Напоминание

Духовно-нравственное воспитание личности


Автор: Тасенко Татьяна Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "СОШ №2"
Населённый пункт: Карачаево-Черкесская Республика, станица Сторожевая-2
Наименование материала: статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание личности
Раздел: дополнительное образование





Назад





Духовно- нравственное воспитание личности
. Главной целью образования в школе- это развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников. Однако никакие высокие технологии не помогут человеку стать порядочным, патриотом своей Родины. Человек не сможет достигнуть серьёзных целей, умело реагировать на жизненные ситуации, если в нём не будет заложен нравственный стержень. Перед ОУ стоит очень сложная задача – духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. И, на мой взгляд, большая работа в этом направлении ложится на плечи классных руководителей. В настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями 1. Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. 2. В современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства подростка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. 3. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. 4.Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей Время поставило педагогический коллектив перед необходимостью скорректировать, а где-то пересмотреть свои педагогические позиции, внести изменения в содержание и формы работы с детьми в связи с обострением духовно – нравственной атмосферы в обществе. Мы стараемся сохранить то хорошее в воспитательной деятельности, что было создано за многие годы. Процесс духовно-нравственного воспитания характеризует ся многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на детей. Ежегодное участие в мини-проектах к праздничным событиям, юбилейным датам, участие в различных акциях, конкурсах, в месячнике
оборонно-массовой и спортивной работы и многое другое, что способствует становлению

духовно-нравственному воспитанию личности. Наиболее распространённой формой этой организации является
классный

час
, на котором обычно проводят беседы о трудолюбии, бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др. Кроме того, в воспитательной деятельности классного руководителя большое место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей. На классных часах гражданско-патриотической направленности («Мы помним», «День Победы, как он был от нас далек» прежде всего важно продолжить формировать у ребят идею Родины, помочь им понять, что есть в их жизни нечто священное, ни с чем не сопоставимое – Родина. Причём знание о Родине – это не просто сведения, которые надо запомнить, но истины, которые должны затрагивать личную жизнь обучающихся. Чтобы стать добрыми к людям,
надо научиться
понимать других, проявлять сочувствие, («Люди, берегите друг друга», «И снова о толерантности») честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Сегодня на первое место встаёт вопрос и в гуманизации воспитательного процесса. Конечной целью гуманистического воспитания, является сформированная у человека потребность и способность к самовоспитанию и саморазвитию. Человек, способный ко всему этому, в идеале должен обладать следующими качествами: это свободная, гуманная, духовная, творческая и практическая личность. Чтобы воспитать такую личность, следует соблюдать основные принципы, идеи гуманистического воспитания и мы стараемся соблюдать эти принципы: 1. Личностный подход – признание личности ребёнка высшей социальной ценностью, принятие его таким, каким он есть, отсутствие попытки переделать его, умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности. 2. Гуманизация межличностных отношений предполагает отношение к обучающемуся, терпимое отношение к его мнению, доброту и понимание. Авторитарность, грубость, насилие над ним губят
воспитательный процесс и ученика как личность. Опора на чувство ребёнка, а не только на его сознание и поведение.. 3. Деятельный подход в воспитании: ребёнок не готовится к будущей жизни – он уже живёт реальной, сегодняшней жизнью. И ему нужна интересная, отвечающая его способностям и особенностям деятельность: здоровая, трудовая, благотворительная, творческая, досуговая. 4. Средовый подход – обазовательное учреждение не может оградить обучающихся от негативных влияний среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы социума, ближайшего окружения. В этом смысле семья займёт особое место и требует особого внимания. 5. Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов воспитания, учёт специфических позиций ребят и взрослых в воспитательном процессе, учёт их этнических, религиозных, исторических, культурологических условий, признание уникальной неповторимости участников воспитательного процесса. 6. Целостный подход: воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами. 7. Комплексный подход предполагает воспитание и развитие каких – либо качеств ребенка в комплексе, а не по очереди. Нужно так организовать деятельность учащегося, чтобы в ней человек раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества. Большую помощь в духовно-нравственном воспитании обучающихся оказывает участие в общих мероприятиях. Их подготовка и проведение требует большого труда и затраты времени. Участие в различных конкурсах, презентациях делает детей более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе дремавшие таланты как артиста, чтеца, рассказчика и другие. В это время формируются нормы и правила поведения, обогащаются нравственные представления и понятия. Чтобы оградить детей от пагубных развлечений и открыть мир, наполненный светлой радостью, ежегодно в ОУ проводятся различные внеклассные мероприятия, направленные на формирование нравственных, эстетических, патриотических качеств, на развитие творческих способностей: День Знаний, День Матери, День Учителя, Новый год, Мы за здоровый образ жизни, День Победы, Международный день 8 марта, мероприятие к году Культуры. Подготовка к этим мероприятиям становится педагогически необходимым совместным делом, в котором принимают участие ребята, педагоги. И таким образом, праздники являются своего рода кульминационными моментами школьной жизни, которых все очень ждут и радуются их наступлению.
Во время подготовки к празднику, когда начинаются репетиции, ребята неосознанно перемещаются в ту среду, которая становится для них органичной, естественной. Педагогика праздника – это совершенная форма образования, которая содержит обязательные представления о высших ценностях, о смысле бытия, о духе, об исторической роли своего народа. Благодаря использованию приемов театрализации, ребята начинают лучше понимать заложенный в текстах смысл, осознавать и воспроизводить психологическое состояние и действия персонажей. И сами становятся духовно чище и морально выше. Однако не только эти мероприятия способствуют формированию духовно- нравственных ценностей – это одна из задач любого внеклассного мероприятия. Успех работы с детьми во многом зависит от взаимоотношений учителя с родителями. Я высоко ценю доверие родителей, их стремление общаться с классным руководителем, сама стараюсь делать все возможное для установления доброжелательных, деловых отношений. Одна из главных задач классного руководителя в работе с родителями - создать условия для того, чтобы родители могли активно участвовать ребят и были помощниками классному руководителю, здесь огромную поддержку оказывает понимание педагогической ситуации родителями, желание прийти на помощь работать в унисон с классным руководителем. Только тогда будут положительные результаты в воспитательном процессе и мы стремимся работать так. . Хотелось бы, чтобы родительские собрания были не только часть всей работы проводимой с родителями, есть желание чаще видеть родителей на внеклассных мероприятиях в техникуме , на мероприятиях организованных в классе, это позволяет им понаблюдать за ребенком, оценить его взаимоотношения со сверстниками, его поведение, отношение к окружающему миру. Одним словом, им предоставляется возможность почувствовать себя наравне со своими детьми, поставить себя на их место, чтобы побыть с ними в равных условиях. Кроме того, согласно новому стандарту образовательное учреждение должно стать центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни. Почему бы не использовать эту возможность в духовно- нравственном воспитании детей и просвещении их родителей? Нам есть над чем работать и многое у нас уже получается. В заключении хотелось бы сказать, конечно, воспитательная работа – дело очень непростое, а формирование духовно-нравственных ценностей кажется вообще чем-то невыполнимым. Конечно же, если классный руководитель стремится достичь, хоть каких-то результатов, он всю свою энергию, знания и душу должен без остатка отдавать ученикам. И, конечно же, нельзя ожидать результатов сию
минуту. Воспитание – процесс бесконечный. И всё-таки хочется верить, что работа по духовно-нравственному воспитанию будет с успехом продолжаться и принесёт свои плоды. А чем больше будет людей, любящих добро, тем лучше и добрее будет наше общество.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники