Автор: Загузина Гульнара Манзуровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ №2" Населённый пункт: город Салехард, ЯНАО Наименование материала: методическая разработка урока ОРКСЭ Тема: "Икона" Раздел: начальное образование
Цель урока: Углубление представлений учащимся о православной тради-
ции отношения к иконам, создать представление об иконописи как достоя-
нии мировой художественной и духовной культуры.
Задачи:
Обучающая: познакомиться с особенностями иконописного изображе-
ния; понять различия в написании иконы и картины.
Развивающая: уяснить, какими способами и средствами в иконе изоб-
ражается духовный мир
Воспитывающая: усвоить отношение к иконам, как к изображению
священных для православных христиан образов.
Оборудование:
Электронная
презентация,
толковый словарь Ушакова,
репродукции
картин – портретов и икон
Ожидаемые результаты:
Предметные:
овладение базовыми знаниями, развитие умения искать, анализиро-
вать, сопоставлять события.
Личностные:
осознание своей этнической принадлежности, знание культуры свое-
го народа
Метапредметные:
готовность к сотрудничеству, владение умениями работать с различ-
ными источниками
Виды деятельности: Беседа, комментированное чтение, работа с иллю-
стративным материалом, самостоятельная работа с источниками инфор-
мации, участие в учебном диалоге .
Ключевые понятия : икона, образ, лики, нимб, пространство без тени, мо-
литва перед иконой.
Ход урока
I.
Организация деятельности учащихся
Утро доброе, друзья!
Встрече с вами рада я!
Знаний наберём мы впрок!
Вместе проведём урок!
II.
Постановка темы и цели урока
- Прежде чем мы узнаем тему урока, давайте пробуем разгадать кроссворд.
Б
и
б
л
и
я
к
р
е
с
т
м о
л
и
т
в
а
Е в
а
н
г
е
л
и
е
а
л
т
а
р
ь
1.
Самая главная книга православных христиан. (Библия)
2.
Символ православия, он воспринимается христианами как знак любви
Бога к людям. (крест)
3.
С ней обращаются к Богу, святым … (молитва)
4.
Часть Библии. (Евангелие)
5.
Самая важная часть храма, где невидимо присутствует Бог. (алтарь)
- Итак, какова же тема урока? (Икона)
- Какие вопросы мы можем поставить, чтобы раскрыть тему урока?
1.
Что такое икона?
2.
Для чего нужна икона?
3.
Как отличить портрет от иконы?
III.
Изучение новых понятий.
- Кто-нибудь из вас знает, что такое икона?
- Давайте обратимся к толковому словарю.
Толковый словарь Д.Н. Ушакова:
ИКОНА
–
Живописное
изображение
бога
или
святых,
являющееся предметом почитания у христиан; образ.
Толковый словарь В. Даля:
ИКОНА ж. образ, изображенье лика Спасителя, Небесных Сил
или угодников.
Информация из Википедии:
Ико́
на (ср.-греч. εἰκόνα от др.-греч. εἰκών « о́
б р а з » ,
« и з о б р а ж е н и е » ) —
христианстве ( г л а в н ы м
о б р а з о м ,
в п р а в о с л а в и и , католицизме
и древневосточных
церквях)
священное
изображение
лиц
или
событий
библейской или церковной истории.
-
Итак,
«ИКОНА»
в
переводе
с
греческого
обозначает
«ОБРАЗ»,
«ИЗОБРАЖЕНИЕ».
Немного истории:
Слово
икона
пришло
в
русский
язык
из
Византии,
как
и
вся
православная вера. В русском языке сохранилось название иконы “образа”.
Бог сотворил мир, дав ему образ. В христианской культуре, каждый человек
хранит в себе Образ Бога. Интересно, что слово безобразный обозначает “без
образный”,
другими
словами,
не
имеющий
в
себе
образа
Бога
или
несуществующий. Прежде всего, это относится к душевной красоте.
- У кого из вас дома есть иконы?
- А где они находятся в вашем доме?
- Давайте вспомним наших предков, перенесёмся в простую деревенскую
избу.
Это красный угол в избе. Красный означает
красивый. В нём находятся иконы, а перед
ними лампадка или свеча – символ света и
живого
огня,
освещающего
лик
святой
иконы.
По
старинному
русскому
обычаю
икона
укреплялась
ещё
в
городах
на
городских воротах, покровительствуя, таким
образам, его жителям.
- Откуда же появились иконы?
- Вот что говорит Священное Предание христианской церкви.
В те времена, когда Иисус ходил по земле и учил людей, царь по имени
Авгарь тяжело заболел. Врачи не могли ему помочь. Царь верил, что Иисус
Христос сможет исцелить его. Но из-за болезни он не мог идти к нему.
Тогда Авгарь велел художнику нарисовать и принести ему изображение
Иисуса Христа. Художник пришёл в храм, где Иисус Христос учил народ и
приступил к работе. Но как он не старался, у него ничего не получалось.
Тогда, видя его бессилие И-Х взял полотенце, приложил его к лицу и передал
художнику. На полотенце отпечатался нерукотворный образ спасителя.
Этот образ и стал первой иконой. Когда
царь
Авгарь
прикоснулся
к
полотенцу,
он
сразу поправился.
- Так рассказывает нам Библейское предание
о возникновении первой иконы.
-
И ко н ы
в о з н и к л и
д о
з а р о ж д е н и я
древнерусской культуры в Византии в 4 веке
н.э. и получили широкое распространение во всех православных странах. Для
написания икон использовали краску замешанную на яичном желтке. Кисть в
старину называли вапница. Чтобы придать краскам особенную красоту и
предохранить ее от пыли иконы покрывали олифой.
- Церкви у нас были в основном деревянными. Своим удобством размещения
в храме, яркостью, прочностью красок иконы, написанные на досках, как
нельзя лучше подходили для убранства русских деревянных церквей.
-Давайте рассмотрим иконы.
-
Образы Иисуса Христа и Пресвя-
той
Богородицы
занимают
первосте-
пенное место в православной иконогра-
фии.
Во все времена, в любом доме и
избе, их можно было увидеть в «крас-
ном» углу. Красный – значит красивый,
прекрасный.
Красный
угол
–
самый
видный
в
доме,
в
комнате;
поэтому
именно там стояли иконы. Существует
множество
образов
Божьей
Матери
и
Спасителя. Для каждой местности, как
и для каждого человека, есть свой, наиболее любимый и почитаемый.
-
Перед
вами
портрет
и
и ко н а
замечательного
русского
флотоводца,
адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова.
- Посмотрите внимательно, что общего
в этих изображениях.
IV.
Работа по учебнику.
-
Давайте откроем учебник на с.76 (по 78) и
прочитаем статью «Свет иконы».
- Интересно, почему на иконах нет теней?
- Всю свою жизнь святой открыл для
Бога, и, значит, в ней не осталось места
для зла. Все стало пронизано светом.
Поэтому ни один предмет на иконе не
отбрасывает тени.
- Откуда на иконах проступает свет?
- Свет на иконе проступает через лицо
и фигуру святого человека, а не падает на него извне.
- Чем картина отличается от иконы?
-
Икона
–
это
изображение
Бога,
Богоматери,
святых,
изображение
христианских
праздников.
Икона
обычно пишется по строгим канонам –
правилам.
-
Картина
–
изображение
предметов,
л юд е й ,
с о б ы т и й .
Н а
к а р т и н е
изображено
обычное
или
фантастическое
событие,
которое
изобразил
художник.
- Итак, икона – не картина, икона – святой образ.
V.
Изучение новых понятий.
- Как называется человек, который делает фотографии? (фотограф)
- Как называется человек, который пишет картины? (художник)
- Тогда подумайте и скажите, как назвать
человека, создающего иконы?
- ИКОНОПИСЕЦ – это человек, который,
прежде всего служит Богу и создаёт иконы.
-
Святой
апостол
Лука
изучал
врачебное
искусство и помогал людям еще в своей
земной жизни, особенно при глазных болезнях. В православии считается
первым иконописцем и святым-покровителем врачей и живописцев, также
особую помощь от него получают и фермеры.
- Как иконописцы называют золотой фон иконы? (светом)
Найдите об этом в Учебнике с. 76-77
- Голову святого окружает золотой круг. Как называется этот круг? (нимб)
Найдите об этом в Учебнике с. 77-78
- Итак, что мы можем рассказать об иконе?
Икона
Свет
проступает
через
фигуру
и
лицо
святого, нет теней
Кто изображает?
иконописец
Нимб
обязательно
изображается
золотой
круг,
который
окружает
голову
святого.
Нимб
–
знак
Божией
благодати
Закон
перспективы
(задний
план
и
горизонт)
нет заднего плана и горизонта, линии
расходятся
Изображение лица
в
ликах
проступает
мудрость
и
любовь
Подпись
нет
VI.
Значение иконы в жизни человека.
- А для чего нужна икона людям?
- Наличие икон меняет поведение, мысли и чувства человека. Человек как
будто ощущает присутствие святого, чей образ отражен на иконе, либо может
ощущать взгляд его на себе. Это удерживает человека от постыдных дел,
гнева, ярости, помогает сдержаться от поступков, о которых, впоследствии,
он может жалеть.
- Человек мыслит и воспринимает не только через слова, но и через образы.
Поэтому восприятие духовного мира происходит не только через священные
тексты, и слова, но и через восприятие образов святых, изображенных на
иконах.
- Икона напоминает о молитве и направляет к ней. Перед иконой мы молимся
о своих близких и любимых.
- Икона - это окно в неведомый духовный мир. Поэтому обращаясь к образу
святого через икону, наши прошения и молитвы усиливаются.
- Ни икона, ни свечка не молятся вместо людей. Но они напоминают человеку
о его признании стать лучше. Ведь на иконе изображены те люди, которые
прожили свою земную жизнь в любви. Как правило, им было тяжело, чем
нам. Но они смогли остаться людьми. Они никого не предали, ни от кого не
отвернулись. Некоторые святые жили три тысячи лет назад (пророк Моисей).
А некоторые были почти что нашими современниками.
- Значит, и людям 21 века этот путь тоже по силам.
- Послушайте притчу.
В одном музее среди картин повесили икону.
Косились
в
музее
картины
на
икону
и
ничего
не
понимали:
- И зачем ее среди нас повесили? Ни ярких красок, ни красоты движения, ни
ж и в о с т и
и з о б р а ж е н и я !
В е р н о ,
ч е р н ы й
к в а д р а т ?
Но черный квадрат ничего не отвечал. За молчанием он скрывал свою
полную пустоту и поэтому слыл самым мудрым и даже таинственным. К
тому же, благодаря своей цене, он был
очень
богат,
и
поэтому
еще
более
уважаем.
С ама
же
икона
был а
оч е н ь
о г о р ч е н а .
И
с о в с е м
н е
э т и м и
пересудами в свой адрес. А тем, что
люди шли мимо и просто смотрели на
нее.
А
она
ведь
была
создана
не
для
того,
чтобы
на
неё
смотрели,
а
чтобы…
- Ребята, обсудите в парах и закончите предложение, для чего нужны иконы?
- Итак, икона была создана не для того, чтобы на неё смотрели, а чтобы перед
нею – молились!
VII.
Итог урока.
- Итак, икона приглашает людей к чему? (к молитве)
- Христиане не молятся иконам, они молятся перед иконами. (тому, кого они
видят на иконах).
- В начале урока мы для себя поставили вопросы. Ответили мы на них?
1.
Что такое икона? (образ)
2.
Для чего нужна икона? (это окно в неведомый духовный мир. Поэтому
обращаясь к образу святого через икону, наши прошения и молитвы
усиливаются)
3.
Как отличить портрет от иконы?
VIII. Рефлексия.
- Какие у вас ощущения от урока?
- У вас на партах смайлики.
-
О ц е н и т е
с в о и
о щ у щ е н и я .
Обозначение смайликов вы видите на
слайде.
Дополнительный материал.
- Как вы думаете, в современном мире пишут иконы?
- Да ребята, в современном мире пишут иконы, а также
есть профессия
реставратор. Проходят многие века. Как и люди стареют иконы: темнеют,
осыпаются с них краски. А многие иконы и совсем погибли от рук злых
людей.
Их
уничтожали,
сжигали
на
кострах,
топили
в
реках,
рубили
топорами. Реставраторы расчищают, укрепляют потемневшие и осыпавшие
краски. И, иконы, как и прежде, дарят тепло людям.
- А закончить наш урок я бы хотела притчей.
Мальчик очень любил читать добрые и умные сказки и верил всему, что
там было написано. Поэтому он искал чудеса и в жизни, но не мог найти в
ней
ничего
такого,
что
было
бы
похоже
на
его
любимые
сказки.
Чувствуя
некоторое
разочарование
от
своих
поисков,
он
спросил
маму,
правильно ли то, что он верит в чудеса? Или чудес в жизни не бывает?
«Дорогой
мой,
—
с
любовью
ответила
ему
мама,
—
если
ты
будешь
стараться вырасти добрым и хорошим мальчиком, то все сказки в твоей
жизни сбудутся. Запомни, что …». «…чудес не ищут, — к добрым людям
они приходят сами».
- Будьте добрыми, внимательными к своим
родным и близким. Спасибо за урок.
Д/з с.76-81, читать, ответить на вопросы
По желанию - подготовьте рассказ на одну из
т е м:
« П оч ит а е мы е
ико ны
Р о с с и и » ,
«Чудотворные иконы».