Напоминание

Развитие выносливости у юных ориентировщиков


Автор: Фадеева Яна Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ ДО города Москвы
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие выносливости у юных ориентировщиков
Раздел: дополнительное образование





Назад




Влияние выносливости на достижение результата у

ориентировщиков.

Педагог дополнительного образования-Фадеева Я.В.

Оглавление.

РАЗДЕЛ I СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

ВЫНОСЛИВОСТИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ

1.1. Что такое ориентирование.

1.2 Специфика подготовки ориентировщиков.

РАЗДЕЛ II

методы развития выносливости и критерии её оценки.

2.1 Контроль за развитием выносливости.

2.2 .Методы,позволяющие тренировать выносливость.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.1.Что такое ориентирование?

Спортивное ориентирование – вид спорта, в котором участники при помощи

карты и компаса должны пройти контрольные пункты, расположенные на

местности. Результаты, как правило, определяются по времени прохождения

дистанции. Современный ориентировщик – это, прежде всего, атлет,

не уступающий по основным физиологическим показателям представителям

мировой элиты в других видах спорта группы выносливости.

1.2 Специфика подготовки ориентировщика.

.Сущность процесса спортивной тренировки состоит в развитии

двигательных способностей на уровне,определяемом его спортивной

специализацией.К основным формам двигательных способностей человека

принято относить двигательную выносливость,силовые,координационные

способности,быстроту.

Исходя из природы ориентирования как вида спорта,следует отметить,что

двигательная выносливость является основной формой двигательных

способностей человека,определяющим результат в ориентировании.

Это связано с относительно большой продолжительностью специфической

для ориентирования физической нагрузки и её сравнительно высокой

интенсивностью.

Развитию выносливости посвящена большая часть тренировочных

программ в подготовке ориентировщика, поэтому правильное планирование

тренировочного процесса в том числе выносливости,контроль над её

развитием имеет решающую роль в обеспечении максимальной

эффективности в достижении результата.

Техника бега у ориентировщика особенная. Она обусловлена спецификой

дистанции в спортивном ориентировании: спуски, подъемы, болота, камни,

буреломы, крапива… В подъем ориентировщик бежит, ставя на полную

стопу, активно работая руками. Шаг укорачивается, а чтобы поддержать

скорость, частота увеличивается. Травмы ног у ориентировщика редки, его

спасает особый психологический настрой, нога спортсмена всегда

подсознательно готова к подвоху. Необходимо на тренировках учить

преодолевать поваленное дерево не «прыжком оленя», а экономя силы,

«переваливать» через препятствия, не поднимая высоко центр тяжести. Для

соревнований по спортивному ориентированию характерны протяженные и

сложные по рельефу местности дистанции. Для успешного прохождения их

наряду с такими физическими качествами как скорость и сила, необходима

выносливость, которая является определяющим фактором физической

подготовки спортсменов – ориентировщиков. При развитии общей и

специальной выносливости режим выполнения упражнений можно условно

подразделить на непрерывный и «прерывный» (дискретный). При

непрерывном режиме используются равномерный, переменный,

контрольный и соревновательный методы тренировки, при дискретном –

интервальный, повторный и повторно-переменный.

При беге спортсмен использует обширный диапазон скоростей – от самых

низких до предельных. Тренировка выносливости в непрерывном режиме

учитывает две составляющие нагрузки: скорость бега и длину дистанции

(время).

2.1 Контроль за развитием выносливости.

Для контроля за развитием выносливости используют так называемый

Гарвардский степ - тест. ). Для проведения теста необходимы метроном,

секундомер и ступенька. Высота ступеньки для юношей 45см, для девушек –

40см. По команде марш испытуемый начинает выполнять движение в

режиме метронома (120 уд/мин): на счет 1– ставит правую ногу на ступеньку,

на счет 2 – ставит левую ногу и выпрямляется, на счет 3 – опускает на пол

правую наго, на счет 4 – встает на пол обеими ногами. (Это 30 подъемов в 1

мин). В течение упражнения можно сменить ногу. По истечении 5 мин

работы испытуемый садится на стул и первую минуту свободно отдыхает.

Пульс подсчитывается в течение первых 30 с. на 2, 3, 4-й минутах

восстановления ИГТС высчитывается по следующей формуле:

ИГТС= t*100\(f1 + f2 + f3)* 2,

Где t – время восхождения в секундах; f1 f2 f3 – количество сердечных

сокращений за первые 30 с. на 2, 3, 4-й минутах восстановления.

Величина ИГТС характеризует скорость восстановительных процессов после

физической нагрузки, чем быстрее восстанавливается пульс, тем меньше

величина (f1 + f2 +f3) и, следовательно, выше ИГТС.

ИГТС

Оценка

Меньше 55

55 – 64

65 – 79

80 – 89

90 и выше

Плохая

Ниже средней

Средняя

Хорошая

Отличная

Это метод контроля за состоянием тренированности спортсмена показывает

его готовность к нагрузке. Чем выше показатели ИГТС, тем выше скорость

восстановительных процессов, значит выше выносливость.

При этом надо по возможности сохранять все внешние условия. Применение

тест-бега ориентировщиками на всех этапах подготовки дал отличные

результаты. Помимо определения уровня развития выносливости он

позволяет вносить коррективы в план дальнейших тренировок.

2.2 Методы,позволяющие тренировать выносливость.

Круговой метод позволяет повысить скоростно-силовую подготовку и

уровень выносливости. Одно из достоинств кругового метода – возможность

строгой индивидуализации нагрузок в зависимости от возраста и уровня

подготовленности спортсмена.

Повторный метод направлен на развитие скоростной выносливости и

характеризуется повторным прохождением заданной дистанции с

максимальной или предельной интенсивностью.

Физическая подготовка является основной для спортсмена – ориентировщика

и определяет содержание других видов подготовки.

Физическую подготовку в спортивном ориентировании можно разделить на:

– Общую физическую подготовку (ОФП);

– Специальную физическую подготовку (СФП).

Цель ОФП заключается в повышении общей работоспособности организма.

Средством ОФП могут быть и другие виды спорта: гимнастика, легкая

атлетика, спортивные и подвижные игры, плавание, лыжный спорт, туризм

СФП направлена на достижение результата в определенном виде спорта.

Чтобы говорить о специальной подготовке в спортивном ориентировании,

нужно четко представлять специфику этого вида спорта.

1. Спортивное ориентирование – это циклический вид спорта с элементами

ациклической работы (преодоление препятствий).

2. Хотя ориентировщик и стремится к равномерному бегу, но бег на

дистанции является неравномерным, с элементами «равного» бега.

3. Наличие неровностей и препятствий повышает требования к подготовке.

4. Наличие при физической работе отвлекающих факторов – чтение карты,

слежение за местностью, за поведением участников и т.д.

5. Ориентирование предъявляет повышенные требования к скоростной и

силовой выносливости

6. Энергообеспечение преимущественно анаэробно и анаэробного

характера.

7. Ориентирование – это тяжелая физическая работа, совмещенная с

интенсивной интеллектуальной деятельностью (запоминание, восприятие,

анализ, выбор тактики прохождения, иногда счет расстояния – и все это в

оптимальном беговом режиме)

8. Зависимость умственной работы от интенсивности физической

деятельности .

Из многообразия традиционных физических упражнений выделим несколько

наиболее важных для спортивного ориентирования.

1. Бег через лес с равной интенсивностью.

2. Бег через болото.

3. Бег по колено в воде.

4. Бег по песку.

5. Бег в подъем с равной интенсивностью.

6. Бег с волокушей.

7. Бег с отягощением (утяжеленный пояс).

8. Бег с забинтованной эластичным бинтом грудной клеткой (для развития

межреберных мышц, участвующих в дыхании).

9. Бег по лестнице.

10. Бег по лесу в тяжелой обуви.

11. Бег по склону «по горизонтали».

12. Бег по склону «серпантином».

13. Бег через кустарники.

14. Многоскоки по грунту и песку.

15. Преодоление препятствий по узкой опоре.

16. Всевозможные варианты прыжков со скакалкой, с отягощением и без

него.

17. Преодоление на скорости искусственных и естественных препятствий.

18. Бег с изменением расстояния в разных условия (песок, кустарник,

подъем, спуск, высокотравье) [1].

В основе всех специальных упражнений лежит бег, потому что именно

быстрое передвижение определяет результат в ориентировании.

Двигательная выносливость определяется как способность к продолжительно

му

выполнению мышечной работы на необходимом уровне ее эффективности.

Соревновательная деятельность в ориентировании длится от 15 до 120 минут

(иногда и более), поэтому высокий уровень развития выносливости является

определяющим для достижения высоких результатов. Выносливость развива

ется только с помощью теренировки,ее нельзя достичь с помощью морально-

волевых качеств.

Умение «терпеть» на дистанции может дополнить высокий уровень

физиологических показателей, но не может заменить их. Так как физическая

нагрузка в ориентировании отличается большой продолжительностью, то и д

ля развития выносливости применяются продолжительные физические

нагрузки различной интенсивности.

. Для того, чтобы правильно построить тренировочный

процесс, определить необходимую продолжительность и интенсивность

тренировочных нагрузок, а также оптимальный порядок их чередования,

необходимо разобраться с теми процессами, которые происходят в организме

при выполнении продолжительной работы.

При развитии общей и специальной выносливости режим выполнения

упражнения можно условно подразделить на непрерывный и "прерывный"

(дискретный). При непрерывном режиме используются равномерный,

переменный, контрольный и соревновательный методы тренировки, при

дискретном - интервальный, повторный и повторно-переменный.

Познакомим вкратце с содержанием каждого из этих методов.

Равномерный метод характеризуется выполнением непрерывной работы с

маломеняющейся интенсивностью. Эффективен при тренировке во многих

циклических видах спорта. Равномерный метод требует от тренера и

спортсмена знания физиологических и психологических основ непрерывного

бега. Кратко напомним их. Одновременно дадим определение терминов, с

которыми читатель встретится в этой книге.

Потребление кислорода организмом при мышечной работе, длящейся более 5

мин., возрастает в первые минуты и в дальнейшем поддерживается на

постоянном уровне. Это состояние принято называть устойчивым.

Максимальное потребление кислорода (МПК) характеризуется количеством

кислорода, которое организм потребляет за 1 мин. при тяжелой работе,

длящейся не менее 3 мин. Для каждого человека существует граница, выше

которой потребление кислорода не увеличивается. Величина МПК зависит от

веса и выражается в количестве кислорода в миллилитрах, потребляемого в

единицу времени, деленную на единицу веса человека. При пересчете на 1 кг

веса МПК у не занимающихся спортом составляет примерно 40 мл, у

спортсменов высшей квалификации - 80-90 мл.

МПК служит показателем аэробной производительности организма.

Аэробная производительность - способность человека обеспечивать свои

энергетические расходы за счет кислорода, поглощаемого во время работы.

Результат в беге на дальние дистанции в лыжных гонках во многом (60-80%)

зависит от уровня аэробной производительности. И одна из главных задач

подготовки спортсмена - увеличение этого уровня.

Рассмотрим,как различные виды тренировок влияют на развитие

выносливости.Как же тренировать выносливость?

При беге спортсмен использует обширный диапазон скоростей - от самых

низких до предельных. Тренировка выносливости в непрерывном режиме

учитывает две составляющие нагрузки: скорость бега и длину дистанции

(время). При составлении планов тренировки мы будем в дальнейшем

выявлять следующие зоны бега с различными скоростями:

1) зону низких скоростей с энергообеспечением в основном за счет жиров,

пульс 100-140 уд/мин;

2) зону средних скоростей в основном с углеводным энергообеспечением,

пульс 140-170 уд/мин.

3) зону высоких скоростей с кислородным потреблением, близким к

максимальному, пульс 180 уд/мин.

При медленном беге соотношение окисляемых в организме жиров и

углеводов практически такое же, как и в покое (65-70% общего количества

энергии образуется за счет жиров и 30% за счет углеводов). Спортсмен в

состоянии проводить такой бег в течение нескольких часов: в первые десятки

минут стабилизируются процессы мобилизации углеводов и жиров, затем

длительное время удерживается устойчивое состояние, в конце бега могут

появиться разлад в регуляции функций и утомление. Во время устойчивого

состояния потребления кислорода все 100% энергии организм получает за

счет аэробного обмена. Медленный бег способствует расширению мелких

кровеносных сосунов (в коже, органах пищеварения, печени, мышцах),

благотворно влияет на сердечно-сосудистую систему. Снижается

артериальное сопротивление кровотоку, быстрее доставляются к мышцам

энергетические вещества, улучшаются терморегуляция и процессы

выделения. Содержание сахара в крови поддерживается благодаря запасам

его в печени. Углеводных запасов хватает на несколько часов, ибо в этих

условиях организм расходует в основном жировые запасы.

При беге со средней скоростью большую часть энергии (от 50 до 70%)

организм получает за счет углеводов. Потребление кислорода приближается

к 60-80% максимального. Этот бег предъявляет более жесткие требования к

организму. Частота сердечных сокращений удерживается около 150-170

уд/мин. При часовом и более длительном беге в связи с повышением

температуры тела вступают в действие системы терморегуляции организма,

предупреждающие перегревание тела спортсмена. Максимальная

продолжительность такого бега определяется максимальным потреблением

кислорода. При продолжительном беге снижается содержание глюкозы в

крови, к чему чувствительна нервная система. Появляется чувство голода,

понижается зрительная чувствительность, возможны нарушения психических

функций. Ориентировщику не рекомендуется бег в таком темпе свыше 2

часов.

Как только спортсмен достигает контрольного задания по развитию общей

выносливости, объем бега с низкой и средней скоростью несколько

снижается за счет вводимого в тренировки бега с околокритической

скоростью. При таком беге пульс увеличивается до 180-190 уд/мин,

повышается производительность сердца (максимальный объем крови в

минуту). Бег с высокой скоростью обычно проводят используя интенсивный

интервальный метод тренировки, повторный метод на длинных отрезках,

прикидки и соревнования на длинные дистанции.

Переменный метод заключается в выполнении непрерывной работы с

изменением интенсивности от слабой до максимальной. Развивает аэробную

и анаэробную производительность. Один из распространенных вариантов

этого метода - фартлек, или "игра скорости", заключающийся в пробегании

достаточно больших дистанций (от 3 до 15 км) с переменной скоростью.

Бег со сменой скорости от медленной до соревновательной представляет

хорошую основу для улучшения тренированности. Длительный характер

нагрузки улучшает работу сердечно-сосудистой системы. Исключителен

психологический эффект фартлека при замятиях на местности с меняющимся

рельефом. Как часть тренировочной программы этот метод применяется

представителями многих циклических видов спорта. Особенно он

рекомендуется в начальном периоде при развитии рощей выносливости.

При фартлеке спортсмен тренируется от 1 до 2 часов в день.

Содержание этой тренировки:

1) легкий бег-5-10 мин. (как разминка);

2) равномерный сильный бег - 1-2 км;

3) быстрая ходьба-5 мин.;

4) легкий бег с ускорениями по 50-60 м до появления небольшой усталости -

15-20 мин.;

5) легкий бег с включением временами 3 или 4 быстрых шагов;

6) бег в подъем в полную силу - 150-160 м;

7) бег в быстром темпе - 1 мин.

Описанный комплекс упражнений может быть повторен несколько раз за

тренировку.

Преимущества фартлека:

- обеспечивается естественная смена напряжения и отдыха;

- воспитываются самостоятельные, думающие бегуны;

- лесная болотистая почва уменьшает болевые ощущения в ногах;

- бег по мягкой незнакомой местности вырабатывает короткий эластичный

эффективный шаг (что особенно важно для ориентировщика).

Недостатки фартлека:

- сложно наблюдать и контролировать тренировку;

- свободный характер фартлека создает определенные трудности для

спортсменов, не обладающих хорошими волевыми качествами.

В подготовке ориентировщика фартлек применяется для развития

выносливости в подготовительном периоде. Различные варианты его

используются в качестве тестов для оценки уровня выносливости

спортсмена. Особенно эффективен метод в соревновательном периоде как

средство сохранения выносливости во время активного физического отдыха

и восстановления психического равновесия.

Интервальный метод - очень популярный, занимающий большое место в

подготовке многих легкоатлетов и ориентировщиков. В. Гершлер, тренер

экс-рекордсмена мира в беге на 400 и 800 м Р. Харбига и олимпийского

чемпиона Ж. Бартеля, совместно с доктором Г. Рейнделем разработал

методику, получившую название контрольно-интервальной и направленную

на развитие максимальных возможностей сердечно-сосудистой системы. Вот

ее программа:

1) увеличение путем разминки частоты сердечных сокращений до 120

уд/мин;

2) пробегание 150-200 м с заданным усилием, подняв пульс до 170-180

уд/мин;

3) легкий бег трусцой до снижения пульса до 120-135 уд/мин.

Время снижения пульса не должно превышать 90 сек. Гершлер считает, что

основное развитие сердца происходит во время паузы, при которой ударный

объем его достигает наибольшей величины. Этот максимальный ударный

объем стимулирует увеличение сердечной мышцы. Пауза свыше 90 сек.

приводит к перераспределению крови в кровеносных сосудах и ухудшает

состояние организма при последующих повторениях упражнения.

Сторонники интервального метода утверждают, что он повышает

возможности сердца почти вдвое быстрее, чем путем пробегания длинных

дистанций или с помощью фартлека. Однако известный специалист по бегу

Т. Нетт не считает интервальную тренировку универсальным методом. По

его мнению, она лишь ценное добавление к другим. "Сейчас интервальная

тренировка применяется для решения специфических задач, - пишет Нетт. -

Например, для увеличения объема сердца за возможно короткое время. В

этом, однако, есть и недостаток: "легко пришло - легко ушло", ибо в этом

случае процесс увеличения размеров сердца не такой стабильный, как с

помощью бега на длинные дистанции".

Многие тренеры и спортсмены сейчас увеличили объем работы,

выполняемый интервальным методом. Чем это вызвано? Оптимальная форма

тренировки на выносливость такая, когда координация движений и

функциональная настройка всех систем организма происходят на фоне

нарастающего утомления. Это очень важно с точки зрения психологической

подготовки спортсмена к стрессовым ситуациям, возникающим во время

соревнований. В то же время при использовании продолжительного

непрерывного бега для бегунов на средние и длинные дистанции

наблюдается все большая разница между тренировочной и соревновательной

скоростями. Выросшие соревновательные скорости бега на длинные

дистанции - следствие не только увеличения объема нагрузки, выполняемой

непрерывным методом, но и повышения интенсивности бега. А последнее

возможно при интервальной и повторной тренировках.

Интервальный метод в трактовке сегодняшнего дня характеризуется

соревновательными объемами и интенсивностью. Отдых между повторными

пробежками отдельных отрезков дистанции сокращается от полного до

частичного. Соревновательная скорость во время тренировки определяется

следующим образом. Мужчины после разминки проходят с максимальной

интенсивностью контрольный отрезок 1000 м, женщины-500 м. Естественно,

максимальная скорость в разные дни и на различной местности может быть

неодинаковой. Соревновательная скорость должна быть на 10-12% ниже

максимальной.

В таком виде интервальный метод тренировки принято использовать в

предсоревновательном и соревновательном периодах для развития

скоростной выносливости ориентировщика. При этом широко практикуется,

наряду с отрезками 200-1000 м, бег на 2000-5000 м с соревновательной

скоростью. Такое интенсивное средство воздействия на организм требует

тщательного контроля за результатами его применения. Неправильно

проведенная интервальная тренировка гораздо быстрее, чем какой-либо

другой метод, может привести к психическому и физическому истощению.

Необходимо внимательно следить за самочувствием спортсмена, его

желанием продолжать или прекратить тренировку. Интервальные тренировки

на отрезках 2000-5000 м под руководством тренеров проводят лишь

спортсмены высокого класса.

Этот метод одновременно помогает спортсмену многократно

концентрировать внимание на успешном выполнении задания при

прогрессирующем утомлении и расслабляться во время пауз отдыха.

Для ориентировщика интервальный метод очень хорош в сочетании с

тренировкой, во время которой решаются технические и тактические задачи,

что превращает ее в игру, а не в монотонное упражнение.

Для снятия утомления большое значение имеет место, где тренируются

ориентировщики. Живописный горный ландшафт или равнина на берегу

лесного озера, песчаный пляж способствуют более эффективному

воздействию тренировочных нагрузок на спортсмена.

Повторно-переменный метод заключается в повторении работы с

определенной переменной интенсивностью через промежутки времени, в

течение которых организм полностью восстанавливается (пульс 90) и

спортсмен вновь может проделать такую же работу. Этот метод применяют

перед началом тренировок повторным методом, так как он легче

переносится, ибо выполнить тренировку переменной интенсивности проще,

чем повторить ее с максимальной интенсивностью. Объем нагрузки - от

соревновательного до полуторного. Развивает в основном аэробную

производительность организма спортсмена.

Повторный метод направлен на развитие скоростной выносливости и

характеризуется повторным прохождением заданной дистанции с

максимальной или предельной интенсивностью. Отдых между

прохождением отрезков до уменьшения частоты пульса до 120-130 уд/мин.

Иногда повторную работу выполняют сериями (3х1000 м + 3х1000 м) с

полным отдыхом между ними. Объем нагрузки - от малого (5х400 м) до

соревновательного (например, 3х5 км, 6х2 км).

Повторный метод предъявляет повышенные требования к подготовке

спортсмена и применяется после объемной тренировки равномерным и

переменным методами на втором этапе подготовительного и в

соревновательном периодах. Рекомендуется в основном спортсменам

старших разрядов.

Контрольный метод. Для контроля за развитием выносливости используется

так называемый тест-бег. При этом надо по возможности сохранять все

внешние условия (длина дистанции и ее состояние, время суток, положение

тренировочного дня в микроцикле). Многолетний опыт применения тест-бега

лыжниками и ориентировщиками высших разрядов на всех этапах

подготовки дал отличные результаты. Помимо определения уровня развития

выносливости он позволяет вносить коррективы в план дальнейших

тренировок.

Соревновательный метод характеризуется соревновательной

интенсивностью. Служит также для отработки спортсменом избранных

тактических и технических приемов. Соревновательная тренировка

проводится, как правило, на дистанции основной длины. Физиологический и

психологический эффект должен соответствовать специфике

соревновательного упражнения.

Каждый тренер имеет свои варианты тренировки выносливости. В

комплексной тренировке акцент делается на тот или другой метод.

Новозеландский тренер А. Лидьярд рекомендует бегунам на длинные

дистанции за 4 месяца до основного старта чаще применять непрерывный бег

в виде фартлека на пересеченной местности. Интересен результат опроса

ведущих тренеров США: 60% из них используют различные комбинации

больших дистанций, пробегаемых в высоком темпе, и интервальный метод;

20% добавляют к этим комбинациям бег в усложненных условиях (по песку,

мягкому грунту) типа фартлека; 20% применяют только интервальный метод.

Таким образом, единственное различие в системах тренировки сводится к

предпочтению тех или иных методов. Важно при этом, чтобы они не

исключали друг друга. Нельзя также, остановившись на одном из них,

пытаться улучшить результат за счет объема или интенсивности нагрузки,

совершенно забыв о других методах, - кстати, распространенная ошибка,

особенно молодых тренеров и спортсменов.

Круговой метод. Значительные достижения в области физиологии позволяют

правильно устанавливать тренировочные нагрузки, успешно планировать

тренировочный процесс. Именно благодаря бурному прогрессу в этой

области спортивной науки возник такой эффективный метод скоростно-

силовой подготовки и повышения выносливости, как круговой. Одно из

достоинств его-возможность строгой индивидуализации нагрузок в

зависимости от возраста и уровня подготовленности спортсмена. Круговой

метод предполагает наличие комплекса тщательно подобранных простых

упражнений, последовательно выполняемых. Спортсмен переходит от одного

упражнения к другому, не испытывая утомления. Это достигается

правильным чередованием нагрузок на различные группы мышц, нагрузок,

наиболее соответствующих возможностям и уровню подготовленности

тренирующегося.

Заключение.

Учитывая результаты исследований,результаты начинающих спортсменов и

профессионалов,можно сказать,что выносливость является одним из

важнейших физических качеств, необходимых спортсменам -

ориентировщикам для участия в различного рода соревнованиях.Слабая

физическая подготовка, ухудшение природных данных,отсутствие

заинтересованности влияют на общую подготовку занимающихся.Быстрая

утомляемость,увеличении ЧСС,давления ведет к снижению мышления в

ориентировании и техническим ошибкам,т.е к снижению результативности.

Список используемой литературы

1. Вяткин Л.А.,Сидорчук Е.В. Туризм и спортивное ориентирование.

М.,2001

2. Алешин В.М., Калиткин Н.Н. Соревнования по спортивному

ориентированию. М.,1974.

3. Иванов ЕИ., Колесников А.А. Основы тренировки в ориентировании на

местности. Смоленск, 1973.

4. Богатов С.Ф., Крюков О.Г. Спортивное ориентирование на местности. М.,

1971.

5. Бубэ Х., Фэк Г., Штюблер Х., Трогш Ф. Тесты в спортивной практике. М

1968.

6. Васильева В.В Физиология человека. М 1973

7. Васильева Г.Н. О тактике соревнований по спортивному ориентированию.

«Теория и практика физкультуры» 1963, О методах анализа результатов в

беге с ориентированием. 1965, Планирование тренировки спортсменов-

ориентировщиков в годичном тренировочном цикле. 1969,

экспериментальное исследование некоторых вопросов методики тренировки

в беге с ориентированием., 1972.

8.Волков Н. И. Проблема утомления и восстановления в теории и практике

спорта. 1974.



В раздел образования