Напоминание

Комплекс специальных упражнений и заданий для начинающих пианистов


Автор: Петрова Алена Олеговна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ГДД(Ю)Т им Н.К. Крупской
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Комплекс специальных упражнений и заданий для начинающих пианистов
Раздел: дополнительное образование





Назад




Комплекс специальных упражнений и заданий для начинающих пианистов.

Для овладения исполнительскими навыками в арсенале каждого педагога –

пианиста есть специальные упражнения. Применяя эти упражнения на практике,

педагог решает основные задачи формирования пианистического аппарата:

1. Научить маленького пианиста владеть своим игровым аппаратом.

2. Усвоить основные формы пианистических движений.

3. Выстроить упражнения и пояснить их таким образом, чтобы они рождали не

только зрительные образы движений, но, главное – создавали технические

ощущения, без которых невозможна автоматизация навыков.

Очень важно, чтобы эти упражнения были образные, доступные для восприятия

маленького ученика.

Рассмотрим некоторые упражнения.

Упражнение «Стирка». Со словами: Мама на кухне стирала бельё, А Котик

мохнатый смотрел на неё. Мама устала, пошла отдыхать, А Котик взял мыло И

начал стирать... ученик, наклонившись вперёд «стирает бельё», качая обеими

руками из стороны в сторону, освобождая, расслабляя мышцы спины, шеи и плеч.

Упражнение «Мельница». Ученик стоит ровно, ноги - на ширине плеч, руки

висят вдоль туловища, «начинает дуть ветер» всё сильнее и сильнее. Рука

раскачивается сначала медленно и внизу, потом раскручивается по инерции вокруг

плеча, как ветряная мельница. Затем повторить упражнение другой рукой. Это

упражнение необходимо использовать для физического воспитания ученика.

Упражнение «Художник».

Перед выполнением упражнения сравниваю кисть

пианиста с кистью художника. Художник макает кисть в краску и старательно

рисует

картину,

и

ученик

макает

кисть

(руки)

в

воображаемую

краску

(обговариваем цвет), краски набирает побольше (болтает расслабленной кистью в

краске) и аккуратно, собранной кистью со словами: Дима красит новый дом, Будет

жить уютно в нём красит свой дом (стену). При этом локоть необходимо отвести в

сторону. Движения руки – плавные и пластичные.

Упражнение «Движение крыла птицы» (стрекозы, бабочки и т.д.) Суть этого

упражнения

заключается

в

следующем:

руки

ученика

приподняты

над

клавиатурой,

полусогнуты

в

локтях.

Состояние

рук,

кистей

несколько

расслабленное. Крайней точкой «крыла» является локоть, с него и начинается

«взмах», имитирующий спокойное, гибкое, широкое движение крыльев птицы.

Плавный подъём локтей в стороны и вверх, влекущий за собой свободное, гибкое

движение плеч, предплечий и кистей, затем такое же их опускание проводится в

темпе, исключающем суету. Чуть позже можно добавить поочередное движение

рук.

Упражнения «Слон» и «Качели» помогут юному пианисту освоить широкое,

мерное, поочередное движение рук от локтя. Очень важно обратить внимание

ученика на пластичность, гибкость запястья. Проговаривая стихи, ребенок

изображает большого слона или качели сначала на столе, а потом на клавиатуре.

Упражнение «Слон».

Дин – дон, дин – дон

В переулке ходит слон.

Старый серый, добрый слон

ин – дон, дин – дон.

Упражнение «Качели».

Ах, качи – качи – качи,

Прилетели к нам грачи.

Несколько преувеличенное вначале, это движение вводится в разумные рамки при

переходе к работе над звукоизвлечением, игре non legato, когда сила звука,

продолжительность его потребуют соответствующего движения рук.

Для организации свода кисти можно использовать следующую последовательность

упражнений. Каждое упражнение образно и интересно обыгрывается педагогом с

использованием детских стихов и песен. Упражнение «Солдаты». Рука ученика

лежит на столе, пальцы – солдаты спят, расслаблены. Звучит горн – подъём,

солдаты просыпаются, пальчики встают на подушечки, не толкаясь и не мешая

друг другу. При этом обращаем внимание ученика на то, что в доме, где живут

солдаты – высокая крыша (проверяем косточки у основания каждого пальчика, они

должны быть видны) и большое окошко, в которое светит солнышко (между 1 и 2

пальцами). Солдаты начинают делать зарядку, каждый пальчик поочерёдно

марширует, у каждого пальчика должны быть видны три «бугорка» (у 1 только два

«бугорка»). С первых уроков ученик должен хорошо усвоить, что прикасаться к

клавишам надо именно подушечкой пальца.

Упражнение

А.

Артоболевской

для

цепкости

пальцев

«Поцелуй

с

карандашиком», пальчик подушечкой «здоровается » с карандашиком (на конце

карандаша должна быть мягкая резиночка).

Упражнение «Здравствуй, тётушка»

необходимо для формирования навыка

цепкости

кончиков

пальцев.

Пальчики

поочерёдно

«здороваются»,

делают

хватательное движение, цепляются за дно клавиши как крючки. Движение лучше

показать на руке ученика и проверить, прося ученика «поздороваться» на руке

педагога. Цепляющее движение конца пальца должно быть сильным, но без

давления руки. Если при исполнении упражнения сустав ногтевой фаланги

прогибается внутрь (проламывается), то необходимо дать какое – либо название

этому «речевому» дефекту. К примеру, прогнувшийся конец пальца «теряет голос»

или «шепелявит». Выполняем это упражнение сначала на столе, затем на

инструменте, причем правильность движения теперь связывается с характером

звучности.

Серьёзные трудности в пианистическом аппарате представляет организация

движений первого пальца, от неправильных действий которого возникает целый

ряд пианистических недостатков. Начальные упражнения для 1-го пальца нацелены

на то, чтобы дать ученику представление о его двигательных возможностях и

соответствующие этому ощущения. Упражнение для 1-го пальца «Крот».

Под землёй в норе живёт

Очень милый, чёрный Крот.

-К нам иди,- кричим Кроту.

-Нет, люблю я темноту.

Крот – это 1-й палец живёт в норе с высокой крышей (строим нору из 2,3,4,5-го

пальцев, крыша должна быть высокой). Ученик читает стишок, а Крот в это время

то выглядывает из норки, то возвращается к себе домой. Важно соблюдать условие

неподвижности запястья и кисти. Движения осуществляются за счёт гибкости 1-го

пальца. Сначала это упражнение отрабатываем на столе, затем закрепляем его на

клавиатуре.

Упражнение «Дыхание».

Активное вертикальное движение запястья. Третий

палец ставится на любую клавишу и не снимается. Запястье поднимается вверх –

это «вдох», затем опускается вниз – это «выдох». Движение повторяем несколько

раз поочерёдно обеими руками. Так формируется первый пианистический навык «

Игра на выдохе», «вдох» - над клавиатурой, «выдох» - на клавише.

Упражнение «Лягушка и Кузнечик».

Прыгает Лягушка,

Зелененькое брюшко,

А Кузнечик скок да скок

С бережка на бережок.

Сначала это упражнение ученик выполняет на столе, при этом очень важно освоить

противоположное по направлению вертикальное движение запястья – стаккато

толчком, при котором запястье делает «рессорное» движение вверх. Этот

пианистический навык имеет особое значение, т.к. после резкого, пружинистого

толчка рука автоматически расслабляется. Овладеть горизонтальным движением

запястья необходимо для достижения ровности звучания мелодии. Здесь может

помочь сравнение запястья с кистью художника, запястье старательно и ровно

рисует движение мелодии вверх или вниз без толчков.

Упражнение «Рисуем круг» на вращательные движения запястья. Исполняется по

часовой стрелке медленно и против.

Все эти упражнения – только начало большого пути. В этот период перед

педагогом стоит самая ответственная, трудная и решающая задача: «создать» руки

ребенка, сделать их гибкими, свободными, естественными.

Список литературы:

1.

Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой»./ Москва. 1992.

2.

Москаленко Л. А. Донотный период обучения юного пианиста. Лекция по

курсу методики обучения игре на фортепиано./ Новосибирск. 2000.

3.

Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано./ М. 1984.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники