Напоминание

Род имен существительных


Автор: Лилия Теодоровна Белькова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №50
Населённый пункт: Г. Нижний Тагил Свердловская область
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Род имен существительных
Раздел: начальное образование





Назад




Тема урока: Род имен существительных.

Цель урока:

Ввести понятие «Род имени существительного» и прием

определения рода существительных.

Планируемые результаты:

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «мужской род», «женский род», «средний

род» и использовать их в активном словаре;

— определять род имени существительного и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— соотносить учебные действия с известным приёмом;

— выполнять взаимопроверку учебного задания.

Коммуникативные умения:

— адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках диалога при проверке

учебного задания.

Предметные умения:

— рассказывать приём определения рода имени существительного;

— писать имена существительные в группы по родам.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

Приветствие. Настрой на работу.

Составление плана урока.

1.

Вспомню

2.

Изучу информацию

3.

Открою новые знания

4.

Применю новые знания

5.

Подведу итог

В течение урока вы будете работать с листом самооценки.

II. Актуализация знаний

1) Орфографическая минутка (в листе самооценки)

На доске записаны три слова с пропущенными буквами:

поздний, год, удивительный.

Прочитайте слова.

Придумайте задание, которое можно выполнить с этими словами.

Объясните свой выбор.

Учащиеся придумывают задания:

а) Вставьте пропущенные буквы и обозначьте орфограммы.

б) Какое слово лишнее? (Год – имя существительное, остальные слова –

имена прилагательные)

2) Обобщение знаний об имени существительном (в листе самооценки)

У вас на парте лежат конверты с карточками.

Прочитайте, записанные на карточках слова.

Мама, Света, дом, папа, книга, мальчик, яблоко, озеро.

(слова напечатаны на разрезных карточках)

Что это за слова?

(имена существительные)

Докажите.

(Имя существительное - часть речи, которая отвечает на вопрос кто ?

или что? и обозначает предмет)

На какие две группы можно разделить эти слова? Подумайте,

посоветуйтесь и выполните это задание.

Работа в парах

Объясните свой выбор.

В первый столбик – одушевленные имена существительные, они

отвечают на вопрос кто?

Во второй столбик – неодушевленные имена существительные, они

отвечают на вопрос что?

Итог: Что мы знаем о имени существительном?

1.Часть речи

2.Обозначает предмет

3.Отвечает на вопросы кто? или что?

4.Изменяется по числам

5. Бывают одушевлённые и неодушевлённые.

Заполнение блок-схемы на доске.

III. Самоопределение

В своей речи мы часто употребляем имена существительные, но всегда ли

мы замечаем, какие они? Ведь у имён существительных, также как и у

людей, есть свои особенности.

Желаете ли вы знать об имени существительном ещё больше? Тогда

исследуйте эти слова с другой стороны.

IV. Решение проблемной ситуации

На доске написаны словосочетания:

Красивая мама красивый папа красивое озеро

Одно прилагательное у всех существительных, а окончание разное.

Почему так произошло?

Проблема: Сможете ли вы, используя данное противоречие, эти же

существительные разделить на три группы?

Работа в группах

1. Мама, девочка, книга.

2. Папа, мальчик, дом.

3. Яблоко, озеро.

По- какому признаку вы объединили слова в первой группе?

(Про них можно сказать она , моя)

Какие будут ваши предложения относительно второй группы?

(Про них можно сказать он , мой)

В третью группу вы записали слова – яблоко, озеро . По- какому признаку

вы объединили эти слова?

( Про них можно сказать оно , мое.)

Ребята, а может кто-то знает, или догадывается, как называется такое

деление слов?

-Мы распределили слова по родам. (в листе самооценки)

V Целеполагание

Какова тема нашего урока? (Род имен существительных)

Какую цель поставим перед собой? (научиться определять род имен

существительных)

ФИЗМИНУТКА

VI. Открытие новых знаний.

Давайте обратимся к словам профессора Самоварова на с.4

Работа с правилом учебника:

К какому роду относятся слова Мама, девочка, книга? Папа, мальчик, дом?

Яблоко, озеро? Докажите.

Давайте составим алгоритм определения рода имени существительного:

1.

Читаю слово.

2.

Подставляю слова ОН МОЙ, ОНА МОЯ, ОНО МОЁ.

3.

Определяю род: М.Р.; Ж.Р.; Ср.Р.

VII. Применение новых знаний

Сейчас попробуем полученные знания применить на практике.

1. Картинный диктант.

К какому роду относятся слова? (Запишите в тетради эти слова в три

столбика .В первый -м.р. ,во второй –ж.р. ,в третий -ср.р.) .

Гриб, хоккеист, море, бабочка, кресло, свеча, самолёт, тыква, перо.

(Перед тем как записать слово, ученики анализируют орфограмму и

проговаривают алгоритм определения рода )

(Гриб – парная согласная в корне, проверочное слово грибы, поэтому

напишу гриб. Он , мой -значит это сущ . м.р .,запишем его в первый

столбик.

Хоккеист –пишется удвоенная согласная кк словарное слово, он, мой -

м.р.- запишем его в первый столбик.)

1

2

3

4 5

6 7 8

2. Дифференцированная работа(самостоятельная работа) (в листе

самооценки)

А ) первая группа (повышенный уровень) учеников – получает задание. На

доске слайд .

Запишите название предметов , которые видите на картинке и определите

род имён существительных. При написании слов обратите внимание на

опорные таблицы по предупреждению орфографических ошибок.

После выполнения работы самостоятельная проверка при помощи

следующего слайда.

Проверка самостоятельной работы:

Кто нашел все слова? Кто нашел дополнительно свое слово ? (платок, нос)

Б) Остальные ученики (базовый уровень) в это время выполняют в учебнике

самостоятельно упр. 3 на стр.5.

Необходимо записать слова в три столбика - по родам и дописать в каждый

столбик еще по одному слову.

Проверка самостоятельной работы (ученики зачитывают слова , которые

они записали в первый столбик, во второй , в третий. Приводят примеры

своих слов .)

VIII. Итог урока. Рефлексия.

Какое новое знание мы сегодня открыли об имени существительном?

(У имени существительного можно определить род.)

Как определить род имени существительного?

Давайте дополним нашу блок-схему: куда нужно внести информацию о роде

имени существительных?

(Решение этого проблемного вопроса на с. 5 в диалоге Ани и Вани.)

Оцените свою работу на уроке в конце листа самооценки.

Домашнее задание

Базовый уровень т. С.26 упр. 33

Повышенный уровень т. С.25 упр.32



В раздел образования