Автор: Ткаченко Ольга Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "ДШИ №1"
Населённый пункт: г. Нижний Тагил
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Музыкальная память"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств № 1»
Методическая разработка
«Музыкальная память»
Автор:
Ткаченко Ольга Сергеевна
преподаватель фортепиано
Нижний Тагил
2021
Оглавление
Пояснительная записка………………………………………………………… 3
Введение ……………………………………………………………………..…. 4
Память и виды памяти …………………………………………………………. 6
Методы и прием запоминания .…………………………………………………11
Запоминание музыкального произведения по формуле И. Гофмана ……….. 14
Метод разбора и запоминания на память музыкального произведения……. 18
Специфика заучивания произведения наизусть………………………………. 20
Список литературы …………………………………………………………….. 23
Пояснительная записка
Музыкальная
память
–
самая
неисследованная
и
загадочная
область
музыкальной психологии и педагогики. В то же время, знание о работе музыкальной
памяти и её развитии необходимо как преподавателю музыки, так и учащемуся.
В педагогической и исполнительской практике нередко возникает множество
вопросов, связанных с работой над музыкальным произведением, его заучиванием и
исполнением по памяти.
Работа
над
музыкальным
произведением
-
это
очень
кропотливый,
многоуровневый творческий процесс, в котором каждый этап тесно переплетается
друг с другом, и здесь невозможно выстроить какую - то определенную формулу.
Преподаватель в процессе работы выбирает именно то, что подходит учащемуся, его
складу личности и психики, а для этого хорошо нужно знать основные методики
выдающихся
пианистов-исполнителей
и
педагогов,
и
соответственно
уметь
правильно применять их на практике.
3
Введение
Память - это сложный процесс преобразования сенсорного и перцептивного
1
материала, получаемого органами чувств. Она активно включается во все
познавательные процессы и все проявления психики: внимание, ощущение,
восприятие, представление, мышление, воображение, входит составным ком-
понентом в такие сложнейшие структуры личности, как темперамент, характер и
способности. В результате органического объединения прежнего опыта с любым
действием и любой деятельностью сама память становится активной направляющей
силой этих процессов, становясь их структурным компонентом.
Музыкальная
память
-
это
способность
запоминания,
сохранения
и
воспроизведения музыки. Как и любой вид профессиональной памяти, память
музыканта является комплексной и "полифонической”: она включает процессы и
действия различной сложности и опирается на те органы чувств, которые больше
всего и чаще всего связаны с данной профессией. Обычно в музыкальной памяти
доминирует какой-то один вид сенсорной памяти – слуховая, зрительная с
различным
сочетанием
других
ее
сенсорных
и
психологических
видов
-
эмоциональной, образной. Причем в различных обстоятельствах у одного и того же
музыканта в зависимости от установки и цели деятельности выделяется какой-то
доминирующий вид памяти. Так, в одних случаях исполнитель обращает свое
внимание на фактуру и форму произведения, используя интеллектуальную память, в
других - на возможные трудности исполнения (двигательно-интеллектуальная).
Значительную роль при этом играют и врожденные парциальные особенности.
Феноменальная память - почти всегда признак выдающихся способностей. Так
юный В.А. Моцарт, прослушав в Ватикане всего два раза сложное хоровое
сочинение («Мизерере» итальянского композитора Г. Аллегри), через два дня
вручил написанную по памяти рукопись этого произведения папе – главе Римской
католической церкви. Знаменитый итальянский дирижер А. Тосканини почти весь
1
* Перцепция, восприятие
-
(от лат. perceptio)
,
система обработки чувственных данных,
включающая бессознательную и сознательную фильтрацию.
4
свой репертуар дирижировал наизусть. При этом он помнил произведения,
выученные им несколько десятков лет назад. Ференц Лист мог выучить сложное
произведение по пути на концерт, сидя в дилижансе и внимательно изучая это
произведение глазами. Юный Сергей Рахманинов прослушав один раз симфонию
С. Танеева, смог тут же ее сыграть на рояле. Подобных примеров можно привести
множество.
Главный
показатель
музыкальной
одаренности
–
способность
добиваться наивысших результатов за короткий отрезок времени и затем долго
сохранять в сознании однажды уже достигнутый результат, воспроизводя его во
всем блеске и совершенстве. Но большинство музыкантов отличает не только это.
Большинству из них свойственна огромная заинтересованность во всем том, что
происходит в окружающем их мире. Этот интерес сопровождается неустанным
самообразованием,
внутренне
присущим
великим
людям
стремлением
к
совершенству.
Память и виды памяти
5
Музыкальная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение
музыкального материала. Представляет собой сложный комплекс различных видов
памяти:
слуховой,
зрительной,
двигательной, образной, эмоциональной и
логической, одна из которых обычно является ведущей.
Виды памяти:
1. По характеру психической активности:
Слуховая память – при помощи слуховой памяти мы запоминаем различные звуки
(речевые, музыкальные) и можем (или не можем) их воспроизвести. Эта память,
как никому более, важна музыкантам.
Зрительная память – благодаря данному виду памяти мы воспринимаем различные
зрительные образы, и удерживаем их. Очень многие просто запоминают клавиши,
которые надо нажать и играют произведение.
Двигательная память (или моторная) – способность запоминать и воспроизводить
различные движения, их последовательность, темп, ритм, быстроту.
Эмоциональная и образная память – это наша способность запоминать чувственное
состояние образов, предметов, явлений и воспроизводить его, при повторении
какой–либо ситуации. Говорят, что музыка – это стенография чувств.
Логическая память (или смысловая) – запоминание нами различных элементов,
которые связаны между собой определенной смысловой цепочкой. Музыка – это не
набор
звуков,
а
структурированная,
взаимосвязанная
и
точная
система
взаимоотношений звуков. Если разобраться в ней, изучить отдельные элементы
музыкального языка, то запоминать будет, на удивление, гораздо легче и приятнее.
Основными
компонентами
музыкальной
памяти
являются
слуховая
и
двигательная памяти. Остальные же виды являются вспомогательными, но от этого
не менее ценными. Надо понимать, что все виды памяти действуют как во время
запоминания, так и во время воспроизведения, и их трудно разделить, потому что
они действуют комплексно. Поэтому важно развивать все виды памяти.
6
Австрийский пианист и педагог Готфрид Гальстон совершенно обоснованно
считал, что музыкальная память должна уподобляться лифту, подвешенному на
нескольких тросах. Каждый из этих тросов – один из видов музыкальной памяти.
Если оборвётся один из тросов или даже два, то в запасе останутся другие, они то и
позволят лифту не упасть.
Большинство же учащихся ДМШ и ДШИ, и более профессиональные
исполнители,
выучивая
произведение
лишь
двигательной
памятью,
часто
подвержены срывам во время публичных выступлений. Это объясняется тем, что
двигательный вид памяти наиболее склонен к сбою в результате концертного
волнения музыканта.
И
если
исполнитель
помнит
музыкальное
произведение
только
лишь
моторикой, то можно уверенно сказать, что он не знает произведение наизусть. В
этом
можно легко убедиться,
попросив подобного
исполнителя исполнить
произведение не с начала, а скажем, с середины. Если при заучивании была
задействована лишь двигательная память, без участия слуховой, зрительной и
логической.
2. В зависимости от целей деятельности память делят на произвольную и
непроизвольную.
Запоминание - это процесс запечатления воспринятой информации, например,
нотного текста.
Выделяют такие виды запоминания, как произвольное и непроизвольное,
механическое и осмысленное запоминание.
Произвольное запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед
собой определенную цель - запомнить некую информацию - и использует
специальные приемы запоминания.
Непроизвольное запоминание - это запоминание без заранее поставленной
цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий.
7
Непроизвольно запоминается то, что имеет жизненно важное
значение для
человека: все, что связано с его интересами и потребностями.
По мнению таких музыкантов как А.Б. Гольденвейзер, Л. Маккиннон, С.И.
Савшинский, в заучивании должно преобладать произвольное запоминание,
основанное на рациональном использовании специальных мнемонических приемов
и правил, тщательном продумывании разучиваемого.
Согласно
другой
точке
зрения,
принадлежащей
крупным
музыкантам-
исполнителям
(Г.Г.
Нейгауз,
К.Н.
Игумнов,
С.Т.
Рихтер,
Д.Ф.
Ойстрах,
С.Е. Фейнберг), запоминание не является специальной задачей исполнителя. В
процессе самой работы над художественным содержанием произведения оно
запоминается без насилия над памятью.
При ближайшем рассмотрении индивидуального стиля деятельности различных
музыкантов обращает на себя внимание тот факт, что среди тех, кто ратует за
произвольное запоминание, оказывается много теоретиков и методистов, имеющих
выраженную
логическую
направленность
деятельности
и
обладающих
аналитическим складом ума. Деятельность таких людей обусловлена активизацией
левого полушария мозга, являющегося в этом случае ведущим.
Среди тех, кто ратует за непроизвольное запоминание, больше «чистых»
музыкантов - исполнителей, ориентирующихся в своей работе преимущественно на
образное мышление, которое связано с деятельностью правого, «художественного»
полушария.
Исходя
из
вышесказанного,
в
методике
выучивания
музыкального
произведения
на
память
можно
предложить
два
пути
–
произвольное
и
непроизвольное запоминание - каждый из которых не исключает другого и зависит
от личностного склада музыканта, индивидуального стиля его деятельности.
8
Произвольное запоминание бывает механическим и осмысленным.
Механическое
запоминание
-
это
запоминание
путём
многократного
повторения
без
осознания
логической
связи
между
различными
частями
воспринимаемого материала, часто бессмысленное зазубривание материала.
В отличие от этого осмысленное запоминание
основано на понимании
внутренних логических связей между отдельными частями материала.
Если сравнивать эти два способа запоминания материала, то важно знать, что
осмысленное
запоминание
намного
продуктивней.
При
механическом
запоминании в памяти через один час остается только 40 % материала, а еще через
несколько часов - всего 20 %, а в случае осмысленного запоминания 40 % материала
сохраняется в памяти даже через 30 дней.
Также механическое запоминание
опасно
ещё и
тем, что поневоле
вырабатывают слуховые штампы, что интонационно - логические связи в пьесе
становятся жесткими, упрощаются, их смысл пропадает, а пьеса «забалтывается».
3.
По продолжительности сохранения материала в памяти
различают
кратковременную,
долговременную,
оперативную
и
промежуточную
память.
Кратковременная память, информация сохраняется в течении нескольких минут.
Долговременная память – ее можно разделить на:
долговременную память с
сознательным доступом и долговременную закрытую память, которая доступна
человеку лишь при особых состояниях мозга.
Оперативная память – этот вид памяти проявляется при выполнении какой–либо
деятельности,
здесь используется как кратковременная, так и долговременная
память.
Промежуточная память
обеспечивает
сохранение
информации
в
течении
нескольких часов, вся полученная днем информация перерабатывается организмом
9
во время сна, сортируется, и переводится в долговременную память. Это очень
важно при выучивании наизусть, особенно, немаленького произведения.
Суть долговременного запоминания состоит в установлении связи нового
материала с материалом, который уже хранится в памяти, или наоборот, имеющегося
– с новым. Для музыканта-исполнителя наибольшую важность имеет именно
долговременная память с сознательным доступом. Самым важным и главным
условием
для
развития
хорошей музыкальной
памяти,
является
достаточно развитый музыкальный слух.
Известный
музыкальный
психолог
Д.
К.
Кирнарская
в
своей
книге
«Музыкальные способности» пишет: «Музыкальная память пользуется материалом,
который ей предоставляет внутренний аналитический слух, поскольку непонятое и
нерасчленённое нельзя запомнить: хаос не поддаётся сознательной фиксации. И
запоминает человек любой материал не сразу и не вдруг, а чаще всего постепенно, то
есть по необходимости, разлагая этот материал на элементы и слои, на этапы и
разделы, которые шаг за шагом укладываются в памяти. Предварительным же этапом
запоминания музыки всегда будет внутренний слух…»
10
«Необходимо, чтобы пьесой овладели не только пальцы,
ты должен уметь напевать её про себя без инструмента.
Обостряй своё воображение настолько, чтобы ты
мог удержать в памяти не одну лишь мелодию,
но и относящуюся к ней гармонию».
Роберт Шуман.
Методы и приемы запоминания
Конкретной методики для заучивания наизусть не существует как в ДМШ,
ДШИ, так и в CУЗах и ВУЗах. На первоначальном этапе запоминания произведения,
ребёнок толком не знает как правильно это делается. При этом он обычно
использует
только
малую
часть
данной
ему
от
природы
способности
к
запоминанию.
Причём стоит отметить, что конечный результат такого «заучивания» обычно
базируется только на одном виде музыкальной памяти, и, как показывает практика,
обычно на моторном, т.е. двигательном. При таком заучивании нет полного
осмысления нотного текста, нет чёткого понятия обо всех штрихах, оттенках,
аппликатуре, потому что перед тем как пальцы стали играть, нотный текст не был
досконально проанализирован и осмыслен.
При работе над заучиванием произведения на память, преподаватель должен
учитывать возрастные особенности учащегося.
Так,
дети
младшего
школьного
возраста
заучивают
наизусть
путём
зазубривания, редко понимания до конца, что они учат. Такова психология данного
возраста. Подростки же лишаются подобной возможности учить, не вникая
в заучиваемый материал, и тем самым, их психология приближается к психологии
взрослых людей. Подросткам и взрослым людям всегда для хорошего запоминания
необходимо прежде понять изучаемый материал, осознать его до конца. Дети к тому
же часто учат дословно («как по учебнику»). Подростки же уловив суть, передают
11
материал с помощью своих формулировок, редко дословно приводя текст учебника.
К нотному материалу у разных по возрасту учащихся так же разное отношение.
Учащиеся младших классов учат нотный текст без какого-либо разбора формы
произведения, гармонического анализа, усвоения логики музыкального развития.
Подростки же напротив, начинают анализировать ноты и пытаются понять логику
построения произведения.
При заучивании нужно помнить про то, какое время суток оптимально для
заучивания, а какое для повторения. Для заучивания конечно лучше всего
использовать утренние и ранние, дневные часы. А вот для повторения лучше всего
подойдут вечерние часы. Наилучшее для повторения время – перед сном.
Действительно,
как
показывает
практика,
осмысленное
«прочитывание»
музыкального
произведения
перед
сном
даёт
хорошие
результаты
в
деле
запоминания,
особенно,
если
в
течение
дня
над
произведением
велась
целенаправленная работа. Объясняется это особенностью человеческой памяти: всё
что выучено (или ещё лучше, повторено) перед отходом ко сну (при условии, что
данная информация была последней для активного восприятия), запоминается
гораздо лучше. Во время сна эта информация перерабатывается качественнее и
откладывается в долговременную память с сознательным доступом. И в то же время
бывают исключения, и возможно для кого-то эффективнее заучивать вечером,
а повторять утром.
Так же не стоит пренебрегать советами учёных в области аромотерапии,
которые советуют использовать определённые ароматы в процессе умственной
работы и запоминания. «Экспериментально установлено, – пишет в своей книге
«Лимон.
Мифы
и
реальность»
доктор
медицинских
наук,
профессор
И.П. Неумывакин – что вдыхание запаха лимона, эвкалипта, мускуса снимает
чувство усталости, возбуждает нервную систему, способствует процессу познания,
стимулирует память».
12
Проверкой качества заучивания может быть написание нот на чистом нотном
листе по памяти или пропевание (проговаривание) отдельно каждого голоса вслух с
правильным ритмом и в указанном темпе.
Предлагаемым методом заучивали музыкальные произведения Ф. Лист,
С. Рихтер и другие исполнители. Таким образом, методика внимательного и
целенаправленного
анализа
нотного
текста,
и
использования
всех
видов
музыкальной
памяти,
является
наилучшим
и
доказанным
опытом
великих
исполнителей средством заучивания наизусть.
В современной психологии действия по запоминанию текста делятся на три
группы: смысловая группировка, выявление смысловых опорных пунктов и
процессы
соотнесения.
В
соответствии
с
этими
принципами
в
работе
В. И. Муцмахера «Совершенствование музыкальной памяти в процессе обучения
игре
на
фортепиано»
были
разработаны
приемы
работы
по
заучиванию
музыкального произведения наизусть.
Смысловая группировка (смысловое разделение): сущность приема, как
указывает В. И. Муцмахер, заключается в делении произведения на отдельные
фрагменты, эпизоды, каждый из которых представляет собой логически смысловое
соотнесение. В основе этого приема лежит сопоставление между собой некоторых
характерных особенностей тонального и гармонического планов, голосоведения,
мелодии, аккомпанемента изучаемого произведения.
Нужно ещё раз подчеркнуть, что хороший результат при запоминании на
память возможен лишь при систематической целенаправленной и внимательной
работе.
Запоминание музыкального произведения по формуле И. Гофмана
13
Ио
́
сиф Го
́
фман - 20.01.1876 - 16.02.1957
американский пианист и
композитор польского происхождения
.
1.
Работа
с
текстом
произведения
без
инструмента.
На
этом
этапе
процесс
ознакомления
и
первичное
заучивание
произведения осуществляется на основе внимательного изучения нотного текста и
представления звучания при помощи внутреннего слуха. Мысленное музыкальное
восприятие может проводиться с помощью выявления и определения:
1)
Главного настроения произведения;
2)
Средств, при помощи которых оно выражается;
3)
Особенностей развития художественного образа;
4)
Главной идеи произведения;
5)
Понимания позиции автора;
6)
Своего собственного личностного осмысления анализируемого произведения.
Подобный
способ
запоминания
развивает
музыкально-слуховые
и
двигательные представления, мышление и зрительную память. Увиденное должно
быть понято и услышано. Развитие умения выучивать произведение по нотам без
инструмента очень важно для развития профессионального мастерства ученика.
2. Работа с текстом произведения за инструментом. Первые проигрывания
произведения
после
мысленного
ознакомления
с
ним
по
рекомендациям
современных методистов должны быть нацелены на схватывание и уяснение общего
его художественного смысла. На данном этапе происходит эскизное ознакомление с
произведением, для чего оно должно проигрываться в нужном темпе; при этом
14
можно не заботиться о точности исполнения. Шуман, например, рекомендовал
первые проигрывания делать «от начала до конца».
После первого ознакомления начинается детальная проработка произведения –
вычленяются смысловые опорные пункты, выявляются трудные места, выставляется
удобная
аппликатура,
в
медленном
темпе
осваиваются
непривычные
исполнительские движения. На этом этапе продолжается осознание мелодических,
гармонических и фактурных особенностей произведения, уясняется его тонально-
гармонический план, в рамках которого осуществляется развитие художественного
образа.
Достижение одинаково высоких результатов, как отмечает музыковед и
специалист в области психологии музыкального исполнительства и музыкальной
педагогики Г. М. Цыпин, при противоположном подходе к делу имеет право на
существование и в конечном итоге зависит от личностного склада того или иного
музыканта, индивидуального стиля его деятельности. Следовательно, нужно
учитывать индивидуальные особенности ученика, прежде чем выбирать тот или
иной способ запоминания произведения. После того как музыкальный материал
выучен, необходимо дать ему «отлежаться».
3.
Работа над произведением без текста (игра наизусть). Читая ноты и
размышляя, исполнитель поглощает музыку, а при исполнении ее наизусть,
наоборот, музыка поглощает его. Настроения, чувства – категории подсознательные
и, чтобы найти средства для их выражения, музыкант должен погрузиться в свой
внутренний
мир.
Внимание
исполнителя
при
этом
может
с
достаточной
оперативностью обращаться попеременно к различным аспектам музыки. В данное
мгновение оно может быть преимущественно сосредоточено на мелодии, в
следующее – на звучании баса или на педали.
Соединение
слышимых
звуков
с
внемузыкальными
образами
и
представлениями,
имеющими
сходную
поэтическую
основу,
пробуждает
эмоциональную память. Произведение, выученное таким методом, при котором
15
содержание музыки увязывается с широким спектром ассоциаций, будет не только
более выразительно исполнено, но и более прочно усвоено.
Когда произведение уже выучено наизусть, оно нуждается в регулярных
повторениях для закрепления в памяти. В. И. Муцмахер в своей работе рекомендует
при повторении устанавливать новые, не замеченные ранее связи, зависимости
между
частями
произведения,
мелодией
и
аккомпанементом,
различными
характерными элементами фактуры, гармонии. Для этого необходимо развивать
умение самостоятельно, без помощи педагога применять имеющиеся музыкально-
теоретические знания на практике. Разнообразие впечатлений и выполняемых
действий в процессе повторений музыкального материала помогает удерживать
внимание в течение длительного времени.
«Пробное» проигрывание наизусть во многих случаях сопровождается
неточностями и ошибками, которые, как подчеркивает В. И. Муцмахер, «требуют от
учащегося
повышенного
слухового
контроля,
сосредоточенного
внимания,
собранной воли. Все это необходимо для фиксирования допущенных ошибок.
Особого внимания требуют места «стыковки» отдельных отрывков и эпизодов.
Практика показывает, что часто учащийся не может сыграть наизусть все
произведение, в то время как каждую часть в отдельности он знает на память
довольно хорошо».
Огромную пользу для запоминания произведения приносит игра в медленном
темпе, которой не должны пренебрегать даже учащиеся с хорошей памятью.
Работа без инструмента и без нот. Это – наиболее трудный способ работы над
произведением. Тем не менее, чередуя мысленные проигрывания произведения без
инструмента с реальной игрой на инструменте, учащийся может добиться предельно
прочного запоминания произведения.
Мысленные повторения произведения
развивают концентрацию внимания на слуховых образах, столь необходимую во
время публичного исполнения, усиливают выразительность игры, углубляют
понимание музыкального сочинения.
16
Метод разбора и запоминания на память музыкального произведения
Сидя за столом необходимо внимательно:
— пропеть внутренним слухом всё произведение (все мелодические линии и все
подголоски);
17
— постараться услышать гармоническую вертикаль (если она есть);
— простучать или прохлопать весь ритмический рисунок (особенно самые сложные
места);
— внимательно изучить все штрихи, динамику, аппликатуру;
— понять музыкальную форму произведения.
В конце разбора, когда общая картина произведения станет полностью ясна,
можно начать исполнять на инструменте, уже чётко представляя себе цель и задачи,
которые необходимо выполнить в этом произведении.
Нельзя
забывать,
что
все
эти
действия
необходимо
выполнять
при
неослабевающем внимании и сосредоточенности. Если внимание притупилось,
наступила усталость, то стоит на время отложить занятия, чтобы продолжить их при
более ясном сознании, так как музыкальный материал должен сохраняться только в
долговременной памяти с сознательным доступом.
Начав
с
грамотного
разбора
произведения,
следует
далее
столь
же
целенаправленно выучивать произведение наизусть не дожидаясь того момента,
когда моторика захватит вас всецело. Запоминать на память вначале лучше так же
без инструмента. И вот почему! Занимаясь разбором на инструменте, музыкант
невольно будет стремиться сыграть нотный текст, ещё не услышав его внутри себя,
тем самым, исключая работу внутреннего слуха. Многие величайшие исполнители
занимались на первоначальном этапе разбора без инструмента, анализируя нотный
текст за столом. Так занимались Н. Паганини, Ф. Лист, С. Рихтер и многие другие.
Учить
следует
вдумчиво,
медленно.
Предварительно
лучше
мысленно
разделить произведение на части (можно обозначить части в нотах карандашом),
найдя попутно схожий или одинаковый нотный текст, секвенционное развитие,
похожий или одинаковый ритмический рисунок.
18
Такой предварительный анализ помогает лучше запомнить музыкальный
материал, а подчас и сокращает время при заучивании похожих или одинаковых
мест. Все возможные мелодические линии необходимо пропевать с названиями нот,
при этом чисто интонируя (т.е. абсолютная сольмизация) и в точном ритмическом
движении. Можно применять и метод сольмизации по Альбрехту, то есть
ритмизованное чтение нот без интонирования. Но от второго варианта нужно
постепенно переходить к первому.
Заучивание одноголосных мелодий, после такой подготовки, вряд ли вызовет
какие-либо трудности.
В полифонических произведениях разумно сначала выучить отдельно каждый
голос (пропевая с названиями нот), а затем попытаться внутренним слухом
представить их совместное звучание.
Метод пропевания нотного текста вслух с названиями нот позволяет
подключить к работе слуховую и следственно-логическую виды памяти. Если же
при таком пропевании ещё и мысленно представлять исполнение этого текста на
инструменте (причём правильной аппликатурой), то и зрительная память будет в
работе, и двигательная подготовится к реальному исполнению.
Самое
эффективное
и
наилучшее
запоминание
получается
лишь
при
постепенном заучивании. При этом, выучив например, второй такт, нужно
вернуться к первому, и повторить их вместе. Этот же принцип применим и к
предложениям, периодам, частям. Нужно как бы «нанизывать» выученные отрывки
на единую нить памяти, всё время возвращаясь к началу, и повторяя ранее
выученное вместе с вновь заученным материалом. Только после такой кропотливой,
но очень нужной работы необходимо вернуться к исполнению на инструменте и
закрепить выученное за столом двигательной памятью.
При
исполнении на
инструменте,
внутренний
слух
должен
постоянно
контролировать получаемый результат. По сути, идеален тот вариант исполнения,
при котором ученик сначала слышит необходимое звучание внутри себя, затем
19
исполняет, а получившееся звучание сверяет с тем, что сохранил в памяти
внутренний слух. В виде формулы это выглядит так: «слышу (внутренним слухом) –
исполняю - контролирую (внутренним слухом)». Конечно эта цепочка «память –
исполнение - контроль» в реальности происходит столь быстро, что исполнитель не
всегда может её осознать. Но принцип мыслить при исполнении на опережение
должен быть базовым для хорошего музыканта.
Обращаться к нотному анализу необходимо постоянно, даже после того, как
произведение уже прочно выучено и возможно не раз исполнено публично. Ведь
даже долговременная память имеет свойство терять мелкие элементы, а именно
можно сыграть не ту ноту или не тот штрих в произведении, которое исполнялось не
однократно. Следует помнить об этом, и не пренебрегать кропотливым нотным
разбором.
Специфика заучивания произведения наизусть
Для совершенствования процессов запоминания и заучивания полезно
учитывать основные психологические принципы.
Закон памяти:
Практические приёмы реализации:
Закон интереса
Интересное запоминается легче.
20
Закон осмысления
Чем глубже осознать запоминаемую информацию,
тем лучше она запомнится.
Закон установки
Если человек сам себе дал установку запомнить
информацию, то запоминание произойдёт легче.
Закон действия
Информация, участвующая в деятельности (т.е.
если происходит применение знаний на практике)
запоминается лучше.
Закон повторения
Лучше всего запоминается информация, которую
повторили несколько раз.
Закон края
Лучше всего запоминается информация,
представленная в начале и в конце.
И желательно исключить такие факторы как:
- Неумение сконцентрироваться, невнимание и неумение управлять своим
вниманием. Отвлекающие моменты. Привычка делать одновременно несколько дел,
на самом деле только усугубляет положение вещей.
- Недостаток кислорода, недостаток витаминов и неправильное питание.
Поэтому обязательно и необходимо употреблять здоровую пищу, заниматься
спортом и гулять на свежем воздухе.
- Плохое самочувствие и депрессия. Учить на память в таком состоянии вряд ли
удастся.
Также во время запоминания музыкального произведения эффективен метод
воспроизведения
во
время
заучивания.
Его
суть
состоит
в
попытках
воспроизвести материал, который еще полностью не выучен. Например, проиграть
фрагмент по нотам один - два раза, затем попытаться его сыграть без нот, после чего
снова несколько раз по нотам и вновь попытаться воспроизвести и т.д. Такое
заучивание идет быстрее, а сохранение становится более прочным.
21
Ели пьеса невелика и её можно охватить единым внутренним взором, то лучше
её не дробить на фрагменты и учить целиком. Такой метод более эффективен
и называется «целостный».
Если же произведение большое, то не следует пытаться запомнить все
произведение сразу целиком, большие тексты лучше учить частями. Но в любом
случае объем фрагмента для повторения не должен превышать объем внутреннего
взора. А если материал неравномерной трудности, то заучивать его лучше
комбинированным методом.
После того как музыкальный материал выучен, необходимо дать ему
возможность просто «отлежаться». В течение этого перерыва происходит упрочение
сформированных следов.
Поскольку прерванная задача лучше запоминается,
периодическое «откладывание» разучиваемого произведения способствует его
лучшему запоминанию.
Таким образом, выучивание наизусть музыкального произведения – одна из
главных работ музыканта - исполнителя. Игра на память, как известно, расширяет
исполнительские
возможности
музыканта.
«Аккорд,
сыгранный
как
угодно
свободно по нотам, и наполовину не звучит так свободно, как сыгранный на
память», - считал Р. Шуман.
Найти универсальный способ
запоминания музыкального произведения,
подходящий для всех достаточно сложно. Нужно исходить из особенностей музыки
и индивидуальности учащегося. При выборе любого метода решающее значение
имеет музыкальное качество работы.
Список литературы
1.
Муцмахер В. И. «Совершенствование музыкальной памяти в процессе
обучения игре на фортепиано» - М., 1984.
2.
Маккиннон Л. «Игра наизусть» Л., 1967.
22
3.
Цыпин Г. М. «Обучение игре на фортепиано» - М., 1974.
4.
Петрушин В. И. «Музыкальная психология» - М., 1997.
5.
«Воспоминание
о
Софроницком».
Составитель
Я.
И.
Мильштейн.
М.,
«Советский композитор», 1982.
6.
Голубовская Н.И. Статья «Работа пианиста» из книги «Диалоги. Избранные
статьи». - СПб., 1994.
7.
Кирнарская Д. К. «Музыкальные способности» — «Таланты-XXI век», 2004.
8.
Маккиннон Л. «Игра наизусть» - Л.: Музыка, 1967.
9.
Медушевский В. «Интонационная форма музыки» - М., 1993 г.
10. Нейгауз Г. Г. «Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога».
4-е издание. – М., Музыка, 1982.
11. Неумывакин И. П. «Лимон. Мифы и реальность» - М.-СПб: ДИЛЯ, 2009 г.
12. Стоянов А. «Искусство пианиста». - М.: МУЗГИЗ, 1958.
13. Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей». – М., 1947.
14. Холопова В. «Музыка, как вид искусства» - СПб., 2000 г.
23