Напоминание

Исполнение аккомпанемента в хоровых произведениях Дмитрия Жученко.


Автор: Семенова Наталия Владимировна
Должность: Концертмейстер
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦВР ДМ Калининского района Санкт-Петербурга "Академический"
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Исполнение аккомпанемента в хоровых произведениях Дмитрия Жученко.
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

Исполнение аккомпанемента

в хоровых произведениях Дмитрия Жученко

Семенова Н. В., концертмейстер

ГБУ ДО ЦВР ДМ Калининского района

Санкт-Петербурга «Академический»

Адресат: концертмейстеры ДМШ, ДШИ, УДОД

Творческая жизнь вокально-театрального ансамбля «Волшебство»

насыщена и репертуар разнообразен, охватывает множество стилей и жанров.

Одно

из

направлений

работа

над

произведениями

современных

петербургских композиторов. Ансамбль является первым исполнителем ряда

сочинений. Цикл песен для детского хора

петербургского композитора

Дмитрия Жученко – одно из них.

Сотрудничество петербургского композитора Дмитрия Жученко с

нашим

детским

коллективом

продолжается

с

1997

года.

Огромным

преимуществом

концертмейстера

является

возможность

общения

непосредственно с автором. Такое сотрудничество обогащает стиль игры

новыми

техническими

приемами,

звуковыми

находками

и,

конечно,

максимально приближает к авторскому замыслу.

Опытом, приобретенным в ходе работы с ансамблем и в общении с

композитором,

хочется

поделиться

с

коллегами-концертмейстерами.

Возможно, эта статья, а также советы автора ускорят процесс овладения

материалом, помогут решить ансамблевые задачи и более точно донести до

слушателя задуманный автором художественный образ.

Композитор Дмитрий Олегович Жученко родился в 1965 году, окончил

Петрозаводскую

консерваторию

как

пианист.

Его

творчество

очень

разнообразно,

охватывает

множество

жанров

для

разных

составов

исполнителей:

фортепианный

и

виолончельный

концерты,

«Кинематографическая сюита», сюита «Струнный исток», квартет, серенады

2

для разных составов инструментов, множество фортепианных миниатюр,

вокальная музыка. Д. О. Жученко является мастером аранжировки. В

программе с оркестром «Ремолино» «Танец на все времена» переложения от

старинных авторов средних веков до современных.

К детской теме композитор пришел не сразу. Самая первая песенка

«На рыбалку» была сочинена во время работы в ДМШ. Автор на уроке с

ученицей младшего возраста фантазировали, на ходу придумывали и слова. С

тех пор появилось много самой разнообразной музыки для детей. Для

Малого зала Филармонии (детские абонементы Юлии Минкиной) написаны

звукоизобразительные пьесы: «Муравьи» для ксилофона, Трио для кларнета,

виолончели и фортепиано («Весеннее настроение», «Ослик», «Шарманка»).

В 1996 году Дмитрий Жученко начал сотрудничество с театром

«Зазеркалье». Для этого театра написана музыка к спектаклям «Три

поросенка», «Рикки-Тикки Тави», «Дюймовочка». Там он познакомился с

поэтессой Н. Хрущевой, и появились новые детские песенки на слова этого

автора: «Охотник» и «Художник».

В репертуар ансамбля входят многие произведения этого композитора.

Цикл из пяти песен – «На рыбалку», «Дорожная песня», «У ручья»,

«Охотник» и «Жучок» в 2009 году были записаны на студии «Мелодия».

Большой интерес для вокального ансамбля представляет «Дорожная

песня». Текст построен на чередовании слов автора и прямой речи разных

персонажей (Ворона, Кузнечик, Крот), что дает возможность показать

артистическую индивидуальность солистов. Небольшие сольные фразы

доступны даже самым маленьким детям, а «назидательные» слова автора,

исполняемые старшим составом, могут восприниматься как взгляд со

стороны взрослого на детскую проблему.

Партия фортепиано не сложна и удобна для исполнения. Необходимо

уверенно владеть фактурой в проигрыше, чтобы «размашистые» скачки в

левой руке звучали ярко, смело. Четырехзвучные аккорды (репетиции) в

3

быстром темпе можно чуть-чуть «разгрузить». Сам автор рекомендует играть

первый аккорд, а дальше повторять октавы.

Со вступлением хора фактура естественно разряжается, облегчается,

аккорды лишь поддерживают солиста, предоставляя полную свободу

интонирования. Если сольно поет маленький ребенок, то можно обозначить

мелодию, т.к. интонационно она может представлять некоторую сложность.

По жанру это сочетание регтайма и марша одновременно.

Песня «У ручья» на стихи Г. Новицкой посвящена В. А. Гаврилину, и

является самой сложной для ансамблевого исполнения. Автор говорит, что ее

можно показывать как пример на полиметрию в курсе теории музыки. Здесь

сочетаются два размера: 3/4 и 6/8. Из-за этого сложно совместить вокальную

строчку с фортепианной. Мелодия хора и синкопированная мелодия у рояля

в левой руке должны существовать в одном времени, но независимо друг от

друга. Чтобы с этим справиться, хор должен научиться вести свою мелодию

самостоятельно, строго ритмично, что осложняется в условиях ансамбля

отсутствием дирижера. В то же время мелодия должна литься, не быть

«квадратной», иначе не получится заданного образа. Чтобы решить эти

непростые задачи, на первых этапах разучивания концертмейстер играет

только партию правой руки, левой можно подыгрывать партию хора,

постепенно убирая мелодическую «подпорку». Только когда хор уверенно

овладеет своей партией можно постепенно включать левую руку, причем ни

в коем случае партию нельзя «вести» как мелодию, несмотря на явный

мелодический рисунок. Скорее мелодия должна появляться по отдельным

звукам как «капельки» воды, очень осторожно, не выбивая хор из состояния

«созерцания», плавного ведения мелодии. Здесь концертмейстер не «ведет»

хор, как обычно, а как бы прислушивается, не мешает, пытается влиться в

общее звучание.

Интересен узор правой руки в фортепианной партии. Вроде бы

повторяющаяся однообразная фигурация не стоит на месте, а все время

4

меняет свое направление, действительно похожа на движение воды в ручье с

его изгибами.

В среднем разделе синкопированная мелодия левой руки фортепиано

переходит к солисту и здесь она звучит слитно, синкопы не должны

нарушать текучести, плавности движения. У фортепиано же в левой руке

остаются только всплески. Ансамблево это очень удобное место.

Третий раздел повторяет первый.

В этом произведении очень тонко передана атмосфера гармонии с

природой, состояние созерцания, слияния с прекрасным окружающим

миром.

Дети очень любят и чувствуют это произведение, несмотря на

определенные сложности.

В шуточной и, на первый взгляд, немного «примитивной» песенке

«Охотник» очень интересный и в то же время сложный для исполнения

припев. Партию солиста могут спеть только очень продвинутые дети с

хорошим чувством ритма. Трудна как мелодическая, интонационная, так и

ритмическая сторона. Синкопы, залигованные ноты, скачки в мелодии и

быстрый темп – все это требует вокальной техники и хорошей дикции.

Непросто и хору удержаться 14 тактов на одном звуке.

При разучивании с ансамблем этого произведения, концертмейстер

должен свободно владеть всеми элементами фортепианной фактуры и

хоровой партитуры, и уметь соединять их во всех вариантах (например,

партию солиста с партией правой руки фортепианной строчки, партию

солиста с партией хора и т.д.).

«Жучок» - своеобразный автопортрет. Это произведение изначально

не было задумано для детского хора и исполнялось взрослой вокалисткой,

поэтому мелодия изложена одноголосно. Мы привнесли свое творческое

понимание и продолжили развитие авторской идеи, усложнив хоровую

партию второго куплета и вступление за счет многоголосия. Автор

5

согласился с нашей аранжировкой, и теперь ансамбль исполняет это

произведение только в таком виде.

Новое поколение композиторов унаследовало всю богатую палитру

выразительных средств от предыдущих

школ и стилей. Несмотря на

использование новых композиторских техник (с применением электронных

ресурсов), поиски новых красок, тембров, ритмических формул, современные

авторы мастерски владеют и традиционными

приемами и средствами

выразительности. Каждый компонент музыкального языка является живым,

динамическим и развивается в соответствие с новой исторической эпохой,

современным стилем.

В работе с детьми над современной музыкой очень важно уделять

внимание

новым

специфическим

явлениям

в

области

ритма,

лада,

гармонических и тембровых находок. Необходимо помнить, что каждый

новый

стиль

расширяет

художественный

кругозор,

обогащает

исполнительские возможности новыми техническими приемами, знакомит с

новыми красками и тембрами, и только постигая новое в искусстве, мы

создаем возможности для совершенствования интерпретаций старых стилей.

Дети с большой радостью воспринимают знакомство с современной

музыкой, если она интересна, образна, и могут понимать музыку достаточно

сложную.

В этом нет ничего удивительного, ведь такой музыкой они

окружены с самого рождения, она звучит вокруг нас.

6



В раздел образования