Напоминание

«РАБОТА НАД ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ В МЛАДШИХ КЛАССАХ ФОРТЕПИАНО»


Автор: Попова Ирина Александровна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ "Вдохновение"
Населённый пункт: г.Новокуйбышевск
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: «РАБОТА НАД ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ В МЛАДШИХ КЛАССАХ ФОРТЕПИАНО»
Раздел: дополнительное образование





Назад




АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ, МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ И ТУРИЗМА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Детская школа искусств «Вдохновение»

____________________________________________________________

*

446200, Самарская обл., г. Новокуйбышевск, ул. Миронова, д. 11-А,

(

/факс 8(846-35)35-200;

e-mail: School

-

art

@

mail

.

ru

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ:

«

РАБОТА НАД ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ В МЛАДШИХ КЛАССАХ

ФОРТЕПИАНО»

Выполнил(а) преподаватель

Попова Ирина Александровна

преподаватель по классу фортепиано

МБОУ ДО ДШИ «Вдохновение»

Работа над художественным образом ведется на протяжении всего курса

обучения юного пианиста и является ведущим направлением в процессе

развития художественно-творческого потенциала ребенка. Главное в работе с

учеником – направленность на размышление о характере,

настроении

исполняемой музыки, поиск образов, адекватных найденному настроению

произведения. И роль педагога-пианиста – в создании художественно-

творческой, интеллектуальной атмосферы занятия, в приглашении ученика к

творческому диалогу, в создании атмосферы понимания языка музыки.

Обращаясь к теме «Работа над художественным образом в классе фортепиано»,

скажем об условности данного понятия. Дело в том, что музыка не адекватна

слову, образу, идее. В каком-то отношении, она конкретнее и одновременно

шире их. «Образ и мысль, - по справедливому замечанию С. Е. Фейнберга, - как

бы тонут в глубинах музыкального содержания, не в силах заполнить весь его

объём, пояснить всё его значение. Конкретность музыкального языка нужно

искать не в том, что он заменяет слово. Музыка может многое выразить и

раньше и после слова». Это важно. Вместе с тем, ясно, что в музыке скрыты

могущественные силы образной выразительности.

В своей каждодневной практике мы в большинстве своём имеем дело с

инструментальными

пьесами,

направляющими

нашу

фантазию

по

определённому руслу. И как ни убедительны для каждого из нас эти образы,

мы всегда должны помнить, что в любом случае возникает лишь одно из

множества возможных толкований, что всегда может быть предложена другая

художественная «идея» произведения – поэтическая, живописная, сюжетная.

Эти образы обладают большим постоянством: они усиливают эмоциональную

сторону восприятия музыки, помогая организовать план интерпретации.

Итак, что же такое образ? С.Е.Фейнберг даёт следующую дефиницию: «Образ

наиболее

яркое

выражение

музыкального

восприятия».

По

словам

Н.И.Голубовской, «Музыка – язык образов, она пробуждает в нас образы

чувств, настроений, раскрывает сложный духовный мир человека, воплощает и

многогранный окружающий человека мир». И глубоко прав С. Савшинский,

отмечая, что «музыка говорит не о музыке, а о жизни человеческого духа».

Работа над художественным образом должна начинаться сразу же, с первых

шагов изучения музыки и музыкального инструмента. Если ребёнок может

воспроизвести какую-нибудь простейшую мелодию,

попробуем добиться,

чтобы первое исполнение было выразительно, чтобы характер исполнения

точно соответствовал настроению («содержанию») данной мелодии.

И здесь очень важно стремиться, чтобы ученик, сыграл грустную мелодию

печально, бодрую – радостно, торжественную – торжественно и т.д. Для этого

мы должны «зажечь» в ребёнке интерес к музыке, соединить музыку с его

жизнью и играми. И, начиная занятия с маленькими детьми, постараемся не

отпугнуть ученика чем-то слишком серьёзным, скучным. Для этой цели можно

предложить ассоциации со всем, что привычно и понятно растущему человеку.

Попробуем сразу «окунуться» в музыку, давая юному музыканту возможность

с первых 0дже встреч активно действовать, создавая свой музыкальный образ.

Каждое, даже самое маленькое произведение, должно запечатлеться в сознании

юного пианиста как целостный образ, пробуждающий фантазию, воображение.

Итак, что же способствует развитию образного мышления ребенка? На наш

взгляд, это и музыкальный материал – яркий и разнообразный, близкий детям

по музыкальным образам и настроениям; и живописная иллюстрация или

рисунок, соответствующий характеру исполняемой

пьесы; текст песенок-

подтекстовок,

желательно

сочинённый

самими

детьми.

Если,

пьеса

понравилась, и если это не песня, уже имеющая текст, дети сами сочиняют

слова, находя в них собственные сюжетные

истории, образы, смыслы.

Образности восприятия содержания во многом способствует и программное

заглавие, которое «вводит» ребёнка в мир исполняемой им музыки, а также

сочиненные

учеником стихотворные

строки

или

рассказ-эссе,

сопровождающий исполнение музыкальной пьесы.

Всё это помогает созданию собственного музыкального образа и, позднее,

нахождению нужного движения рук, нужной звуковой палитры.

Увлекаясь этой творческой работой, педагог «заряжает» ученика своим

темпераментом,

заинтересованностью, «полетом идей», пробудив в нём

ответные струны. Так создаются условия для развития ярких музыкальных

впечатлений, для успешной работы над художественным образом.

Педагоги-пианисты обычно делят работу над произведением на несколько

стадий, и каждая подразумевает свою ведущую задачу. При этом неизбежно,

что-то

остаётся

на

втором

плане.

Размышление

над

раскрытием

художественного содержания произведения должно присутствовать во всех

стадиях – от первого знакомства с сочинением до завершения работы над ним.

И если условно разделить эту работу на три этапа, то можно отметить, что:

- первый этап посвящён созданию общего представления о пьесе, об её

основных художественных образах;

- второй этап – постепенное углубление в сущность изучаемого произведения.

Здесь

происходит

отбор

и

овладение

средствами

художественной

выразительности, необходимыми для реализации исполнительского замысла;

- третий этап подводит итог всей предшествующей работы.

Музыкальное

произведение

получает

законченное

исполнительское

воплощение, требующее от ученика единства чувства и мысли, мастерства и

вдохновения.

Отметим, что, предлагая ребенку то или иное музыкальное произведение,

необходимо учитывать уровень его исполнительской подготовки,

уровень

духовной культуры, интеллектуальный кругозор.

Большое значение для всей последующей работы имеет первое знакомство с

произведением. Большинство музыкантов говорят о том, что при первой

встрече с новой музыкой важны именно эмоциональные впечатления,

теоретический анализ лучше отложить на более позднюю стадию. И всё-таки,

прежде чем сесть за рояль, ученик должен иметь представление, что же он

собирается играть. Несколько слов о композиторе, эпохе, стиле, о названии

произведения (почему пьеса названа «Скерцо», «Баркарола», «Колыбельная»,

«Сказка» и т.д.). Задача такого диалога – дать определённую направленность

мышлению и чувствованию, вызвать художественные ассоциации, образные

представления.

Несомненно, более полезно сочетание словесного пояснения с живым показом

на инструменте, как произведения в целом, так и отдельных его частей,

деталей, приёмов исполнения. Сам педагог, безусловно, должен как можно

больше знать о произведении, над которым он собирается работать с учеником.

Общая концепция, исполнительский план намечаются педагогом с самого

начала, но в процессе совместной работы могут открыться новые горизонты,

художественные идеи и смыслы.

Отметим, что на занятиях очень важно внимательно следить за своей речью,

стремясь к тому, чтобы наши суждения как можно точнее отражали смыслы и

значения. При этом сказанное будет ясным, конкретным и метким. Так,

определив характер и настроение пьесы, попробуем сразу найти звуковую

окраску, пульс движения, элементарные нюансы и технические средства,

вытекающие из характера пьесы, её образного строя.

Все это является работой над художественным образом в классе фортепиано,

над

освоением

игровых

приёмов,

непосредственно

связанных

с

исполнительскими задачами.

Итак,

отметим,

что

раскрытие

художественного

смысла

музыкального

произведения как можно более полно (чтобы оно прозвучало ясно и

выразительно, адекватно своему содержанию) - вот то, к чему должны

стремиться в совместном поиске педагог и ученик.

Важно пробудить у ребёнка интерес к творчеству, постоянно помня, что все

дети талантливы. И во многом путь ребёнка в искусстве, творчестве

определяется именно встречей с чутким, знающим учителем.

Список литературы

1.

Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. - М.: Музыка, 1978.

2.

Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. – М.: ЕЕ медиа, 2012.

3.

Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. - Л.,

1969.

4.

Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением: Метод, очерк. -

2-е изд. - М., 1960.

5.

Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. -

М.: Классика ХХI, 2007.

6.

Каузовa А.Г., Николаева А.И. Теория и методика обучения игре на

фортепиано: Учеб. пособие / Под общ. Ред. Г.М.Цыпина. – М.: Владос,

2001.

8 . Коган Г. У врат мастерства. М.: Классика XXI, 2004

9.

Корто А. О фортепианном искусстве. - М.: Классика ХХI, 2005.

10.

Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного

воздействия музыки. - М.: Музыка, 2010.

11.

Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. Изд. 7-е, испр. и доп.

- М.: Дека- ВС, 2007.

12.

Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. –

М.: Классика ХХI, 2004.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники