Автор: Тасенко Татьяна Ивановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ "СОШ №2" Населённый пункт: Карачаево-Черкесская Республика, станица Сторожевая-2 Наименование материала: статья Тема: Духовно-нравственное воспитание личности Раздел: дополнительное образование
Духовно- нравственное воспитание личности .
Главной целью образования в школе- это развитие высоконравственной,
гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к
творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать
в духовном становлении своих учеников.
Однако
никакие
высокие
технологии
не
помогут
человеку
стать
порядочным,
патриотом
своей
Родины.
Человек
не
сможет
достигнуть
серьёзных целей, умело реагировать на жизненные ситуации, если в нём не
будет заложен нравственный стержень.
Перед
ОУ
стоит
очень
сложная
задача
–
духовно-нравственное
воспитание подрастающего поколения. И, на мой взгляд, большая работа в
этом направлении ложится на плечи классных руководителей.
В настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в
бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы
нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя
положениями
1. Наше
общество
нуждается
в
подготовке
широко
образованных,
высоконравственных
людей,
обладающих
не
только
знаниями,
но
и
прекрасными чертами личности.
2. В
современном
мире
человек
живет
и
развивается,
окруженный
множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как
позитивного,
так
и
негативного
характера,
которые
ежедневно
обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства подростка, на еще
только формирующуюся сферу нравственности.
3. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной
воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее
в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на
основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
4.Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только
информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном
обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или
последствиях данного поступка для окружающих людей
Время
поставило
педагогический
коллектив
перед
необходимостью
скорректировать, а где-то пересмотреть свои педагогические позиции, внести
изменения в содержание и формы работы с детьми в связи с обострением
духовно – нравственной атмосферы в обществе. Мы стараемся сохранить то
хорошее в воспитательной деятельности, что было создано за многие годы.
Процесс
духовно-нравственного
воспитания
характеризует ся
многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на
детей.
Ежегодное
участие
в
мини-проектах
к
праздничным
событиям,
юбилейным датам, участие в различных акциях, конкурсах, в месячнике
оборонно-массовой и спортивной работы и многое другое, что способствует
становлению духовно-нравственному воспитанию личности.
Наиболее распространённой формой этой организации является классный
час ,
на
котором
обычно
проводят
беседы
о
трудолюбии,
бережливости,
товариществе,
дружбе,
справедливости,
доброте
и
отзывчивости,
непримиримости
к
равнодушию,
скромности
и
др.
Кроме
того,
в
воспитательной
деятельности
классного
руководителя
большое
место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными
представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и
действиями,
ознакомить
с
правилами
поведения.
В
процессе
бесед
вырабатывается
оценочное
отношение
учащихся
к
своему
поведению
и
поведению других людей. На классных часах гражданско-патриотической
направленности («Мы помним», «День Победы, как он был от нас далек»
прежде всего важно продолжить формировать у ребят идею Родины, помочь
им понять, что есть в их жизни нечто священное, ни с чем не сопоставимое –
Родина. Причём знание о Родине – это не просто сведения, которые надо
запомнить,
но
истины,
которые
должны
затрагивать
личную
жизнь
обучающихся.
Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять
сочувствие, («Люди, берегите друг друга», «И снова о толерантности»)
честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте
окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно
перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но
главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень важно
воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение
наслаждаться окружающим миром.
Сегодня на первое место встаёт вопрос и в гуманизации воспитательного
процесса.
Конечной
целью
гуманистического
воспитания,
является
сформированная у человека потребность и способность к самовоспитанию и
саморазвитию. Человек, способный ко всему этому, в идеале должен обладать
следующими качествами: это свободная, гуманная, духовная, творческая и
практическая личность.
Чтобы воспитать такую личность, следует соблюдать основные принципы,
идеи гуманистического воспитания и мы стараемся соблюдать эти принципы:
1.
Личностный подход – признание личности ребёнка высшей социальной
ценностью, принятие его таким, каким он есть, отсутствие попытки
переделать его, умение влиять на его развитие, опираясь на
совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в
частности.
2.
Гуманизация межличностных отношений предполагает отношение к
обучающемуся, терпимое отношение к его мнению, доброту и
понимание. Авторитарность, грубость, насилие над ним губят
воспитательный процесс и ученика как личность. Опора на чувство
ребёнка, а не только на его сознание и поведение..
3.
Деятельный подход в воспитании: ребёнок не готовится к будущей
жизни – он уже живёт реальной, сегодняшней жизнью. И ему нужна
интересная, отвечающая его способностям и особенностям
деятельность: здоровая, трудовая, благотворительная, творческая,
досуговая.
4.
Средовый подход – обазовательное учреждение не может оградить
обучающихся от негативных влияний среды, но в состоянии включить
в деятельность детей заботы и проблемы социума, ближайшего
окружения. В этом смысле семья займёт особое место и требует
особого внимания.
5.
Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и
методов воспитания, учёт специфических позиций ребят и взрослых в
воспитательном процессе, учёт их этнических, религиозных,
исторических, культурологических условий, признание уникальной
неповторимости участников воспитательного процесса.
6.
Целостный подход: воспитание и обучение являются равноправными и
взаимодействующими компонентами.
7.
Комплексный подход предполагает воспитание и развитие каких – либо
качеств ребенка в комплексе, а не по очереди. Нужно так организовать
деятельность учащегося, чтобы в ней человек раскрывался с разных
сторон и развивал все свои личностные качества.
Большую
помощь
в
духовно-нравственном
воспитании
обучающихся
оказывает
участие
в
общих
мероприятиях.
Их
подготовка
и
проведение
требует большого труда и затраты времени. Участие в различных конкурсах,
презентациях делает детей более раскованными и культурными в общении.
Многие
раскрывают
в
себе
дремавшие
таланты
как
артиста,
чтеца,
рассказчика
и
другие.
В
это
время
формируются
нормы
и
правила
поведения, обогащаются нравственные представления и понятия.
Чтобы
оградить
детей
от
пагубных
развлечений
и
открыть
мир,
наполненный
светлой
радостью,
ежегодно
в
ОУ
проводятся
различные
внеклассные мероприятия, направленные на формирование нравственных,
эстетических, патриотических качеств, на развитие творческих способностей:
День Знаний, День Матери, День Учителя, Новый год, Мы за здоровый образ
жизни,
День Победы, Международный день 8 марта, мероприятие к году
Культуры.
Подготовка к этим мероприятиям становится педагогически необходимым
совместным делом, в котором принимают участие ребята, педагоги. И таким
образом, праздники являются своего рода кульминационными моментами
школьной жизни, которых все очень ждут и радуются их наступлению.
Во
время
подготовки
к
празднику,
когда
начинаются
репетиции,
ребята
неосознанно
перемещаются
в
ту
среду,
которая
становится
для
них
органичной, естественной.
Педагогика
праздника
–
это
совершенная
форма
образования,
которая
содержит обязательные представления о высших ценностях, о смысле бытия,
о
духе,
об
исторической
роли
своего
народа.
Благодаря
использованию
приемов театрализации, ребята начинают лучше понимать заложенный в
текстах смысл, осознавать и воспроизводить психологическое состояние и
действия персонажей. И сами становятся духовно чище и морально выше.
Однако не только эти мероприятия способствуют формированию духовно-
нравственных
ценностей
–
это
одна
из
задач
любого
внеклассного
мероприятия.
Успех работы с детьми во многом зависит от взаимоотношений учителя с
родителями. Я высоко ценю доверие родителей, их стремление общаться с
классным
руководителем,
сама
стараюсь
делать
все
возможное
для
установления доброжелательных, деловых отношений.
Одна из главных задач классного руководителя в работе с родителями
-
создать условия для того, чтобы родители могли активно участвовать ребят и
были помощниками классному руководителю, здесь огромную поддержку
оказывает понимание педагогической ситуации родителями, желание прийти
на помощь работать в унисон с классным руководителем. Только тогда будут
положительные
результаты
в
воспитательном
процессе
и
мы
стремимся
работать так.
.
Хотелось бы, чтобы
родительские собрания
были не только часть всей
работы проводимой с родителями, есть желание чаще видеть родителей на
внеклассных мероприятиях в техникуме , на мероприятиях организованных в
классе,
это
позволяет
им
понаблюдать
за
ребенком,
оценить
его
взаимоотношения
со
сверстниками,
его
поведение,
отношение
к
окружающему миру.
Одним словом, им предоставляется возможность почувствовать себя наравне
со своими детьми, поставить себя на их место, чтобы побыть с ними в
равных условиях.
Кроме того, согласно новому стандарту образовательное учреждение должно
стать центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и
спортивной жизни. Почему бы не использовать эту возможность в духовно-
нравственном воспитании детей и просвещении их родителей?
Нам есть над чем работать и многое у нас уже получается. В заключении
хотелось бы сказать, конечно, воспитательная работа – дело очень непростое,
а формирование духовно-нравственных ценностей кажется вообще чем-то
невыполнимым. Конечно же, если классный руководитель стремится достичь,
хоть каких-то результатов, он всю свою энергию, знания и душу должен без
остатка отдавать ученикам. И, конечно же, нельзя ожидать результатов сию
минуту. Воспитание – процесс бесконечный. И всё-таки хочется верить, что
работа по духовно-нравственному воспитанию будет с успехом продолжаться
и принесёт свои плоды. А чем больше будет людей, любящих добро, тем
лучше и добрее будет наше общество.