Авторы: Шитова Кристина Эдуардовна, Бабенцева Татьяна Николаевна
Должность: учителя начальных классов
Учебное заведение: КОУ ХМАО-Югры
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Югра - мой край родной"
Раздел: начальное образование
Путешествие в Югру.
Цель:
пробуждение интереса и любви к родному краю; знакомство
воспитанников с природой родного края; воспитание бережного отношения к
природе; формирование экологических знаний у воспитанников, расширение
кругозора; развитие мышления, речи.
Оборудование: изображение чума, карточки со словами, запись песен ханты.
Ход мероприятия.
Ведущий.
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по
удивительному богатому природному краю, где живут коренные жители:
ханты и манси, и где живем мы с вами. Это Югорский край. Есть такая
легенда.
Давным – давно, в сказочное время, Птица – легенда поспорила с Вещим
вороном. Он летел на белоснежных крыльях и был белее первозданного
снега. Заспорили о том, кто больше пролетит, не опуская крыльев. Взмыли в
облака – и в путь. Молча летел Вещий ворон, упорно, а Птица – легенда
заливалась песнями. Нипочем ей были ни белый ветер, ни черная гроза, ни
гром, ни град. Веселит себе душу. Почернел от зависти черный ворон, тяжело
опустил черные крылья. А птица – легенда до наших дней долетела, песнь с
собой принесла, а в ней – жизнь, летящая на могучих крыльях времени –
Времени добрых надежд и озарений разума …
(Звучит музыка – 1 песня)
А принесла нас эта песня в край дивный – край Утренней Зари, где живут
истинные знатоки и ценители природы, отличные рыбаки и охотники, ханты
и манси. В старину хантов называли остяками, а манси – вогулами. Это два
близкородственных народа, и их языки названы угорскими.
(Фильм – ханты и манси)
Есть у хантов и манси священный многострунный инструмент – журавль –
арфа, или торыг. Не каждый мог касаться струн этой арфы. Лишь по
большим дням звенел ее голос, лишь от большого горя стонали струны –
жилы, лишь от великого счастья пел мудрый журавль. Коль тронул струны
– играй на журавле. А струн у арфы много, как много историй и легенд.
- Ну что ж, ребята, нам предстоит сейчас отправиться с вами в путешествие
по этому удивительному угорскому краю – краю белых ночей, глухариной
песни, шелеста зеленых иголок красавцы тайги.
(Появляется Хозяйка тайги)
Хозяйка тайги.
Заветный край – заветный край России,
Земля легенд и сказок старины.
В твои просторы, зори молодые
Мы с детских лет всем сердцем влюблены.
Как добрый друг, хозяйка той земли,
Я вам в пути поддержку обещаю.
И в край угорский всех вас приглашаю.
- Добро пожаловать, дорогие друзья! Кому как не мне, Хозяйке тайги,
хорошо знать землю моих предков, моих народов: ханты и манси. Трону
одну струну и задумаюсь: что волнует мои народы? Трону другую струну и
думаю: возможно ли спасти Природу, ее мудрую гармонию? Трону третью
струну – течет полноводная река Обь, рыба над струями плещет. А небо,
небо белой ночи, звенит от полета уток, гогота гусей (музыка гогота гусей),
лепета лебедей.
Живая музыка белой ночи неужели вас не заворожит?
Тронешь струну и задумаешься, как обо всем этом вам рассказать?
Может, сказки помогут? Ведь в них глаза народа! А может, песни
помогут? Ведь в них душа народа! Трогаю струну волшебного журавля и
решаю: сказка, пой о жизни моего края! Лейся, песня!
Хозяйка тайги. Ребята, очень много зверей обитает в моих лесах. Отгадав
загадки, мы вспомним, кто они.
Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами кисти – рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в жизни этот зверь. (Рысь)
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под снежный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Над шапками кустарника дерево плывет,
На чьей же голове она уютно так растет?
Откроет нам поляна лесного великана. (Лось)
Что за зверь зимой холодной
Ходит в чаще злой, голодный? (Волк)
Чуток, строен и высок, гордо голову несет,
От рогов густая тень. Вот красивый зверь … (олень)
Юркий маленький зверек
С ветки прыг, на ветку скок. (Белка)
Есть в реке работники – не столяры, не плотники,
А выстроят плотину – хоть пиши картину. (Бобры)
Трусоват лесной красавец.
Догадались? Это … (заяц).
Длинный хвостище, а сама - хитрища. (Лиса)
Словно елка, весь в иголках. (Еж)
Хозяйка тайги. А что вы знаете о птицах, обитающих в моих лесах?
- Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (тетерева, куропатки, рябчики).
- Судя по названию, эта птица боится холода, все время зябнет, но на самом
деле все наоборот. Что это за птица? (Зяблик)
- Как называется птица, которая прячет кедровые орешки? (Кедровка)
- А какие еще птицы обитают в наших краях? (Глухарь, поползень, дятел,
филин, клест, кукушка, журавль)
Ведущая. Богат наш край и рыбой. Назовите, пожалуйста, рыб, которые
водятся в реках нашего края? (Муксун, нельма, пелядь, чир, осетр, язь,
щука, елец, плотва, окунь, налим и др.)
Хозяйка тайги. Что это? Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить
нельзя? (Болото)
Ведущая. Какое полезное ископаемое добывают на болоте? (Торф). Торф –
хорошее топливо. Издавна люди топили им печи. А сейчас он горит в топках
электростанций. Торф является еще и отличным удобрением. Словом, это –
ценнейшее сырье, которое дают нам болота. А какие ягоды можно встретить
на болоте и в тайге? (Клюква, брусника, голубика, черника, рябина,
шиповник, малина, костяника).
(Хозяйка тайги показывает рисунки разных лесных ягод и предлагает
назвать их).
Ведущая. Но давайте вернемся на много лет назад.
(Звучит музыка – 2 песня).
Давным – давно это было, когда еще олени с людьми не дружили, когда
люди не ездили, не летали, а по болотам ходили, себе пищу добывали.
Случилось это в нашем таежном крае, в крае рек и озер. Только старые,
поросшие мхом кедры помнят те времена. Солнце было тогда маленьким, как
желтый утенок с неокрепшими крыльями, но светило ярко. Пришли в этот
старинный край ханты и манси очень давно: может, с тех пор прошло сотыр
тал – тысяча лет, а может, и того больше. Суровым был тогда наш край. Леса
непроходимые, болота топкие, горы высокие, покрытые мхом, лишайником.
Только ветер – разбойник хозяйничал в необъятных просторах. Хоть и суров
был край, но очень богат. И людям здесь жилось привольно. Охотились,
рыбачили, оленей разводили. Полюбится им место, где ягеля много, чум
поставят.
- А что такое чум? (Рассказ о чуме – Ростовцев Ю.) – рисунок.
Живут, охотятся, рыбную похлебку готовят на очаге, благо рыбы много в
реке.
- А как называется лодка, выдолбленная из дерева, на которой ханты и манси
рыбачили и рыбачат до сих пор? (Обласка) – рисунок.
Ведущая. Холодно зимой тогда было. Одежду шили из шкур оленьих и
рыбьих шкур. Шитьем женщины занимались, расшивали одежду бисером.
Великие были мастерицы.
- Как называется одежда хантов и манси: у мужчин из оленьих шкур с
капюшоном, у женщин – расписные двухслойные шубы из оленьего меха?
(Малица) – рисунок.
Ведущая. Охота, рыбная ловля требовали от коренных жителей сноровки,
выносливости, силы, ловкости. Один раз в году ханты и манси проводят
соревнования
(в
марте),
где
эти
качества
каждый
пытается
продемонстрировать. Посмотрим сюжет о таких соревнованиях в п.
Русскинские. (Фильм – отрывок, конец).
Хозяйка тайги. Хочу проверить, а вы насколько ловкие и сильные.
Игра со скамейкой.
Метание обруча в цель.
Ведущая.
Наше путешествие по Югорскому краю подходит к концу.
Хотелось бы прочитать стихотворение югорского поэта Ювана Шесталова о
нашем крае, о людях земли нашей.
Кто говорит, что народ мой умрёт,
Или растает, как вешний лёд,
Или вода с берегов его смоет?
Кто говорит такое?
Кто говорит, что под снегом холодным
Насмерть замёрзнет песня народная,
И даже ветер – странник болтливый –
Вспомнить не сможет ни слов, ни мотива? …
Где – то под солнцем эры чудесной
Жить я останусь кровью и песней.
Я – кареглазый, я – смуглокожий!
Манси – с собою, сегодняшним, схожий!
Спорщик задиристый с голосом звонким,
С сердцем отзывчивым, как у ребенка.
Нежный узнает нежность мою.
Злобный узнает твердость мою.
Буду как солнце. Буду как лед.
Будет в землянках жить мой народ.
В плоти землян, повторяясь стократно,
Будет он жить, жить, жить!
В счастье землян, повторяясь стократно,
Будет он жить, жить, жить!
Хозяйка тайги. На прощание хочу рассказать вам об одном обычае народов
ханты и манси. Чтобы человеку сопутствовала удача, чтобы все его мечты
сбывались, надо повязать ленточку на ветку дерева, загадывая желание. Но
желание это не должно приносить кому – либо боль, а только радость и
счастье. (Повязывает ленточку на ветку ели и уходит).
Ведущая. На этом наше мероприятие закончилось. Все, о чем мы услышали
– пусть вам пригодится, будем и мы с вами частью нашего большого
Югорского дома, будем жить в мире и согласии.