самара, изд-во СГПУ, 2003. 2. Абрамова И.В., Бочкарева Т.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Методическое пособие, Самара, 2004. 3. Беркман Т.Л. Обучение музыке в школе. Изд-во Академии педагогических наук РСФСР. – М., 1958. 4. Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. Москва, Классика – XXI, 2003. 5. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.: «Пассим», 1994. 6. Смирнова Т.И. Программа «Класс специального фортепиано. Интенсивный курс», - М., 1997. 7. Фролова Н.А. Методическая разработка «Основные направления работы учащегося – музыканта по развитию двигательно-технических умений и навыков». Самара, СГПУ, 2003. 8. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. – М.: Интерпракс, 1994.

VI. Список рекомендуемой литературы
1. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. – М.: Сов. композитор, 1989. 2. Гармонический аккомпанемент к мелодии (методическая разработка по гармонии). – Куйбышев, 1976. 3. Гофман И. Фортепианная игра. (Вопросы и ответы о фортепианной игре). – М., 1998. 4. Исполнительский и методический анализ фортепианного произведения (методическая разработка для ДМШ, училищ, вузов). – Куйбышев, 1985. 5. Кондратьев А. Развитие музыкального слуха. – М.: Изд. ВЦСПС, Профиздат, 1962. 6. Королева Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках. _ М.: Просвещение, 1994. 7. Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. – М.: «Музыка», 1966. 8. Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. – М.: «Музыка», 1982. 9. Метод ускоренного обучения технике игры на фортепиано. – М., 1988. 10. Москаленко Л.А. Методика организации пианистического аппарата в первый год обучения. – Новосибирск, 1989. 11. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.: «Музыка», 1961. 12. Никитин А. Начинающий джазовый пианист (методические рекомендации для педагогов ДМШ). – Хабаровск, 1982 – ч.1, 1984 – ч.2. 13. Ражников В.Г. Диалог о музыкальной педагогике. - М.: «Музыка», 1989.
14. Рыцарева М.Г. «Музыка и я». Популярная энциклопедия для детей. - М.: «Музыка», 1994. 15. Тургенева Э. Начальный период обучения игре на фортепиано. Методическая разработка для преподавателей ДМШ ДШИ. – М., 1989. 16. Уралова Т.М. Искусство игры на фортепиано. – СПб.: «Нива», 1997. 17. Фейнберг С. Пианизм как искусство. - М.: «Музыка», 1969. 18. Шендерович Е. В концертмейстерском классе. - М.: «Музыка», 1996. 19. Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. – Л.: «Музыка», 1985. 20. Юдовина-Гальперина Т.Б. «За роялем без слез, или я – детский педагог». – СПб.: «Союз художников», 1996.
VI. Примерный репертуарный список
Предлагаемые репертуарные списки являются обновленным современным перечнем авторских сборников, отдельных произведений различных жанров, стилей. Списки составлены в порядке возрастания сложности музыкальных произведений, что позволит педагогу разработать индивидуальный план ученика, способствующий постепенному развитию его мастерства, расширению музыкального кругозора. Репертуарные списки обогащены произведениями современных авторов, в т.ч. самарских композиторов.
1 класс

Первые шаги маленького пианиста: Сборник (сост. Т.Взорова, Г.Баранова).
Крутицкий М. Зима. Леденев Р. Тихо все кругом. Парусинов А. Колыбельная. Салютринская Т. Ивушка (р.н.п.). Витлин Л. Кошечка. Арман Ж. Пьеса. Литовко Ю. Пастушок (ч.н.п.). Хренников Т. Колыбельная. Кригер И. Менуэт.
Моцарт Л. Полонез. Моцарт Л. Менуэт. Моцарт В.А. Менуэт. Бах И.С. Менуэт. Степаненко М. Обидели.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники