Напоминание

"Формирование творческой личности на уроках технологии"


Автор: Кабакова Наталья Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Р. Хакасия г.Саяногорск
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование творческой личности на уроках технологии"
Раздел: начальное образование





Назад




«Формирование творческой личности на уроках технологии»

«Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди,

которые многое умеют делать, у которых все удается и спорится,

которые не потеряются ни при каких обстоятельствах.

И наоборот, всегда вызывают нашу жалость те люди,

которые перед каждым пустяком становятся в тупик».

А.С. Макаренко.

Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно

мыслящей – несомненно будет возрастать по мере совершенствования социально-

экономических и культурных условий жизни. Развивающемуся обществу нужны

современно

образованные,

нравственные,

предприимчивые

люди,

которые

могут

самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их

возможные последствия, способные к сотрудничеству. Эта задача наиболее успешно

может

быть

решена

в

рамках

предмета

«Технология».

Познавательные процессы,

позволяющие человеку решать еще не решенные задачи,

называется

творческим

мышлением.

Главное

для

творческого

мышления

не

шаблонность, умение охватить действительность во всех ее отношениях, а не только в тех,

которые

закреплены

в

привычных

понятиях

и

представлениях.

Овладение мастерством в разделе «Художественные ремесла» предполагает освоение

декоративных

возможностей,

развитие

фантазии

и

творческих

способностей,

приобретение технических знаний и умений. При этом у обучающихся развивается особое

чувство материала, его декоративно – прикладных особенностей, которое является одним

из

критериев

развитого

художественного

вкуса

и

мастерства.

Творческое мышление должно учить человека смелости при выходе за рамки привычных,

освещенных здравым смыслом или авторитетами представлений, взглядов, способов

мышления. Творческое мышление должно приучать человека не подгонять факты под

готовое представление о них, а проверять эти представления фактами, не придумывать

искусственный мир пригодный для понимания, а создавать понимания пригодное для

объяснения

реального

мира.

Существуют различные пути для развития творчества: это может быть коллективное

создание работы, когда обучающиеся высказывают свои идеи, каждый старается

предложить свой вариант. С другой стороны это может быть серия уроков: на первых

уроках – это творчество учителя, т. е. я учу, что и как делать по принципу «делай как я»;

на втором уроке может быть выполнена та же работа, но с изменениями, где учащиеся

проявляют

свою

самостоятельность.

Важным средством приобщения детей

к творчеству, развитие их способностей

является приобщение их к свободной импровизации, умению находить в обычных

предметах и явлениях новые аналогии. Атмосфера раскованности, отсутствия боязни

быть непонятым или осмеянным, никакая идея, даже самая плохая, не должна

критиковаться. Если ребенок чувствует дружескую обстановку со стороны окружающих

его людей, то его эмоции будут направлены только на совершаемую им деятельность. А

значит,

его

работы

будут

аккуратными

и

более

творческими.

На уроках технологии применяются такие методы, как метод эвристических вопросов,

метод сравнения, метод образного видения,

метод придумывания (где создается

неизвестный ранее продукт в результате творческих действий, например эскиз швейного

изделия или оформление подарка) и т.д.

Во время работы на уроках используются специальные упражнения, направленные на

выработку идей: прием “Банк идей”, приём “Нелогичные связи”, приём “Источник

вдохновения” (при котором обучающиеся

используют дополнительные источники

информации по теме проекта). А с введением метода проектов у ребят появляется

дополнительный шанс исследовать, придумывать, по-новому решать проблему, создавать

изделие,

использовать

его

и

оценивать

в

реальных

условиях.

Метод проектов помогает обучающимся приобретать разнообразные знания и навыки по

преобразованию материалов, энергии и информации, изучать технику и культуру дома,

уточнять

свои

профессиональные

планы.

Творческие

способности

развиваются

не

тогда,

когда

говорят

детям

о

необходимости их развития, а тогда, когда их развивают в процессе работы.

Поощрять сомнения, возникающие по отношению к общепринятым предположениям.

Творческим личностям свойственно сомневаться в решениях, принимаемых другими

людьми. Конечно, дети не должны подвергать сомнению любое исходное положение, но

каждый

должен

уметь

находить

объект,

достойный

сомнения.

Разрешать делать ошибки. Когда детей ругают за ошибки, они в результате боятся их

делать, и, следовательно, боятся рисковать, боятся думать независимо, не создают что-то

новое, свое. На уроках необходимо избегать критики, резких высказываний, которые

подавляют

творческую

активность

ребят.

Поощрять разумный поиск. Креативность гораздо легче встретить у маленьких, чем у

старшеклассников. Она не изнашивается с возрастом, а подавляется учениками,

учителями. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, учитель

может

помочь

им

раскрыть

свой

творческий

потенциал.

Поощрять

умение

находить, формулировать

и

первыми

предлагать

проблему.

Поддерживать творческие идеи и результаты творческой деятельности. Давая учащимся

задания, необходимо объяснять, что от них ожидают не только демонстрации знаний

основ

предмета,

но

и

элементов

творчества,

которые

пригодятся

им

в

жизни. Стимулировать

дальнейшее

развитие. Доносить

до

своих

учеников

незамысловатую

идею:

у

творчества

нет

конца.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и

полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свое творчество их нужно

постоянно поддерживать, поощрять и направлять.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники