Напоминание

"Югра - мой край родной"


Авторы: Шитова Кристина Эдуардовна, Бабенцева Татьяна Николаевна
Должность: учителя начальных классов
Учебное заведение: КОУ ХМАО-Югры
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Югра - мой край родной"
Раздел: начальное образование





Назад




Путешествие в Югру.

Цель:

пробуждение интереса и любви к родному краю; знакомство

воспитанников с природой родного края; воспитание бережного отношения к

природе; формирование экологических знаний у воспитанников, расширение

кругозора; развитие мышления, речи.

Оборудование: изображение чума, карточки со словами, запись песен ханты.

Ход мероприятия.

Ведущий.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по

удивительному богатому природному краю, где живут коренные жители:

ханты и манси, и где живем мы с вами. Это Югорский край. Есть такая

легенда.

Давным – давно, в сказочное время, Птица – легенда поспорила с Вещим

вороном. Он летел на белоснежных крыльях и был белее первозданного

снега. Заспорили о том, кто больше пролетит, не опуская крыльев. Взмыли в

облака – и в путь. Молча летел Вещий ворон, упорно, а Птица – легенда

заливалась песнями. Нипочем ей были ни белый ветер, ни черная гроза, ни

гром, ни град. Веселит себе душу. Почернел от зависти черный ворон, тяжело

опустил черные крылья. А птица – легенда до наших дней долетела, песнь с

собой принесла, а в ней – жизнь, летящая на могучих крыльях времени –

Времени добрых надежд и озарений разума …

(Звучит музыка1 песня)

А принесла нас эта песня в край дивный – край Утренней Зари, где живут

истинные знатоки и ценители природы, отличные рыбаки и охотники, ханты

и манси. В старину хантов называли остяками, а манси – вогулами. Это два

близкородственных народа, и их языки названы угорскими.

(Фильм – ханты и манси)

Есть у хантов и манси священный многострунный инструмент – журавль –

арфа, или торыг. Не каждый мог касаться струн этой арфы. Лишь по

большим дням звенел ее голос, лишь от большого горя стонали струны –

жилы, лишь от великого счастья пел мудрый журавль. Коль тронул струны

– играй на журавле. А струн у арфы много, как много историй и легенд.

- Ну что ж, ребята, нам предстоит сейчас отправиться с вами в путешествие

по этому удивительному угорскому краю – краю белых ночей, глухариной

песни, шелеста зеленых иголок красавцы тайги.

(Появляется Хозяйка тайги)

Хозяйка тайги.

Заветный край – заветный край России,

Земля легенд и сказок старины.

В твои просторы, зори молодые

Мы с детских лет всем сердцем влюблены.

Как добрый друг, хозяйка той земли,

Я вам в пути поддержку обещаю.

И в край угорский всех вас приглашаю.

- Добро пожаловать, дорогие друзья! Кому как не мне, Хозяйке тайги,

хорошо знать землю моих предков, моих народов: ханты и манси. Трону

одну струну и задумаюсь: что волнует мои народы? Трону другую струну и

думаю: возможно ли спасти Природу, ее мудрую гармонию? Трону третью

струну – течет полноводная река Обь, рыба над струями плещет. А небо,

небо белой ночи, звенит от полета уток, гогота гусей (музыка гогота гусей),

лепета лебедей.

Живая музыка белой ночи неужели вас не заворожит?

Тронешь струну и задумаешься, как обо всем этом вам рассказать?

Может, сказки помогут? Ведь в них глаза народа! А может, песни

помогут? Ведь в них душа народа! Трогаю струну волшебного журавля и

решаю: сказка, пой о жизни моего края! Лейся, песня!

Хозяйка тайги. Ребята, очень много зверей обитает в моих лесах. Отгадав

загадки, мы вспомним, кто они.

Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами кисти – рожки.

С виду кроток, но не верь:

Страшен в жизни этот зверь. (Рысь)

Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под снежный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Над шапками кустарника дерево плывет,

На чьей же голове она уютно так растет?

Откроет нам поляна лесного великана. (Лось)

Что за зверь зимой холодной

Ходит в чаще злой, голодный? (Волк)

Чуток, строен и высок, гордо голову несет,

От рогов густая тень. Вот красивый зверь … (олень)

Юркий маленький зверек

С ветки прыг, на ветку скок. (Белка)

Есть в реке работники – не столяры, не плотники,

А выстроят плотину – хоть пиши картину. (Бобры)

Трусоват лесной красавец.

Догадались? Это … (заяц).

Длинный хвостище, а сама - хитрища. (Лиса)

Словно елка, весь в иголках. (Еж)

Хозяйка тайги. А что вы знаете о птицах, обитающих в моих лесах?

- Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (тетерева, куропатки, рябчики).

- Судя по названию, эта птица боится холода, все время зябнет, но на самом

деле все наоборот. Что это за птица? (Зяблик)

- Как называется птица, которая прячет кедровые орешки? (Кедровка)

- А какие еще птицы обитают в наших краях? (Глухарь, поползень, дятел,

филин, клест, кукушка, журавль)

Ведущая. Богат наш край и рыбой. Назовите, пожалуйста, рыб, которые

водятся в реках нашего края? (Муксун, нельма, пелядь, чир, осетр, язь,

щука, елец, плотва, окунь, налим и др.)

Хозяйка тайги. Что это? Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить

нельзя? (Болото)

Ведущая. Какое полезное ископаемое добывают на болоте? (Торф). Торф –

хорошее топливо. Издавна люди топили им печи. А сейчас он горит в топках

электростанций. Торф является еще и отличным удобрением. Словом, это –

ценнейшее сырье, которое дают нам болота. А какие ягоды можно встретить

на болоте и в тайге? (Клюква, брусника, голубика, черника, рябина,

шиповник, малина, костяника).

(Хозяйка тайги показывает рисунки разных лесных ягод и предлагает

назвать их).

Ведущая. Но давайте вернемся на много лет назад.

(Звучит музыка – 2 песня).

Давным – давно это было, когда еще олени с людьми не дружили, когда

люди не ездили, не летали, а по болотам ходили, себе пищу добывали.

Случилось это в нашем таежном крае, в крае рек и озер. Только старые,

поросшие мхом кедры помнят те времена. Солнце было тогда маленьким, как

желтый утенок с неокрепшими крыльями, но светило ярко. Пришли в этот

старинный край ханты и манси очень давно: может, с тех пор прошло сотыр

тал – тысяча лет, а может, и того больше. Суровым был тогда наш край. Леса

непроходимые, болота топкие, горы высокие, покрытые мхом, лишайником.

Только ветер – разбойник хозяйничал в необъятных просторах. Хоть и суров

был край, но очень богат. И людям здесь жилось привольно. Охотились,

рыбачили, оленей разводили. Полюбится им место, где ягеля много, чум

поставят.

- А что такое чум? (Рассказ о чуме – Ростовцев Ю.) – рисунок.

Живут, охотятся, рыбную похлебку готовят на очаге, благо рыбы много в

реке.

- А как называется лодка, выдолбленная из дерева, на которой ханты и манси

рыбачили и рыбачат до сих пор? (Обласка) – рисунок.

Ведущая. Холодно зимой тогда было. Одежду шили из шкур оленьих и

рыбьих шкур. Шитьем женщины занимались, расшивали одежду бисером.

Великие были мастерицы.

- Как называется одежда хантов и манси: у мужчин из оленьих шкур с

капюшоном, у женщин – расписные двухслойные шубы из оленьего меха?

(Малица) – рисунок.

Ведущая. Охота, рыбная ловля требовали от коренных жителей сноровки,

выносливости, силы, ловкости. Один раз в году ханты и манси проводят

соревнования

марте),

где

эти

качества

каждый

пытается

продемонстрировать. Посмотрим сюжет о таких соревнованиях в п.

Русскинские. (Фильм – отрывок, конец).

Хозяйка тайги. Хочу проверить, а вы насколько ловкие и сильные.

Игра со скамейкой.

Метание обруча в цель.

Ведущая.

Наше путешествие по Югорскому краю подходит к концу.

Хотелось бы прочитать стихотворение югорского поэта Ювана Шесталова о

нашем крае, о людях земли нашей.

Кто говорит, что народ мой умрёт,

Или растает, как вешний лёд,

Или вода с берегов его смоет?

Кто говорит такое?

Кто говорит, что под снегом холодным

Насмерть замёрзнет песня народная,

И даже ветер – странник болтливый –

Вспомнить не сможет ни слов, ни мотива? …

Где – то под солнцем эры чудесной

Жить я останусь кровью и песней.

Я – кареглазый, я – смуглокожий!

Манси – с собою, сегодняшним, схожий!

Спорщик задиристый с голосом звонким,

С сердцем отзывчивым, как у ребенка.

Нежный узнает нежность мою.

Злобный узнает твердость мою.

Буду как солнце. Буду как лед.

Будет в землянках жить мой народ.

В плоти землян, повторяясь стократно,

Будет он жить, жить, жить!

В счастье землян, повторяясь стократно,

Будет он жить, жить, жить!

Хозяйка тайги. На прощание хочу рассказать вам об одном обычае народов

ханты и манси. Чтобы человеку сопутствовала удача, чтобы все его мечты

сбывались, надо повязать ленточку на ветку дерева, загадывая желание. Но

желание это не должно приносить кому – либо боль, а только радость и

счастье. (Повязывает ленточку на ветку ели и уходит).

Ведущая. На этом наше мероприятие закончилось. Все, о чем мы услышали

– пусть вам пригодится, будем и мы с вами частью нашего большого

Югорского дома, будем жить в мире и согласии.



В раздел образования