Напоминание

Воспитания ценностных отношений младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности


Автор: Евсеева Анна Робертовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ КСОШ "Радуга"
Населённый пункт: с.Красноселькуп, Тюменская область, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Воспитания ценностных отношений младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности
Раздел: начальное образование





Назад





Воспитания ценностных отношений младших школьников в процессе

организации внеурочной деятельности
В связи с введением нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования второго поколения (ФГОС НОО) наряду с умственным, физическим и трудовым воспитанием, особое внимание стало уделяться воспитанию ценностных отношений, от которого во многом зависят и другие компоненты воспитания и которое предполагает духовное становление и развитие личности человека и его ценностных ориентаций. Так, в связи со вступлением в силу ФГОС НОО актуализировались сфера ценностного воспитания личности, вопросы формирования ценностных ориентаций подрастающего поколения. Воспитание ценностных отношений – одна из самых важных задач школы. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора. Воспитание ценностных отношений является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе ценностного воспитания школа формирует у младшего школьника чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. Задача воспитания ценностных отношений состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. Внеурочная деятельность, как и собственно деятельность на уроках, ориентирована главным образом на достижение результатов освоения младшими школьниками ООП НОО. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой 1
обучающийся н е столько должен узнать, сколько научиться действовать и чувствовать, а в конечном итоге — научиться самостоятельно принимать решения. Так, предметные результаты достигаются в процессе освоения младшими школьниками предложенных школьных дисциплин, а в освоении метапредметных, в частности личностных результатов, таких как ценности, ориентиры, потребности, интересы человека, значение внеурочной деятельности бесспорно, потому что обучающиеся выбирают ее на основании собственных интересов, мотивов и потребностей. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования ценностных отношений младших школьников в процессе внеурочной деятельности позволяет сделать следующие выводы: 1. Развиваются и формируются ценности наиболее эффективно в совместной детской деятельности. Задача воспитания у ребенка ценностных отношений, чуткого отношения к окружающим людям связана со становлением важнейших характеристик человека. 2. Воспитание ценностных взаимоотношений в младшем школьном возрасте носит социальный характер. 3. Воспитанию ценностных отношений у младших школьников способствуют жизненные ситуации и наглядные примеры взрослых. Залогом эффективного воспитания ценностных отношений младших школьников являются следующие педагогические условия: - использование нравственно-ориентированных форм и методов, способствующих воспитанию ценностных отношений младших школьников; - привлечение родителей в процесс организации внеурочной деятельности по воспитанию ценностных отношений младших школьников; - включение младших школьников в коллективную творческую деятельность, направленную на актуализацию ценностных отношений. 2
Изучив все основные понятия внеурочной деятельности, в процессе дальнейшего исследования мы будем опираться на значение внеурочной деятельности в соответствии ФГОС второго поколения а так же за основу возьмем определение И.Б. Шилиной Внеурочная (внеклассная) деятельность понимается с егод ня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать. Внеурочная деятельность

является часть учебно-воспитательной работы. Суть её определяется деятельностью школьников во внеурочное время под руководством учителя. (И.Б. Шилина) Для изучения формирования ценностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности нами была организована опытно- экспериментальная работа с целью выявления и воспитания уровня сформированности ценностный отношений младших школьников. Эксперимент проводился на базе МОУ СОШ №31 г. Ишима среди учеников 3 «А» и 3 «В» класса начальной школы. Всего участвовало 44 ученика, которые были поделены на 2 группы: контрольную и экспериментальную. Экспериментальная работа включала в себя 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Целью констатирующего этапа было: выявление уровня развития ценностных отношений младших школьников. В своей работе мы придерживались критериев М.И. Шиловой, так как данный подход соответствует требованиям ФГОС. М.И. Шилова предложила в практике обучения и воспитания ценностных отношений в школе опираться на следующие критерии: 3
- Отношение к обществу, патриотизм - Отношение к умственному труду - Отношение к физическому труду - Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности) - Саморегуляция личности (самодисциплина) Также мы, путем проведения методик, выявим уровни ценностных отношений: 1. знания о ценностях 2. знание и принятие ценностей как необходимость 3. эмоционально-чувственное принятие ценности 4. эмоциональным приятием и осознанностью важности ценностей С учетом критериев на практике был применен комплекс методик по определению уровня сформированности ценностных отношений учеников младших классов. Для диагностики были выбраны следующие методы: опрос, беседа, тестирование. Методика «Ценностные представления» предназначена для определения у детей знаний ценностно-нравственных представлений. Методика «Закончи предложение» предназначена для выявления у детей отношения к ценностным нормам. Таким образом, анализируя результаты всех методик можно сделать вывод о том, что у детей экспериментального класса преобладает средний уровень (35,4%) представлений о ценностных отношениях, а у детей контрольного класса преобладает высокий уровень (53,8%) знаний о ценностных отношениях. Согласно показателям мы пришли к выводу, что в экспериментальном классе необходимо провести внеклассную работу, способствующую формированию ценностных представлений у младших школьников, которая будет представлена в формирующем этапе нашего эксперимента. 4
Целью формирующего этапа нашего эксперимента является воспитание ценностных отношений у младших школьников в процессе внеурочной деятельности. Для формирования ценностно-нравственных отношений у младших школьников во внеурочной деятельности мы использовали специально разработанную программу. Задачами данной программы являются: 1) Осознание значимости опыта развития ценностей прошлого и будущего и своей роли в нем; 2) Умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора; 3) Развитие желания поступать сообразно полученным ценностным знаниям в реальных жизненных ситуациях. Формы реализации программы: 1) Тематические классные часы; 2) Дискуссии по тематике ценностей; 3) Организация циклов классных часов «Уроки ценностей у ребенка». Экспериментальная часть работы была посвящена непосредственно воспитанию у младших школьниковответственности и доброжелательности, отзывчивости, взаимопомощи, формированию патриотических чувств, обогащению внутреннего мира детей, стимулированию интереса к общественно-полезной и значимой деятельности и апробации форм, методов, и приемов организации учебно-воспитательной деятельности, приемлемых в процессе воспитания ценностных отношений младших школьников во внеурочное время. За основу конструирования игры взяты идеи Л.И. Маленковой, А.С. Прутченкова, Н.Е. Щурковой. Имитационной моделью игры явился «Магазин ценностей». Цель ролевой игры «Магазин ценностей» заключалась в создании нравственной атмосферы в классном сообществе. На основе имитационной модели создавалась игровая ситуация по купле-продаже положительных и 5
отрицательных ценностей. Наряду с имитационной моделью в ролевой игре присутствует объект имитации, представляемый конкретной деятельностью специалистов. В нашем случае были представлены: директор магазина (классный руководитель), который «продавал» ценности; покупатели (учащиеся), покупающие недостающие ценности; независимые эксперты (учителя). В результате проведения социально-ролевой игры учащиеся осмысливали общечеловеческие ценности, приобретали навыки участия в дискуссии и принятия коллективных и индивидуально-ценностных решений в различных ситуациях. По итогам игры «Магазин ценностей» проводится рефлексивный воспитательный анализ результатов игры для того, чтобы определить, каков нравственный климат в коллективе и наметить дальнейший план работы по воспитанию ценностных отношений. Результаты игры обсуждаются с учителями и воспитателями. Важным практическим занятием в воспитании ценностей у учащихся как свидетельствует эксперимент, является тренинг. В группе был проведен классный час в виде тренингового занятия под общим названием «Путешествие на планету Добрый Дом», которое включало в себя три этюда: 1. «Мои добрые дела»; 2. «Я - подарок»; 3. «Дорога». Каждый тренинговый этюд выполнял свои функции по корректировке нравственных качеств, выявленных в ходе опытно-экспериментальной работы. Общая цель данных тренинговых этюдов заключалась в следующем: - развитие процессов самопознания и совершенствования нравственных качеств у учащихся; - изучение индивидуальных особенностей личности учащихся в классе; - оказание педагогической поддержки во время тренингов учащихся. Далее следовал контрольный этап нашего эксперимента, цель которого: проверка эффективности использования программы по 6
формированию ценностных отношений у младших школьников во внеурочной деятельности. Сопоставление показателей сформированности ценностных отношений констатирующего и контрольного этапов позволили сделать следующий вывод: проведенная экспериментальная работа в значительной мере позволила повысить эффективность процесса воспитания ценностных отношений у детей младшего школьного в процессе внеурочной деятельности. У детей наблюдаются проявления ценностных отношений; отношения детей основываются на чувственных переживаниях. Воспитанию ценностных отношений у младших школьников способствуют жизненные ситуации и наглядные примеры взрослых. Проведение тренингов, бесед, тематических внеклассных часов с инсценированием ситуаций на исследуемую проблему, так же способствует воспитанию ценностных отношений младших школьников. В процессе разработки и реализации программы по воспитанию ценностных отношений младших школьников нами были учтены и реализованы все указанные педагогические условия: это и использование ценностно-ориентированных форм и методов, и привлечение родителей в процесс организации внеурочной деятельности, и включение младших школьников в коллективную творческую деятельность, направленную на актуализацию ценностных отношений. Сравнительный анализ результатов диагностики, полученных на начальном и заключительном этапах экспериментальной работы позволяет увидеть положительную динамику в развитии ценностной сферы детей младшего школьного возраста, являющейся основой доброжелательных отношений между детьми. Таким образом, новый образовательный ресурс, каким является внеурочная деятельность, необходимо рассматривать как новую возможность для личностного роста всех субъектов образования. Одним из условий реализации этой возможности является выход на новый уровень 7
методической работы образовательного учреждения и освоение новых форм повышения педагогической квалификации. Множество вопросов возникает в связи с особенностями организации внеурочной деятельности в городе и на селе, в большой двухсменной школе, в малокомплектной и малочисленной. Естественно, что необходим диалог науки и практики  только так новый образовательный ресурс будет использоваться эффективно.
Список использованной литературы

1.
Ведерникова Л.В., Поворознюк О.А., Бырдина О.Г. Формирование социальной позиции педагога как механизма профилактики виктимности воспитанников [Текст] / Л.В. Ведерникова, О.А. Поворознюк, О.Г. Бырдина// Педагогическое образование и наука .- 2014. - № - №3. - С. 52-55.
2.
Воспитание и социализация личности: Материалы областных педагогических чтений. - Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. - 2011. - 259с.
3.
Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 96 c.
4.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение. 2011. 224 с.
5.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.-152 с.
6.
Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
7.
Поворознюк О.А. Совершенствование социальной компетентности школьников на основе гуманистических ценностей [Текст] /О.А. Поворознюк//XIII Ершовские чтения. Межвузовский сборник научных и 8
научно-методических статей.- Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2013.- С. 92-94.
8.
Поворознюк О.А. Ценностные основы совершенствования социальной компетентности школьников [Текст] /О.А. Поворознюк//XIX Ершовские чтения. Межвузовский сборник научных и научно-методических статей.- Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2009.- С. 129-130.
9.
Поворознюк О.А., Талалаева И.Ю. Оценка планируемых результатов школьников в системе начального общего образования [Текст] / О.А. Поворознюк, И.Ю. Талалаева//Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова. 2014.-№5(17). С. 114-118. 9


В раздел образования