Напоминание

План работы по психолого-педагогическому сопровождению


Автор: Скоробогатова Елена Анатольевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: р.п. Дмитриевка
Наименование материала: План работы по психолого-педагогическому сопровождению семей, имеющих детей с ТНР
Тема: План работы по психолого-педагогическому сопровождению
Раздел: дополнительное образование





Назад




План работы по психолого-педагогическому сопровождению

семей, имеющих детей с ТНР

Под сопровождением понимается система профессиональной деятельности

специалистов разного профиля, направленная на создание специальных условий для

успешного обучения и развития ребенка, коррекции речевого нарушения через

взаимодействие с семьей. При этом основными принципами сопровождения являются:

рекомендательный характер советов сопровождающего (ответственность за решение);

систематичность проведения работы; целевое ее планирование; ориентированность на

конечную цель; учет родительских социально-психологических установок и их коррекция

в ходе взаимодействия.

Объектом сопровождения выступает семья, воспитывающая ребенка дошкольного

возраста с ТНР. Участники процесса сопровождения семьи детей с ТНР: логопед,

психолог, воспитатель, медицинские специалисты, другие (музыкальный руководитель,

инструктор физического воспитания, инструктор ЛФК, др.).

Причинами нарушения речи могут быть различные факторы или их сочетания:

трудности в различении звуков на слух (при нормальном слухе);

повреждение во время родов речевой зоны, расположенной на макушке;

дефекты в строении речевых органов — губ, зубов, языка, мягкого или твёрдого

нёба. Примером могут служить короткая уздечка языка, расщелина верхнего неба,

называемая в народе «волчьей пастью», или неправильный прикус;

недостаточная подвижность губ и языка;

задержка речевого развития вследствие задержки психического развития;

неграмотная речь в семье и др.

При наиболее серьезных нарушениях речи страдает не только произношение звуков,

но и умение различать звуки на слух. При этом ограничен активный (используемый

в речи) и пассивный (тот, который ребенок воспринимает на слух) словарь ребенка,

возникают проблемы с построением предложений и фраз. Все эти нарушения, если

их вовремя не исправить, вызывают трудности общения с окружающими. В дальнейшем

они могут привести к развитию у ребенка закомплексованности, мешая ему учиться

и в полной мере раскрывать свои природные способности и возможности.

Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, различного типа дизартрии,

некоторые формы заикания и др.

Этапы работы:

1. Подготовительный этап:

Соорганизация деятельности, согласование задач и форм совместной работы педагогов,

логопеда, психолога, воспитателя, других специалистов.

Знакомство с родителями, представление коррекционно-развивающих и

образовательных возможностей, презентация программы в ее базовой части, обсуждение

вариантов и выбор мероприятий вариативной части.

2. Основной этап: реализация коррекционной работы и вовлечение родителей в эту

деятельность путем осуществления программных мероприятий в индивидуальной,

коллективной, наглядно-информационной форме, в базовой и вариативной части.

3. Заключительный этап: анализ эффективности проведенной работы, обсуждение

результатов, отбор наиболее эффективных форм работы, составление примерной

программы на следующий год.

Программные мероприятия основного этапа по сопровождению семьи, воспитывающей

ребенка дошкольного возраста с ТНР, учителем-логопедом:

1.Индивидуальные: индивидуальные беседы, анкетирование, тестирование для сбора

анамнестических данных и т.д.

2. Коллективные: родительские собрания, открытые занятия и т.д.

3. Наглядно-информационные: оформление информационного уголка для родителей,

папок-передвижек, стендов и т.д.

Решение одной из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях

педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей.

Родители перестанут отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у

детей, т.к. овладеют необходимыми педагогическими знаниями, умениями и навыками.

Они преодолеют возникающие определенные трудности в организации взаимодействия со

своим ребенком.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный

процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы.



В раздел образования