Напоминание

" Использование ИКТ на уроках литературного чтения"


Автор: Калечина Валерия Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: г.Саратов, Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: " Использование ИКТ на уроках литературного чтения"
Раздел: начальное образование





Назад




Использование ИКТ на уроках литературного чтения

Современный мир уже не представляется без информационных технологий.

Компьютеры, как когда-то электрические приборы, внезапно ворвались в нашу жизнь

и прочно закрепились в ней. В наше время ребенок живет в мире электронной

культуры.

Меняется

и

роль

учителя,

который

должен

стать

координатором

информационного потока. Для этого ему необходимо владеть новыми, современными

методиками и образовательными технологиями, общаться с учениками на одном

языке. Еще Андрей Иванович Анастасиев писал: «Новое поколение – это новое время.

И не надо тянуть детей в свое время. Надо самому учиться жить в то время, в котором

взрослеют твои ученики»

Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое

звено – компьютер. Все чаще можно встретиться с тем, что в школьной деятельности

учителя мел и школьная доска отходят на задний план. Введение раннего изучения

информационно-коммуникационных

технологий

в

образовательный

процесс

обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта

начального общего образования.

Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один

ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно

владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления,

принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей

деятельности.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся

ориентироваться

в

информационных

потоках

окружающего

мира,

овладеть

практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие

обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Так и современный урок литературного чтения невозможно представить без

использования компьютерных технологий.

Современные компьютерные технологии могут быть использованы на любом

этапе урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле за

усвоением знаний, отработке умений и навыков. Уроки литературного чтения с

компьютерной поддержкой становятся более интересными, помогают ученикам

образно представить изучаемое произведение любого жанра. Как писал знаменитый

педагог К.Д. Ушинский: «Если вы заходите в класс, от которого трудно добиться

слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит

свободно».

Использование компьютерных технологий на уроках литературного чтения

повышает творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, способствует

формированию у них заинтересованного отношения к художественным текстам.

ИКТ на уроках литературного чтения можно использовать следующим образом:

– подбор иллюстративного материала к уроку;

– работа с ресурсами сети Интернет;

– использование готовых презентаций;

–создание презентаций в программе MS

PowerPoint

учителем и учениками,

использование

в

презентациях

анимации,

музыкального

или

голосового

сопровождения;

– составление диафильмов по заданной теме;

– использование фрагментов видеофильмов;

– создание карточек с индивидуальными заданиями, познавательными текстами.

Компьютерные технологии помогают улучшить содержательную сторону урока.

Презентация служит своеобразным планом урока, его логической структурой, и

может быть использована на любом этапе: знакомство с новым произведением, анализ

содержания, контроль знаний, проверка домашнего задания. Презентация дает

возможность учителю проявить индивидуальность и творчество. На этапах подготовки

к

восприятию

произведений

и

первичного

знакомства

с

ними

на

слайдах

демонстрируются портреты писателей, поэтов, иллюстрации, которые связаны с

жизнью и творчеством мастеров слова.

Иллюстративный

материал

помогает

узнать

историю

семьи,

традиции,

интересные события, факты из жизни писателя или поэта. Урок литературного чтения

можно начать с использования звукового файла, который соответствует теме урока

или с рассмотрения репродукций картин художников. В 3-м классе изучается

стихотворение А.С. Пушкина «Зимняя дорога». В качестве иллюстративного

материала, вынесенного на слайды, были выбраны репродукции картин И.А. Попова

«Первый снег», А.А. Пластова «Первый снег», Л.Л. Каменева «Зимняя дорога».

Учащиеся сравнивали, как первый снег и зимнюю дорогу описывает поэт и как эти же

явления показывают художники.

При изучении поэзии в начальной школе можно использовать записи

образцового чтения небольших по объему литературных произведений, а также

видеоролики. Это формирует навыки выразительного чтения, умение прочувствовать

настроение, выяснить характер героев, повышает мотивацию обучения. Так, например,

во 2-м классе при изучении стихотворения С.А. Есенина «Белая береза» можно

использовать аудизапись образцового чтения стихотворения (А. Залищев и др.),

сопровождаемую видео рядом.

Воздействие

на

восприятие

художественных

произведений

учащимися

оказывает и музыка, способствующая более глубокому эмоционально-эстетическому

восприятию, воспитанию вкуса. Музыка используется на уроках при изучении

стихотворений, которые часто ей созвучны (например, стихи о природе, временах

года). Так, при чтении стихотворения А.Н. Плещеева «Весна» во 2 классе можно

предложить учащимся прослушать отрывок из музыкального произведения А.

Вивальди «Весна» из цикла «Времена года».

Музыкальные иллюстрации используются и в подготовительной работе перед

чтением произведения, и после знакомства с ним. Чтение стихов под хорошо

подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций,

желание самим попробовать вызвать такие же чувства.

Многие детские произведения экранизированы, что дает возможность на уроках

литературного чтения использовать выборочно наиболее значимые фрагменты или

эпизоды

фильма.

Просмотры

видеофрагментов,

прослушивание

аудиозаписей

значительно

усиливают

подачу

материала.

Доказано,

что

одновременное

использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40–50%

Во 2-м классе учащиеся знакомятся со сказками А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке

и рыбке» и К.И. Чуковского «Федорино горе», в 3-м классе – со сказкой Г.Х.

Андерсена «Гадкий утёнок». Лучшему восприятию и пониманию произведения будет

способствовать показ фрагментов мультфильма. При чтении произведения По

страницам детских журналов (2-й класс) полезным будет

просмотр учащимися

небольших фильмов о таких космонавтах, как Юрий Гагарин, Герман Титов.

Знакомство с творчеством писателей и поэтов (Г.Х. Андерсен, А.С. Пушкин,

С.А. Есенин, Н.Н. Носов и др.) можно провести не в традиционной форме, а в более

интересной: показать фильм об авторе (рассказ должен вестись в доступной для детей

форме).

При помощи компьютера все ученики класса вовлекаются в литературное

творчество. Особый интерес у учащихся вызывает поиск информации к подготовке

сообщений, докладов, буклетов, книжек-малышек. В этом случае компьютер является

информационно-учебным пособием.

Детей очень привлекает такой вид работы, как подготовка иллюстраций к

произведению. Младшим школьники чувствуют радость от необычного общения с

книгой, от творчества, а из рисунков затем можно создать диафильм.

Диафильм – сплошное экранное произведение, созданное по специально

написанному сценарию.

Расстановка, последовательность кадров происходит в определенном порядке в

соответствии со сценарием и монтажом.

Для составления диафильма необходимо:

1) прочитать текст или отрывок, определить общий характер будущего

диафильма (юмористический, печальный, серьезный и т.д.);

2) разделить текст на части (рисунки, кадры);

3) выделить в первой части главные предложения (для титров);

4) представить себе изображение к первой части текста;

5) нарисовать рисунок к первому кадру;

6) графически изобразить кадр (не на уроке);

7) на основе выделенных в тексте предложений сделать титры к кадру;

8) проверить соответствие рисунка и титров;

9) работу, отмеченную в пунктах 3–8, повторить с каждой частью текста.

Данный вид работы целесообразно использовать в группах, особенно – при

изучении произведений, насыщенных сменяющимися событиями. Так, с большим

интересом выполняется детьми работа по созданию диафильма к сказке Н.Носова

«Живая шляпа» (2 класс).

При проверке домашнего задания, закреплении и повторении пройденного

материала эффективны компьютерные тесты, которые за короткое время позволяют

получить объективную оценку уровня усвоения знаний учениками и своевременно его

скорректировать.

Учащимся также предлагаются для выполнения задания творческого характера:

– составление портретной характеристики героев:

– восстановление деформированного текста;

– картинный план;

– восстановить события произведения, используя пункты плана в определенной

последовательности.

– составление кроссвордов и др.

На уроках литературного чтения дети знакомятся с различными произведениями

Н.Н. Носова (2–3-й класс). В 3-м классе учащиеся могут в группах составить

кроссворды по ним, которые учитель затем оформляет в презентацию. Или же учитель

предлагает свой кроссворд, вопросы к которому состоят из отрывков произведений

(ученикам предлагается назвать, откуда взят отрывок): Он почесал кончик носа и

принялся читать задачу сначала («Федина задача»); Вот и хорошо, что у нас свой дом!

Мы всегда будем здесь жить, а если серый волк придет, мы его прогоним

(«Затейники»); Я взял трубку, а там “Пш-ш-ш! Пш-ш-ш! Др-р-р! Др-р-р!” Наверно,

пластинка кончилась. Я снова сел за уроки. («Телефон»). В качестве подсказок

используются иллюстрации к этим произведениям.

Систематическое применение подобных заданий на уроках литературного

чтения стимулирует учащихся к осознанному чтению художественного текста,

способствует развитию творческого потенциала и повышает интерес к чтению. Уроки

чтения для младших школьников – это своеобразное окно в мир, в область

человеческих отношений, где формируются такие понятия, как доброта, честность,

взаимопонимание и многое другое.

Также при помощи компьютера, средств сети Интернет, разнообразных

программ создаются проекты. Основная цель уроков литературного чтения в

начальных классах – помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого

мира детской литературы как искусства слова, обогатить читательский опыт, и метод

проектов помогает достичь этой цели. Создание проектов в начальных классах – это

довольно проблематично, потому что дети еще слишком малы, у них мало опыта

(читательского, учебного, поискового). Однако все же организовать проектную

деятельность можно.

Существуют следующие принципы организации проектной деятельности:

1. Проект разрабатывается по инициативе ученика; тема проекта для всего

класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе – разные; возможно

одновременное выполнение учащимися различных проектов;

2. Проект является значимым для ближайшего и опосредованного окружения

учащихся – одноклассников, родителей, знакомых;

3. Работа по проекту является исследовательской;

4. Проект педагогически значим, так как учащиеся приобретают знания,

5.Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем допускает

гибкость и изменения в ходе выполнения;

6. Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет

потребителя;

7. Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распоряжении школы

ресурсы.

Название, количество, последовательность, содержание и стиль структурных

элементов проекта формулируются на основе конкретных целей и задач.

Учитель выполняет следующую роль:

• помогает найти учащимся нужные источники;

• сам является источником информации;

• координирует весь процесс;

• поощряет учеников;

• поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников

над проектом.

Работа

над

проектом

стимулирует

истинное

учение

самих

учеников.

Самостоятельная исследовательская деятельность ребенка – один из эффективных

путей развития его творческих способностей, а педагогическая значимость проектно-

исследовательской деятельности открывает возможности формирования жизненного

опыта, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации,

самовыражении; выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в

окружающий мир; реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая

коллективное и индивидуальное. В ходе проектной исследовательской работы

учащиеся узнают мир, делают открытия, удивляются, разочаровываются, совершают

ошибки, исправляют их, приобретают опыт общения.

Во 3-м классе после прочтения стихотворения «Вредные советы» Г. Остера

учащимся было предложено сделать проект на тему «Вредные советы» от 3.3 класса.

Дети искали ответ на вопрос: в какой форме написаны «Вредные советы». На уроке

третьеклассники вместе со мной выясняли художественные особенности данных

произведений. «Вредные советы» анализировались, определялось, одинаково ли они

составлены, есть ли алгоритм в создании произведения. В результате данной

исследовательской

работы

была

составлена

модель

произведения

(форма,

художественные особенности). Затем сами дети предлагали жизненные ситуации для

составления собственных вредных советов. Итогом работы стало сочинение детьми

своих «Вредных советов». Во время работы над проектом учитель консультировал,

координировал работу учащихся, стимулировал их деятельность.

Во 2-м классе учащиеся знакомятся с разделом «И в шутку, и всерьёз», в

который помещены произведения юмористического содержания. Эта тема очень

привлекла детей, поэтому было принято решение продолжить работу над ней: создать

проект «И в шутку, и всерьёз». Учащиеся были разделены на группы. Каждой группе

предлагалось

сочинить

юмористическое

произведение

определенного

жанра

(потешки, стихотворения, сказки, шутки и др.). Мы проводили работу по алгоритму

составления произведений всех жанров, я контролировала творческий процесс, при

необходимости оказывала помощь учащимся. В эту деятельность вовлеклись и

родители, которые помогали детям оформить произведения. Работы были оформлены

в презентацию. Возможный вариант презентации проекта – создание сайта, где

произведения детей публикуются.

Таким

образом,

информационно-коммуникативные

технологии

позволяют

развивать не только интеллектуальные, но и творческие способности учащихся,

делают процесс обучения интересным и занимательным, создают у учащихся бодрое

рабочее настроение, поддерживают и усиливают интерес детей к предмету.

Творческий подход к урокам литературного чтения, активное использование

ИКТ помогают формировать ученика-читателя, личность, способную воспринимать

литературное произведение и создавать собственные. Использование ИКТ на уроках

литературного чтения позволяет сделать каждый урок динамичным, личностно-

ориентированным. А все вместе способствует улучшению качества образования.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники