Автор: Калашникова Юлия Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №6
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Особенности работы над музыкальным произведением в классе гитары.
Раздел: дополнительное образование
Особенности работы над музыкальным произведением в
классе гитары
Работа над музыкальным произведением представляет
собой поэтапный процесс, каждый из которых заключает в
себе определенные трудности.
Особенности работы зависят от сложности содержания
конкретного произведения.
Процесс работы над музыкальным произведением условно
можно разделить на три этапа:
Первый этап – знакомство с произведением,
прослушивание, беседа о биографии композитора.
Музыкально – теоретический анализ: стиль, жанр, форма,
элементы музыкального языка, темп, разбор нотного текста.
Второй этап – решение технических задач, требуемых для
данного произведения. Детальная работа над комплексом
выразительных средств исполнения: артикуляция,
динамика, ритм, аппликатура.
Третий этап – завершение работы над произведением.
Умение исполнить музыкально, технически свободно, в
темпе, осмысленно, то есть в своем исполнении ученик
должен передать содержание музыкального произведения,
задуманного произведения, задуманного композитором.
На всех этапах работы над произведением педагог должен
постоянно наблюдать за правильной посадкой ученика,
правильной постановке рук и пальцев, так как зажатость,
напряжение рук ведёт к ограничению технического
развития. Добиваться свободы игрового аппарата
необходимо путём чередования мышечных расслаблений и
напряжений. Большое внимание ученика обращается на
слуховой контроль и качество звука, динамику.
На занятиях с учащимися младших классов можно
использовать сборники М. Александрова « Азбука
гитариста», И.Синицина «Гитарные сказки», А.Гитмана
«Начальное обучение на шестиструнной гитаре», В.Гуркина
«Хрестоматия гитариста», В.Калинина «Юный гитарист».
Нотный материал в изданиях изложен последовательно, по
степени сложности освоения игровых навыков. В сборниках
представлены программные пьесы, песни. Рисунки к ним
помогут понять настроение и характер музыки.
Отрабатывая в небольших пьесах различные технические и
художественные задачи, ученик постоянно переходит к
более сложным развёрнутым музыкальным формам. В
дальнейшей работе в программу ученика педагог должен
включать: музыку русской и зарубежной классики,
обработки народной музыки, произведения современных
композиторов (различных стилей и жанров).
Остановимся на некоторых, наиболее важных проблемах
встречающихся в работе над музыкальным произведением.
Ознакомление с произведением очень важный для ученика
момент. Чем полнее и ярче начальное представление о
произведении исполнителя, тем с большим пониманием
протекает вся последующая работа.
Ознакомившись с произведением, ученик приступает к
тщательному прочтению текста, к его разбору. Значение
грамотного музыкально – осмысленного разбора велико, так
как создаёт основу для дальнейшей правильной работы..
Следует разбирать произведение небольшими частями,
относительно законченными построениями, дольше
останавливаясь на более трудных.
Важным в работе над музыкальным произведением
является проблема выучивания наизусть.
Глубокое, вдумчивое изучение текста, внимание к деталям
требует сочетания игры на память с игрой по нотам.
Активное запоминание строится на углубленном понимании
образно – поэтической сущности, особенностей структуры,
формообразования произведения, которое является
основным, первоочередным по важности условием
успешного, художественно полноценного, запоминания
музыки.
При этом процессы понимания выступают в качестве
приёмов запоминания.
В работе над музыкальным произведением особого
внимания требует метроритмическая точность исполнения.
Навык восприятия и воспроизведения мерной пульсации
равновеликих временных долей выстраивает требуемую
«материальную» основу для развития первого из
компонентов музыкально – ритмической способности –
чувства темпа. Само это чувство предполагает в качестве
одного из основных истоков ощущать музыку в размеренном
ровном единообразии движений.
Соотношение длительностей – последний компонент
ритмической способности. Ориентация в ритмических
структурах соизмерения и различия разных по временной
«стоимости» длительности звуков – навык
фундаментальный, органически присущий всякой
музыкально – исполни-тельской деятельности. В сущности,
ни одно произведение, нельзя играть метроритмическим
ровно, так как это лишает его жизненности.
Особое значение в работе приобретает фразировка.
Правильно определить фразировку, то есть расчленить
музыкальную речь на составные её части – мотивы и фразы,
а затем найти верное средство для выражения всего этого,
является первостепенным делом в исполнительском
освоении произведения. Одно из основных условий
раскрытия содержания – ощущение направленности
развития любого построения, умение выявить эту
направленность при исполнении и довести мысль до её
ближайшей «вершины».
Надо приучить ученика слышать фразу, воспринимать
каждую в развитии и «вести» её. Работа над фразировкой
всегда неразрывно связана с работой над мелодической
линией. Очень важно воспитывать линеарное восприятие
мелодии, ощущение перехода её звуков одного в другой,
следует напомнить о том, что звуки мелодии, как и слова
речи, имеют различное значение, что есть звуки более
значительные, к которым движутся, «текут» все остальные
звуки. Понятие фразы уместно связать с дыханием.
Ощущение дыхания и выявляющих его цезур, понимание
значения этих музыкальных «знаков препинания» и
целенаправленности развития музыки – одно из главных
условий осмысленности исполнения.
Одно из весьма важных сторон работы музыканта –
исполнителя является техническое овладение
произведением. Рассматривая эту проблему, можно условно
выделить два основных типа задач.
Первый – преодоление трудностей, не связанных с
подвижным темпом исполнения, но требующих тщательной,
вдумчивой проработки.
Второй – область технической работы, подготавливающей
ученика к освоению не только нужным характером
звучания, но и быстрым темпом исполнения.
Важно понимания того, в чём заключается данная
техническая трудность, в чём состоит её художественное
значение, каков характер гитарных движений и самого
звукоизвлечения.
«Все технические приёмы рождаются из поисков того или
иного звукового образа. Величайшую ошибку совершает тот,
кто отрывает технику от содержания музыкального
произведения, нельзя отрывать приёмы исполнения от той
звучности, которую надлежит получить от уха к движению,
а не наоборот».
Исходя из вышеизложенного, педагог должен так построить
работу над музыкальным произведением, чтобы ученик смог
в достаточной мере осознать характер композиторского
замысла произведения, а затем отобразить его в своём
исполнении.
Работа над музыкальным произведением представляет
собой решение комплекса различных задач:
художественных, технических, формообразующих. На всех
этапах педагог должен помочь ученику в решении этих
задач, облегчая и создавая условия для воспитания
творческой личности. Вся работа педагога и ученика
направлена на то, чтобы музыкальное произведение
звучало в концертном исполнении. Итог работы – умение
исполнить музыкально, технически свободно, передать
характер произведения, задуманного композитора.