Технология составления тестовых заданий как эффективное средство оценивания учащихся
Автор: Смолина Марина Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 7" Населённый пункт: город Зима, Иркутской области Наименование материала: статья Тема: Технология составления тестовых заданий как эффективное средство оценивания учащихся Раздел: начальное образование
Технология составления тестовых заданий как эффективное средство формирования
оценивания учащихся
Автор: Смолина Марина Николаевна,
учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 7»
В
современной
школе
формирующему
оцениванию
уделяется
особое
место.
Введение
ФГОС
начального
общего
образования
ставит
перед
учителями
задачу
изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширения
оценочного инструментария. Составление тестов самими учащимися позволяют по –
новому
подходить
к
оценке
учебных
достижений
учащихся,
представляет
собой
индивидуальную творческую работу учащегося, которая выявляет не только
знания,
подготовленность ученика, но и мотивацию.
Технология составления тестовых заданий способствует:
- повышению качества выполнения заданий;
- выявляет уровень понимания учащимися материала;
- развивает критическое мышление;
- строит обучение на основе сотрудничества учителя и учеников;
- повышает активную роль детей в процессе обучения.
Для самостоятельного составления вопросов по теме, ученик должен выполнить
множество действий (очертить для себя границы темы; вспомнить, что он знает из этой
темы; структурировать знания; составить высказывание, касающееся темы и имеющее
форму
вопроса;
спрогнозировать
ответ;
учитывать
ограничения
на
форму
вопроса
Составленные вопросы должны быть нацелены на проверку понимания материала.
Данная
форма
работы
может
быть
использована
как
на
уроках,
так
и
на
факультативных
занятиях
по
предметам.
Особая
эффективность
прослеживается
при
использовании
технологии
составления
учащимися
тестовых
заданий
на
уроках
гуманитарного цикла: литературное чтение, русский язык, окружающий мир.
К данной форме работы детей нужно готовить постепенно, поэтапно:
1. Самостоятельное составление учащимися вопросов по тексту (для проверки
понимания текста одноклассниками). Используется в работе метод постановки вопросов
«Ромашка Блума» (простой вопрос, уточняющий вопрос, оценочный вопрос, творческий
вопрос,
вопрос
–
интерпретация,
практический
вопрос).
Дети
учатся
формулировать
«тонкие» и «толстые» вопросы.
2. Ознакомление учащихся с существующими формами вопросов (открытый или
закрытый вопрос, вопрос (тест) с множеством вариантов ответа или предполагающий
однозначный ответ (да/нет)).
3. Комментирование и оценивание учителем и учащимися составленных вопросов
по определенной шкале: удачным вопросам присваивается различное количество баллов в
зависимости от сложности или оригинальности. Шкалу оценки можно разработать вместе
с учениками. [Пример такой шкалы:
1 балл – вопрос на фактическое знание темы;
2 балла – вопрос на применение фактического знания по данной теме;
3 балла – вопрос, требующий приведения примера;
4 балла – вопрос, требующий объяснения, которого не было на уроках или в учебнике;
5 баллов – вопрос-задача, не слишком громоздкий в формулировке и не требующий
дополнительных записей при решении.
Наличие такой шкалы позволяет не только
оценить
качество
вопросов,
но
и
составить
равноценные
по
сложности
варианты
проверочной работы, а также учесть сложность вопросов в баллах при её оценивании].
Составленная проверочная работа по вопросам учащихся должна соответствовать
следующим требованиям:
- содержать вопросы различного уровня сложности;
- проверять все ключевые моменты темы, но не проверять знания одного и того же факта
многократно;
- варианты работы должны быть равноценны по содержанию, структуре и сложности.
У детей возникают сложности в составлении тестовых заданий, если неудачно
выбрана тема, по которой ученики не могут составить интересные и содержательные
вопросы, недостаточно освоена тема учениками или слишком сложная тема.
В результате применения в учебной деятельности методики самостоятельного
составления тестов удается стимулировать интерес к выполнению такого рода задания
за
счёт
новизны
работы
и
новой
роли
ученика
в
учебном
процессе.
У
учащихся
повышается ответственность при выполнении задания, так как результаты попадают на
всеобщее обозрение,
«проверяются в деле» и подвергаются критике одноклассников.
Учителю
предоставляется
возможность
создания
ситуации
успеха
для
большинства
учеников,
снятия
стрессового
состояния
перед
проверочной
работой
на
знание
пройденного материала.
Литература:
1. М.А. Пинская, И.М. Улановская. Новые формы оценивания (начальная школа). 2-е
издание. М. «Просвещение», 2014.
2. М.А. Пинская. Формирующее оценивание в классе. М., Логос, 2010.