Напоминание

"Развития ассоциативного мышления у детей с задержкой психического развития здоровья"


Автор: Трусов Борис Иванович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ОГКУ Ульяновский детский дом «Гнездышко»
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развития ассоциативного мышления у детей с задержкой психического развития здоровья"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Министерство семейной, демографической политики и социального

благополучия Ульяновской области

Областное государственное казённое

учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей –

Ульяновский специальный (коррекционный) детский дом для детей с

ограниченными возможностями здоровья «Гнездышко» – Центр по развитию

семейных форм устройства и сопровождению семей

и детей

Развития ассоциативного мышления у детей с

задержкой психического развития здоровья

(методическая разработка)

Автор-составитель: Трусов Борис

Иванович педагог дополнительного образования 1 кв. категории

Ульяновск 2018 г.

При написании методической разработки для развития ассоциативного

мышления у детей с задержкой психического развития здоровья составитель

опирался на следующие нормативно-правовые акты:

1. Распоряжение Министерства образования и науки Ульяновской области от

12.07.2019 № 1241-р «О проведении независимой оценки качества

дополнительных общеобразовательных программ (общественной экспертизе

и признании утратившим силу распоряжение Министерства образования и

науки Ульяновской области от 01.07.2019 № 1172-р.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной

поддержки детей Министерство образования и науки России от №06 – 184 от

11.12.2006 г. «Примерные требования к программам дополнительного

образования детей».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. №

676 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред.

Постановлений Правительства РФ от 14.10.1996 № 1203, от 28.08.1997 №

1117, от 30.03.1998 № 366, от 23.12.2002 № 919, от 18.08.2008 № 617, от

10.03.2009 № 216).

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.

№ 1726-р г. Москва «Концепция развития дополнительного образования

детей».

6. Сан. Пин 2.4.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к

устройству, содержанию и организации режима работы образовательных

организаций дополнительного образования детей», утверждённый

постановлением Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 4 июля 2014 года № 41.

7. Программа развития ОГКУ Ульяновский детский дом «Гнёздышко».

8. Устав ОГКУ Ульяновский детский дом «Гнёздышко».

При написании методической разработки были изучены существующие

дополнительные общеразвивающие программы художественной

направленности, в которых предусмотрено обучение детей игре на народных

инструментах, в т. ч. на ложках, методический конструктор .

Цели: Приобретение начального музыкального опыта. Знакомство

с простейшими приемами звукоизвлечения на музыкальных инструментах.

Развитие музыкального слуха. Развитие музыкальной памяти посредством

игры на музыкальных инструментах. Развитие ассоциативного мышления у

детей с задержкой психического развития.

Задачи: образовательные:

научить внимательно и заинтересованно слушать русскую народную музыку,

чувствовать ее характер, узнавать песни, пьесы по мелодии;

научить правильным способам звукоизвлечения на ложках и русских

народных инструментах;

развивающие:

побуждать выразительно и эмоционально передавать характер музыки в

пении, в движении и игре на народных инструментах;

побуждать ритмично передавать особенности музыкального образа,

соблюдая темп, динамические оттенки, учить воспроизводить достаточно

точно метрическую пульсацию;

приобщать к слаженной игре на народных инструментах в небольшом

ансамбле;

воспитательные:

воспитывать чувство ответственности и коллективизма;

способствовать развитию взаимопомощи.

«Что я вижу».

Обратившись к ребенку, попросите его рассказать: что он видит в классе

(музыкальные инструменты, пособия и т.д.). Затем дайте ему музыкальную

картинку, книжку. Пусть он рассказывает, что он видит на картине. Похвалите его:

«Какие у тебя хорошие глаза, как они много видят».

«Что я слышу».

Попросите ребенка послушать различные по характеру и настроению музыкальные

произведения. Пусть он расскажет, что он услышал. Похвалите его: «Какие у тебя

хорошие уши, как они много слышат».

«Что я ощущаю».

Попросите ребенка закрыть глаза, а в это время дайте ему в руки музыкальную

игрушку (погремушку, колокольчик, деревянную ложку и т.д.). предложите ему

сказать, не открывая глаз, что у него в руке. Похвалите ребенка, удивитесь какой он

умный, скажите какие у него ловкие пальчики и ручки.

«Веселые матрешки».

Педагог предлагает детям поиграть с большой и маленькой матрешками. Большая

матрешка будет шагать, а маленькая бегать. Дети должны следить за действиями

педагога и выполнять соответствующие движения на музыкальных инструментах.

Игра на маракасах - встряхивают их, изображая шаги большой матрешки. Игра на

погремушках – гремят погремушками, изображая бег маленькой матрешки.

«Громко – тихо».

Детям раздают музыкальные инструменты (деревянные ложки, погремушки и.т.д.).

Педагог исполняет музыкальные пьесы с различными динамическими оттенками.

При

повторном

слушание

дети

играют

на

музыкальных

инструментах

соответственно музыке громко или тихо.

«Барыня – сударыня».

Дети выстраиваются в шеренгу за Барыней и произносят слова:

«Вдоль по бережку Сударыня плывет,

Вдоль по бережку Барыня идет.

Она ведрами помахивает,

На цветы водицу стряхивает».

Далее дети начинают двигаться по кругу, по спирали к центру. После слов: «Раз,

два, три беги» дети бегут на свои места.

«Ярмарка».

Дети идут по кругу, ведущий двигается поскоками внутри круга навстречу им,

приговаривает:

Расступись честной народ

Это ярмарка идет

Золотая, озорная, развеселая.

С концом музыки ведущий останавливается между двумя детьми, они

обегают круг в разных направлениях. Побеждает тот, кто первым прибегает. Он

становится ведущим.

«Карусель».

Дети выстраиваются по кругу и двигаются под музыку, то ускоряя движение, то

замедляя его, при этом приговаривают слова:

«Еле-еле, еле-еле,

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом

Тише, тише не спешите

Карусель остановите,

Раз, два, раз, два

Вот и кончилась игра»

«Играют мальчики и девочки».

Педагог предлагает детям поиграть на музыкальных инструментах, но мальчики

играют, когда музыка звучит в низком регистре, девочки – когда в высоком. Дети

должны быть внимательны и слышать смену регистров. В конце игры одновременно

звучат два регистра, играют все вместе.

Рулетка.

На столе устанавливается вращающийся диск, в центре которого игрушечная

лошадка. Вокруг кладутся фигурки зверей, соответствующих приемам игры на

ложках (мишка, зайка, ежик и т.д.) далее рулетка раскручивается и выбирается

задание

«Музыкальный домик».

Тили – бом, тили – бом!

Постучу сейчас я в дом!

Постучу, а вы смекайте

И по звукам угадайте:

Кто же в доме том живет

Кто же в гости к вам придет.

Педагог играет на музыкальном инструменте за ширмой, дети должны угадать на

чем он играет.

Весело – грустно.

Дети слушают пьесы различного характера и с помощью карточек показывают

настроение музыки. На карточках изображены:

Солнышко – желтая сторона – весело.

Тучка – синяя сторона – грустно.

Ритмическое эхо.

Педагог предлагает детям поиграть в эхо. Он исполняет несложный ритмический

рисунок, дети должны повторить его. В игре можно использовать ложки,

ритмические кубики, ритмичные палочки, маленькие барабаны и т.д.

Лесенка.

Педагог показывает детям деревянную лесенку и предлагает пошагать вместе с

матрешкой. Затем играет музыку. Ведущий с матрешкой в руках шагает вверх или

вниз, слушая музыку и определяя движения мелодии по слуху. Остальные

показывают движение мелодии рукой.

«Русское лото».

Педагог раздает детям карточки с изображениями музыкальных инструментов (по

три инструмента на одной карточке). Затем ведущий достает из мешочка бочонки с

изображениями музыкальных инструментов и объявляет музыкальный инструмент.

Выигрывает тот, кто первым заполнит карточку.

Угадай: кто поет.

Педагог показывает детям металлофон и иллюстрирует как поет Мама-птица и

маленькие птенчики, при этом соответственно ударяя до¹ и до² по пластине

металлофона. Затем дети должны угадать: кто их зовет: птица или птенчики и

показать ответ игрой на ложках: вверх – птенчики, вниз - птица.

Музыкальные часы.

Педагог

показывает

детям

пособие

музыкальные

часы:

большой

круг

с

вращающейся стрелкой в центре. Затем вокруг часов раскладывается либо

пройденные музыкальные инструменты, либо атрибуты к пройденным музыкальным

играм. Далее ведущий раскручивает стрелку часов и выбирает задания.

Музыкальное облачко.

Музыкальное облачко – представляет собой карточку в виде облачка, на котором

написаны

задания

по

психогимнастике

или

пальчиковой

гимнастике,

заимствованные

из

авторской

программы

Емельяновой

Т.С.

«Музыкальный

букваренок».

Список литературы

1. Ботякова О.А. Солнечный круг: Детский народный календарь в помощь педагогам

дошкольных образовательных учреждений. – Санкт-Петербург «Детство-Пресс»,

2004. (Приобщение детей к истокам русской народной культуры).

2. Гармошечка - говорушечка, сост. С. И. Мерзлякова: выпуск 1-6. Музыкально-

литературные композиции на материале русских народных песен,

прибауток,

сказок, пословиц, поговорок для детских садов.- М.: «Музыка»,

1980-1990.

3. Дошкольное воспитание: Научно-методический журнал. – М.: ООО Издательский

дом «Воспитание дошкольника», 2003-2007.

4. Девятова Т.Н. Звук – волшебник: материалы образовательной программы по

музыкальному

воспитанию детей старшего дошкольного возраста. – М.:

ЛИНКА-ПРЕСС,

2006.

5. Захарова С.Н. Сценарии праздников для старших дошкольников. – М.: Гуманитар.

изд. центр

ВЛАДОС, 2006 .

6. Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д. Праздник в детском саду. (Сценарии детских

праздников) – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.

7. Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – М.: издательство

«Либерея-Бибинформ», 2004-2007.

8. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании

дошкольников: Пособие для

воспитателей и муз. руководителей дет. садов. – М.:

Просвещение, 1986.



В раздел образования