Напоминание

Технология составления тестовых заданий как эффективное средство оценивания учащихся


Автор: Смолина Марина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 7"
Населённый пункт: город Зима, Иркутской области
Наименование материала: статья
Тема: Технология составления тестовых заданий как эффективное средство оценивания учащихся
Раздел: начальное образование





Назад




Технология составления тестовых заданий как эффективное средство формирования оценивания учащихся Автор: Смолина Марина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 7» В современной школе формирующему оцениванию уделяется особое место. Введение ФГОС начального общего образования ставит перед учителями задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширения оценочного инструментария. Составление тестов самими учащимися позволяют по – новому подходить к оценке учебных достижений учащихся, представляет собой индивидуальную творческую работу учащегося, которая выявляет не только знания, подготовленность ученика, но и мотивацию. Технология составления тестовых заданий способствует: - повышению качества выполнения заданий; - выявляет уровень понимания учащимися материала; - развивает критическое мышление; - строит обучение на основе сотрудничества учителя и учеников; - повышает активную роль детей в процессе обучения. Для самостоятельного составления вопросов по теме, ученик должен выполнить множество действий (очертить для себя границы темы; вспомнить, что он знает из этой темы; структурировать знания; составить высказывание, касающееся темы и имеющее форму вопроса; спрогнозировать ответ; учитывать ограничения на форму вопроса Составленные вопросы должны быть нацелены на проверку понимания материала. Данная форма работы может быть использована как на уроках, так и на факультативных занятиях по предметам. Особая эффективность прослеживается при использовании технологии составления учащимися тестовых заданий на уроках гуманитарного цикла: литературное чтение, русский язык, окружающий мир. К данной форме работы детей нужно готовить постепенно, поэтапно: 1. Самостоятельное составление учащимися вопросов по тексту (для проверки понимания текста одноклассниками). Используется в работе метод постановки вопросов «Ромашка Блума» (простой вопрос, уточняющий вопрос, оценочный вопрос, творческий вопрос, вопрос – интерпретация, практический вопрос). Дети учатся формулировать «тонкие» и «толстые» вопросы. 2. Ознакомление учащихся с существующими формами вопросов (открытый или закрытый вопрос, вопрос (тест) с множеством вариантов ответа или предполагающий однозначный ответ (да/нет)). 3. Комментирование и оценивание учителем и учащимися составленных вопросов по определенной шкале: удачным вопросам присваивается различное количество баллов в зависимости от сложности или оригинальности. Шкалу оценки можно разработать вместе с учениками. [Пример такой шкалы: 1 балл – вопрос на фактическое знание темы; 2 балла – вопрос на применение фактического знания по данной теме; 3 балла – вопрос, требующий приведения примера; 4 балла – вопрос, требующий объяснения, которого не было на уроках или в учебнике; 5 баллов – вопрос-задача, не слишком громоздкий в формулировке и не требующий дополнительных записей при решении. Наличие такой шкалы позволяет не только оценить качество вопросов, но и составить равноценные по сложности варианты проверочной работы, а также учесть сложность вопросов в баллах при её оценивании]. Составленная проверочная работа по вопросам учащихся должна соответствовать следующим требованиям: - содержать вопросы различного уровня сложности; - проверять все ключевые моменты темы, но не проверять знания одного и того же факта многократно;
- варианты работы должны быть равноценны по содержанию, структуре и сложности. У детей возникают сложности в составлении тестовых заданий, если неудачно выбрана тема, по которой ученики не могут составить интересные и содержательные вопросы, недостаточно освоена тема учениками или слишком сложная тема. В результате применения в учебной деятельности методики самостоятельного составления тестов удается стимулировать интерес к выполнению такого рода задания за счёт новизны работы и новой роли ученика в учебном процессе. У учащихся повышается ответственность при выполнении задания, так как результаты попадают на всеобщее обозрение, «проверяются в деле» и подвергаются критике одноклассников. Учителю предоставляется возможность создания ситуации успеха для большинства учеников, снятия стрессового состояния перед проверочной работой на знание пройденного материала. Литература: 1. М.А. Пинская, И.М. Улановская. Новые формы оценивания (начальная школа). 2-е издание. М. «Просвещение», 2014. 2. М.А. Пинская. Формирующее оценивание в классе. М., Логос, 2010.


В раздел образования