Авторы: Пичугова Ольга Анатольевна, Красилова Ирина Валерьевна
Должность: заместитель директора
Учебное заведение: МАОУ ДО ЦТиР № 1
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: Система деятельности методических объединений в дополнительном образовании
Раздел: дополнительное образование
Система деятельности методических объединений
дополнительного образования
Происходящие
изменения
в
жизни
общества,
использование
современных технологий
потребовали качественного преобразования в
деятельности
педагога
дополнительного
образования.
Чтобы
быть
востребованным,
отвечать
сегодняшним
требованиям
нормативно
–
правовых документов, а также интересам детей и родителей требуется
постоянная
работа
по
самосовершенствованию
профессионального
мастерства. Мы пониманием,
что требования к личности педагога
дополнительного образования напрямую связаны с результативностью
деятельности детского творческого объединения в целом
и развитием
каждого обучающегося, их достижениями, успешностью и продвижением в
избранном направлении. Каждый педагог нашего Центра ЦТиР № 1 четко
видит
необходимость
непрерывного
повышения
профессиональной
компетентности через самообразование и непосредственное общение с
коллегами по обмену опытом и взаимообучению. Такая возможность в
нашем учреждении представлена
через
деятельность методических
объединений.
Методическое
объединение
-
это
объединение
педагогов
дополнительного образования в группу по видам деятельности (прикладное
творчество,
художественное
творчество,
дошкольного
образования,
английский язык) совершенствующих свое мастерство, организующих
взаимопомощь для обеспечения современных требований к обучению,
воспитанию
и
развитию
обучающихся,
объединяющих
творческие
инициативы в сфере дополнительного образования.
В нашем учреждении ЦТиР № 1
предусмотрена деятельность 5-ти
методических объединений педагогов дополнительного образования:
Авторский стиль» (прикладное творчество)
«ДаВинчи» (художественное творчество)
«Гармония» (дошкольники)
« Speak up» (английский)
«АРТель» (хореографы и вокал).
Каждое методическое объединение включает педагогов реализующих
образовательные программы соответствующего содержания. Все педагоги
принимают участие в работе методических объединений, так как у них есть
понимание того, что методическая деятельность - это целостная система мер,
направленная на всестороннее развитие творческого потенциала педагога, а в
конечном
итоге
на
повышение
качества
и
эффективности
учебно-
воспитательного процесса, на рост уровня образованности, и воспитанности
обучающихся. Исходя из этого, большое внимание уделяется организации
работы методических объединений педагогов, как необходимого условия
роста творческой активности и части системы непрерывного образования
педагогов разного уровня, обмена опытом
работы между членами
педагогического
коллектива.
Профессиональная
деятельность
педагога
требует постоянного обновления и совершенствования мастерства, развития
имеющегося опыта, повышения уровня своей компетентности.
2020 учебный год и пандемия показали, что педагоги и обучающиеся
недостаточно
подготовлены
к
дистанционному
обучению.
Поэтому,
формирование
цифровой
образовательной
среды
в
образовательной
организации
—
насущная
необходимость
и
является
приоритетным
направлением при планировании и реализации деятельности методических
объединений.
Особого
внимания
в
заслуживает
методическое
объединение
«Гармония»
в
котором
объединены
педагоги,
осуществляющие
образовательный процесс с обучающимися дошкольного возраста.
Они
активно участвуют в планировании работы методического объединения,
разработке мероприятий как с педагогами так и с обучающимися.
План работы методического объединения «Гармония»
2020-2021 уч.год.
Тема «Цифровизация образовательного процесса»
Цель:
Повышение профессиональной компетентности педагогов и
эффективности образовательного процесса через цифровые технологии.
Задачи:
Совершенствовать личностный
и профессиональный
рост
педагогов на основе овладения теоретическими знаниями и практическим
использованием цифровых технологий;
Разработать и реализовать цикл образовательных мероприятий
(занятий) в рамках методического объединения направленных на повышение
профессиональной
компетентности
в
области
цифровизации
образовательного процесса;
Создать условия по выявлению, обобщению и внедрению в
профессиональную
деятельность
педагога
цифровых
технологий,
способствующих повышению качества образования;
Обеспечить систему методического сопровождения педагогов
через консультации, семинары- практикумы, взаимопосещения занятий;
Транслировать лучшие практики посредством интернет ресурсов
(виртуальные практикумы, презентации)
Сформировать
электронный
информационно-методический
сборник лучших практик
«Опыт применения цифровых технологий в
реализации
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы»;
Тема
Форма проведения
Сроки
1
Состояние, перспективы применения
информационно-коммуникационных
технологий и проектирование цифрового
информационно-образовательного
Теоретический
семинар с
элементами
практикума
октябрь
пространства
2
Актуальные цифровые технологии в
обучении и практика их применения.
Творческий диалог
декабрь
3
Формирование контента для дистанционного
обучения.
Воркшоп
февраль
4
Презентация разработанных ЦОР. Обзор
образовательных онлайн-платформ и
сервисов сети Интернет используемых
педагогами
.
Творческий отчет
апрель
Результат: Сборник методических разработок дистанционных занятий.
Выше представленная деятельность – это практики работы педагогов
по
повышению
своего
уровня
в
области
цифровых
технологий
и
применению дистанционных форм обучения. Здесь очень узко отражаются
достижения детей, нет участия родителей, не видны группы обучающихся и
т.д. Для того чтобы охватить эти важные на наш взгляд моменты из жизни
коллектива
обучающихся
и
коллектива
педагогов
методическими
объединениями были запланированы и проведены (по определенному
графику) образовательные баттлы. В данном случае эти мероприятия
представляют сражение между участниками для выявления сильнейшего из
них, а содержательный материал баттла представлен как образовательное
событие,
которое
привлекает
внимание
детей,
родителей,
педагогов.
Наиболее удачная
форма проведения была
выбрана методическим
объединением «Гармония» - баттл самопрезентаций «Я – дошкольник».
Условия проведения баттла методического объединения
дошкольников «Гармония»
в рамках серии мероприятий «Образовательные баттлы»
Содержание
Срок проведения
Примечание
Самопрезентация - «Расскажи о
себе» (видеоматериал).
Регламент
2-3 мин. Творческое оформление
материала
возможно
с
музыкальным сопровождением, на
фоне
слайдовых
изображений
раскрывающих
и дополняющих
информацию о ребенке и т. д.
Необходимо
представить
самого
себя, свои увлечения, достижения,
выбор программы и что за время
занятий
изменилось
в
себе,
перспективы
обучения
по
этой
программе, мои друзья и участие в
коллективных делах и т.д.
Представить себя и программу так,
чтобы
зрителей
ты
удивил,
запомнился,
и у них появилось
Заявки
принимаются до
_____
на
электронный
адрес
Размещение
видеаматериала
на googl– платформе___.
Оценка видео материалов
осуществляется жюри ___
Размещение рейтинга
участников на googl -
платформе - _____
Педагог
представляет видео
материалы
самопрезентации на
одного
обучающегося.
Возраст участника
самопрезентации 6 –
7 лет (дошкольник).
Все педагоги
участники получают
сертификат
участника.
Победители и
призеры, набравшие
максимальное
желание быть в вашем коллективе
и учиться вместе с тобой.
количество баллов
награждаются
грамотами за I, II и
III место.
Анализ проведенных баттлов показал, что конкурс самопрезентаций
«Я – дошкольник» самый интересный, так как дети (привлекая конечно
родителей) представили самих себя, свои увлечения, достижения и т.д. Этот
материал послужил
некоторой основой для корректировки программ и
введения нового из того, чем увлекаются дети, что им более интересно и чем
бы еще хотелось заняться.
На итоговом заседании методического объединения осуществлен
анализ деятельности в текущем учебном году, выделены положительные
моменты и определены точки роста. Ведущей точкой роста определили -
проект «Ступени творчества». Каждый педагог методического объединения
«Гармония» примет участие в проекте «Ступени творчества». Приоритетным
видом деятельности для педагогов будут творческие авторские наработки.
Для обучающихся инициировали квэст «Школа открытий».
В нашем Центре творчества и развития № 1
дошкольному
возрасту уделяется особое внимание, так как дошкольный возраст является
основным для выявления способностей детей, ведет к
распознанию
предпосылок и задатков детей. Всем известно, что способности ребенка со
временем утрачиваются, поэтому очень важно не упустить время и вовремя
выявить способности ребенка, направить их в нужное русло. В филиале
ЦТиР № 1 это ярко проявляется на занятиях в объединениях «Лучик», где
детям дошкольникам дают возможность определиться и предоставляют
дальнейшие шансы для развития детей через участие в работе других
объединений. Так параллельно в других направлениях Центра в течение
учебного года занимаются не менее 30 % детей из объединения «Лучик».
Ежегодный анализ показывает, что в пределах 66% детей посещающих
объединение «Лучик» посещают на следующий год другие направления в
филиале Центра. Это говорит о нашей востребованности и положительных
результатах работы с дошкольниками.
Во многом, выше указанное, связано с личностью и профессионализмом
педагогов дополнительного образования, которые
активно участвуют в
работе методического объединения. Участие педагогов в такой работе
создает условия для творчества и развития профессионального мастерства.
Рост
профессионального
мастерства
педагогов
ведет
к
росту
результативности обучающихся. Педагоги объединения «Лучик» совместно с
детьми всегда с удовольствием участвуют во всех коллективно творческих
делах,
работают с родительской общественностью. Их обучающиеся в
течение года участвовали в проекте «Волшебный мир общения», являются
участниками проекта «Территория погружения», занимают призовые места в
проекте «Эко-креатив», их отметили эксперты конкурса «Мой кабинет».
Это еще раз подчеркивает важность
внутри корпоративного
обучения,
которое
развивает
сотрудничество
и
способствует
росту
творческого
потенциала,
профессионального
мастерства
педагогов
и
отражается в достижениях
и успешности обучающихся. Качество и
результативность работы Центра зависит от кадрового потенциала, от
профессионализма, педагогической компетентности и творческой активности
педагогов, которая проявляется через работу и общение.