Напоминание

Работа над правописанием безударных гласных в корне слова


Автор: Копейкина Людмила Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: г. Балашов Саратовская область
Наименование материала: Статья
Тема: Работа над правописанием безударных гласных в корне слова
Раздел: начальное образование





Назад




Копейкина Л.А. учитель начальных классов

МОУ «Гимназия №1» г.Балашова Саратовской области

Работа над правописанием безударных гласных в корне слова

(Из опыта работы учителя начальных классов)

Как научить детей писать грамотно? Как объяснить одно из самых сложных правил

русского языка так, чтобы всем детям было понятно? Как развить орфографическую

зоркость? Эти вопросы задает себе каждый учитель перед уроком русского языка.

И в этой статье я изложила свои наработки, рекомендации и упражнения, которые можно

использовать при изучении безударных гласных в начальной школе.

Правописание безударных гласных – одна из самых трудных тем в системе обучения

грамотному письму. В течение многих десятилетий ученые, методисты, учителя старались

найти оптимальные методы и приемы позволяющие формировать у учащихся прочные

навыки написания слов с безударными гласными. Однако, и до настоящего времени эта

проблема остается актуальной, поскольку, как показывает практика, больше всего ошибок

в работах учеников связаны с явлением безударности гласного.

Подготовку к изучению безударных гласных я начинаю в I классе не только потому,

что это будет способствовать более продуктивной работе над ними во II классе, но и

потому, что программа I класса предоставляет учителю для такой подготовки большие

возможности.

Подготовительную работу я начинаю с первых уроков обучения письму и чтению. С

учетом возрастающей трудности, расширяющегося объема знаний и прохождения

программного

материала

она

распределяется

в

продолжение

года

в

такой

последовательности:

1

Практическое

знакомство с

ударением

Ударная гласная пишется,

как слышится

(фонетическое письмо).

Графическое обозначение

ударного гласного на

письме.

Наблюдение за произношением

учителя.

2

Установление

факта

подвижности

ударения в

русском языке

В ударном и безударном

слоге пишется одна и та же

гласная

Сравнение написаний гласных в

ударном и безударном слоге одних и

тех же слов (оса – осы, шар – шары)

3

Выделение

безударных

гласных

Опасность смешения букв,

обозначающих один и тот

же звук. Необходимость

проверки безударных

гласных

Подбор фонетического образца путем

замены единственного числа

множественным и наоборот по

образцу. Подбор нескольких

проверок по смысловому сближению.

Первые практические шаги в

составлении групп родственных слов

при подборе нужного слова

4

Знакомство

с

родственными

словами,

признаки

родственных

слов,

значение.

Графический

образ корня

Единообразие написания

части родственных слов

(корня). Подведение к

пониманию

морфологического

принципа нашего письма

на примере главной

морфемы

Сопоставление ударных и безударных

гласных в общей части родственных

слов, выделение среди них

проверяемых и проверочных слов

5

Гласные звуки и

буквы

Опасность смешения букв,

обозначающих один и тот

же гласный звук

(повторение). Изменение

значения слова в связи с

заменой букв (дым – дом,

пила – пела)

Выбор нужной буквы, обозначающей

безударный гласный звук. Работа над

отдельными словами и группами

родственных слов

6

Ударные и

безударные

гласные

Итоги наблюдений за

написанием ударных и

безударных гласных,

необходимость проверки

написания последних

Тренировка в подборе опорных форм

путем:

а) замены единственного числа

множественным и

наоборот;

б) подбора родственных слов,

отвечающих на разные

вопросы;

в) образования новых родственных

слов с помощью суффикса

Первой ступенью к выработке навыка правописания безударных гласных корня

является ударение, и обучать различению ударения надо одновременно с обучением

грамоте.

Уже на первых уроках обучения грамоте я практически знакомлю учащихся с

ударением.

Активная

роль

принадлежит

учителю.

Учащиеся

наблюдают

за

произношением учителя и с его помощью устанавливают, что при чтении слов один слог

произносится сильней. На уроке я сообщаю детям, что под ударением гласный звучит

отчетливо и пишется так, как слышится.

Начиная изучение безударных гласных, необходимо сначала помочь ученикам

уяснить суть ударения – его смыслоразличительную роль в слове: тарелка – это слово, а

«тарелка» или «тарелка» – не слова, нет таких слов в русском языке. Ребенок вдруг

сталкивается с явлением разрушения слова, а отчего оно разрушается – непонятно. Вроде

прочитываются все те же буквы, произносятся все те же звуки, а слова нет. И,

оказывается, очень интересно вместе с учителем докопаться до сути этого явления и

обнаружить, что во всем виновато ударение. Ударение становится близким и понятным

ученику в своей сути, и теперь он готов к переключению на формальную сторону явления.

Произнося слова, меняя в них место ударения, дети приучаются определять ударный

гласный звук и обозначать ударение на письме. Затем нужно привлечь внимание детей к

факту разного произнесения одного и того же звука в ударной и безударной позиции.

Сравнивая звучание двух позиций, нужно подвести детей к выводу, что под ударением

звук слышится яснее, четче и, кроме того, соответствует написанной букве. Одновременно

они осознают факт безударности: звук в безударной позиции произносится менее

отчетливо и не соответствует написанию.

Начатое практическое знакомство с ударением продолжается до конца учебного

года, но время на этот вид работ постепенно сокращается, меняется и прием

распознавания ударения в слове: от наблюдения за речью учителя к постановке ударения

в написанных словах и фразах.

Научившись, распознавать место ударения, учащиеся в практическом плане

овладевают умением обнаруживать безударную гласную и знакомятся с некоторыми

приемами проверки.

Этой работе отвожу на каждом уроке 2 – 3 минуты. На первых порах даю детям

готовые графические образцы. На доске заранее записываются пары слов: норы – н_ра,

мал – м_ла, нос – н_сы. Учащиеся называют ударный слог в слове из правого столбца,

потом безударный; говорят, какая гласная в нем пропущена. Ученик ссылается на

ударный образец, потому что начинает понимать, что в безударном слоге одного и того же

слова пишется та же гласная, что и в ударном.

По мере знакомства с новыми звуками и обозначающими их буквами будет

пополняться словарь учащихся новыми словами с проверяемыми безударными гласными

и их опорными формами.

На этой начальной стадии обучения очень важно строгое соблюдение порядка

следования операций, выполняемых под руководством учителя: поставь ударение, найди

безударный гласный, проверь написание. Впоследствии, когда у учащихся достаточно

разовьется речевой слух и воспитается орфографическая зоркость, первая операция

отпадает, а две другие будут проходить почти одновременно. Вторая будет немедленной

ответной реакцией на первую, а пока нужны все три и все должны быть расчленены,

должны выполнять определенную функцию. Первая сигнализирует: «ищи безударную

гласную», вторая – «остановись и подумай, правильно ли ты ее нашел», третья –

«проверяй».

Самая трудная операция – вторая – обнаружение орфограммы. Выработка этого

навыка

процесс

длительный.

Начинается

он

с

букварного

периода

и

под

непосредственным руководством учителя продолжается до конца года.

Для тренировочных упражнений из букваря или имеющегося списка беру 3 – 4

двусложных слова и с безударными, так и с ударными гласными в первом слоге, который

и будет контролироваться учащимися (о чем их предупреждаю заранее).

Классу даю такие задания:

1. На слух определить: в каком слоге гласная произносится сильнее? слабее?

2. Списать с доски или из букваря слова и в каждом из них поставить знак ударения.

Безударную гласную, если она находится в первом слоге, подчеркнуть.

3. Сначала про себя по слогам, потом вслух прочитать записанные на доске слова,

назвать те из них, в которых безударный гласный находится в первом слоге. Списать

эти слова, подчеркивая безударные гласные.

4. Сначала про себя по слогам, потом шепотом прочитать слова, записанные на

доске, списать в тетрадь только те из них, в которых в первом слоге гласный

безударный, подчеркнуть букву.

5. Самостоятельно найти на доске слова с безударными гласными в первом слоге и

записать их в тетрадь.

6. В продиктованном по слогам предложении поставить знак ударения, безударные

гласные подчеркнуть.

7. Записать под диктовку слова (чтение орфографическое), пропуская гласные в

первом слоге, если на них не падает ударение.

Упражнения, направленные на тренировку в постановке ударения в словах.

1. Слуховые упражнения:

покажите ударную гласную в словах;

назовите в предложении все ударные гласные;

соотнесите слова со схемой.

2. Упражнения на списывание:

спишите слова, обозначьте ударение;

спишите слова, поставьте ударение над выделенными словами;

3. Упражнения творческого характера:

выпишите слова, имеющие три слога, поставьте ударение;

составить словосочетание с данными словами, поставить ударение;

допишите предложение подходящим по смыслу словом, поставьте ударение.

Во всех случаях работа заканчивается коллективным подбором проверочных слов и

вставкой букв, если они пропущены.

От одного вида заданий к другому перехожу постепенно, только тогда, когда вижу,

что дети подготовлены к его выполнению.

На каждом уроке этой работе отводится не более 2 – 3 минуты. Учащиеся за это

время успевают записать и разобрать 2 – 3 слова. Проверяя тетради, я обращаю внимание

на усвоение ударения, на развитие навыка обнаружения безударных гласных.

И только когда подавляющее большинство учащихся будут находить безударные

гласные, простые слова с этой орфограммой можно вводить в диктанты, в маленькие

творческие работы.

Проведенная в букварный период предварительная работа, по распознаванию места

ударения, обнаружению безударных гласных и подбору под руководством учителя

близких по значению слов для проверки этих гласных, подготавливает учащихся к

усвоению представления о единообразном написании общей части родственных слов.

Практически учащиеся уже имеют навык в сближении слов по смыслу при подборе

проверочных слов для безударных гласных, так что совершенно новым для них является

лишь термин «родственные слова».

Следующие понятия, необходимые для формирования навыка правописания

безударных гласных, - «корень», «однокоренные родственные слова». Уже с первых дней

обучения детей целесообразно давать задание подбирать слова, относящиеся к одному

понятию. Начинать эту работу лучше со слов, обозначающих название предмета по его

действию, принадлежности, функции и т.п., таких, как «пожарник», «бегун», «сахарница».

Сначала необходимо выяснить, почему так называется предмет и выделить так часть

слова, в которой заключен смысл слова:

пожарник (пожар)

сахарница (сахар)

Постепенно можно задать вопрос: «от какого слова образовано данное слово»? По

мере углубления этой работы на смену приходит инструкция: «выдели корень». Так

формируя понятия «родственные слова», дети подходят к понятию «корень слова».

Для работы с родственными словами в 1 классе использую следующие корни:

вед -, дел -, бол -, вар -, вод -, вред -, встреч -, глаз -, горб -, гор -, гриб -, гряз -, гуд -,

дед -, дожд -, дом -, дым -, дум -, двор -, ел -, звер -, звен -, земл -, зим -, зуб -, игр-, кос -,

коз -, корм -, крик -, лес -, лен -, лис -, лист -, мед -, мест-,

мор-, мост-, мяс-, нос-, пил-, пис-, рыб-, ряд-, спеш-, свет-, син-, слеп, сол-, сор-, стар-,

стекл-, темк-, толст-, трав-, ход-, цвет-, цен-, час-, числ-, шум-, шут-.

Подавляющее большинство корней подобраны с таким расчетом, чтобы при

составлении групп родственных слов, можно было понаблюдать за написанием гласных,

находящихся в слабой и сильной позиции.

При знакомстве с родственными словами ставятся следующие цели:

- научить детей находить общую часть в группе родственных слов;

- обратить внимание на единообразное написание гласных и согласных в корне

независимо от того в какой фонетической позиции они находятся;

- добиться осознанного понимания признаков родства слов и предупредить ложные

аналоги, основанные на звуковом сходстве корней;

- попутно закрепить навыки распознавания частей речи по вопросам;

- обогатить словарь учащихся.

В соответствии с этими целями я подбираю типы упражнений:

1. Списать родственные слова, обозначить условными выделениями общую часть.

2. Прочитать, назвать общую часть родственных слов и пропущенную букву

устно подобрать проверочные слова. Списать, вставляя пропущенные буквы, обозначить

общую часть родственных слов.

3. К данному слову подобрать родственные слова, обозначить общую часть.

4. Списать родственные слова, обозначить общую часть, к каждому слову устно

поставить вопрос.

5. Прочитать записанные на доске слова, списать первое слово, приписать к нему

только родственные слова.

6. К слову, отвечающему на вопрос что? подобрать родственные слова,

отвечающие на вопросы какой? что делает?, обозначить общую часть.

7. Сначала списать слова, отвечающие на вопрос что? потом - на вопрос что

делает? и на конец, на вопрос, какой? Общую часть родственных слов выделить.

8. К словам с безударной гласной подобрать родственные слова с ударной гласной.

9. Записать предложения под диктовку, найти в них родственные слова.

Если в предполагаемых для различного списывания группах родственных слов не

пропущены буквы, я даю учащимся дополнительные задания: обозначить ударения,

подчеркнуть безударные гласные, подобрать проверочные слова.

После знакомства с родственными словами подготовка к созданию базы для

выработки навыка правописания проверяемых безударных гласных идет на более высоком

уровне.

В своей работе использую различные упражнения, направленные на различение

ударной и безударной гласной, на формирование умения подбирать проверочные слова:

1. Упражнения на списывание:

- Спишите,

в

выделенных

словах

обозначьте

ударение,

подчеркните

безударные гласные;

- Запишите под диктовку слова, подчеркните безударные гласные, поставьте

ударение;

- Спишите слова с безударной гласной, рядом напишите проверочные слова;

- Спишите предложения. Найдите проверяемое и проверочное слово.

Во II классе правило правописания безударных гласных в корне слов, проверяемых

ударением, изучается уже на морфологическом уровне. Такой переход становится

возможным в связи с изучением состава слова.

Тема является продолжением той работы, которая уже проводилась в I классе на

простейших примерах. Во в II классе я обращаю внимание детей:

а)

на выделение учащимися в словах не только безударного гласного звука, но и

безударного слога;

б) на осознание учащимися факта несовпадения звука и буквы;

в)

на умение обнаруживать в тексте орфограммы, т.е. безударные слоги, безударные

гласные;

г) на быстроту реакции у детей в изменении слов: «к-са – косы, р-са – росы»

В результате многократных повторов таких сочетаний проверяемых и проверочных

слов в памяти детей формируются ассоциации, школьники даже в слабой позиции фонемы

уже слышат ее по аналогии с сильной позицией.

Обнаружение безударных гласных сопровождается работой над печатным текстом:

путем наблюдений дети выясняют, как в практике письма принято обозначать безударные

гласные. Зная уже способ проверки безударных гласных, дети обобщают наблюдения и

таким образом подготавливаются к усвоению правила теории.

Ступени работы обозначением безударных гласных звуков:

а) наблюдение над словами, где гласные – под ударением, сопоставление этих

слов с теми словами, где эти же гласные становятся безударными: «волна – в-лны, стрелы

– стр-ла». Анализируя такие пары слов, второклассники указывают ударные и безударные

слоги. Важно сосредоточить внимание детей на словах с сильными позициями гласных;

б)

обнаружение слов, которые подлежат проверке по данному правилу.

Необходимо, чтобы дети быстро обнаруживали такие слова в тексте, который они читают,

воспринимают на слух или употребляют в самостоятельно составленном тексте – в

сочинении и изложении. Тренировка в обнаружении орфограмм идет по трем линиям:

чтение, восприятие на слух, употребление в собственной речи;

в) подборка проверочных слов: «н-жи – нож, р-ка – речка»; не надо создавать у

детей иллюзию, будто для проверки безударных гласных обязательно менять форму

числа, как в большинстве упражнений учебника. Следует поощрять учащихся, которые

приводят нестандартные проверочные слова, и тем более не одно, а 2 – 3 слова.

Произношение проверяемого и проверочного слова вместе формируют ассоциации

словообразовательного (или формообразовательного) типа: возникновение в памяти

учащегося слова, например: «сосна», где звук [о] безударный, непроизвольно, по

ассоциации воспроизводит в его памяти и слово «сосны»; вместе со словом «начали» по

ассоциации вспоминается и слово «начало», так формируется фонетический слух;

г) решение, какой буквой следует обозначать безударный звук, записать слова,

самопроверка.

Алгоритм проверки безударного гласного на уровне возможностей II класса –

до введения понятия «корень слова» и «родственные слова»:

1 шаг: Произнести проверяемое слово.

Есть ли в нем гласные в безударных слогах?

Если есть – какие они?

а, о, е, и – нужно проверять у, ы, ю, я – проверять не надо

2 шаг: Подбери проверочное слово, измени слово так, чтобы проверяемый звук оказался под

ударением.

Произнеси слово вместе, выдели ударный слог.

3 шаг: Пиши гласную букву в соответствии со звуком, который слышится под ударением

Проверь написанное.

Ошибки на это правило происходят:

во–первых, потому, что у детей слаба орфографическая зоркость; они не замечают

слов, где необходима и возможна проверка;

во–вторых, у них мал запас проверочных слов, они не успевают или не умеют

изменять слово нужным образом, подбирать проверочные слова.

В своей работе использую различные типы упражнений, которые содействуют

воспитанию внимания учащихся и предупреждению ошибок:

1. Подобрать родственные слова к данным корням и словам: дол и даль, мир

и мера, лизать и лезть, менять и мина, сидеть и седеть, спешу и спишу.

2. К каждому из данных слов подобрать только родственные:

а) лето, летать: летчик, летний, полет, летом, пролетать;

б) вода, водитель: водичка, проводить, водяной, проводник, подводный, подводить.

3. Какое слово не родственное? Почему? Записать только родственные,

выделить корень.

а) менять, сменить, заменить, мина;

б) волны, вол, волнистый, волноваться;

в) изба, избушка, избаловать, избенка.

4. Можно ли проверить одно слово другим? Если нет, то почему?

Силач – села, кроить – край, пороть – пара, катать – кот, травить – травка,

махать – мох,

Подобрать такое слово, которое было бы проверочным.

5. Прочитать записанные на доске близкие по смыслу слова: определить

родственные ли они. Если нет, то почему? Назвать безударные гласные; проверить их.

Кидать, швырять, бросать.

Боялся, ругался, робел.

Упал, свалился.

6. К данным словам подобрать слова, близкие по смыслу. Родственные ли

они?

Доктора (врачи), кони (лошади), рыть (копать), плакать (рыдать).

7. Прочитать, назвать пропущенные буквы, списать, вставляя их.

Смысл слов, различающихся одной безударной гласной (спешу – спишу, вела – вила,

мячи – мечи и др.), и соответственно их написание выясняется только в словосочетании

или предложении, которые учащиеся получают в готовом виде или придумывают

самостоятельно, например:

1. Записать

под

диктовку

или

списать

словосочетания,

вставляя

пропущенные буквы:

Сп-шу в кино, сп-шу упражнение, св-ла гнездо, св-ла с дороги, резиновые

м-чи, стальные м-чи.

2. Составить предложение со словами: спешу – спишу, посидела – поседела.

3. Прочитать слова, назвать пропущенную гласную; устно подобрать слова

для проверки; списать, вставляя пропущенные буквы:

Ж-ры, ж-лток, ж-ра, ж-вой, ж-лтеть.

Ч-сы, ч-рвяк, ч-тать, ч-ртить.

Ш-сты, ш-рина, ш-ры, ш-лить, ш-пот, ш-стой.

При закреплении правописания безударных гласных я обращаю внимание на

изменение места и увеличение количества орфограмм при изменении формы слова и

усложнении его состава.

Правописание безударных гласных повторяется при изучении последующих тем.

Это достигается путем подбора специальных упражнений.

I. Упражнения, направленные на формирования умения выделять

безударную гласную в корне слов.

1. Слуховые упражнения:

Назовите в словах безударную гласную в корне. Объясните, как проверили.

Послушайте загадку, назовите слова с безударной гласной в корне

Я над речкой лежу

Оба берега держу.

Укажите безударную гласную в

а) корне и суффиксе,

б) корне и приставке.

Приведите, примеры с определенным корнем (мес-, лист-) с определенной

приставкой и суффиксом.

Укажите количество слов с безударной гласной в данном тексте:

Зимой в поле лежал,

Весной в реку убежал

2. Упражнения творческого характера.

Выпишите из текста однокоренные слова, поставьте ударение, подчеркните

безударную гласную, выделите корень;

Выпишите из группы слов слова с ударной гласной в корне;

От данного корня образуйте слова с безударной гласной в корне;

В какой группе слов указаны все безударные гласные в корне?

а) слезать, слежка, летит;

б) слезать, следить, слетать;

в) перелезет, наследил, долететь;

Составить небольшой рассказ или несколько предложений на определенную тему,

употребив слова с безударными гласными а, о, е; объяснить, как они могут быть

проверены;

3. Упражнения на списывания.

К выделенным словам подберите однокоренные, укажите корень, подчеркните

безударные гласные;

Часы чинит … часовщик, сторож,

Лес охраняет … садовник, мастер,

За садом ухаживает … лесник.

Различные виды выборочных диктантов;

Ведение словарика употребительных корней содержащих возможные безударные

гласные;

Взаимопроверки и самопроверки письменных работ;

Использование карточек с пропущенными орфограммами;

Карточки с вариативным написанием слов;

II. Упражнения, направленные на формирование умения подбирать

проверочные слова путем подбора однокоренных слов.

1. Устные упражнения.

Прочитайте загадку (пословицу), назовите слова с безударной гласной в корне и

проверочные однокоренные слова:

На шесте – дворец

Во дворце – певец

А зовут его … (скворец)

К данному слову подберите однокоренные слова с ударной гласной в корне;

К данному слову подберите однокоренные проверочные слова;

Образуйте однокоренные слова с указанным суффиксом;

- ок - - очк - - к -

Какая группа слов нуждается в проверке? Почему? Назовите проверочные

однокоренные слова.

2. Упражнения творческого характера.

Выпишите из текста однокоренные слова, найдите среди них проверочные и

проверяемые;

Составьте предложения из слов с безударными гласными по вопросам:

что?

какие? куда? Что делают?

Из слов, записанных на доске, составьте предложение, подберите проверочные слова;

Подберите однокоренные слова, составьте предложения со словами;

Измените словосочетания по образцу, вставляя пропущенные буквы:

М-ховая шапка – шапка из меха

Подчеркните проверочные слова;

Измените данные словосочетания, чтобы получилось слово, отвечающие на вопросы:

что делать? Что сделать? Напишите проверочное слово:

Заниматься чтением – ч-тать (…)

Определите, какую гласную в корне проверяли:

Трепещет – тр-п-тали

К данным словам придумайте слова с противоположным значением, укажите

проверочное слово:

Д- шевый (…) - … (…)

М-ленький (…) - … (…)

3. Упражнение на списывание.

Спишите, подчеркните безударную гласную в корне и проверочное слово:

Дорога шла в гору. Гористая местность была мне хорошо знакома. И горный воздух

был особенно чистым и приятным.

Выпишите из текста слова с безударной гласной в корне, припишите проверочные

однокоренные:

В лесу есть низина. Там у лисы нора. В норе пятеро лисят.

Спишите предложение, вставляя подходящие по смыслу слова:

За окном прокричал (г-л-систый) петух.

III. Упражнения, направленные на формирование умения выбирать

проверочное слово с ударной гласной в корне.

1. Упражнения на списывание

Спишите, вставляя пропущенные буквы, припишите из скобок нужное проверочное

слово:

П-ляна (поля, полюшко).

Спишите, подчеркните среди группы однокоренных слов нужное с ударной гласной в

корне:

Садик, сад, садовник, садочек.

2. Упражнения творческого характера.

Из двух слов выберите проверочное, запишите, вставляя пропущенную безударную

гласную:

Следом, следы - насл-дил

Выберите из слов проверочные и запишите их к данному корню (слова диктует

учитель): -мест- местечко, местный, …

мер- замерять, мерка, …

При работе над безударными гласными во II классе дети пользуются памятками:

1) Поставь ударение.

2) Подбери несколько родственных слов.

3) Выдели корень и гласную, которую надо проверить.

4) Подбери проверочное слово.

5) Проверь работу.

Проверка безударных гласных в III классе также переходит на морфемную,

морфологическую основу: безударные гласные в корне слова проверяются путем подбора

родственных, однокоренных слов.

У третьеклассников уже есть опыт поиска безударных гласных в слове – на основе

звукобуквенного анализа слов,

выделение ударных и безударных слогов. Самое главное в правописании безударных

гласных – это умение их заметить (орфографическая зоркость). Здесь определенную роль

играют опознавательные признаки орфограммы: отсутствие ударения; гласные звуки [о],

[а], [и], [э]; место в слове – корень.

Работа

над

безударными

гласными

на

морфемой

основе

с

привлечением

однокоренных слов как проверочных требует постоянного обогащения словаря, его

активизации, формирования словообразовательных ассоциативных связей.

Требуется быстрота подбора проверочных слов; медлительность в этой работе приводит к

отставания учащихся.

В III классе основными приемами работы учащихся являются следующие:

а) обнаруживание в тексте слов с орфограммами данного типа – безударными гласными

на основе опознавательных признаков орфограмм, указание их места – в корне слова;

звукобуквенный

и акцентный анализ (выделение ударного гласного), тренировка

орфографической зоркости;

б) морфеленый анализ слов;

в) словообразовательные упражнения;

г) использование «орфографического словарика» для уточнения написания трудных,

непроверяемых слов, выработка привычки пользоваться словарем;

д) построение алгоритмов проверки безударных гласных в корне слова с участием самих

учащихся, с повышающейся степенью их самостоятельности;

е) «свертывание» алгоритма, постепенный переход к сокращенным рассуждениям по

алгоритму.

Расширяется число и виды упражнений, в которых комментируется не один тип

орфограмм, а любые, включая даже незнакомые.

В III классе не только закрепляется, но и углубляется представление учащихся о знакомых

словах, их составе и значении. Это достигается за счет включения в упражнения слов с

новыми суффиксами. Берутся простые по своему составу четырех-, трех морфемные

слова, но наряду со знакомыми суффиксами (-ов-, - ев-, -от-, -ист-, ок-, -ек-, -ик-,) в них

появляются новые (-ость-, -есть-, -чив-, -лив-, -чат- и др.),

графический

образ

которых

постепенно,

без

дополнительной

затраты

времени

закрепляется в памяти учащихся.

Знание этих суффиксов служит дополнительным признаком распознавания частей

речи (-изн-, -от-, -ость-, -есть-, -тель – суффиксы существительных, -чив-, -лив-, -чат –

прилагательных), способствует лучшему усвоению безударных гласных корня.

Ведь учащиеся не находят в новых словах знакомого корня потому, что учитель не

всегда обращает внимание на изменение морфемного строения слова. Систематическая

работа в этом направлении благотворно скажется на усвоении правописания безударных

гласных и повышении орфографической грамотности вообще.

Мой опыт работы учителя начальных классов позволяет сделать вывод, что

обучение правописанию безударных гласных представляет определенные трудности для

детей,

которые

можно

преодолеть

при

помощи

указанных

выше

упражнений,

наглядности, игровых моментов, систематической работы над темой в течение всего

учебного года. От умений школьников быстро и правильно производить разбор слов по

составу, определять в сопоставляемых словах корень, устанавливать безударную гласную,

подбирать проверочное слово, соотносить написание гласной в корнях проверочного и

проверяемого слов, во многом зависит уровень сформированности навыка правописания.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Н.С. Рождественский « Методика грамматики и орфографии в начальных классах»

2. М.М. Разумовский « Обучение орфографии в школе»

3. Н.Ф. Ефимова « Изучение безударных гласных в средней школе»

4. М.Р. Львов « Обучение орфографии в начальных классах»

5. Г.С. Сулейманова « Связь работы по орфографии с развитием речи учащихся»



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники