Автор: Трусов Борис Иванович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ОГКУ Ульяновский детский дом «Гнездышко»
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развития ассоциативного мышления у детей с задержкой психического развития здоровья"
Раздел: дополнительное образование
Министерство семейной, демографической политики и социального
благополучия Ульяновской области
Областное государственное казённое
учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей –
Ульяновский специальный (коррекционный) детский дом для детей с
ограниченными возможностями здоровья «Гнездышко» – Центр по развитию
семейных форм устройства и сопровождению семей
и детей
Развития ассоциативного мышления у детей с
задержкой психического развития здоровья
(методическая разработка)
Автор-составитель: Трусов Борис
Иванович педагог дополнительного образования 1 кв. категории
Ульяновск 2018 г.
При написании методической разработки для развития ассоциативного
мышления у детей с задержкой психического развития здоровья составитель
опирался на следующие нормативно-правовые акты:
1. Распоряжение Министерства образования и науки Ульяновской области от
12.07.2019 № 1241-р «О проведении независимой оценки качества
дополнительных общеобразовательных программ (общественной экспертизе
и признании утратившим силу распоряжение Министерства образования и
науки Ульяновской области от 01.07.2019 № 1172-р.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной
поддержки детей Министерство образования и науки России от №06 – 184 от
11.12.2006 г. «Примерные требования к программам дополнительного
образования детей».
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. №
676 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред.
Постановлений Правительства РФ от 14.10.1996 № 1203, от 28.08.1997 №
1117, от 30.03.1998 № 366, от 23.12.2002 № 919, от 18.08.2008 № 617, от
10.03.2009 № 216).
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№ 1726-р г. Москва «Концепция развития дополнительного образования
детей».
6. Сан. Пин 2.4.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей», утверждённый
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 4 июля 2014 года № 41.
7. Программа развития ОГКУ Ульяновский детский дом «Гнёздышко».
8. Устав ОГКУ Ульяновский детский дом «Гнёздышко».
При написании методической разработки были изучены существующие
дополнительные общеразвивающие программы художественной
направленности, в которых предусмотрено обучение детей игре на народных
инструментах, в т. ч. на ложках, методический конструктор .
Цели: Приобретение начального музыкального опыта. Знакомство
с простейшими приемами звукоизвлечения на музыкальных инструментах.
Развитие музыкального слуха. Развитие музыкальной памяти посредством
игры на музыкальных инструментах. Развитие ассоциативного мышления у
детей с задержкой психического развития.
Задачи: образовательные:
научить внимательно и заинтересованно слушать русскую народную музыку,
чувствовать ее характер, узнавать песни, пьесы по мелодии;
научить правильным способам звукоизвлечения на ложках и русских
народных инструментах;
развивающие:
побуждать выразительно и эмоционально передавать характер музыки в
пении, в движении и игре на народных инструментах;
побуждать ритмично передавать особенности музыкального образа,
соблюдая темп, динамические оттенки, учить воспроизводить достаточно
точно метрическую пульсацию;
приобщать к слаженной игре на народных инструментах в небольшом
ансамбле;
воспитательные:
воспитывать чувство ответственности и коллективизма;
способствовать развитию взаимопомощи.
«Что я вижу».
Обратившись к ребенку, попросите его рассказать: что он видит в классе
(музыкальные инструменты, пособия и т.д.). Затем дайте ему музыкальную
картинку, книжку. Пусть он рассказывает, что он видит на картине. Похвалите его:
«Какие у тебя хорошие глаза, как они много видят».
«Что я слышу».
Попросите ребенка послушать различные по характеру и настроению музыкальные
произведения. Пусть он расскажет, что он услышал. Похвалите его: «Какие у тебя
хорошие уши, как они много слышат».
«Что я ощущаю».
Попросите ребенка закрыть глаза, а в это время дайте ему в руки музыкальную
игрушку (погремушку, колокольчик, деревянную ложку и т.д.). предложите ему
сказать, не открывая глаз, что у него в руке. Похвалите ребенка, удивитесь какой он
умный, скажите какие у него ловкие пальчики и ручки.
«Веселые матрешки».
Педагог предлагает детям поиграть с большой и маленькой матрешками. Большая
матрешка будет шагать, а маленькая бегать. Дети должны следить за действиями
педагога и выполнять соответствующие движения на музыкальных инструментах.
Игра на маракасах - встряхивают их, изображая шаги большой матрешки. Игра на
погремушках – гремят погремушками, изображая бег маленькой матрешки.
«Громко – тихо».
Детям раздают музыкальные инструменты (деревянные ложки, погремушки и.т.д.).
Педагог исполняет музыкальные пьесы с различными динамическими оттенками.
При
повторном
слушание
дети
играют
на
музыкальных
инструментах
соответственно музыке громко или тихо.
«Барыня – сударыня».
Дети выстраиваются в шеренгу за Барыней и произносят слова:
«Вдоль по бережку Сударыня плывет,
Вдоль по бережку Барыня идет.
Она ведрами помахивает,
На цветы водицу стряхивает».
Далее дети начинают двигаться по кругу, по спирали к центру. После слов: «Раз,
два, три беги» дети бегут на свои места.
«Ярмарка».
Дети идут по кругу, ведущий двигается поскоками внутри круга навстречу им,
приговаривает:
Расступись честной народ
Это ярмарка идет
Золотая, озорная, развеселая.
С концом музыки ведущий останавливается между двумя детьми, они
обегают круг в разных направлениях. Побеждает тот, кто первым прибегает. Он
становится ведущим.
«Карусель».
Дети выстраиваются по кругу и двигаются под музыку, то ускоряя движение, то
замедляя его, при этом приговаривают слова:
«Еле-еле, еле-еле,
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом
Тише, тише не спешите
Карусель остановите,
Раз, два, раз, два
Вот и кончилась игра»
«Играют мальчики и девочки».
Педагог предлагает детям поиграть на музыкальных инструментах, но мальчики
играют, когда музыка звучит в низком регистре, девочки – когда в высоком. Дети
должны быть внимательны и слышать смену регистров. В конце игры одновременно
звучат два регистра, играют все вместе.
Рулетка.
На столе устанавливается вращающийся диск, в центре которого игрушечная
лошадка. Вокруг кладутся фигурки зверей, соответствующих приемам игры на
ложках (мишка, зайка, ежик и т.д.) далее рулетка раскручивается и выбирается
задание
«Музыкальный домик».
Тили – бом, тили – бом!
Постучу сейчас я в дом!
Постучу, а вы смекайте
И по звукам угадайте:
Кто же в доме том живет
Кто же в гости к вам придет.
Педагог играет на музыкальном инструменте за ширмой, дети должны угадать на
чем он играет.
Весело – грустно.
Дети слушают пьесы различного характера и с помощью карточек показывают
настроение музыки. На карточках изображены:
Солнышко – желтая сторона – весело.
Тучка – синяя сторона – грустно.
Ритмическое эхо.
Педагог предлагает детям поиграть в эхо. Он исполняет несложный ритмический
рисунок, дети должны повторить его. В игре можно использовать ложки,
ритмические кубики, ритмичные палочки, маленькие барабаны и т.д.
Лесенка.
Педагог показывает детям деревянную лесенку и предлагает пошагать вместе с
матрешкой. Затем играет музыку. Ведущий с матрешкой в руках шагает вверх или
вниз, слушая музыку и определяя движения мелодии по слуху. Остальные
показывают движение мелодии рукой.
«Русское лото».
Педагог раздает детям карточки с изображениями музыкальных инструментов (по
три инструмента на одной карточке). Затем ведущий достает из мешочка бочонки с
изображениями музыкальных инструментов и объявляет музыкальный инструмент.
Выигрывает тот, кто первым заполнит карточку.
Угадай: кто поет.
Педагог показывает детям металлофон и иллюстрирует как поет Мама-птица и
маленькие птенчики, при этом соответственно ударяя до¹ и до² по пластине
металлофона. Затем дети должны угадать: кто их зовет: птица или птенчики и
показать ответ игрой на ложках: вверх – птенчики, вниз - птица.
Музыкальные часы.
Педагог
показывает
детям
пособие
музыкальные
часы:
большой
круг
с
вращающейся стрелкой в центре. Затем вокруг часов раскладывается либо
пройденные музыкальные инструменты, либо атрибуты к пройденным музыкальным
играм. Далее ведущий раскручивает стрелку часов и выбирает задания.
Музыкальное облачко.
Музыкальное облачко – представляет собой карточку в виде облачка, на котором
написаны
задания
по
психогимнастике
или
пальчиковой
гимнастике,
заимствованные
из
авторской
программы
Емельяновой
Т.С.
«Музыкальный
букваренок».
Список литературы
1. Ботякова О.А. Солнечный круг: Детский народный календарь в помощь педагогам
дошкольных образовательных учреждений. – Санкт-Петербург «Детство-Пресс»,
2004. (Приобщение детей к истокам русской народной культуры).
2. Гармошечка - говорушечка, сост. С. И. Мерзлякова: выпуск 1-6. Музыкально-
литературные композиции на материале русских народных песен,
прибауток,
сказок, пословиц, поговорок для детских садов.- М.: «Музыка»,
1980-1990.
3. Дошкольное воспитание: Научно-методический журнал. – М.: ООО Издательский
дом «Воспитание дошкольника», 2003-2007.
4. Девятова Т.Н. Звук – волшебник: материалы образовательной программы по
музыкальному
воспитанию детей старшего дошкольного возраста. – М.:
ЛИНКА-ПРЕСС,
2006.
5. Захарова С.Н. Сценарии праздников для старших дошкольников. – М.: Гуманитар.
изд. центр
ВЛАДОС, 2006 .
6. Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д. Праздник в детском саду. (Сценарии детских
праздников) – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.
7. Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – М.: издательство
«Либерея-Бибинформ», 2004-2007.
8. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании
дошкольников: Пособие для
воспитателей и муз. руководителей дет. садов. – М.:
Просвещение, 1986.