Автор: Журова Надежда Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. о. Семеновский д. Беласовка
Наименование материала: статья
Тема: Теоретические аспекты изучения проблемы внимания младших школьников в психолого-педагогической литературе.
Раздел: начальное образование
Теоретические
аспекты
изучения
проблемы
внимания
младших
школьников в психолого-педагогической литературе.
Понятие «внимание». Виды внимания. Свойства внимания.
Проблема внимания традиционно считается одной из самых сложных и
важных проблем в научной психологии
Для восприятия любого объекта (предмета, явления) нам необходимо
нацелить на него свои органы чувств.
Подобная
произвольная или
непроизвольная
направленность
и
сосредоточенность
на
каком-либо
объекте восприятия и называется вниманием..
В отношении внимания у психологов пока нет единого мнения. В
психолого-педагогической
литературе
внимание,
с
одной
стороны
рассматривается,
как
самостоятельное
психологическое
явление.
Так,
некоторые авторы говорят о том, что внимание не может рассматриваться как
самостоятельное явление, поскольку оно в той или иной мере присутствует в
любом
другом
психическом
процессе.
Другие,
наоборот,
отстаивают
самостоятельность внимания, как психологического процесса.
Для
возникновения
внимания
необходимо
выделить
объект,
сосредоточиться на нем и отвлечься от посторонних раздражителей.
Предметом внимания может выступать внешний мир, на который направлен
акт познания, сама психическая деятельность: мысли, переживания, анализ
действия, поступка.
В современной психологической науке выделяют несколько видов
внимания. Давайте их рассмотрим.
.
Непроизвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу
его
особенности
как
раздражителя.
При
непроизвольном
внимании
отсутствует сознательный выбор направления. Оно вызвано раздражителями
(громкий крик, резкий звук и т.п.). В некоторых исследованиях его называют
пассивным, в других эмоциональным. В зависимости от внутренних условий
выделяют 3 разновидности непроизвольного внимания:
вынужденное
внимание, невольное внимание и привычное внимание.
Произвольное
внимание
-
это
сознательно
регулируемое
сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности.( лит
158) Психологической особенностью произвольного внимания является
сопровождение
его
переживанием,
напряжением,
причем
длительное
поддерживание произвольного внимания вызывает утомление. Оно служит
для достижения поставленной и принятой к исполнению цели. Способность
произвольно сосредотачивать и направлять выражает активность человека.
Произвольное внимание сложилось в процессе его трудовой деятельности.
Это отмечал К. Маркс: «…в течение всего времени труда необходима
целесообразная воля, выражающаяся во внимании, и притом необходима тем
более, чем меньше труд увлекает рабочего своим содержанием и способом
исполнения...»
Послепроизвольное внимание – это сосредоточение на объекте в силу его
ценности
для
личности.
При
послепроизвольном
внимании
(постпроизвольное внимание) в наличии сознательный выбор объекта
внимания, но отсутствие напряжения.
непроизвольное внимание
произвольное внимание
послепроизвольное внимание
Виды внимания
В зависимости от того, где находится объект внимания человека – во
внешнем мире или в субъективном мире человека так же выделяют внимание
внешнее ( включено в перцептивную деятельность человека и регулирование
предметной деятельности) и внутреннее (связано с осознанием личностью
своей деятельности, своего внутреннего мира, с самосознанием).
В
зависимости
от
форм
учебной
деятельности.
Организуемых
педагогом, можно выделить коллективное, групповое и индивидуальное
внимание.
Коллективное внимание – сосредоточение всех учеников на одном
предмете.
Групповое внимание – сосредоточение внимания группами в условиях
работы в коллективе.
Индивидуальное внимание – сосредоточение внимания на своем
задании. С 162
Так же существуют основные свойства внимания:
Концентрация – это удержание внимания на объекте;
Объем - это количество объектов,
которое
одновременно
охватываются вниманием;
Устойчивость – это деятельность, в течение которой сохраняется
на одном уровне концентрация внимания;
Переключаемость – изменение направления сознания с одного
объекта внимания на другой;
Распределение – это способность удерживать в центре внимания
несколько разных объектов;
Рассеянность
–
это
неспособность
длительное
время
сосредоточить свое внимание на каком-либо
определенном
объекте.
В ходе воспитания, обучения, общения и деятельности у человека
развиваются свойства внимания и его виды, образуются относительно
устойчивые их сочетания — индивидуально-типологические особенности
внимания, обусловленные типом нервной системы.
Список литературы включает в себя книги, которые можно использовать при изучении
данной темы.
1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. М., 2004
2. Айсмонтас Б.Б. Теория обучения: схемы и тесты. М., 2002.
3. Айзенк М. Психология для начинающих. Питер, 2004
4. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети. М., 1998.
5. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса в школе. М., 1982.
6. Божович Л.И. Педагогическая психология // Педагогическая энциклопедия: в 2-х томах М.,
1999.
7. Возрастная и педагогическая психология/ под ред. А.В. Петровского. М., 1981.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1999.
9. Габай Т.В. Педагогическая психология. М., 1995.
10. Гамезо М.В., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. М., 1999.
Гальперин П.Я. Психика – особое свойство организованной материи. М., 1997.
11. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М «ЧеРо», 1995.
12. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1996.
13. Дружинин Н.Д. Когнитивные способности. Иматон, СПб. 2000
14. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1999.
15. Занков Л.В. Обучение и развитие. М., 1975.
16. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. М., 1987.
17. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д., 1997.
18. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.
Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972.
19. Кулагина И.А. Возрастная психология. М. 1996.
20. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.
21. Маслоу А. Новые рубежи развития человека.
22. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенок / под
ред. Е.Д. Божович. М.; Воронеж, 1998.
23. Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. СПб, 2003.
24. Немов Р.С. Психология: в 3 томах. Том 2. Психология образования. М., 1995.
25. Нестерова О.В. Педагогическая психология в схемах таблицах и опорных конспектах. М.,
2006.
26. Практикум по возрастной и педагогической психологии/ под ред. А.И. Щербакова. М., 1987.
27. Практическая психология образования/ под ред. А.И. Дубровиной. М., 1997.
28. Реан А.А. Психология детства. СПб, 2000.
29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Питер, 2001.
30. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебной пособие. М., 1998.
31. Скороходова Н.Ю. Психология веления урока. СПб, 2002.
32. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практ.
пособие. М., 1997.
33. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М., 1997.
34. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов н/Д., 2000.
35. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1997.
36. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. М.: Воронеж, 2002.
37. Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1997.
38. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение (к обоснованию системно-структурного
подхода). М.; Воронеж, 2003.
39. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1995.
40. Шиянов Е.Н., Которова И.Б. Развитие личности в обучении. М., 2000.
41. Якиманская П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека // Педагогика.
1995. №2.
42. Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб, 1998.
Журнал «Начальная школа» №9, 2008.