Автор: Скоробогатова Елена Анатольевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: р.п. Дмитриевка
Наименование материала: План работы по психолого-педагогическому сопровождению семей, имеющих детей с ТНР
Тема: План работы по психолого-педагогическому сопровождению
Раздел: дополнительное образование
План работы по психолого-педагогическому сопровождению
семей, имеющих детей с ТНР
Под сопровождением понимается система профессиональной деятельности
специалистов разного профиля, направленная на создание специальных условий для
успешного обучения и развития ребенка, коррекции речевого нарушения через
взаимодействие с семьей. При этом основными принципами сопровождения являются:
рекомендательный характер советов сопровождающего (ответственность за решение);
систематичность проведения работы; целевое ее планирование; ориентированность на
конечную цель; учет родительских социально-психологических установок и их коррекция
в ходе взаимодействия.
Объектом сопровождения выступает семья, воспитывающая ребенка дошкольного
возраста с ТНР. Участники процесса сопровождения семьи детей с ТНР: логопед,
психолог, воспитатель, медицинские специалисты, другие (музыкальный руководитель,
инструктор физического воспитания, инструктор ЛФК, др.).
Причинами нарушения речи могут быть различные факторы или их сочетания:
трудности в различении звуков на слух (при нормальном слухе);
повреждение во время родов речевой зоны, расположенной на макушке;
дефекты в строении речевых органов — губ, зубов, языка, мягкого или твёрдого
нёба. Примером могут служить короткая уздечка языка, расщелина верхнего неба,
называемая в народе «волчьей пастью», или неправильный прикус;
недостаточная подвижность губ и языка;
задержка речевого развития вследствие задержки психического развития;
неграмотная речь в семье и др.
При наиболее серьезных нарушениях речи страдает не только произношение звуков,
но и умение различать звуки на слух. При этом ограничен активный (используемый
в речи) и пассивный (тот, который ребенок воспринимает на слух) словарь ребенка,
возникают проблемы с построением предложений и фраз. Все эти нарушения, если
их вовремя не исправить, вызывают трудности общения с окружающими. В дальнейшем
они могут привести к развитию у ребенка закомплексованности, мешая ему учиться
и в полной мере раскрывать свои природные способности и возможности.
Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, различного типа дизартрии,
некоторые формы заикания и др.
Этапы работы:
1. Подготовительный этап:
Соорганизация деятельности, согласование задач и форм совместной работы педагогов,
логопеда, психолога, воспитателя, других специалистов.
Знакомство с родителями, представление коррекционно-развивающих и
образовательных возможностей, презентация программы в ее базовой части, обсуждение
вариантов и выбор мероприятий вариативной части.
2. Основной этап: реализация коррекционной работы и вовлечение родителей в эту
деятельность путем осуществления программных мероприятий в индивидуальной,
коллективной, наглядно-информационной форме, в базовой и вариативной части.
3. Заключительный этап: анализ эффективности проведенной работы, обсуждение
результатов, отбор наиболее эффективных форм работы, составление примерной
программы на следующий год.
Программные мероприятия основного этапа по сопровождению семьи, воспитывающей
ребенка дошкольного возраста с ТНР, учителем-логопедом:
1.Индивидуальные: индивидуальные беседы, анкетирование, тестирование для сбора
анамнестических данных и т.д.
2. Коллективные: родительские собрания, открытые занятия и т.д.
3. Наглядно-информационные: оформление информационного уголка для родителей,
папок-передвижек, стендов и т.д.
Решение одной из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях
педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей.
Родители перестанут отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у
детей, т.к. овладеют необходимыми педагогическими знаниями, умениями и навыками.
Они преодолеют возникающие определенные трудности в организации взаимодействия со
своим ребенком.
Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный
процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы.