Автор: Калинина Наталья Петровна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: ГОУ ЯО "Рыбинская школа-интернат №1" Населённый пункт: город Рыбинск Ярославской области Наименование материала: учебная программа для Воскресной школы Тема: "Основы церковного и хорового пения" Раздел: дополнительное образование
преподаватель: Калинина Н.П.
ДПБДОО «Истоки»
г. Рыбинск 2013 г.
1. Пояснительная записка.
1.1.Цель:
Формирование духовно-нравственной культуры личности в
процессе изучения опыта и традиций Православного певческого искусства.
1.2.Задачи :
– введение воспитанников в исторический контекст русской
духовной музыкальной культуры,
– ознакомление с основными этапами развития духовной
музыкальной культуры,
– изучение церковной певческой традиции через Православное
Богослужение,
– освоение духовного музыкального наследия через тексты
Богослужебных книг: Псалтири, Часослова, Октоиха, минеи,
– изучение основных традиционных распевов и обиходных напевов,
– знакомство со стилями рада композиторов и их сочинениями на
литургические тексты,
– подготовка учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению
православной певческой культуры.
Православная этика учит ребенка сознательно управлять своими
эмоциями и желаниями, закладывает фундамент будущей жизни. Мы
убеждены, что внешняя интеллигентность, внешняя культура не заменят
православного мировоззрения, включающего в себя и культуру. Ведь можно
быть и интеллигентным негодяем. К тому же опыт показывает, что без этой
подлинной внутренней красоты человек вскоре утрачивает и внешнюю.
Именно по этому в наших занятиях, помимо работы над основными нормами
поведения, мы, в первую очередь, раскрываем темы, связанные с обращением
к Ветхому и Новому Заветам. Без них у детей не будет четкого
представления, во имя чего всё это надо делать.
В числе обязательных предметов для учеников православной
воскресной школы музыкальные занятия занимают первое место после
уроков Закона Божия. Отсюда становится понятно, что обучение
богослужебному пению необходимо в каждой православной школе. Пение
есть искусство. Во все времена и у всех народов пение занимало важное
место среди общеобразовательных предметов. Древние египтяне,
дохристианские греки, ветхозаветные евреи, могущественные римляне, а так
же и современные культурные народы мира высоко ставили и ставят
богослужебное пение, с одной стороны: 1) как средство для выражения
религиозных чувств. 2) как средство, воспитывающее и облагораживающее
душу человека. 3) как приятное, услаждающее и успокаивающее занятие.
Предлагаемая программа для 1-7 годов обучения в православной
воскресной школе предусматривает прежде всего практическое освоение
современного церковного певческого Обихода. Под Обиходом понимается
свод простых повсеместно употребимых песнопений годового круга
богослужений. Посредством обиходных песнопений учащиеся знакомятся с
важнейшими православными богослужениями: Литургией, Вечерней,
Утренней, а так же с главными христианскими Праздниками. Вместе с тем
предполагается ознакомление с богослужебными книгами, а так же историей
богослужебного пения.
В программе используется следующий интонационный материал:
– речетация на одном тоне и более развитые формы
псалмодирования,
– распространенные обиходные напевы,
– гласовые напевы,
– «неканонический» интонационный материал: мелодии кантов,
колядок, духовных, русских народных и детских песен.
Песнопения Православной Церкви – тексто-музыкальные
произведения. Работа над текстами составляет значительную часть всей
работы и ее познавательное и нравственно-воспитательное значение очень
велико. Посредством богослужебного пения дети, на доступном им уровне,
усваивают православную догматику, литургическое и нравственное
богословие, чинопоследование служб. Однако в полной мере эффективность
этического значения церковного пения проявляется в литургическом
контексте. Поэтому, по мере возможности, нужно приобщать воспитанников
православной воскресной школы к посещении храма, к клиросному и
общенародному пению.
Помимо канонического тексто-интонационного материала в
программе отчасти используются и авторские сочинения на духовные темы,
религиозные канты, колядки Рождественского круга, духовные стихи, песни и
фольклор.
Изучение данного курса предполагает овладение учащимися
комплексов знаний, навыков и умений:
1)
Знаний об основных памятниках древнерусского певческого
искусства;
2)
Умения правильно и осмысленно произносить богослужебные
тексты;
3)
Умение ориентироваться в репертуаре обиходного пения;
4)
Умение исполнять богослужебные песнопения в правильной
«церковной» манере;
5)
Умение практически пользоваться богослужебными книгами,
прочитывать и распевать тексты;
6)
Приобретение навыков клиросного пения.
Тематическое планирование.
Первый год обучения (34 часа). Дети 4-5 лет.
Тема 1.
Хор в воскресной школе. Церковный хор, кто в нем поет. Как себя вести в
таком хоре?(1час).
Тема 2 .
О добре, о Боге (3 часа).
Разучивание песенок о добре, добрых делах, о любви и бережном
отношении к животным, о Боге, о мире, о родителях.
Тема 3.
Молитвенные песнопения на «всякий день и час» (9 часов).
«Господи помилуй», «Слав и ныне»(1 час),
«Трисвятое», «Алилуиа» (2 часа),
«Царю Небесный» (3часа),
«Отче наш» (3часа).
Объяснение смысла текстов. Ритмичное произнесение. Пропевание
на одном тоне. Пропевание на обиходный напев. Выучивание наизусть.
Тема 4 .
Рождество Христово.(4 часа)
Подробный рассказ о смысле и значении праздника, его роли в
жизни христианина. Подготовка к празднику: разучивание песенок о
Рождестве, зиме, о Боге. Прослушивание Рождественских колядок,
разучивание некоторых из них. Праздничный концерт в честь Рождества
Христова.
Тема 5.
Песнопения, посвященные Пресвятой Богородице.(6 часов).
«Достойно есть» (3часа),
«Богородице Дево» (3 часа).
Объяснение смысла текста, ритмичное произнесение на одном тоне,
выучивание на гласовый распев.
Тема 6.
Пасха Христова.(10 часов).
Тропарь Пасхи «Христос Воскресе»,
Песенки о Пасхе, о Матери Божией, о маме, и т.д.
Празничный концерт в честь Пасхи.
Подробный рассказ о смысле и значении праздника, подготовка к
нему (Великий Пост), кА нужно себя готовить к празднику Пасхи.
Тема 7.
Открытый урок, подведение итогов ( 1 час).
Второй год обучения (34 часа). Дети 6-7 лет.
Тема 1.
Песнопения на «каждый день и час». (2 часа).
Повторение пройденного материала:
«Отче наш», «Достойно есть», «Богородице Дево», «Царю
небесный» (1 час).
Изучение новой молитвы «Благодарим Тя» (1час).
Разбор и осмысление текста. Ритмичное произнесение,
запоминание.
Тема 2.
Песнопения праздника Рождества Христова (10 часов).
Тропарь Рождеству Христову, кондак Рождеству христову.
Объяснение смысла и происхождения праздника, подготовка к
Рождеству – значение рождественского поста. Напоминание о значении и
смысле Рождества. Рассказ о Святках, новые песнопения знакомых
праздников. Разучивание рождественских колядок и песенок.
Тема 3.
Песнопения Великого Поста(4 часа).
Великий Пост – время молитвы и покаяния, время добродетели и
любви к ближним. Смысл и значение поста в христианской жизни.
Крестопоклонная неделя, воспоминание о крестных страданиях Спасителя, о
значении креста в жизни христианина. Тропарь «Кресту Твоему»–
обиходный напев.
Тема 4.
Песнопения праздника Пасхи. (12 часов).
Особое положение Пасхи в ряду других христианских праздников.
Особенности его празднования, подготовка к Пасхе. Тропарь «Христос
Воскресе», «Елицы во Христа креститеся», «Ангел вопияше» – работа над
текстом, пение на обиходные напевы.
Песенки о Пасхе, о добре, о Боге, и т.д.
Тема 5.
Песнопения, посвященные дню Жен Мироносиц – празднику
женщин христианок (2 часа).
Песни о матери, бабушке, об учителях, о женщине.
Тема 6
Песнопения Литургии (3 часа).
Назначение Литургии, смысл песнопений: «Трисвятое», «Ектении»,
1-й антифон «благослови душе моя Господа».
Пропевание на обиходный напев.
Тема 7.
Открытый урок (1 час).
Подведение итогов работы за год. Поздравления и добрые
пожелания.
Третий год обучения (34 часа). Дети 8-9 лет.
Тема 1.
Повторение пройденного в прошлом году материала(1 час).
Тема 2.
Литургия, история возникновения, виды литургии, смысл и
значение (8 часов).
Песнопения: 1 и 2 Антифоны, Мирная Ектения, сугубая Ектения,
просительная Ектения, Символ Веры.
Пропевание на обиходные напевы, разъяснение смысловой нагрузки
текстов, толкование Святых Отцов.
Тема 3.
Песнопения праздника Рождества (3 часа).
Повторение Тропаря и Кондака Рождеству. Ознакомление с новыми
понятиями : Канон, Ирмос, Катавасия. Разучивание ирмоса первой песни
канона Рождества Христова «Христос раждается славите». Повторение с
прошлого года рождественских колядок, разучивание новых.
Тема 4.
Песнопения Великого Поста (4 часа).
Повторение знакомых постовых песнопений: «Кресту Твоему»,
изучение новых молитв: прокимен «Не отврати лица Твоего», «Да исправится
молитва моя».
Тема 5.
Песнопения Пасхи (12часов).
Ирмос первой песни канона Пасхи «Воскресения день», Тропарь
Пасхи «Христос Воскресе» на греческом языке, первая стихира Пасхи
«Пасха, Священная нам днесь».
Повторение «Ангел Вопияше», «Елицы во Христа», «Христос
воскресе».
Песни, посвященные Пасхе.
Тема 6.
Почитание Святых в православной певческой традиции (3 часа).
Молитвы (тропари, величания) Православным Святым: Николаю
Чудотворцу, Илие Пророку( храмовые святые), Сергию радонежскому;
изучение их жизни. Святые – Покровители каждого христианина.
Тема 7.
Песнопения Двунадесятых праздников (2 часа).
Тропари, величания праздникам: Крещение Господне, Троица,
Успение Пресвятой Богородицы.
Тема 8.
Открытый урок, подведение итогов (1 час).
Четвертый год обучения (34 часа). Дети 10-11 лет.
Тема 1.
Повторение пройденного материала (1 час).
Тема 2.
Православная Литургия (14 часов).
История, виды Литургии, строение Литургии (Проскомидия,
Литургия оглашенных, Литургия верных). повторение 1 и 2 Антифонов,
Ектений, Трисвятое, Достойно есть; изучение новых Литургических
песнопений: Единородный Сыне, Блаженны, Херувимская Песнь, Милость
Мира, Тело Христово, Видехом Свет , да исполнятся.
Тема 3.
Песнопения Рождества (4 часа).
Канон Празднику Рождества.
Колядки, песни о Рождестве.
Тема 4.
Песнопения Постной Триоди ( 3 часа).
Покаяние, Да исправится, Псалом 136 «На реках вавилонских.
Рассказ на основе Священного писания. Работа над текстом. Пение на
обиходный напев.
Тема 5.
Песнопения Пасхи (11 часов).
Канон Пасхи, Стихиры Пасхи, Эксапостиларий Пасхи «Плотию
Уснув», Кондак Пасхи «Аще и во гроб», Тропарь Пасхи на греческом и
латинском языках.
Тема 6.
Подведение итогов, контрольный урок (1 час).
Пятый год обучения (34 часа). Дети 12-13 лет.
Дети этого года обучения приглашаются петь на клиросе за
небольшое денежное жалование.
Тема 1.
«Пою Богу моему» (9 часов)
Все песнопения Православной Литургии Иоанна Златоуста,
Василия Великого.
Всенощное бдение ( история, основные части, смысл этого вида
Богослужения )
Предначинательный псалом (знакомство с Псалтирью)
Блажен муж.
Свете тихий.
Сподоби Господи.
Величание.
Полиелей.
Система осмогласия (1,2.3,4 гласы).
Пение обиходных напевов
Тема 2.
Песнопения Рождества (5 часов).
Канон Рождества (полностью), Прокимен великий «Кто Бог Велий»,
«С нами Бог», задовтойник Праздника.
Разучивание новых песен о Рождестве.
Тема 3.
Песнопения Великого Поста (5 часов).
Все, ранее изученные песнопения,
Канон покаянный Андрея Критского.
Литургия Преждеосвященных Даров.
Тема 4.
Песнопения Пасхи (9 часов).
Канон Пасхи,
Стихиры Пасхи,
Христос Воскресе на грузинском языке, Рожнова.
Кондак Пасхи.
Предварившия утро,
Воскресни Боже.
Тема 5.
Песнопения Двунадесятым праздникам (3 часа ).
Тропари, величания этим праздникам.
Тема 6.
Песнопения воскресных богослужений (2 часа).
Тропари воскресные восьми гласов.
Гласовые напевы 1 – 4 гласов.
Тема 7.
Подведение итогов.(1 час).
Контрольный урок.
Шестой год обучения (34 часа). Дети 14-15 лет.
Тема 1.
История богослужебного пения по Библии (основные этапы). (1
час).
Тема 2.
Песнопения Литургии Иоанна Златоуста (1 час).
Тема 3.
Песнопения Литургии Василия Великого (1 час).
Тема 4.
Песнопения всенощного бдения (5 часов):
Все ранее изученные (1 час),
Ангельский собор (1 час),
Великое славословие (1 час),
Гласовые напевы 5 – 8 гласы (2 часа).
Тема 5.
Рождественские песнопения ( 5 часов).
Все песнопения, посвященные Рождеству,
Новые песни, канты, колядки о Рождестве.
Тема 6.
Песнопения Великого Поста (4 часа).
Литургия Преждеосвященных Даров,
Все великопостные песнопения.
Тема 7.
Пасхальные песнопения (10 часов).
Все пасхальные богослужебные песнопения,
Песни, канты. Посвященные Пасхе,
Русские народные песни, произведения классики на духовные темы.
Тема 8.
Гласовые распевы 1– 8 гласы (4 часа).
Тема 9.
Песнопения православных требных богослужений (2 часа).
Последование панихиды,
Последование молебна.
Тема 10.
Подведение итогов работы за год, контрольный урок (1 час).
Седьмой год обучения (34 часа). Дети 16-17 лет.
Тема 1.
О музыке, пении и музыкальных инструментах в Священном
Писании Ветхого Завета (3 часа).
Священное писание о возникновении музыкальных инструментов и
пения. Музыкальные инструменты – их роль в культуре древнего мира. Царь
Давид-псалмопевец. Организация храмового пения и музыки во времена
Давида и Соломона. Библейские песни и псалмы.
Тема 2.
Псалмопение в православной традиции (2 часа).
Псалмы, Псалтирь, роль псалмопения в православных
богослужениях. Псалмы: 50, 90, 102, 103, 136, 148, 150 чтение, пение.
Прослушивание:
С.В.Рахманинов «Благослови душе моя Господа», П.Г.Чесноков «Да
исправится молитва моя».
Тема 3.
Церковная псалмодия (4 часа).
Практическая работа с Псалтирью и часословам. Чтение отдельных
мест Псалтири в русском и славянском шрифте. Объяснение текста,
правильная манера произнесения. Чтение и пение по часослову знакомых и
не знакомых текстов.
Тема 4.
Богослужебное пение в Византии (3 часа).
Богослужебное пение в первые века Христианства. Святые отцы о
богослужебном пении. Организация богослужебного пения со времен
равноапостольного Константина Великого. Авторы богослужебных текстов.
История святого Романа Сладкопевца и преподобного Иоанна Дамаскина.
Октоих. Нотация.
Прослушивание:
Фрагменты греческой литургии.
Тема 5.
Богослужебное пение в Киевской Руси ( 3 часа).
Крещение Руси, зарождение богослужебной певческой традиции в
первые века христианства на Руси. Книги, певцы, доместики, школы.
Прослушивание:
Былины, духовные стихи под гусли.
Тема 6. Знаменное пение, знаменная нотация (3 часа).
Характеристика знаменного пения. Практическое знакомство со
знаменной нотацией. Пение песнопений знаменного распева.
Тема 7.
Богослужебное пение в Московской Руси (3 часа).
Преподобный Сергий Радонежский – его роль в духовном
возрождении Руси.
Русские цари – их участие в церковном пении. Церковно-певческие
школы. Церковные хоры. Распевщики.
Тема 8.
Богослужебное пение в 17-м столетии (3 часа).
Реформы церковногопения. Переход на многоголосие. Новые виды
распевов. Партесное пение, партесные концерты.
Канты: религиозного содержания, лирические, шуточные.
Прослушивание:
Н.П.Дилецкий «Хвалите имя Господне, кант «Буря море
раздымает», «О Тебе радуется» греческого распева.
Тема 9.
Петербургская богослужебная певческая традиция (3
часа).основание Санкт-Петербурга. Реформы Петра Великого. Петербургская
Придворная Певческая Капелла. Директора Придворной Капеллы.
Композиторы «петербургской школы» :Д.С.Бортнянский, А.Ф.львов,
Н.А.Римский-Корсаков, А.А.Архангельский.
Прослушивание:
Н.А.Римский-Корсаков «Отче наш», А.Ф.Львов «Вечери Тоея
тайныя», А.А.Архангельский «Благослови, душе моя».
Тема 10.
Московская богослужебная певческая традиция (3 часа)
Выдающаяся роль Москвы в сохранении богослужебной певческой
традиции. Государевы Певчие Дьяки. Синодальное училище церковного
пения. Синодальный хор.
Композиторы «московской школы»: П.И.Чайковский,
А.Д.Кастальский, П.Г.Чесноков, А.Т.Гречанинов, С,В.Рахманинов.
Прослушивание:
П.И.Чайковский «Достойно есть», П.Г.Чесноков «Воскресение
Христово», А.Т.Гречанинов «Верую».
Тема 11.
Роль монастырей в становлении и развитии богослужебной
певческой традиции (3 часа).
Киево-Печерская Лавра. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Оптина
пустынь. Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. Костромской
Ипатьевский монастырь.
Монастырские напевы и распевы: тропарь Феодоровской иконе
Божией Матери – киево-печерского распева, канон Пасхи – лаврского напева,
«Радуйся Живоносный Кресте» – подобен Оптиной пустыни, «Помилуй нас,
господи» – валаамского распева, «Взбранной Воеводе» – «ипатьевское».
Тема 12.
Контрольный урок. Подведение итогов (1 час).