Напоминание

Коррекционно-развивающая работа с подростками


Автор: Мухина Марина Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАУ ДОД "Станция юных натуралистов"
Населённый пункт: Пермский край, г.Березники
Наименование материала: статья
Тема: Коррекционно-развивающая работа с подростками
Раздел: дополнительное образование





Назад





КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ
Мухина Марина Викторовна, педагог-психолог Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов» г.Березники На сегодняшний день проблема дезадаптации учащихся подросткового возраста в условиях образовательных учреждений становится все более актуальной в связи с тем, что в массовой школе выявляется значительное число подростков, которые не справляются с программой обучения, имеют различные нарушения здоровья, поведения, связанные с взаимоотношениями с одноклассниками, учителями или с невыполнением школьных норм и правил поведения. Изменения в социально-экономической и политической жизни России, обострение многих проблем в обществе, в том числе и в системе образования, ставят педагогов и психологов перед решением задач, связанных с поисками механизмов социальной адаптации личности подростков к быстро меняющимся условиям жизни в социуме. В этом отношении важным оказывается изучение путей и способов профилактики школьной дезадаптации учащихся старших классов. Появление «нежелательных» психологических новообразований создает предпосылки для деформации личности подростка, поэтому коррекция трудностей адаптации имеет важное значение для формирования психологически здоровой личности учащихся подросткового возраста. Проблема адаптации/дезадаптации личности в социуме анализируется в работах Л.Н. Волошиной, С.Т. Посоховой, О.А. Саньковой, М.В. Шакуровой, Н.Е. Шустовой и др. Явления дезадаптации учащихся в русле девиантного (отклоняющегося) поведения рассматривают Н.М. Долгих, Ю.А. Клейберг, Т.М. Титаренко, И.А. Фурманов и др. Поведение человека в целом представляет собой сложный комплекс видов его социальной деятельности, с помощью которых опредмечивается окружающий мир, практическое взаимодействие с людьми, процесс общения. По мнению Б.Г. Ананьева, поведение охватывает все действия и поступки человека целиком как особый вид взаимодействия с окружающей средой 1 . Для того, чтобы определить понятие дезадаптации, ее причины и проявления в поведении учащихся, целесообразно сначала рассмотреть феномен адаптации в целом. С точки зрения С.Т. Посоховой, адаптация представляет собой процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к новым условиям. Адаптация может приобретать активный характер, результатом 1  Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2010. – 288с. 1
которого являются позитивные изменения (адаптированность), или пассивный характер, сопровождающийся негативными последствиями (переживанием стресса) 2 . Особенно выделяется в настоящее время аспект адаптации подрастающего поколения в быстро меняющихся условиях среды. В век компьютеризации в жизни современных подростков происходят значительные социальные изменения, которые обусловлены бурным ростом информации, активной миграцией населения, урбанизацией, внедрением техники во все сферы труда и быта и т.д. Наряду с положительными проявлениями они имеют и отрицательные последствия: повышение требований к эмоциям, умственной деятельности, ограничение физической активности человека и т.д. Стрессовые условия жизни стимулируют необходимость формирования качественно нового состояния – социальной адаптации как способности человека заранее предусматривать изменение поведения при установке на новые, неожиданные общественные требования, например при вхождении в новую микросоциальную группу. Л.Н. Волошина описывает процесс социальной дезадаптации как освоение условий социальной среды путем использования принятых способов социального поведения, действия 3 . По мнению Н.Е. Шустовой, основными критериями успешной адаптации являются: внутренний комфорт (эмоциональное благополучие) и внешняя адекватность поведения (способность гибко выполнять требования среды) 4 . В контексте школьного обучения под адаптацией понимается не только приспособление учащегося к успешному функционированию в данной среде (приспособление к новой системе отношений, социальных условий, к новым требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д.), но и способность к его дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. В самом общем виде под школьной дезадаптацией подразумевается, как правило, некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса учащегося требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным 5 . Если в младшем школьном возрасте в качестве основных критериев, характеризующих протекание адаптации/дезадаптации к обучению, исследователи отмечают состояние здоровья ребенка, изменение его показателей под влиянием учебной нагрузки и уровень психологической готовности к обучению в целом, то в подростковом возрасте явления школьной 2  Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности: монография. – СПб., 2009. – 78с. 3  Волошина Л.Н. Проблемы социально-психологической адаптации детей и молодежи в условиях модернизации российского образования // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Белгород: Изд-во «ПОЛИТЕРРА», 2011. – 504с. 4  Шустова Н.Е. Социально-психологическая адаптация: теоретико-методологические основы. – Николаев, 2008. – 56с. 5  Санькова О.А. Проблема здоровья детей как социально-педагогическая проблема при адаптации в школе // Социальная поддержка молодого поколения: проблемы и пути решения: Межвузовский круглый стол. – Орел: Издательство ОРАГС, 2006. С. 65-72. 2
дезадаптации рассматривают в большей степени через призму девиантного (отклоняющегося) поведения учащихся. Как отмечает И.А. Фурманов, девиантное поведение имеет сложную природу и обусловлено многочисленными факторами, кото р ы е взаимодействуют между собой 6 : 1. Биологические факторы (речь идет о неблагоприятных физиологических или анатомических особенностях организма подростка (нарушенное умственное развитие, дефекты слуха, зрения, речи, нарушения нервной системы). 2 . Психологические факторы (речь идет о поведенческих нарушениях, возможных акцентуациях характера, что выражается в виде нервно- психических заболеваний, неврастений, пограничных со стояний, о п р ед е л я ю щ и х н е а д е к ват н ы е с и туа ц и и р е а к ц и и п од р о с т ка – раздражительность, гнев, протестное поведение). 3 . Социально – психологические факторы (включают в себя дефекты семейного, школьного и общественного воспитания, основанные на игнорировании половозрастных и индивидуальных особенностей подростков, что приводит к нарушениям поведения и социализации в целом). Дезадаптированность подростков в ситуации школьного обучения может быть связана с освоением новых ролей, обязанностей, что предъявляет повышенные требования к психике учащихся и требует активного приспособления к новой общественной организации. Одной из причин возникновения дезадаптации учащихся подросткового возраста также можно назвать не складывающиеся отношения со сверстниками, положение изгоя в классе, отвержение или низкая степень участия со стороны учителей, родителей. Вследствие этого, подростки могут использовать привлечение к себе внимания за счет девиантного поведения, которое отличается высокой степенью личностной включенности, сниженной критикой к совершаемому поступку и возможностью повторения. Особенность девиантного поведения состоит в том, что оно причиняет ущерб самому подростку и окружающим его людям. Это может выражаться в дестабилизации установленного порядка, в причинении морального и материального ущерба, в физическом насилии. Крайние формы девиантного поведения могут быть выражены в поведении, представляющем угрозу для жизни, в суицидальном поведении, насильственных преступлениях, употреблении наркотиков. И.А. Фурманов основывает явления дезадаптации учащихся подросткового возраста на объяснении связи нарушений поведения с неблагоприятными условиями социального развития подростка 7 : 6  Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 353с. 7  Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 353с. 3
- отклонения социально-пассивного типа (уклонение от учебы, бродяжничество, побеги из дома, погружение в мир искусственных иллюзий, компьютерные игры, Интернет); - отклонения корыстной направленности, проявляющиеся в поступках и правонарушениях, связанных со стремлением получить имущественную выгоду, материальную поддержку (кражи, вымогательство); - отклонения агрессивной ориентации, проявляющиеся в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганства, драки). Таким образом, при недостаточном внимании к проблеме школьной дезадаптации учащихся подросткового возраста, нарушения поведения далее могут выражаться в негативном отношении подростка к нравственным нормам и правилам, к окружающим людям (неопрятность, бестактность, равнодушие, безразличие, необязательность, невыполнение заданий, пропуски школьных занятий, прогулы, уход из дома, бродяжничество, конфликты со сверстниками и взрослыми). Для предупреждения явлений дезадаптации учащихся подросткового возраста необходимо проведение комплексной психолого-педагогической работы. В содержательном плане задача деятельности педагога и психолога по профилактике и преодолению явлений школьной дезадаптации может быть определена как помощь в интеграции подростков в общество, в их развитии, воспитании, образовании, т.е. социализации. Таким образом, цель психолого-педагогической работы заключается во- первых, в создании условий для психологического комфорта и безопасности подростков, а именно в организации профилактической и коррекционной работы по преодолению негативных явлений в семье, ближайшем окружении, образовательном учреждении; а во-вторых, в создании адекватных условий для формирования самосознания учащихся подросткового возраста, их ответственности за собственную жизнь и совершаемые в ней выборы. Коррекция как вид психолого-педагогической деятельности по предупреждению явлений школьной дезадаптации представляет собой выявление неблагополучия в системе отношения подростка с внешним миром (снятие синдрома тревожности, раздражительности, упрямства, агрессивности, замкнутости), изменение социальной ситуации, в которой находится подросток (коррекционные и социально-психологические программы, совместные коррекционные занятия с родителями и подростками). Еще одним важным направлением коррекционной работы по предупреждению явлений дезадаптации учащихся подросткового возраста является воспитание у них культуры поведения. В отличие от социализации, которая включает подростка в структуру социума, делая носителем определенных социальных ролей и общественных отношений, культура формирует человеческую индивидуальность, предполагая возможность выбора тех ценностей, которые подросток усваивает. 4
С точки зрения Н.М. Долгих, методологические основы воспитания культуры поведения должны строиться на личностно-деятельностном подходе 8 : - педагогическая поддержка подростка, сохранение его телесного и душевного здоровья; - культурная идентификация (оказание помощи в обретении подростком высокого культурного уровня); - социализация, т.е. взросление, вхождение в жизнь, развитие духовных потребностей подростка; - развитие индивидуальности, становление «Я-концепции»; - духовно-нравственное развитие (формирование нравственных регуляторов поведения). Таким образом, анализ литературы и опыта педагогической деятельности показывает, что актуальными задачами психолого-педагогической коррекции школьной дезадаптации являются: развитие адаптационного потенциала личности подростка, формирование благоприятного социального окружения, включение подростков в значимые для них формы деятельности. Обобщая теоретические и практические разработки других авторов по проблеме коррекции дезадаптации учащихся подросткового возраста и соглашаясь с ними, важным, на мой взгляд, является обозначение необходимости проведения с подростками полноценной образовательной программы по формированию нравственной основы личности с целью снижения девиантного поведения и устранения явлений школьной дезадаптации. Мной разработана программа «Социально-психологическая коррекция девиантного поведения подростков», являющаяся одним из модулей образовательной программы «Социально-психологическая адаптированность старшеклассников как основа их успешности в будущем». Основные акценты в данной программе поставлены на формирование нравственной основы личности, способности подростков брать на себя ответственность за свои поступки, осознавать их последствия, совершать правильные жизненные выборы. Учет возрастной специфики подросткового периода обеспечивает реалистичность программы. В п р о г р а м м е сбалансированы научно-методические, материально-технические ресурсы (лекционный материал, психодиагностические методики, методическое обеспечение программы). Отличительные особенности данной программы от уже существующих в том, что она основывается на принципе субъективности, т.е. акцентируется личное участие подростков (они не просто пассивно воспринимают теоретический материал, а учатся совершать правильные жизненные выборы, формируют нравственную основу поведения посредством активного участия в практических занятиях программы). Программа «Социально-психологическая коррекция девиантного поведения подростков» успешно реализуется на базе школы №11 и клуба по 8  Долгих Н.М. Модель воспитательной работы в форме сопровождения с учащимися девиантного поведения // Фестиваль педагогических идей / [Электронный ресурс]: festival.1septemberarticles/531474/ 5
месту жительства «Альтаир». Подростки, с которыми проводятся занятия, с интересом относятся к участию в предлагаемых мероприятиях (играх, упражнениях, беседах), задают вопросы, стремятся разобраться в себе, понять свои личностные особенности, затруднения, что уже является хорошим результатом освоения нового опыта. Жизненная энергия подростков по мере их участия в программе будет уходить не на девиантное поведение, а направляться на самопознание, исследование межличностных отношений, формирование системы ценностей. Таким образом, на мой взгляд, в психолого-педагогической работе по предупреждению явлений дезадаптации учащихся подросткового возраста необходима такая организация деятельности, которая приводила бы к наиболее адекватному приспособлению подростков к существующим условиям, позволяла формировать социальные навыки, ориентировку в окружающей среде, позволяла бы подросткам проявлять свои возможности, свой потенциал в исследовании окружающего мира, человеческих отношений, культуры поведения, что является важным условием удовлетворенности подростка отношениями с окружающим миром, залогом его физического и психического развития.
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2010. – 288с. 2. Волошина Л.Н. Проблемы социально-психологической адаптации детей и молодежи в условиях модернизации российского образования // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Белгород: Изд-во «ПОЛИТЕРРА», 2011. – 504с. 3. Долгих Н.М. Модель воспитательной работы в форме сопровождения с учащимися девиантного поведения // Фестиваль педагогических и д е й / [ Э л е к т р о н н ы й р е с у р с ] : festival.1septemberarticles/531474/ 4. Клейберг Ю.А. Основы психологии социальной работы с девиантными подро стками: Монография. – К р а с н од а р : Краснодарский ун-т МВД России, 2009. – 416с. 5. Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности: монография. – СПб., 2009. – 78с. 6. Санькова О.А. Проблема здоровья детей как социально- педагогическая проблема при адаптации в школе // Социальная поддержка молодого поколения: проблемы и пути решения: Межвузовский круглый стол. – Орел: Издательство ОРАГС, 2006. С. 65-72. 6
7. Титаренко Т.М. Возрастные и индивидуальные особенности дисгармоничности развития личности учащихся // Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся. – Киев, 2009. С. 7-10. 8. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 353с. 9. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2009. – 272с. 10.Шустова Н.Е. Социально-психологическая адаптация: теоретико- методологические основы. – Николаев, 2008. – 56с. 7


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники