Напоминание

Воспитание духовной культуры младших школьников через преподавание курса "Основы православной культуры и светской этики"


Автор: Жук Светлана Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "АСШ им.А.А.Кудрявцева"
Населённый пункт: с.Архангельское, Тульская область
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание духовной культуры младших школьников через преподавание курса "Основы православной культуры и светской этики"
Раздел: начальное образование





Назад





Жук С.И.
, учитель начальных классов МКОУ «Архангельская средняя школа имени А. А. Кудрявцева»
Воспитание духовной культуры младших

школьников через преподавание курса

«Основы православной культуры и светской

этики»

В Федеральном государственном стандарте начального общего образования в качестве важнейших качеств, которым должен обладать современный выпускник, названы духовность, нравственность, самостоятельность, инициативность, предприимчивость, толерантность, мобильность. Показательно, что на первое местo поставлены те черты, котoрые в российском сознании всегда почитались как главные. Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. Учителю требуется не только знание предметов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на духовно- нравственное воспитание ребенка. Поэтому актуальность духовно-нравственного воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями: Во-первых, наше общество нуждается в подготовке образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Во-вторых, в современном мире ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. В-четвертых, вооружение духовно-нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Таким образом, приоритетность обеспечения условий для духовно- нравственного воспитания детей очевидна. Все вышеназванные проблемы в области духовно-нравственного воспитания требуют целенаправленного разрешения. Современный процесс образования, без всякого сомнения, невозможно представить без знакомства с многовековой культурой православия, сформировавшей духовный и культурный облик России. Вот как говорит об этом Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «За счет приобщения к культурному и религиозному наследию формируется личность человека и развивается цивилизация. Религиозное образование приводит человека к постижению Божественного замысла о нем, учит его нравственному поведению. Поэтому крайне важным видится поощрение со стороны государственной власти религиозных образовательных программ, изучения людьми культурных основ и традиционного уклада жизни своего народа».
Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» – это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. При этом светская и религиозная этика не противопоставляются, а рассматриваются в контексте взаимодополнения, что естественно, поскольку в светском и религиозном подходах к воспитанию много точек взаимодействия, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку. Курс ОРКСЭ успешно реализует личностные результаты основной общеобразовательной программы, в том числе и в сфере духовно-нравственного развития, начиная с первой темы курса, единой для всех модулей – «Россия наша Родина». Если обратимся к темам уроков: «Мoраль и культура», «Добродетели и пороки», «Справедливость», «Дружба», «Альтруизм и эгоизм», то сами темы говорят о высоком воспитательном значении. Уроки по ОРКСЭ строятся на концепции диалогового обучения, в основе которой лежит представление о многоликости мира, естественное желание узнать, каким видит мир другой человек. Таким образом, составляется более целостная картина мира. Главное, чтобы дети не сопоставляли свои мнения: мое – это правильно, а его – нет, моя религия – это хорошо, а его – плохо. Они должны прислушиваться друг к другу, учиться друг у друга, искать не противостояния, а oбщее. Ведь все религии в основе своей имеют одни и те же понятия. Уход в воспитании от традиций правoславия - одна из причин нравственного опустошения личности. Поэтому на уроках ОРКСЭ в первую очередь обращаются к нравственным ценностям православия. Ведь во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. В содержание уроков включаю чтение христианских притч, поэзии, демонстрации произведений изобразительного искусства, прослушивания песен, музыкальных фрагментов. Практически всегда на уроках читаем христианские притчи, которые передавались из поколения в поколения, но не утратили своей мудрости и простоты. Притчи всегда побуждают человека к размышлению, несут в себе д о б р от у и л ю б о в ь , у ч ат н а ход и т ь от в е т ы н а в о п р о с ы б ы т и я . Притчи играют особую рoль, так как в них отражаются религиозные и светские традиции наших предков, передаются нравственные идеалы и показываются образцы поведения. Они отражают ценности, идеи, обобщают имеющийся опыт. Притча предполагает диалог, беседу со слушателем или читателем, и ее основное действо разворачивается тогда, когда история рассказана и человек начинает ее осмысление. Притчи являются одним из древнейших спoсобов передачи мысли и обучения молодежи. Изучение основ православной культуры в школе сегодня это поддержка семьи в воспитании детей на основе исторических и культурных ценностей и традиций русского и других народов России, для которых Православие — традиционная религия. Это приобщение к вечным, данным Богом христианским нравственным нормам, хранимым в Русской Православной Церкви, на которых зиждется жизнь человека, семьи, народа в нашем мире. Поэтому считаю, что очень важно для выполнения основных задач курса ОРКСЭ сделать родителей и членов семей соучастниками педагогического
процесса. Без взаимодействия с семьей, без эмоциональной и этической поддержки взрослых, изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху. Огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству. Кроме того, бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не может заложить духовно-нравственное начало у своих воспитанников. Только пример воспитывающего (наставника) может дать результаты. Очень хорошо, что данный курс преподается в выпускном классе начальной школы. Все нравственные и культурные понятия в этом возрасте хорошо осознаются, но я считаю, что изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть введено по все следующим годам обучения, только тогда можно рассчитывать на значительные результаты. Историю России невозможно представить отдельно от истории Русской Православной Церкви, они переплетены неразрывно и нераздельно, их невозможно разлучить. Как отделить подвиг просветителей славян святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, или выбор веры святого равноапостольного князя Владимира от политической и культурной судьбы России? Как отделить труды преподобного Сергия Радонежского от процесса объединения Российских земель? И так было на протяжении всей нашей истории. Литераторы, композиторы, художники уже две тысячи лет находят в Библии сюжеты и темы для своих произведений. Приобщиться к сокровищнице и мировой, и Российской культуры невозможно без знания и понимания Священного Писания и Священного Предания. Не знакомый с библейскими сюжетами человек никогда не поймет, чем вдохновлялись творцы великих полотен, находящихся в Эрмитаже или Русском музее. Я надеюсь и верю, что благодаря курсу ОРКСЭ наша молодёжь, приобщившись к духовным ценностям, приобретёт базовые образцы поведения и целостное миропонимание. Ведь человеку с сильным духовным стержнем внутри не страшны никакие испытания, т.к. для него приоритетом являются ценности более высокого порядка.


В раздел образования