Напоминание

"Особенности проведения занятий по аппликации с детьми с ограниченными возможностями здоровья"


Автор: Баранова Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Филиала Республиканского СРЦН
Населённый пункт: г.Глазов, Удмуртия
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности проведения занятий по аппликации с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Статья «Особенности проведения занятий по аппликации с детьми с

ограниченными возможностями здоровья»

О. В. Баранова

Занятия декоративно-прикладным искусством с детьми с ОВЗ в настоящее

время являются очень актуальными. Актуальность таких занятий базируется на

социальном запросе общества. В последнее время в обществе «…формируется

убеждение, что человек имеет право на индивидуальность, самобытность,

признание и учет обществом его особенностей, в том числе и ограниченных

возможностей жизнедеятельности. Общество обязано предложить такому

человеку медицинскую, социальную, психологическую и психологическую

помощь…»[3] Одним из видов социальной помощи детям с ОВЗ являются

занятия декоративно-прикладным искусством.

Аппликация является одним из древнейших видов декоративно-прикладного

искусства. Она издревле применялась для украшения одежды и жилища. С

латинского

языка

аппликация

переводится

как

«прикладывание».

Разновидности аппликаций в народном декоративном творчестве обусловлены

особенностями использования природного материала, техники скрепления

частей изображения с поверхностью украшаемого предмета и приемов создания

элементов узора.[1] Разные народы для аппликации используют самые

разнообразные материалы: войлок, кожу, различные ткани, бумагу, природные

материалы, различные декоративные элементы и многое другое.

Аппликация используется при оформлении интерьеров, для создания

декоративных объектов и разнообразных наглядных пособий. Она прочно

вошла в жизнь детских садов, школ, художественных студий.

Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности.

Ипроцесс

и

результат

занятия

аппликацией

приносят

ребенку

много

удовольствия.

Детей

радует

яркий

цвет

бумаги,

удачное

ритмическое

расположение фигур, большой интерес у них вызывает техника вырезания и

наклеивания.

Аппликация является для детей очень интересным и развивающим занятием.

У ребенка развивается и совершенствуется мелкая моторика, что хорошо

сказывается на умственном развитии ребенка. Также аппликация способствует

развитию

художественного

воображения

и

эстетического

вкуса,

конструкторского мышления. Занятия этим видом декоративно-прикладного

искусства развивают абстрактное и объектное мышление, и даже речь ребенка.

Аппликация - это один из самых доступных и понятных видов детского

творчества. Она тесно связана с сенсорным восприятием и познавательной

деятельностью,

что

так

же

оказывает

огромное

влияние

на

развитие

умственных

и

творческих

способностей

детей.

Развитию

сенсорного

восприятия способствуют операции по обработке бумаги: сгибание, резание,

разрывание и обрывание, наклеивание.

Особенно актуальны занятия аппликацией для детей с ограниченными

возможностями здоровья.Детям с ОВЗ часто гораздо легче выразить чувства,

эмоциональные переживания при помощи наглядных образов, чем словами.

Особенно актуально это для детей, которые ущемлены в возможности говорить

или слышать. В этом случае исключительным средством для общения и

выражения

себя,

являются

невербальные

способы.Творческие

процессы

увлекают ребёнка, помогают понять ему личностные ценности, позволяют

ощутить внутренний самоконтроль и порядок, активируется налаживание

социальных

контактов.

Творчество

помогает

детям

успешно

пережить

негативные моменты и личные трудности, каковые для ребёнка кажутся

непреодолимыми. В момент занятия творчеством ребенок познаёт себя, как

личность.

Развивать творческие способности у детей с ОВЗ жизненно необходимо, это

даёт им шанс реализовать себя, дети приобретают успешный опыт в

конкретной сфере, вкладывая трудолюбие и применяя свои уникальные

способности.

Если в обычной жизни ребенок с ограниченными возможностями здоровья

часто чувствует себя «не таким, как все», то в процессе занятия творчеством он

становится

«обычным

ребенком».

Творческий

процесс

в

силу

своей

недирективности, отсутствия одномерных ранговых критериев оценивания,

вариативности способов выполнения задания и вариативности конечного

творческого продукта позволяет детям с ОВЗ свободно выражать себя, получая

удовольствие не только от конечного результата своей деятельности, но и от

самого процесса. «…эстетический характер любого развития определяется

фактом такого чередования его стадий, когда стадия дисгармонии, поиска,

выбора

своевременно

сменяется

стадий

остановки,

приобретения,

накопления.»[5] Если «обычный» ребенок приходит на занятия, имея уже в

достаточной мере сформированные навыки общения, то ребенок с ОВЗ таких

навыков общения еще не имеет. Уже сформированные навыки общения

способствуют поддержанию и развитию интереса к выполнению творческого

задания у детей, так как дети имеют возможность общаться с другими детьми и

педагогом в процессе творческой деятельности, сравнивать свои изделия с

изделиями других детей, интересоваться их творческими замыслами итак далее.

У детей с ОВЗ навыки общения в процессе творческой деятельности

формируются. И происходит это гораздо эффективнее именнов процессе

творческой деятельности, в благоприятной эмоционально-психологической

атмосфере, в процессе эффективного взаимодействии педагога и детей.

Развитие навыков общения является обязательным условием развития ребёнка

и способствует успешной социализации ребенка с ОВЗ в обществе.Развитию

навыков

общения

на

занятиях

по

декоративно-прикладному

искусству

способствуеторганизация

работы

в

малых

группах.

Наиболее

часто

используются такие формы коллективной творческой деятельности, как:

совместно-индивидуальная (каждый обучающийся индивидуально выполняет

изделие, которое на завершающем этапе становится частью коллективной

композиции);

совместно-последовательная

(выполнение

обучающимися

определенной технологической операции, когда результат работы одного

ребенка

становится

предметом

деятельности

другого);

совместно-

взаимодействующая (одновременная совместная работа всех участников

коллективного

творчества).

Безусловно,

процесс

обучения

прикладной

композиции и декоративно-прикладного искусства необходимо начинать с

основ изучения декоративно-прикладного искусства.[2] Важным в изучении

народного

искусства

является

освоение

его

духовно

содержательных,

мировоззренческих аспектов, которые способствуют формированию духовной

личности, системы ее ценностей. [2] Особенно много возможностей для

творческого развития и развития личностных и коммуникативных компетенций

детей с ОВЗ создают занятия аппликацией.

Из многих других видов творческой деятельности аппликацию выделяет и

делает ее наиболее интересной и доступной для тетей с ОВЗ большое

разнообразие ее разновидностей, а также ее простота и доступность. Она может

быть интересна как профессиональному художнику, так и ребенку, чьи

возможности сильно ограничены.

Аппликация – это особая техника в декоративно-прикладном искусстве, при

которой готовое изделие (картина) получается путем склеивания (сшивания)

кусочков определенного материала.

Существует множество разнообразных видов аппликации. Аппликация

подразделяется на несколько видов:

По содержанию: предметная, сюжетная, декоративная;

По

количеству

используемых

цветов:

силуэтная

(монохромная),

цветная (полихромная);

По форме: геометрическая, не геометрическая

По наличию симметричности; симметричная, асимметричная;

По способу изготовлению деталей: резанная, рваная;

По степени прилегания к основе: плоская, объемная;

По количеству деталей: целая силуэтная, раздробленная на части,

мозаика;

По способу крепления деталей: однослойная, многослойная.

Различные

виды

аппликации

имеют

разную

сложность

и

могут

использоваться в работе с детьми с различным уровнем интеллектуального

развития, развития мелкой моторики. В частности, для детей, имеющих низкий

уровень развития мелкой моторики и ручных умений, занятия по декоративно-

прикладному искусству могут быть начаты с изготовления изделий в технике

рваной аппликации. Ребенок с минимальным спектром ручных умений в этом

случае уже на первых занятиях оказывается в «ситуации успеха», что

мотивирует его к дальнейшим занятиям декоративно-прикладным искусством и

способствует формированию положительной самооценки. Наличие множества

видов аппликации создает возможность большой вариативности проведения

занятий и возможность эффективного участия в работе детей с различным

уровнем развития ручных умений. Для детей с низким уровнем развития

мелкой моторики, наряду с занятиями рваной аппликацией применяются

занятия объемной аппликацией. По мере возрастания уровня развития мелкой

моторики занятия рваной и объемной аппликацией дополняются резаной

аппликацией,

аппликацией

из

разнообразных

природных

материалов,

текстильной аппликацией. Важно, чтобы ребенок не только продумал

содержание работы, но и довел свой замысел до конца.[4] Таким образом,

благодаря разнообразию видов и уровней сложности аппликации, она всегда

остается интересной для детей с ОВЗ и мотивирует их на дальнейшее участие в

занятиях декоративно-прикладным искусством.

Опыт позитивного взаимодействия и успешности в своей деятельности

способствует личностному развитию и успешной социализации детей с ОВЗ в

обществе.

Список используемой литературы:

1.

Богатеева З.А. Аппликации по мотивам народного орнамента в детском

саду/ З.А. Богатеева.- М.: Просвещение, 2013

2.

Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество: теория,

история, практика: учеб. Пособие/Е.Г. Вакуленко.- Ростов н/Д: Феникс, 2007

3.

Варенова Т.В. Коррекция развития детей с особыми образовательными

потребностями: учебно-метод. пособие/ Т.В. Варенова.- М.: Форум, 2015

4.

Малышева А.Н. Аппликация в детском саду. В помощь воспитателям и

родителям/ А.Н. Малышева Н.В. Ермолаева.- М.: Академия развития, Академия

Холдинг, 2017

5.

Торшилова Е.М. Интеллектуальное и эстетическое развитие: история,

теория, диагностика. Дубна: Феникс+, 2008



В раздел образования