Воспитание духовной культуры младших школьников через преподавание курса "Основы православной культуры и светской этики"
Автор: Жук Светлана Ивановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ "АСШ им.А.А.Кудрявцева" Населённый пункт: с.Архангельское, Тульская область Наименование материала: статья Тема: Воспитание духовной культуры младших школьников через преподавание курса "Основы православной культуры и светской этики" Раздел: начальное образование
Жук С.И. ,
учитель начальных классов
МКОУ «Архангельская средняя школа
имени А. А. Кудрявцева»
Воспитание духовной культуры младших
школьников через преподавание курса
«Основы православной культуры и светской
этики»
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования
в
качестве
важнейших
качеств,
которым
должен
обладать
современный
выпускник,
названы
духовность,
нравственность,
самостоятельность,
инициативность, предприимчивость, толерантность, мобильность. Показательно,
что на первое местo поставлены те черты, котoрые в российском сознании всегда
почитались как главные.
Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего
поколения.
Учителю
требуется
не
только
знание
предметов
и
методика
их
преподавания,
но
и
умение
направить
свою
деятельность
на
духовно-
нравственное воспитание ребенка.
Поэтому
актуальность
духовно-нравственного
воспитания
школьников
связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке образованных, высоко
нравственных
людей,
обладающих
не
только
знаниями,
но
и
прекрасными
чертами личности.
Во-вторых, в современном мире ребенок живет и развивается, окруженный
множеством
разнообразных
источников
сильного
воздействия
на
него
как
позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на
неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу
нравственности.
В-третьих,
само
по
себе
образование
не
гарантирует
высокого
уровня
духовно-нравственной
воспитанности,
ибо
воспитанность
-
это
качество
личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к
другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
В-четвертых,
вооружение
духовно-нравственными
знаниями
важно
и
потому,
что
они
не
только
информируют
младшего
школьника
о
нормах
поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о
последствиях
нарушения
норм
или
последствиях
данного
поступка
для
окружающих людей.
Таким
образом,
приоритетность
обеспечения
условий
для
духовно-
нравственного
воспитания
детей
очевидна.
Все
вышеназванные
проблемы
в
области
духовно-нравственного
воспитания
требуют
целенаправленного
разрешения.
Современный
процесс
образования,
без
всякого
сомнения,
невозможно
представить
без
знакомства
с
многовековой
культурой
православия,
сформировавшей духовный и культурный облик России. Вот как говорит об этом
Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «За счет приобщения к
культурному
и
религиозному
наследию
формируется
личность
человека
и
развивается
цивилизация.
Религиозное
образование
приводит
человека
к
постижению Божественного замысла о нем, учит его нравственному поведению.
Поэтому крайне важным видится поощрение со стороны государственной власти
религиозных образовательных программ, изучения людьми культурных основ и
традиционного уклада жизни своего народа».
Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» – это
принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания.
При
этом
светская
и
религиозная
этика
не
противопоставляются,
а
рассматриваются в контексте взаимодополнения, что естественно, поскольку в
светском и религиозном подходах к воспитанию много точек взаимодействия,
основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства,
уважения к человеку.
Курс
ОРКСЭ
успешно
реализует
личностные
результаты
основной
общеобразовательной программы, в том числе и в сфере духовно-нравственного
развития, начиная с первой темы курса, единой для всех модулей – «Россия наша
Родина».
Если обратимся к темам уроков: «Мoраль и культура», «Добродетели и
пороки», «Справедливость», «Дружба», «Альтруизм и эгоизм», то сами темы
говорят о высоком воспитательном значении.
Уроки по ОРКСЭ строятся на концепции диалогового обучения, в основе
которой лежит представление о многоликости мира, естественное желание узнать,
каким видит мир другой человек. Таким образом, составляется более целостная
картина мира. Главное, чтобы дети не сопоставляли свои мнения: мое – это
правильно, а его – нет, моя религия – это хорошо, а его – плохо. Они должны
прислушиваться друг к другу, учиться друг у друга, искать не противостояния, а
oбщее. Ведь все религии в основе своей имеют одни и те же понятия.
Уход
в
воспитании
от
традиций
правoславия
-
одна
из
причин
нравственного
опустошения
личности.
Поэтому
на
уроках
ОРКСЭ
в
первую
очередь обращаются к нравственным ценностям православия. Ведь во все времена
ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. В
содержание уроков включаю чтение христианских притч, поэзии, демонстрации
произведений изобразительного искусства, прослушивания песен, музыкальных
фрагментов.
Практически
всегда
на
уроках
читаем
христианские
притчи,
которые
передавались
из
поколения
в
поколения,
но
не
утратили
своей
мудрости
и
простоты. Притчи всегда побуждают человека к размышлению, несут в себе
д о б р от у
и
л ю б о в ь ,
у ч ат
н а ход и т ь
от в е т ы
н а
в о п р о с ы
б ы т и я .
Притчи играют особую рoль, так как в них отражаются религиозные и светские
традиции
наших
предков,
передаются
нравственные
идеалы
и
показываются
образцы поведения. Они отражают ценности, идеи, обобщают имеющийся опыт.
Притча предполагает диалог, беседу со слушателем или читателем, и ее основное
действо разворачивается тогда, когда история рассказана и человек начинает ее
осмысление. Притчи являются одним из древнейших спoсобов передачи мысли и
обучения молодежи.
Изучение основ православной культуры в школе сегодня это поддержка
семьи в воспитании детей на основе исторических и культурных ценностей и
традиций
русского
и
других
народов
России,
для
которых
Православие
—
традиционная религия. Это приобщение к вечным, данным Богом христианским
нравственным нормам, хранимым в Русской Православной Церкви, на которых
зиждется жизнь человека, семьи, народа в нашем мире.
Поэтому считаю, что очень важно для выполнения основных задач курса
ОРКСЭ
сделать
родителей
и
членов
семей
соучастниками
педагогического
процесса.
Без
взаимодействия
с
семьей,
без
эмоциональной
и
этической
поддержки
взрослых,
изучение
предмета
«Основы
религиозных
культур
и
светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Воспитание
ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.
Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением
значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании
ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.
Огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника
принадлежит учителю, его методическому мастерству. Кроме того, бездуховный
учитель,
владеющий
самыми
современными
методиками,
не
может
заложить
духовно-нравственное
начало
у
своих
воспитанников.
Только
пример
воспитывающего (наставника) может дать результаты.
Очень хорошо, что данный курс преподается в выпускном классе начальной
школы.
Все
нравственные
и
культурные
понятия
в
этом
возрасте
хорошо
осознаются, но я считаю, что изучение курса «Основы религиозных культур и
светской этики» должно быть введено по все следующим годам обучения, только
тогда можно рассчитывать на значительные результаты.
Историю России невозможно представить отдельно от истории Русской
Православной
Церкви,
они
переплетены
неразрывно
и
нераздельно,
их
невозможно
разлучить.
Как
отделить
подвиг
просветителей
славян
святых
равноапостольных
Кирилла
и
Мефодия,
или
выбор
веры
святого
равноапостольного
князя
Владимира
от
политической
и
культурной
судьбы
России? Как отделить труды преподобного Сергия Радонежского от процесса
объединения Российских земель? И так было на протяжении всей нашей истории.
Литераторы, композиторы, художники уже две тысячи лет находят в
Библии сюжеты и темы для своих произведений. Приобщиться к сокровищнице и
мировой,
и
Российской
культуры
невозможно
без
знания
и
понимания
Священного Писания и Священного Предания. Не знакомый с библейскими
сюжетами
человек
никогда
не
поймет,
чем
вдохновлялись
творцы
великих
полотен, находящихся в Эрмитаже или Русском музее.
Я
надеюсь
и
верю,
что
благодаря
курсу
ОРКСЭ
наша
молодёжь,
приобщившись к духовным ценностям, приобретёт базовые образцы поведения и
целостное миропонимание. Ведь человеку с сильным духовным стержнем внутри
не страшны никакие испытания, т.к. для него приоритетом являются ценности
более высокого порядка.