Авторы: Бызова Татьяна Александровна, Павлова Алёна Анатольевна
Должность: преподаватели по классу "Фортепиано"
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств №1"
Населённый пункт: г.о. г. Октябрьский, Республики Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка лекции-концерта
Тема: "По страницам детских альбомов"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Детская школа искусств №1»
городского округа город Октябрьский
Республики Башкортостан
Методическая разработка
Лекции-концерта
«По страницам детских альбомов»
г.Октябрьский
2021
Цели: познакомить обучающихся с програмной музыкой классических
композиторов.
Задачи:
1.Расширение кругозора учащихся
2.Повышение интереса учеников фортепианного отделения к концертным
выступлениям
3.Помочь обучающимся в формировании навыков воплощения
художественного образа на сцене
Слайд №1
Добрый вечер, дорогие друзья!
Наша встреча с Вами сегодня посвящена музыкальному миру детства,
детских впечатлений и грёз. Миру детства таким, каким его видят
композиторы.
Внутренний мир ребёнка значительно отличается от внутреннего мира
взрослого человека. А значит и музыка, написанная для детей должна быть
ясной, понятной для них и несложной в исполнении. Именно поэтому музыка
в детских альбомах самых разных композиторов посвящена тому, чем живут
дети каждый день своей жизни: играм и забавам, сказкам и страшилкам,
реальным людям и вымышленным персонажам. Кроме этого, подобно
детской литературе, детская музыка призвана рассказать детям о добре и
справедливости, учить глубоко чувствовать и выражать разные эмоции.
Слайд № 2.
Первымкомпозитором, который обратился к сочинению детского
альбома,был Роберт Шуман - немецкий композитор и педагог. Яркие по
характеру пьесы сразу полюбились детям. И это было не случайно.
Композиторы того времени редко писали пьесы, в которых раскрывали
психологию ребёнка. Шуман в этом был новатором. Он, много времени
занимаясь со своими малышами: читая книги, играя на фортепиано, сочиняя
фантастические истории, задумался о создании специального сборника
детских пьес – «Детского альбома». Небольшое произведение, сочинённое ко
дню рождения старшей дочери, положило начало «Альбому для юношества»,
завершённому в сентябре 1848 года. Первоначально он был назван
«Рождественским альбомом для детей», а во втором издании – «Альбом для
юношества".
В пьесах сборника Шуман отразил мир ребёнка: его интересы и впечатления,
радости и огорчения. Шуман тонко чувствовал ребячью натуру и смог в
своей музыке воссоздать жизнь такой, какой она является в представлениях
ребёнка, с позиции детского восприятия и понимания. Композитор считал,
что название пьесы приоткрывает исполнителю содержание и направляет
воображение по определённому руслу. Название – это образ (программа)
произведения. Поэтому музыку называют программной.Сегодня мы
познакомимся с некоторыми пьесами этого сборника.
Слайд №3.
«Смелый наездник». В этой пьесе композитор создаёт образ удалой скачки
(быть может, «верхом на палочке»). Музыка раскрывает характер героя-
шалуна – его детскую отвагу и смелость, радостное ощущение своей
ловкости.
«
Смелый наездник», исп. Сельянов Григорий.
Слайд №4
Следующийобраз, представленный композитором– образ Деда -Мороза. Хотя
в немецких изданиях эта пьеса носит название Кнехт Рупрехт. Это
мифическое лицо в немецких сказках, род «буки», которым пугают детей. Но
в русских изданиях мы знаем эту миниатюру под названием Дед-Мороз,
спешащий сквозь метель с поздравлениями и подарками. Этот образ нам
ближе и понятнее.
"Дед- Мороз", исп. Ярова Нигора.
Слайд №5
Сейчас мы услышим пьесу «Первая утрата». Самая нежная и задушевная
пьеса. Её появление было связано с реальным событием.
В семье Шуманов жила птичка – чижик. Дети радовались ей. Однажды её
нашли бездыханной. Слово – утрата означает потеря близкого существа.
Музыка передаёт переживание, горе детей.
"Первая утрата", исп. Саетгараева Маргарита.
Слайд №6
Пьеса "Отзвуки театра"является одной из лучших в сборнике.Посещение
театра детьми – явление всегда волнующее, впечатляющее. Ни в одной
другой пьесе сборника не найти такого яркого эмоционального контраста
между образами крайних частей и серединой.
"Отзвуки театра", исп. Миргалеева Эмилия.
Слайд №7
Композитор, который так же обратился к сочинению пьес для детей - Петр
Ильич Чайковский - русский композитор,педагог и дирижер.
Воодушевленный "Альбомом для юношества" Р.Шумана, П.И.Чайковский
создает свой «Детский альбом" (как указано на титульном листе, «в
подражание Шуману»), который стал не просто следующей ступенью в
развитии детской музыки, но и непревзойденной до сих пор вершиной этого
жанра. «Подражание» Шуману выразилось не столько в звучании музыки
этого альбома, сколько в самой идее сборника пьес, предназначенных для
детей, и в использовании похожих образов.
В отличие от «Альбома для юношества» Шумана, «Детский альбом»
Чайковского был настоящим циклом, пьесы которого объединены даже
некоторым внутренним сюжетом. В «Детском альбоме» описан один день из
жизни ребенка.
Несколько пьес альбома образуют маленькую сюиту. Конечно же, это пьесы
не только о куклах, но и о девочке, которая переживает болезнь куклы, её
похороны, а спустя некоторое время радуется новой кукле. Это короткие
музыкальные рассказы о сложной и серьёзной душевной жизни ребёнка,
который чувствует всё так же сильно и остро, как взрослый человек.
Слайд №8
Первая пьеса, с которой начнется наше
знакомство с "Детским
альбомом" П.И.Чайковского
называется"Болезнь
куклы".Печальная
музыка об очень искренних переживаниях девочки, которая принимает свою
игру как бы всерьёз. А может быть, любимая кукла действительно
безнадёжно сломалась (заболела).
"Болезнь куклы", исп. Смирнова Люба.
Слайд №9
Дальше звучит пьеса «Похороны куклы»... И вдруг, неожиданно для всех,
пьесу сменяет"Вальс". Почему? Потому, что нужно время, чтобы забылось
горе. Но почему же здесь звучит именно вальс? А потому, что он был самым
любимым танцем XIX века, звучал и в роскошных бальных залах, и на
скромных домашних праздниках.
"Вальс", исп. Аксютина Виктория.
Слайд №10
Следом за "Вальсом" звучит пьеса "Новая кукла".Девочка так рада новой
игрушке! Вместе со своей куклой она кружится, танцует и, наверное,
чувствует себя очень счастливой. Музыка наполнена чувством восторга,
трепещущей радости, счастья.
"Новая кукла", исп. Бызова Ксения.
Слайд №11
Следующая пьеса "Детского альбома" - танцевальная миниатюра в жанре
мазурки. Мазурка - это польский народный танец. Стремительность и удаль
мазурки сочетается сэмоциональным богатством и душевностью.
"Мазурка", на сцене–Арина Глухова, за роялем – Есипова Софья.
Слайд №12
П.И.Чайковский много путешествовал, он побывал во Франции и Италии,
Турции и Швейцарии. Каждое путешествие находило отклик в душе
композитора, который с легкостью передавал колорит этих стран в своих
произведениях. Представляем вашему вниманию "Итальянскую песенку".
Этограциозная, милая и нежная пьеса. Немного похожа на вальс, но вальс
этот не плавный, а игривый и оживленный. Музыка словно передает всю
непоседливость детского возраста.
«Итальянская песенка». Фортепианный дуэт - Анисимова Елизавета,
Багаутдинова Аида.
Слайд №13
Путешествие композитора привело нас в Германию.Сейчас мы услышим
«Немецкую песенку», которая похожа на немецкий старинный сельский
танец лендлер - предшественник вальса. Танцевали его крестьяне в
деревянных башмаках, неторопливо, с галантными поклонами, притопами и
кружениями. "Немецкая песенка весела и бесхитростна, но в ней
определенно есть какая- то загадка...
Фортепианный дуэт - Сельянов Григорий, Петрова Виктория.
Слайд №14
Продолжает альбом пьеса с мечтательным названием "Сладкая греза".
Спокойная задумчивость мелодии, красота и простота звучания. Словно
ребенок, глядя в окно на морозные узоры, сочиняет свою незатейливую
сказку в вечерних сумерках.
"Сладкая греза", исп. Ишмухаметова Камила.
Слайд №15
Линию «детских альбомов» продолжил Самуил Майкапар - русский и
советский композитор, пианист, преподаватель. Мысли о необходимости
создания специальных произведений для детского исполнения возникли у
Майкапара в тот момент, когда он переезжает из Москвы в Тверь, где у него
появляется возможность открыть собственную детскую музыкальную школу.
Так, занятия с маленькими учениками и сподвигли композитора к созданию
пьес, построенных на принципе художественности и доступности
музыкального материала.
Одним из самых
популярных детских фортепианных циклов Майкапара
является цикл "Бирюльки",написанный в 1900 году. По своей форме
"Бирюльки" - это сюита, состоящая из 26 разнохарактерных пьес различного
содержания, объединённых художественными и методическими целями.
Все пьесы цикла написаны в разных жанрах. Их названия подсказывают
ребёнку содержание миниатюры, помогая развернуться его творческой
фантазии. В каждой пьесе раскрывается один определённый музыкальный
образ.
Слайд №16
Пьеса "В садике"открывает фортепианный цикл "Бирюльки".
Слушая её, живо представляешь тёплый летний день и детскую площадку в
тенистом саду. Музыка передаёт весёлый характер детских игр.
"В садике", исп. Ковалёва Вероника.
Слайд №17
Следующая пьеса "Мимолётноевидение"- лёгкая, воздушная, изящная.
Одинаковые интонации похожи на кружение или взмахи лёгких крылышек.
Может быть, композитор хотел рассказать нам о красивом мотыльке или
сказочном эльфе?
"Мимолётное видение", исп. Пятибратова Даша.
Слайд №18
Оченьинтересно композитор изобразил в маленькой миниатюре
"Мотылька". Мотылёк гораздо меньше бабочки, у него нет таких больших
и красивых крыльев, поэтому он менее грациозен и изящен. Зато его полёт
более стремительный и лёгкий. И это очень точно передаёт музыка, слушая
которую мы как будто видим перелетающего с цветка на цветок мотылька.
"Мотылёк", исп. Мухаметшина Аделина.
Слайд №19
В старину без танцев не обходился ни один бал.
Самуил Майкапар тоже включил в свой сборник "Бирюльки" некоторые
танцы. Только его танцы больше подходят для кукольного бала.
«Вальс», исп. Зиязова Диляра.
Слайд №20
Продолжает традицию детских фортепианных сборников Роберта Шумана,
Петра Ильича Чайковского и Самуила Майкапара Сергей Сергеевич
Прокофьев - русский и советский композитор, пианист и дирижер. Так
появился сборник "Детская музыка", написанный в 1935 году и состоящий из
12 легких пьес. Опираясь на лучшие страницы детской музыки, Прокофьеву
удалось передать мироощущение самого ребенка, а не создать музыку о нем
или для него. Прокофьев воспринимает все окружающее с позиции
жизнерадостной молодости, по - весеннему светло и по - детски чисто и
непосредственно.
Слайд №21
Первая пьеса сборника - «Утро». Это как бы эпиграф сюиты: утро жизни. В
сопоставлении регистров ощущается пространство, воздух! Мелодия чуть
мечтательна и кристально чиста.
"Утро", исп. Мельникова Екатерина.
Слайд "22
Следующая пьеса детского альбома - «Прогулка».Трудовой день малыша
начался. Его походка тороплива, хотя и несколько с развальцей. Уже в
первых тактах передан ее начальный ритм. Надо успеть все увидеть, ничего
не пропустить, в общем, дел очень много...
"Прогулка", исп. Смирнова Люба.
Слайд №23
Далее мы познакомимся с пьесой «Дождь и радуга», в которой композитор
пытается, и очень успешно, живописать то огромное впечатление, которое
производит на ребят всякое яркое явление природы. Здесь и естественно
звучащие смелые звуковые «кляксы» и, точно падающие капельки.
"Дождь и радуга", исп. Усачёва Ярослава.
Слайд №24
И в заключении прозвучит «Тарантелла». Это жанрово-танцевальная,
виртуозная пьеска, выражающая задорную темпераментность ребенка,
захваченного музыкально-танцевальной стихией.
"Тарантелла", исп. Карпова Анна.
Слайд №25
Сегодня мы познакомились с детскими альбомами замечательных
композиторов: Р.Шумана, П.И.Чайковского, С.Майкапара и С.Прокофьева.
Мы окунулись в удивительный мир музыкальных образов и ярких детских
впечатлений.
Благодарим за внимание, до новых встреч!
Список литературы:
1.
А. Алексеев История фортепианного искусства М.,1988, глава IV
2.
М. Ройтерштейн. Основы музыкального анализа М., 2001.
3.
Г. Цыпин. Обучение игре на фортепиано М.,1984.
4.
С. Гринштейн. Очерки по истории фортепианной педагогики. 2009
5.
Р. Шуман. Альбом для юношества. Соч.68.
6.
П.И.Чайковский Письма к близким. Избранное. М ,: Музгиз, 1955г
7.
Г. Домбаев Творчество П.И. Чайковского. В материалах и документах. М.: Музгиз, 1958г.
8.
П.И.Чайковский «Детский альбом» - фортепианный цикл из 24 пьес. Москва «Музыка»
1981г.
9.
Мартынов И. И. Сергей Прокофьев: жизнь и творчество. – Москва: Музыка, 1974. – 560 с:
ил., нот. ил. (Классики мировой музыкальной культуры)
10.
Морозов С.А. Прокофьев / С.А. Морозов. – Москва: Мол. гвардия, 1967. – 280 с. Евсеева Т.
Творчество С. Прокофьева-пианиста. – М., 1991.
11.
Соловьева Г. Прокофьев / Г. Соловьева. – СПб. : Азбука- Классика, Нота МИ. – 2004. – 96
с.: ил. – (Имена на всю жизнь).
12.
Майкапар С.М. «Бирюльки» Op.28 цикл пьес для детей для фортепиано. Антология
сочинений. Ч.: MPI 2006г., - 54 стр.
13.
Майкапар С. М. «Музыкальное исполнительство и педагогика». Из неизданных трудов.
Антология сочинений.