Автор: Баранова Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Филиала Республиканского СРЦН
Населённый пункт: г.Глазов, Удмуртия
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности проведения занятий по аппликации с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: дополнительное образование
Статья «Особенности проведения занятий по аппликации с детьми с
ограниченными возможностями здоровья»
О. В. Баранова
Занятия декоративно-прикладным искусством с детьми с ОВЗ в настоящее
время являются очень актуальными. Актуальность таких занятий базируется на
социальном запросе общества. В последнее время в обществе «…формируется
убеждение, что человек имеет право на индивидуальность, самобытность,
признание и учет обществом его особенностей, в том числе и ограниченных
возможностей жизнедеятельности. Общество обязано предложить такому
человеку медицинскую, социальную, психологическую и психологическую
помощь…»[3] Одним из видов социальной помощи детям с ОВЗ являются
занятия декоративно-прикладным искусством.
Аппликация является одним из древнейших видов декоративно-прикладного
искусства. Она издревле применялась для украшения одежды и жилища. С
латинского
языка
аппликация
переводится
как
«прикладывание».
Разновидности аппликаций в народном декоративном творчестве обусловлены
особенностями использования природного материала, техники скрепления
частей изображения с поверхностью украшаемого предмета и приемов создания
элементов узора.[1] Разные народы для аппликации используют самые
разнообразные материалы: войлок, кожу, различные ткани, бумагу, природные
материалы, различные декоративные элементы и многое другое.
Аппликация используется при оформлении интерьеров, для создания
декоративных объектов и разнообразных наглядных пособий. Она прочно
вошла в жизнь детских садов, школ, художественных студий.
Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности.
Ипроцесс
и
результат
занятия
аппликацией
приносят
ребенку
много
удовольствия.
Детей
радует
яркий
цвет
бумаги,
удачное
ритмическое
расположение фигур, большой интерес у них вызывает техника вырезания и
наклеивания.
Аппликация является для детей очень интересным и развивающим занятием.
У ребенка развивается и совершенствуется мелкая моторика, что хорошо
сказывается на умственном развитии ребенка. Также аппликация способствует
развитию
художественного
воображения
и
эстетического
вкуса,
конструкторского мышления. Занятия этим видом декоративно-прикладного
искусства развивают абстрактное и объектное мышление, и даже речь ребенка.
Аппликация - это один из самых доступных и понятных видов детского
творчества. Она тесно связана с сенсорным восприятием и познавательной
деятельностью,
что
так
же
оказывает
огромное
влияние
на
развитие
умственных
и
творческих
способностей
детей.
Развитию
сенсорного
восприятия способствуют операции по обработке бумаги: сгибание, резание,
разрывание и обрывание, наклеивание.
Особенно актуальны занятия аппликацией для детей с ограниченными
возможностями здоровья.Детям с ОВЗ часто гораздо легче выразить чувства,
эмоциональные переживания при помощи наглядных образов, чем словами.
Особенно актуально это для детей, которые ущемлены в возможности говорить
или слышать. В этом случае исключительным средством для общения и
выражения
себя,
являются
невербальные
способы.Творческие
процессы
увлекают ребёнка, помогают понять ему личностные ценности, позволяют
ощутить внутренний самоконтроль и порядок, активируется налаживание
социальных
контактов.
Творчество
помогает
детям
успешно
пережить
негативные моменты и личные трудности, каковые для ребёнка кажутся
непреодолимыми. В момент занятия творчеством ребенок познаёт себя, как
личность.
Развивать творческие способности у детей с ОВЗ жизненно необходимо, это
даёт им шанс реализовать себя, дети приобретают успешный опыт в
конкретной сфере, вкладывая трудолюбие и применяя свои уникальные
способности.
Если в обычной жизни ребенок с ограниченными возможностями здоровья
часто чувствует себя «не таким, как все», то в процессе занятия творчеством он
становится
«обычным
ребенком».
Творческий
процесс
в
силу
своей
недирективности, отсутствия одномерных ранговых критериев оценивания,
вариативности способов выполнения задания и вариативности конечного
творческого продукта позволяет детям с ОВЗ свободно выражать себя, получая
удовольствие не только от конечного результата своей деятельности, но и от
самого процесса. «…эстетический характер любого развития определяется
фактом такого чередования его стадий, когда стадия дисгармонии, поиска,
выбора
своевременно
сменяется
стадий
остановки,
приобретения,
накопления.»[5] Если «обычный» ребенок приходит на занятия, имея уже в
достаточной мере сформированные навыки общения, то ребенок с ОВЗ таких
навыков общения еще не имеет. Уже сформированные навыки общения
способствуют поддержанию и развитию интереса к выполнению творческого
задания у детей, так как дети имеют возможность общаться с другими детьми и
педагогом в процессе творческой деятельности, сравнивать свои изделия с
изделиями других детей, интересоваться их творческими замыслами итак далее.
У детей с ОВЗ навыки общения в процессе творческой деятельности
формируются. И происходит это гораздо эффективнее именнов процессе
творческой деятельности, в благоприятной эмоционально-психологической
атмосфере, в процессе эффективного взаимодействии педагога и детей.
Развитие навыков общения является обязательным условием развития ребёнка
и способствует успешной социализации ребенка с ОВЗ в обществе.Развитию
навыков
общения
на
занятиях
по
декоративно-прикладному
искусству
способствуеторганизация
работы
в
малых
группах.
Наиболее
часто
используются такие формы коллективной творческой деятельности, как:
совместно-индивидуальная (каждый обучающийся индивидуально выполняет
изделие, которое на завершающем этапе становится частью коллективной
композиции);
совместно-последовательная
(выполнение
обучающимися
определенной технологической операции, когда результат работы одного
ребенка
становится
предметом
деятельности
другого);
совместно-
взаимодействующая (одновременная совместная работа всех участников
коллективного
творчества).
Безусловно,
процесс
обучения
прикладной
композиции и декоративно-прикладного искусства необходимо начинать с
основ изучения декоративно-прикладного искусства.[2] Важным в изучении
народного
искусства
является
освоение
его
духовно
содержательных,
мировоззренческих аспектов, которые способствуют формированию духовной
личности, системы ее ценностей. [2] Особенно много возможностей для
творческого развития и развития личностных и коммуникативных компетенций
детей с ОВЗ создают занятия аппликацией.
Из многих других видов творческой деятельности аппликацию выделяет и
делает ее наиболее интересной и доступной для тетей с ОВЗ большое
разнообразие ее разновидностей, а также ее простота и доступность. Она может
быть интересна как профессиональному художнику, так и ребенку, чьи
возможности сильно ограничены.
Аппликация – это особая техника в декоративно-прикладном искусстве, при
которой готовое изделие (картина) получается путем склеивания (сшивания)
кусочков определенного материала.
Существует множество разнообразных видов аппликации. Аппликация
подразделяется на несколько видов:
По содержанию: предметная, сюжетная, декоративная;
По
количеству
используемых
цветов:
силуэтная
(монохромная),
цветная (полихромная);
По форме: геометрическая, не геометрическая
По наличию симметричности; симметричная, асимметричная;
По способу изготовлению деталей: резанная, рваная;
По степени прилегания к основе: плоская, объемная;
По количеству деталей: целая силуэтная, раздробленная на части,
мозаика;
По способу крепления деталей: однослойная, многослойная.
Различные
виды
аппликации
имеют
разную
сложность
и
могут
использоваться в работе с детьми с различным уровнем интеллектуального
развития, развития мелкой моторики. В частности, для детей, имеющих низкий
уровень развития мелкой моторики и ручных умений, занятия по декоративно-
прикладному искусству могут быть начаты с изготовления изделий в технике
рваной аппликации. Ребенок с минимальным спектром ручных умений в этом
случае уже на первых занятиях оказывается в «ситуации успеха», что
мотивирует его к дальнейшим занятиям декоративно-прикладным искусством и
способствует формированию положительной самооценки. Наличие множества
видов аппликации создает возможность большой вариативности проведения
занятий и возможность эффективного участия в работе детей с различным
уровнем развития ручных умений. Для детей с низким уровнем развития
мелкой моторики, наряду с занятиями рваной аппликацией применяются
занятия объемной аппликацией. По мере возрастания уровня развития мелкой
моторики занятия рваной и объемной аппликацией дополняются резаной
аппликацией,
аппликацией
из
разнообразных
природных
материалов,
текстильной аппликацией. Важно, чтобы ребенок не только продумал
содержание работы, но и довел свой замысел до конца.[4] Таким образом,
благодаря разнообразию видов и уровней сложности аппликации, она всегда
остается интересной для детей с ОВЗ и мотивирует их на дальнейшее участие в
занятиях декоративно-прикладным искусством.
Опыт позитивного взаимодействия и успешности в своей деятельности
способствует личностному развитию и успешной социализации детей с ОВЗ в
обществе.
Список используемой литературы:
1.
Богатеева З.А. Аппликации по мотивам народного орнамента в детском
саду/ З.А. Богатеева.- М.: Просвещение, 2013
2.
Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество: теория,
история, практика: учеб. Пособие/Е.Г. Вакуленко.- Ростов н/Д: Феникс, 2007
3.
Варенова Т.В. Коррекция развития детей с особыми образовательными
потребностями: учебно-метод. пособие/ Т.В. Варенова.- М.: Форум, 2015
4.
Малышева А.Н. Аппликация в детском саду. В помощь воспитателям и
родителям/ А.Н. Малышева Н.В. Ермолаева.- М.: Академия развития, Академия
Холдинг, 2017
5.
Торшилова Е.М. Интеллектуальное и эстетическое развитие: история,
теория, диагностика. Дубна: Феникс+, 2008